Конституционный контроль: история и современность

7082
Аманжол Нурмагамбетов, заслуженный деятель Республики Казахстан, доктор юридических наук

Норма о том, что «Высшим органом судебной защиты Конституции является Конституционный суд Республики Казахстан», была закреплена в Конституционном законе «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года. Так была подтверждена неизменность курса нашей страны на построение демократического и правового государства.

Реализуя вышеназванное конституционное положение, Верховный совет республики в начале июня 1992 года принял законы «О Конституционном Суде Респуб­лики Казахстан» и «О Конституционном судопроизводстве в Республике Казахстан», а 2 июля того же года по представлению Президента страны был избран состав Конституционного суда. Согласно принятым законам высшему органу судебной власти по защите Конституции были предоставлены широкие полномочия. Так, судья Конституционного суда имел право возбуждать конституционное производство по собственной инициативе. Кроме того, отмена или утрата силы какого-либо акта, конституционность которого оспаривалась, не являлись основанием для отказа в возбуждении конституционного судопроизводства и рассмотрения дела по существу. Правда, эти и некоторые другие нормы в последующем были отменены, тем не менее полномочия Конституционного суда оставались достаточно полновесными.

Сформированный орган конституционного контроля с самого начала своей деятельности рассматривал исключительно вопросы права, что подтверждают его постановления, вынесенные в рамках предоставленных законами полномочий. К примеру, в итоговом решении первого дела, рассмотренного Конституционным судом в октябре 1992 года, констатировалось, что трудности переходного периода и углубление экономического кризиса не могут служить оправданием нарушений социально-экономических прав и свобод, гарантированных Конституцией.

По мнению судей Конституционного суда, постановление Верховного совета Республики Казахстан от 18 января 1992 года «О сроках поэтапного введения в действие минимальных потребительских бюджетов», приложение к нему «Минимальная потребительская корзина в 1992 г. (на основе минимальных норм потребления продуктов питания)» ведут к резкому снижению жизненного уровня социально незащищенных слоев населения Казахстана, их обнищанию, росту социальной напряженности. В результате вышеназванное постановление и приложение к нему были признаны не соответствующими Конституции.

Защита конституционных ценностей прослеживается и в других решениях Конституционного суда. Кстати, уже через несколько месяцев с начала функционирования органа конституционного конт­роля возникла неизвестно от кого исходящая идея преобразовать Конституционный суд в Конституционную палату Верховного суда Республики Казахстан, подтверж­дением которой была попытка внес­ти соответствующую поправку в Конституцию 1993 года. Однако подавляющее большинство депутатов Верховного совета ХII созыва предложенную поправку в Основной закон не поддержало, и Конституционный суд осуществлял свою деятельность до принятия Конституции 1995 года.

Особый общественный резонанс в нашей стране вызвало постановление Конституционного суда от 6 марта 1995 года, принятое по обращению кандидата в депутаты Верховного совета ХIII созыва от Аблайхановского избирательного округа Алматы Татьяны Квятковской. Конституционный суд в своем итоговом решении признал выборы депутатов Верховного совета ХIII созыва нелегитимными, за чем последовал роспуск законодательного и высшего представительного органа Республики Казахстан.

Полагаю уместным подчерк­нуть, что это постановление Конституционного суда после его опубликования всесторонне исследовалось как внутренними, так и внешними экспертами и с точки зрения правовой обоснованности и аргументированности являлось юридически безупречным.

Таким образом, Конституционный суд как важнейший институт демократического государства, каковым стремился стать Казах­стан, за три года своего функционирования показал свою эффективность по защите конституционных ценностей.

В первом проекте Конституции, вынесенном на всенародное обсуждение 4 июля 1995 года, была закреплена норма, что судами рес­публики являются Конституционный, Верховный и местные суды. Однако в опубликованном 1 авгус­та 1995 года втором варианте проекта Конституции вместо нормы о Конституционном суде появился раздел VI «Конституционный Совет», который в числе других разделов был вынесен на всенародный референдум. По поводу сомнения некоторых экспертов, в частности, известного ученого-правоведа Еркеша Нурпеисова, относительно замены Конституционного суда Конституционным советом Первый Президент страны Нурсултан Назарбаев на заседании Экспертно-консультативного совета по разработке проекта Конституции высказал следующее: «Конституционный суд необходим в устойчивой, демократической стране с политически зрелым населением и стабильным обществом. Когда наступят такие условия, мы создадим Конституционный суд по лучшим мировым стандартам». Таким образом, с принятием Конституции 1995 года в Республике Казахстан начинается деятельность нового органа конституционного контроля – Конституционного совета.

Если сравнивать компетенции Конституционного суда и Конституционного совета, то при сохранении определенной преемственности они существенно различаются. Так, в компетенцию Конституционного суда входило рассмотрение дел о конституцион­ности правоприменительной практики, затрагивающей конституционные права граждан, а у Конституционного совета такие полномочия отсутствовали. С другой стороны, Конституционный совет рассматривал до подписания Президентом законы на их соответствие Конституции, а также обладал исключительным правом давать официальное толкование норм Конституции. Конституцион­ному совету был предоставлен ряд иных полномочий, которых не было у Конституционного суда.

За 27 лет своего функционирования Конституционный совет как орган конституционного контроля эффективно обеспечивал верховенство Конституции на всей территории страны. Его независимость и невхождение ни в одну из ветвей власти позволяли самостоятельно осуществлять защиту конституционных ценностей. При этом субъектами обращения являлись Президент, председатели палат Парламента, Премьер-министр, не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, а также суды. Итогом работы Конституционного совета является принятие нормативных постановлений, признание неконституционными в целом или в части законов и международных договоров до их ратификации. Конституционный совет активно осуществлял толкование норм Конституции, определяя системные подходы к пониманию тех или иных положений Основного закона.

Важным аспектом деятельности Конституционного совета является направление в Парламент страны ежегодных посланий о состоянии конституционной законности, основанных на обобщении деятельности органа конституционного контроля по приведению законодательства в соответствие с Конституцией путем совершенствования законодательной базы. Конституцион­ным советом принято более 140 нормативных постановлений, 30 законов и международных договоров были в целом или в части признаны неконституционными, дано официальное толкование многих норм Конституции согласно поступившим обращениям. Трудно переоценить роль нормативных постановлений Конституционного совета не только в защите прав и законных интересов человека и гражданина, но и в позитивном влиянии на устойчивость конституционного строя в целом. Это касается прежде всего территориальной целостности государства как определяющего условия суверенитета и национальной безопасности Казахстана.

Исключительно важными для становления государственной идентичности Казахстана являются разъяснения Конституцион­ного совета относительно норм Конституции о языках. В дополнительном его постановлении от 23 февраля 2007 года констатируется, что из конституционного закрепления казахского языка в качестве государственного следует, что казахский язык является одним из определяющих факторов государственности Казахстана, символизирует его суверенитет и является элементом конституционного статуса республики, выражающим единство народа Казахстана.

В нормативных постановлениях Конституционного совета сформулированы позиции по многим иным проблемам реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся вопросы гражданства, частной собственности, личной свободы, свободы слова, объединения, равенства всех перед законом и судом, охраны здоровья, социального обеспечения и другие.

Новым этапом становления института конституционного контроля в Казахстане явилась инициатива Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева учредить Конституционный суд, что с воодушевлением было воспринято казахстанским обществом. Данный государственный орган по обеспечению верховенства Конституции среди граждан нашей страны пользуется особым вниманием. Именно Конституционный суд по их обращениям будет рассматривать на соответствие Конституции нормативные правовые акты, непосредственно затрагивающие их права и свободы, закрепленные Конституцией.

На сегодняшний день новеллы о Конституционном суде внесены в Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». Принят Конституцион­ный закон Республики Казахстан «О Конституционном Суде Республики Казахстан». Осталось только определиться с составом Конституционного суда.

В соответствии с вышеназванными законами Конституционный суд должен состоять из одиннадцати судей, включая председателя и его заместителя. В новом Конституционном законе «О Конституционном Суде Республики Казахстан» установлены состав и порядок его формирования. Установлены также требования, предъявляемые к судьям КС РК. Судьей Конституционного суда может быть назначен гражданин Республики Казахстан не моложе сорока лет. Возрастной ценз довольно высокий, и это, на наш взгляд, вполне объяснимо, учитывая характер, сложность и ответственность функ­циональных обязанностей судьи Конституцион­ного суда. Именно к этому возрасту в совокупности с длительным стажем работы по юридической профессии складывается соответствующая квалификация в области права.

Еще один аспект, на который хотелось бы обратить внимание. Иногда высказывается точка зрения, что в состав Конституционного суда должны войти только ученые-конституционалисты. Полагаю, что это ошибочное мнение. Не умаляя роль и значимость данной отрасли права, следует отметить, что в конкретном конституционном производстве невозможно обойтись без применения норм гражданского, уголовного, административного, земельного, финансового, экологического и других отраслей права. Исходя из этого, считаем, что в состав Конституционного суда могут войти высококлассные специалисты, представляющие любую отрасль права.

Совсем немного времени осталось до 1 января 2023 года, того дня, когда в стране начнет функ­ционировать новый орган конституционного контроля – Конституционный суд. Граждане страны надеются, что вновь создаваемый государственный орган станет эффективным правовым механизмом совершенствования защиты прав человека и гражданина, важным звеном строительства Справедливого Казахстана, выражают уверенность в том, что орган конституционного контроля нового поколения с честью будет обеспечивать верховенство Конституции Республики Казахстан.

Популярное

Все
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Закон Республики Казахстан
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
Дожди с градом обрушатся на Казахстан
Совбез ООН собрался на экстренное заседание
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
Президент подписал закон об амнистии к 30-летию Конституции РК
Очередной циклон с дождями и грозами надвигается на Казахстан
Трамп: Ключевые ядерные объекты Ирана полностью уничтожены
Бублик одержал победу на турнире ATP 500 в Германии
Когда региональная сила становится мировым аргументом
Polpharma Group расширяет инвестиции в Казахстан
«Пасынки степи»: атырауский писатель рассказал о своей книге столичным читателям
МИД Казахстана сделал заявление по ситуации на Ближнем Востоке
«Голос Турана-2025» собирает друзей
В Казахстане дети все чаще рождаются с врожденными патологиями
Французские эксперты подключились к исследованию озера Балхаш
В Туркестанской области поздравили фронтовика с вековым юбилеем
Сенат не согласился с рядом норм нового Налогового кодекса
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Назначен новый министр обороны Казахстана
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
В Уральске реконструируют набережную
Дожди с грозами и ветром ожидают казахстанцев в эти выходные
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы

Читайте также

Вызовы современности: милитаризация и ядерная безопасность
Нормы и требования делопроизводства
Плывут по воде желтые солнышки
Работам соискателей – народное обсуждение

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]