
В этом году исполняется 25 лет действующей Конституции Республики Казахстан. Она представляет собой главный нормативный правовой акт, определяющий политические, социальные, экономические и правовые основы страны. Ее принятие 30 августа 1995 года посредством проведения республиканского референдума стало серьезным шагом в рамках процессов государственного строительства Казахстана и осуществления политических и социально-экономических реформ под руководством Первого Президента РК Нурсултана Назарбаева.
По свидетельству ряда соратников Елбасы, он лично изучал зарубежный опыт конституционного строительства, профессионально работал над проектом новой Конституции РК и открыл процесс его всенародного обсуждения. Прежде всего, необходимость ее принятия он рассматривал с точки зрения не просто механической замены одной конструкции политико-властной системы на другую, а фактической смены парадигмы развития казахстанского общества и государства.
Одной из ключевых идей нового Основного закона стало создание сильного государства как инструмента защиты граждан на основе общепризнанных демократических свобод и ценностей. Вместе с тем в интересах обеспечения экономического развития на благо всего населения республики в нем одновременно нашли отражение ограничение монополии государства на собственность и предоставление каждому гражданину свободу предпринимательства.
В связи с этим была кардинально изменена институциональная система государства. В частности, были введены новые институты – двухпалатный парламент, Конституционный совет, Высший судебный совет. Кабинет министров стал именоваться правительством, главы администраций – акимами. Самым существенным стало изменение статуса и полномочий президента республики. Он не только стал доминирующей фигурой в государстве, но и был признан находящимся над всеми ветвями власти. Конституция также обеспечила главу государства сильными механизмами гарантий своего положения и воздействия на правительство, парламент, суды и местные органы власти. При этом Казахстан стал официально обозначаться как государство с президентской формой правления.
Формирование, таким образом, стабильно функционирующей системы государственной власти и управления создало серьезные предпосылки для активной реализации экономических преобразований. В рамках действующей Конституции РК была создана законодательная база, регулирующая отношения в области бюджетной, налоговой, таможенной, инвестиционной, антимонопольной политики, банковской сфере, внешнеэкономической деятельности и т.д., а также завершена приватизация крупных объектов государственной собственности. Эти и другие меры позволили обеспечить либерализацию и стабилизацию экономики страны.
Главным значением Основного закона является определение базовых моделей казахстанской государственности. Согласно п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 2 Конституции РК, Казахстан провозглашает себя демократическим, светским, правовым, социальным и унитарным государством с президентской формой правления.
Демократическая государственность. В своем общепринятом значении демократия представляет собой форму государственно-политического устройства общества, основанную на признании народа в качестве единственно легитимного источника власти. Демократический характер казахстанской государственности подтверждают, во-первых, утвержденные Конституцией РК общепризнанные в мире гражданские, политические, социальные и экономические права и свободы граждан и гарантии их соблюдения, а также идеологическое и политическое многообразие, всеобщее равенство перед законом и судом, разделение властей и т.д. Во-вторых, реальное многообразие действующих институтов гражданского общества, включая политические партии, профсоюзы, неправительственные организации, религиозные объединения, СМИ и т.д.
Светская государственность. Светским является государство, в котором не существует официальной, государственной религии, а также ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным для граждан. Казахстанскую модель светской государственности характеризуют следующие моменты:
1) уважение права каждого гражданина республики на свободу совести и вероисповедания и его религиозных убеждений, что, в свою очередь, обуславливает отказ государства и его органов от контроля отношений своих граждан к религии;
2) отделение всех религиозных конфессий и объединений от государства и невмешательство государства в их внутренние дела, если с их стороны не нарушается действующее законодательство;
3) невмешательство религиозных конфессий и объединений в политическую жизнь страны, что ограничивает их деятельность исключительно вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей населения;
4) проведение государством политики, направленной на поддержание и развитие религиозной толерантности и межконфессионального согласия.
Правовая государственность. Правовым считается государство, важнейшими признаками которого являются верховенство права и закона во всех сферах общественной жизни, равенство всех перед законом и независимым судом, связанность государства и его органов законом, взаимная ответственность государства и личности, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, включая их защиту в судебном порядке.
Соответствующие моменты отражены в Конституции РК, которая имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории страны. На практике принципы правового государства реализуются, прежде всего, в деятельности государства и его органов, связанной с вопросами законотворчества и законодательства, поддержания правопорядка, отправления правосудия и т.д. Вместе с тем не следует полагать, что обеспечение верховенства закона представляет собой обязанность только государств. В этом процессе очень важно участие граждан и институтов гражданского общества, включая проявление нулевой терпимости каждого из них к любым правонарушениям.
Социальная государственность. Социальное государство предполагает функционирование такой политической системы, в рамках которой каждому гражданину конституцией соответствующей страны гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ, включая занятость, жилье, медицинскую помощь, образование, пенсию и т.д. Основной акцент в данном случае делается на выполнение государством обязанностей по обеспечению и защите социальных прав и свобод человека и гражданина, позволяющих ему претендовать на получение от государства определенных материальных благ Обычно к социальным правам человека относятся право на социальное обеспечение, образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище, а также особые права детей и права инвалидов.
Основные направления развития данной модели казахстанской государственности, в частности, представлены в Концепции социального развития Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной постановлением правительства РК от 24 апреля 2014 года. Основными принципами данного процесса являются равные возможности для всех граждан страны, установление минимальных социальных стандартов, адресность или дифференцированный подход к оказанию социальной помощи, солидарная ответственность государства, работодателей и граждан, экономический рост как основа эффективной социальной политики.
Унитарная государственность.Унитарность представляет собой такую форму государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. Она также предполагает единые для соответствующей страны гражданство, законодательство и систему государственной власти.
Унитарная государственность Казахстана характеризуется следующими моментами:
1) обеспечение территориальной целостности республики;
2) наличие системы административно-территориального устройства республики, в состав которой входят регионы (область, район, сельский округ), городские и сельские и населенные пункты.
3) равный политико-правовой статус административно-территориальных единиц одного уровня, что облегчает проведение единой государственной политики;
4) централизованный характер, предполагающий назначение руководителей местных исполнительных органов власти строго по иерархии, начиная от центра;
5) право местных органов власти принимать исключительно по вопросам местного значения решения, обязательные на соответствующей территории, но не имеющие законодательного характера.
Президентская форма правления. Она, во-первых, представляет собой республику, то есть такую форму государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением или другими госорганами на определенный срок. Во-вторых, ее характеризует существование института президента как единоличного главы государства, который играет наиболее значительную роль в политической системе страны.
Выбор Казахстаном президентской формы правления не случаен. Он был обусловлен необходимостью наличия сильной и консолидированной системы государственной власти, которая не подвержена колебаниям, вызванным возможными политическими и социально-экономическими кризисами, а также разногласиями между ветвями власти. При этом в процессе развития страны данная форма правления периодически совершенствуется.
Так, с учетом конституционных изменений, осуществленных в 2007 и 2017 гг., к настоящему времени фактически сформирована смешанная республика президентско-парламентского типа. Ее основными моментами являются конституционный принцип ответственности правительства перед президентом и парламентом, механизмы участия Мажилиса Парламента в формировании и сложение правительством своих полномочий перед вновь избранным депутатским корпусом данной палаты.
Еще одним доминирующим императивом действующей Конституции РК является консолидация общества на основе межнационального согласия и казахстанского патриотизма. На этой основе Казахстан справедливо представлен как результат государственного самоопределения не только казахского народа, а представителей всех населяющих его этносов, что нашло свое отражение в преамбуле Основного закона страны. Соответствующее положение подкрепляется неуклонно проводимой государством политикой в сфере межэтнических отношений. Одним из ее важных моментов стало одобрение в апреле 2010 года главой государства Нурсултаном Назарбаевым Доктрины национального единства Казахстана, разработанной под эгидой Ассамблеи народа Казахстана. Данный документ определяет необходимость достижения национального единства, основанного на признании общей для всех граждан республики системы ценностей и принципов, включая овладение в перспективе каждым гражданином государственным языком.
Таким образом, благодаря четко обозначенным в Конституции РК моделям, принципам и ценностям, Казахстан состоялся как суверенное и международно признанное государство со всеми атрибутами государственности. Это позволило не только провести важные для страны на разных этапах ее развития политические, социальные и экономические преобразования, но и успешно обеспечить преемственность верховной власти и официального политического курса. В настоящее время перед новым руководством республики и всем казахстанским обществом стоят задачи вывести Казахстан на новый уровень своего развития посредством проведения новых преобразований, сохраняя при этом сформированные и выдержавшие испытание временем конституционные основы его государственности.