Стремление сохранить духовное богатство казахского народа основано на многовековой истории, на традициях – механизме самосохранения, воспроизводства и регенерации этнической культуры и социально-исторического опыта людей. Казахстанский феномен этнического возрождения демонстрирует новые возможности сохранения духовных ценностей и подчеркивает особое значение искусства в их обогащении и развитии.
Идеи независимого Казахстана буквально напоили современное искусство свободой творческого самовыражения, в основании которой находится тот ментальный уровень казахской традиционной культуры, который Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев назвал «генетическим кодом нации». Эта метафора используется нами для обозначения национальной культуры в аспекте ее преемственности, сохранения культурной самобытности народа и ярко воплощается в современном искусстве страны.
К примеру, изобразительное искусство Казахстана создано за краткий исторический период – примерно за 80 лет ХХ века. До этого художественное творчество казахов было связано в основном с прикладным, орнаментальным искусством. Предметы художественного творчества казахских мастеров создавались для нужд кочевой жизни, и каждая юрта представляла собой своеобразный передвижной музей. Национальная самоидентификация отечественного изобразительного искусства проявилась сразу и ярко, а в годы независимости приобрела масштабный характер, соединив эстетику и философию национального мировоззрения с новейшими средствами художественного языка.
Национальные архетипы отражаются как в традиционных формах – орнаменте, прикладном искусстве, так и в современных визуальных искусствах – живописи, перформансах, видеоарте, дизайне. Мы видим, что материалом для воплощения авторского замысла служат этнознаковые, тенгрианские элементы обрядности, цвета бескрайних просторов степи, культовые анималистические образы, музыкальные инструменты, исторические персонажи. Так, к тенгрианским образам активно обращаются художники Есенгали Садырбаев, Бахыт Бапишев, Бахытжан Абишев, Кадыржан Хайрулин, Ануар Игембаев и другие. Важным моментом в творчестве художников Аманата Назаркулова, Акжаны Абдалиевой, Акмарал Абулхаир, Гульмиры Тельгозиевой и многих других становится воссоздание механизма трансляции культурно значимой информации.
Звуки степного ветра, бега тулпара, радости кочевника на жайляу, горечи утраты в бою и торжество свободы – все это тысячами мелодических нюансов могут передать исполнительские приемы игры на древних кобызе, жетигене, сырнае, домбре. Количество исполнителей народной музыки столь велико по всему Казахстану, что весьма затруднительно назвать кого-либо отдельно. Великие давние традиции музыкального искусства казахского народа всегда будут жить в творчестве небольших народных ансамблей, студенческих коллективов колледжей и вузов, государственных оркестров областных филармоний и театров.
Казахская мелодическая традиция была привнесена в оперное искусство. Жемчужины классического музыкального искусства Казахстана – оперы «Біржан и Сара» Мукана Тулебаева, «Қыз Жібек» Евгения Брусиловского, «Абай» Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди, «Қамар-Сұлу» Еркегали Рахмадиева стали образцом для наших современных композиторов Кенеса Дюйсекеева, Серика и Алиби Абдинуровых, Балнур Кыдырбек, Сейдоллы Байтерекова. Произведения этих и многих других отечественных авторов исполняются на всех концертных площадках страны и за ее пределами.
Современные композиторы постоянно ищут новые возможности артикулировать национальные истоки в музыке. Например, в творчестве яркого представителя казахстанской композиторской школы Еркегали Рахмадиева (1932–2013) сформировался уникальный жанр – симфонический кюй. Синтез двух принципов музыкального мышления в произведениях Рахмадиева «Дайрабай», «Кудаша-Думан», «Орытпа» и других стал творческим вызовом композитора и прекрасной иллюстрацией новых стилевых тенденций в симфонической музыке.
Постоянным местом жизни народных традиций в лучших своих проявлениях являются театры Казахстана. В их репертуаре безусловным приоритетом обладают те спектакли, в которых национальная история переосмысливается с точки зрения вечных нравственных проблем, восполняясь духом обрядовых, музыкальных, фольклорных традиций народа. Яркие сценические решения, современное прочтение пьес классиков отечественной драматургии демонстрируют Казахский государственный академический театр для детей и юношества им. Г. Мусрепова, Северо-Казахстанский областной казахский музыкально-драматический театр им. С. Муканова, Южно-Казахстанский областной русский драматический театр им. Ж. Шанина, Государственный академический казахский музыкально-драматический театр им. К. Куанышбаева, Актюбинский областной театр драмы им. Т. Ахтанова, Карагандинский областной казахский драматический театр им. С. Сейфуллина. Спектакли «Султан Бейбарс», «Томирис», «Жаужүрек», «Шакарім», «Абай» смотрят тысячи казахстанцев, сопереживая историческим событиям и погружаясь в мир традиционной казахской культуры.
Истоки классической хореографической культуры связаны с театральным искусством. В первой музыкальной студии, созданной в 1934 году под руководством Жумата Шанина, начинается работа над постановкой пьесы Мухтара Ауэзова «Айман – Шолпан» на музыку композитора Ивана Коцыка. В этом спектакле в постановке балетмейстера Али Ардобуса были представлены танцы каражорга и келиншек. Тогда же молодой творческий коллектив показал музыкальную драму Беимбета Майлина и Ивана Коцыка «Шуга», где в первый раз сольно танцевала Шара Жиенкулова. С этого дня музыкальная студия преобразована в музыкальный театр, и хореографическое искусство приобретает самостоятельный статус в Казахстане.
Богатое духовное наследие кочевой цивилизации стало основой расцвета всех классических видов искусства. Молодой театр «Астана Балет» – прекрасный пример продолжения казахских танцевальных традиций в современном хореографическом искусстве. Главный балетмейстер театра заслуженный деятель Казахстана Айгуль Тати обретала профессиональное мастерство под руководством выдающихся хореографов Шары Жиенкуловой, Даурена Абирова, Заурбека Райбаева. Зримая преемственность хореографической культуры продолжается: Айгуль Тати создала целый ряд хореографических номеров («Красавицы», «Узоры», «Шашу», «Шаттық», «Әсем қоңыр»), блестяще соединив мелодику казахской музыки с пластикой народной танцевальной культуры. Восприняла традицию и молодой режиссер-хореограф этого театра Мукарам Авахри. Она поставила одноактный балет «Жусан» и несколько хореографических миниатюр, среди которых «Скифские фрески», «Қыз Жібек», «Затмение», демонстрирующие современный пластический язык в соединении с традицией.
Ресурсы традиционной танцевальной культуры далеко не исчерпаны. Более того, они интересны и для зарубежных мастеров. Известный российский хореограф, постановщик и режиссер Георгий Ковтун планирует в сентябре представить балет на тему казахских мифов и сказок. Думается, спектакль еще раз убедит нас в неисчерпаемости народных традиций.
Хотелось бы отметить еще один аспект присутствия культурных традиций казахского народа в наши дни. В современном дизайне костюма лидирует этностиль, истоки которого питаются мировоззренческой глубиной кочевой культуры. В многоликом мире fashion-индустрии коллекции казахстанских дизайнеров отличают этнокультурная идентификация, яркость, функциональность, мастерство исполнения. Причем этностиль в работах Балнур Асановой, Аиды Кауменовой, Саиды Азихан и многих других наших модельеров ни в коей мере не отменяет эксперимент и новаторство, без которых не могут существовать творчество и продолжаться традиция.
Культура – та сфера, где надежно хранятся этнические традиции и национальное самосознание. Искусство обладает поистине безграничными выразительными возможностями, способными ярко воспроизвести дух народной культуры. Сегодня традиционные этнокультурные коды приобретают новые актуальные формы. Тысячелетняя культурная память казахского народа прочно живет в современном искусстве, даря нам знания о прошлом, а будущим поколениям – еще и знания о нас.