​Культурная память и современное искусство

9767
Актоты Раимкулова, вице-министр культуры и спорта РК

Стремление сохранить духовное богатство казахского народа основано на многовековой истории, на традициях – механизме самосохранения, воспроизводства и регенерации этнической культуры и социально-исторического опыта людей. Казах­станский феномен этнического возрождения демонстрирует новые возможнос­ти сохранения духовных ценнос­тей и подчеркивает особое значение искусства в их обогащении и развитии.

Идеи независимого Казах­стана буквально напоили современное искусство свободой творческого самовыражения, в основании которой находится тот ментальный уровень казахской традиционной культуры, который Президент Рес­публики Казахстан Нурсултан Назарбаев назвал «генетическим кодом нации». Эта метафора используется нами для обозначения национальной культуры в аспекте ее преемственности, сохранения культурной самобытности народа и ярко воплощается в современном искусстве страны.

К примеру, изобразительное искусство Казахстана создано за краткий исторический период – примерно за 80 лет ХХ века. До этого художественное творчество казахов было связано в основном с прикладным, орнаментальным искус­ством. Предметы художественного творчества казахских мастеров создавались для нужд кочевой жизни, и каждая юрта представляла собой своеобразный передвижной музей. Нацио­нальная самоидентификация отечественного изобразительного искусства проявилась сразу и ярко, а в годы независимости приобрела масштабный характер, соединив эстетику и философию национального мировоззрения с новейшими средствами художест­венного языка.

Национальные архетипы отражаются как в традиционных формах – орнаменте, прикладном искусстве, так и в современных визуальных искус­ствах – живопи­си, перформансах, видеоарте, дизайне. Мы видим, что материа­лом для воплощения авторского замысла служат этнознаковые, тенгрианские элементы обряднос­ти, цвета бескрайних просторов степи, культовые анималистичес­кие образы, музыкальные инст­рументы, исторические персонажи. Так, к тенгрианским образам активно обращаются художники Есенгали Садырбаев, Бахыт Бапишев, Бахытжан Абишев, Кадыржан Хайрулин, Ануар Игембаев и другие. Важным моментом в творчестве художников Аманата Назаркулова, Акжаны Абдалиевой, Акмарал Абулхаир, Гульмиры Тельгозиевой и многих других становится воссоздание механизма трансляции культурно значимой информации.

Звуки степного ветра, бега тулпара, радости кочевника на жайляу, горечи утраты в бою и торжество свободы – все это тысячами мелодических нюансов могут передать исполнительские приемы игры на древних кобызе, жетигене, сырнае, домбре­. Количество исполнителей народной музыки столь велико по всему Казахстану, что весьма затруднительно назвать кого-либо отдельно. Великие давние традиции музыкального искусства казахского народа всегда будут жить в творчестве небольших народных ансамб­лей, студенческих коллективов колледжей и вузов, государственных оркестров областных филармоний и театров.

Казахская мелодическая традиция была привнесена в оперное искусство. Жемчужины класси­ческого музыкального искусства Казахстана – оперы «Біржан и Сара» Мукана Тулебаева, «Қыз Жібек» Евгения Брусиловского, «Абай» Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди, «Қамар-Сұлу» Еркегали Рахмадиева стали образцом для наших современных композиторов Кенеса Дюйсекеева, Серика и Алиби Абдинуровых, Балнур Кыдырбек, Сейдоллы Байтерекова. Произведения этих и многих других отечественных авторов исполняются на всех концертных площадках страны и за ее пределами.

Современные композиторы постоянно ищут новые возможности артикулировать национальные истоки в музыке. Например, в творчестве яркого представителя казахстанской композиторской школы Еркегали Рахмадиева (1932–2013) сформировался уникальный жанр – симфонический кюй. Синтез двух принципов музыкального мышления в произведениях Рахмадиева «Дайрабай», «Кудаша-Думан», «Орытпа» и других стал творческим вызовом композитора и прекрасной иллюстрацией новых стилевых тенденций в симфонической музыке.

Постоянным местом жизни народных традиций в лучших своих проявлениях являются театры Казахстана. В их репертуаре безусловным приоритетом обладают те спектакли, в которых национальная история переосмысливается с точки зрения вечных нравственных проблем, восполняясь духом обрядовых, музыкальных, фольклорных традиций народа. Яркие сценические решения, современное прочтение пьес классиков отечественной драматургии демонстрируют Казахский государственный академический театр для детей и юношества им. Г. Мусрепова, Северо-Казахстанский областной казахский музыкально-драматический театр им. С. Муканова, Южно-Казахстанский областной русский драматичес­кий театр им. Ж. Шанина, Государственный академический казахский музыкально-драматический театр им. К. Куанышбаева, Актюбинский областной театр драмы им. Т. Ахтанова, Карагандинский областной казахский драматический театр им. С. Сейфуллина. Спектак­ли «Султан Бейбарс», «Томирис», «Жаужүрек», «Шакарім», «Абай» смотрят тысячи казахстанцев, сопереживая историческим событиям и погружаясь в мир традиционной казахской культуры.

Истоки классической хорео­графической культуры связаны с театральным искусством. В первой музыкальной студии, созданной в 1934 году под руководством Жумата Шанина, начинается работа над постановкой пьесы Мухтара Ауэзова «Айман – Шолпан» на музыку композитора Ивана Коцыка. В этом спектакле в постановке балетмейстера Али Ардобуса были представлены танцы каражорга и келиншек. Тогда же молодой творческий коллектив показал музыкальную драму Беимбета Майлина и Ивана Коцыка «Шуга», где в первый раз сольно танцевала Шара Жиенкулова. С этого дня музыкальная студия преобразована в музыкальный театр, и хореографическое искусство приобретает самостоятельный статус в Казахстане.

Богатое духовное наследие кочевой цивилизации стало основой расцвета всех классических видов искусства. Молодой театр «Астана Балет» – прекрасный пример продолжения казахских танцевальных традиций в современном хореографическом искусстве. Главный балетмейстер театра заслуженный дея­тель Казахстана Айгуль Тати обретала профессиональное мастерство под руководством выдающихся хореографов Шары Жиенкуловой, Даурена Абирова, Заурбека Райбаева. Зримая преемственность хореографической культуры продолжается: Айгуль Тати создала целый ряд хореографических номеров («Красавицы», «Узоры», «Шашу», «Шаттық», «Әсем қоңыр»), блес­тяще соединив мелодику казахской музыки с пластикой народной танцевальной культуры. Восприняла традицию и молодой режиссер-хореограф этого театра Мукарам Авахри. Она поставила одноактный балет «Жусан» и несколько хорео­графических миниатюр, среди которых «Скифские фрески», «Қыз Жібек», «Затмение», демонстрирующие современный пластический язык в соединении с традицией.

Ресурсы традиционной танцевальной культуры далеко не исчерпаны. Более того, они интересны и для зарубежных мастеров. Известный российский хореограф, постановщик и режиссер Георгий Ковтун планирует в сентябре представить балет на тему казахских мифов и сказок. Думается, спектакль еще раз убедит нас в неисчерпаемости народных традиций.

Хотелось бы отметить еще один аспект присутствия культурных традиций казахского народа в наши дни. В современном дизайне костюма лидирует этностиль, истоки которого питаются мировоззренческой глубиной кочевой культуры. В многоликом мире fashion-ин­дустрии коллекции казахстанских дизайнеров отличают этнокультурная идентификация, яркость, функциональность, мастерство исполнения. Причем этностиль в работах Балнур Асановой, Аиды Кауменовой, Саиды Азихан и многих других наших модельеров ни в коей мере не отменяет эксперимент и новаторство, без которых не могут существовать творчество и продолжаться традиция.

Культура – та сфера, где на­дежно хранятся этнические традиции и национальное самосознание. Искусство обладает поистине безграничными выразительными возможностями, способными ярко воспроизвести дух народной культуры. Сегодня традиционные этнокультурные коды приобретают новые актуальные формы. Тысячелетняя культурная память казахского народа прочно живет в современном искусстве, даря нам знания о прошлом, а будущим поколениям – еще и знания о нас.

Популярное

Все
Суд обязал посредников в обмане вернуть деньги мужу погибшей женщины
Вынесен приговор лесникам
В Казахстане повышается спрос на экотуризм
Где и кем бы ни работал – думай о тех, кто рядом
Если строительство детских площадок – забота местных властей, то за их сохранность должны отвечать сами горожане
В Шымкенте отказались от восстановления детской железной дороги
Древние секреты воспитания: ругать, благословляя
Неприятные мелочи мешают учебному процессу
Гамма формы, мелодия цвета
В Талдыкоргане представили сказку с 3D-спецэффектами
Удивление от Вселенной
Международная цирковая программа покоряет сердца зрителей разных возрастов
Рисовая шелуха обрела вторую жизнь
Ученые КазАТИУ разработали новую технологию производства кирпича
Против танка ходил он с карабином и саблей
Военнослужащие устроили «парад Победы» для фронтовика
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко
Подвигу казахстанцев посвящается...
О солдате, который уничтожил четыре танка на Курской дуге
Ветеранам – везде почет
Штурмовики идут в бой с пехотой
Талдыкорганской авиабазе присвоено имя Дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского
Снится война до сих пор
Век прожить – не поле перейти
Первый летчик-казах Жолдасбек Нурымов достоин памятника
Рахимжан Сансызбаев – лихой разведчик из Кокшетау
Мужество дедов – пример для внуков и правнуков
Никто не забыт
Чиновника в Жетысу подозревают в получении взяток за продление и назначение инвалидности
Спасибо за ваш подвиг, ветераны!
Голоса из прошлого
Талдыкорганской авиабазе присвоено имя Сергея Луганского
Государственным языком в Атырауской области владеют представители разных национальностей
Премьер возложил цветы к памятнику Рахымжану Кошкарбаеву
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Тест на прочность: держаться вместе!
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Россия и Казахстан подписали соглашение по строительству ТЭЦ в Казахстане
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
В Косшы открыли первый государственный спортобъект

Читайте также

Пора ломать стереотипы
Тепловизоры сообщат о пожаре
Производство мяса снизилось, но не фатально
Новый район готов к посевной

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]