​Культурная память и современное искусство

11237
Актоты Раимкулова, вице-министр культуры и спорта РК

Стремление сохранить духовное богатство казахского народа основано на многовековой истории, на традициях – механизме самосохранения, воспроизводства и регенерации этнической культуры и социально-исторического опыта людей. Казах­станский феномен этнического возрождения демонстрирует новые возможнос­ти сохранения духовных ценнос­тей и подчеркивает особое значение искусства в их обогащении и развитии.

Идеи независимого Казах­стана буквально напоили современное искусство свободой творческого самовыражения, в основании которой находится тот ментальный уровень казахской традиционной культуры, который Президент Рес­публики Казахстан Нурсултан Назарбаев назвал «генетическим кодом нации». Эта метафора используется нами для обозначения национальной культуры в аспекте ее преемственности, сохранения культурной самобытности народа и ярко воплощается в современном искусстве страны.

К примеру, изобразительное искусство Казахстана создано за краткий исторический период – примерно за 80 лет ХХ века. До этого художественное творчество казахов было связано в основном с прикладным, орнаментальным искус­ством. Предметы художественного творчества казахских мастеров создавались для нужд кочевой жизни, и каждая юрта представляла собой своеобразный передвижной музей. Нацио­нальная самоидентификация отечественного изобразительного искусства проявилась сразу и ярко, а в годы независимости приобрела масштабный характер, соединив эстетику и философию национального мировоззрения с новейшими средствами художест­венного языка.

Национальные архетипы отражаются как в традиционных формах – орнаменте, прикладном искусстве, так и в современных визуальных искус­ствах – живопи­си, перформансах, видеоарте, дизайне. Мы видим, что материа­лом для воплощения авторского замысла служат этнознаковые, тенгрианские элементы обряднос­ти, цвета бескрайних просторов степи, культовые анималистичес­кие образы, музыкальные инст­рументы, исторические персонажи. Так, к тенгрианским образам активно обращаются художники Есенгали Садырбаев, Бахыт Бапишев, Бахытжан Абишев, Кадыржан Хайрулин, Ануар Игембаев и другие. Важным моментом в творчестве художников Аманата Назаркулова, Акжаны Абдалиевой, Акмарал Абулхаир, Гульмиры Тельгозиевой и многих других становится воссоздание механизма трансляции культурно значимой информации.

Звуки степного ветра, бега тулпара, радости кочевника на жайляу, горечи утраты в бою и торжество свободы – все это тысячами мелодических нюансов могут передать исполнительские приемы игры на древних кобызе, жетигене, сырнае, домбре­. Количество исполнителей народной музыки столь велико по всему Казахстану, что весьма затруднительно назвать кого-либо отдельно. Великие давние традиции музыкального искусства казахского народа всегда будут жить в творчестве небольших народных ансамб­лей, студенческих коллективов колледжей и вузов, государственных оркестров областных филармоний и театров.

Казахская мелодическая традиция была привнесена в оперное искусство. Жемчужины класси­ческого музыкального искусства Казахстана – оперы «Біржан и Сара» Мукана Тулебаева, «Қыз Жібек» Евгения Брусиловского, «Абай» Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди, «Қамар-Сұлу» Еркегали Рахмадиева стали образцом для наших современных композиторов Кенеса Дюйсекеева, Серика и Алиби Абдинуровых, Балнур Кыдырбек, Сейдоллы Байтерекова. Произведения этих и многих других отечественных авторов исполняются на всех концертных площадках страны и за ее пределами.

Современные композиторы постоянно ищут новые возможности артикулировать национальные истоки в музыке. Например, в творчестве яркого представителя казахстанской композиторской школы Еркегали Рахмадиева (1932–2013) сформировался уникальный жанр – симфонический кюй. Синтез двух принципов музыкального мышления в произведениях Рахмадиева «Дайрабай», «Кудаша-Думан», «Орытпа» и других стал творческим вызовом композитора и прекрасной иллюстрацией новых стилевых тенденций в симфонической музыке.

Постоянным местом жизни народных традиций в лучших своих проявлениях являются театры Казахстана. В их репертуаре безусловным приоритетом обладают те спектакли, в которых национальная история переосмысливается с точки зрения вечных нравственных проблем, восполняясь духом обрядовых, музыкальных, фольклорных традиций народа. Яркие сценические решения, современное прочтение пьес классиков отечественной драматургии демонстрируют Казахский государственный академический театр для детей и юношества им. Г. Мусрепова, Северо-Казахстанский областной казахский музыкально-драматический театр им. С. Муканова, Южно-Казахстанский областной русский драматичес­кий театр им. Ж. Шанина, Государственный академический казахский музыкально-драматический театр им. К. Куанышбаева, Актюбинский областной театр драмы им. Т. Ахтанова, Карагандинский областной казахский драматический театр им. С. Сейфуллина. Спектак­ли «Султан Бейбарс», «Томирис», «Жаужүрек», «Шакарім», «Абай» смотрят тысячи казахстанцев, сопереживая историческим событиям и погружаясь в мир традиционной казахской культуры.

Истоки классической хорео­графической культуры связаны с театральным искусством. В первой музыкальной студии, созданной в 1934 году под руководством Жумата Шанина, начинается работа над постановкой пьесы Мухтара Ауэзова «Айман – Шолпан» на музыку композитора Ивана Коцыка. В этом спектакле в постановке балетмейстера Али Ардобуса были представлены танцы каражорга и келиншек. Тогда же молодой творческий коллектив показал музыкальную драму Беимбета Майлина и Ивана Коцыка «Шуга», где в первый раз сольно танцевала Шара Жиенкулова. С этого дня музыкальная студия преобразована в музыкальный театр, и хореографическое искусство приобретает самостоятельный статус в Казахстане.

Богатое духовное наследие кочевой цивилизации стало основой расцвета всех классических видов искусства. Молодой театр «Астана Балет» – прекрасный пример продолжения казахских танцевальных традиций в современном хореографическом искусстве. Главный балетмейстер театра заслуженный дея­тель Казахстана Айгуль Тати обретала профессиональное мастерство под руководством выдающихся хореографов Шары Жиенкуловой, Даурена Абирова, Заурбека Райбаева. Зримая преемственность хореографической культуры продолжается: Айгуль Тати создала целый ряд хореографических номеров («Красавицы», «Узоры», «Шашу», «Шаттық», «Әсем қоңыр»), блес­тяще соединив мелодику казахской музыки с пластикой народной танцевальной культуры. Восприняла традицию и молодой режиссер-хореограф этого театра Мукарам Авахри. Она поставила одноактный балет «Жусан» и несколько хорео­графических миниатюр, среди которых «Скифские фрески», «Қыз Жібек», «Затмение», демонстрирующие современный пластический язык в соединении с традицией.

Ресурсы традиционной танцевальной культуры далеко не исчерпаны. Более того, они интересны и для зарубежных мастеров. Известный российский хореограф, постановщик и режиссер Георгий Ковтун планирует в сентябре представить балет на тему казахских мифов и сказок. Думается, спектакль еще раз убедит нас в неисчерпаемости народных традиций.

Хотелось бы отметить еще один аспект присутствия культурных традиций казахского народа в наши дни. В современном дизайне костюма лидирует этностиль, истоки которого питаются мировоззренческой глубиной кочевой культуры. В многоликом мире fashion-ин­дустрии коллекции казахстанских дизайнеров отличают этнокультурная идентификация, яркость, функциональность, мастерство исполнения. Причем этностиль в работах Балнур Асановой, Аиды Кауменовой, Саиды Азихан и многих других наших модельеров ни в коей мере не отменяет эксперимент и новаторство, без которых не могут существовать творчество и продолжаться традиция.

Культура – та сфера, где на­дежно хранятся этнические традиции и национальное самосознание. Искусство обладает поистине безграничными выразительными возможностями, способными ярко воспроизвести дух народной культуры. Сегодня традиционные этнокультурные коды приобретают новые актуальные формы. Тысячелетняя культурная память казахского народа прочно живет в современном искусстве, даря нам знания о прошлом, а будущим поколениям – еще и знания о нас.

Популярное

Все
Токаев провел ряд встреч и переговоров в Нью-Йорке
Казахстан выступил с призывом к соблюдению международного гуманитарного права
Четыре страны признали палестинское государство
В Москве объявлен победитель «Интервидения»
В США озвучили имена покупателей TikTok
Культовый забег официантов провели в Париже
Экстрадирован подозреваемый в хищении почти 9 млрд тенге из «дочки» АО «Самрук-Энерго»
Почти 2 млн туристов посетили нацпарки Казахстана за 7 месяцев
Учения «Десант-2025» прошли на полигоне «Коктал»
В Жамбылской области названа лучшая невестка
В Третьяковскую галерею отправятся шедевры казахского искусства
Подземные мечети Мангистау включат в список ЮНЕСКО
Подозреваемых в вымогательстве у военнослужащего задержали в Павлодаре
Движение по мосту Арыс частично ограничат в Астане
Президенту представили производимую в Акмолинской области аграрную продукцию
Осенние дожди с грозами нагрянут в Казахстан
Водителей освободили от оплаты за участки дорог с дефектами в РК
Нужны специальные знания
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
В Жамбылской области дан старт очередному театральному сезону
Более 12 000 туристов приедут на концерт Backstreet Boys в столице
В Шымкенте прошел Международный конгресс кардиохирургов
Сборная Казахстана по боксу выиграла командный зачёт чемпионата мира
Unico Play: первый казахстанский онлайн-кинотеатр запустили в Астане
Серебряные награды из Брно
Новый взгляд на старые фасады
Касым-Жомарт Токаев поздравил казахских боксеров
Правила проверки водителей на опьянение изменили в Казахстане
Медиафорум Клуба журналистов АНК прошел в Астане
Президент поблагодарил Головкина за возвращение бокса в олимпийскую «семью»
Современную придорожную гостиницу построили в Жамбылской области
Деньги из ЕНПФ: Массовые задержания прошли в Казахстане по делу стоматологий
Токаев: Необходимо своевременно завершить полевые работы и собрать урожай
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Жители Шымкента не спешат платить
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
35 школ Атырауской области остались без директоров
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
В ЗКО готовят выпуск продукции из сайги
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
Как отпразднуют День шахтёра в Карагандинской области
Президент отреагировал на жалобы граждан по поводу самокатов
Строительство индустриального парка начинается в Туркестанской области
Экологический месячник стартует в Астане с 13 сентября
Международный университет информационных технологий Усонг открыт в Туркестане

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]