​Культурная память и современное искусство

9969
Актоты Раимкулова, вице-министр культуры и спорта РК

Стремление сохранить духовное богатство казахского народа основано на многовековой истории, на традициях – механизме самосохранения, воспроизводства и регенерации этнической культуры и социально-исторического опыта людей. Казах­станский феномен этнического возрождения демонстрирует новые возможнос­ти сохранения духовных ценнос­тей и подчеркивает особое значение искусства в их обогащении и развитии.

Идеи независимого Казах­стана буквально напоили современное искусство свободой творческого самовыражения, в основании которой находится тот ментальный уровень казахской традиционной культуры, который Президент Рес­публики Казахстан Нурсултан Назарбаев назвал «генетическим кодом нации». Эта метафора используется нами для обозначения национальной культуры в аспекте ее преемственности, сохранения культурной самобытности народа и ярко воплощается в современном искусстве страны.

К примеру, изобразительное искусство Казахстана создано за краткий исторический период – примерно за 80 лет ХХ века. До этого художественное творчество казахов было связано в основном с прикладным, орнаментальным искус­ством. Предметы художественного творчества казахских мастеров создавались для нужд кочевой жизни, и каждая юрта представляла собой своеобразный передвижной музей. Нацио­нальная самоидентификация отечественного изобразительного искусства проявилась сразу и ярко, а в годы независимости приобрела масштабный характер, соединив эстетику и философию национального мировоззрения с новейшими средствами художест­венного языка.

Национальные архетипы отражаются как в традиционных формах – орнаменте, прикладном искусстве, так и в современных визуальных искус­ствах – живопи­си, перформансах, видеоарте, дизайне. Мы видим, что материа­лом для воплощения авторского замысла служат этнознаковые, тенгрианские элементы обряднос­ти, цвета бескрайних просторов степи, культовые анималистичес­кие образы, музыкальные инст­рументы, исторические персонажи. Так, к тенгрианским образам активно обращаются художники Есенгали Садырбаев, Бахыт Бапишев, Бахытжан Абишев, Кадыржан Хайрулин, Ануар Игембаев и другие. Важным моментом в творчестве художников Аманата Назаркулова, Акжаны Абдалиевой, Акмарал Абулхаир, Гульмиры Тельгозиевой и многих других становится воссоздание механизма трансляции культурно значимой информации.

Звуки степного ветра, бега тулпара, радости кочевника на жайляу, горечи утраты в бою и торжество свободы – все это тысячами мелодических нюансов могут передать исполнительские приемы игры на древних кобызе, жетигене, сырнае, домбре­. Количество исполнителей народной музыки столь велико по всему Казахстану, что весьма затруднительно назвать кого-либо отдельно. Великие давние традиции музыкального искусства казахского народа всегда будут жить в творчестве небольших народных ансамб­лей, студенческих коллективов колледжей и вузов, государственных оркестров областных филармоний и театров.

Казахская мелодическая традиция была привнесена в оперное искусство. Жемчужины класси­ческого музыкального искусства Казахстана – оперы «Біржан и Сара» Мукана Тулебаева, «Қыз Жібек» Евгения Брусиловского, «Абай» Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди, «Қамар-Сұлу» Еркегали Рахмадиева стали образцом для наших современных композиторов Кенеса Дюйсекеева, Серика и Алиби Абдинуровых, Балнур Кыдырбек, Сейдоллы Байтерекова. Произведения этих и многих других отечественных авторов исполняются на всех концертных площадках страны и за ее пределами.

Современные композиторы постоянно ищут новые возможности артикулировать национальные истоки в музыке. Например, в творчестве яркого представителя казахстанской композиторской школы Еркегали Рахмадиева (1932–2013) сформировался уникальный жанр – симфонический кюй. Синтез двух принципов музыкального мышления в произведениях Рахмадиева «Дайрабай», «Кудаша-Думан», «Орытпа» и других стал творческим вызовом композитора и прекрасной иллюстрацией новых стилевых тенденций в симфонической музыке.

Постоянным местом жизни народных традиций в лучших своих проявлениях являются театры Казахстана. В их репертуаре безусловным приоритетом обладают те спектакли, в которых национальная история переосмысливается с точки зрения вечных нравственных проблем, восполняясь духом обрядовых, музыкальных, фольклорных традиций народа. Яркие сценические решения, современное прочтение пьес классиков отечественной драматургии демонстрируют Казахский государственный академический театр для детей и юношества им. Г. Мусрепова, Северо-Казахстанский областной казахский музыкально-драматический театр им. С. Муканова, Южно-Казахстанский областной русский драматичес­кий театр им. Ж. Шанина, Государственный академический казахский музыкально-драматический театр им. К. Куанышбаева, Актюбинский областной театр драмы им. Т. Ахтанова, Карагандинский областной казахский драматический театр им. С. Сейфуллина. Спектак­ли «Султан Бейбарс», «Томирис», «Жаужүрек», «Шакарім», «Абай» смотрят тысячи казахстанцев, сопереживая историческим событиям и погружаясь в мир традиционной казахской культуры.

Истоки классической хорео­графической культуры связаны с театральным искусством. В первой музыкальной студии, созданной в 1934 году под руководством Жумата Шанина, начинается работа над постановкой пьесы Мухтара Ауэзова «Айман – Шолпан» на музыку композитора Ивана Коцыка. В этом спектакле в постановке балетмейстера Али Ардобуса были представлены танцы каражорга и келиншек. Тогда же молодой творческий коллектив показал музыкальную драму Беимбета Майлина и Ивана Коцыка «Шуга», где в первый раз сольно танцевала Шара Жиенкулова. С этого дня музыкальная студия преобразована в музыкальный театр, и хореографическое искусство приобретает самостоятельный статус в Казахстане.

Богатое духовное наследие кочевой цивилизации стало основой расцвета всех классических видов искусства. Молодой театр «Астана Балет» – прекрасный пример продолжения казахских танцевальных традиций в современном хореографическом искусстве. Главный балетмейстер театра заслуженный дея­тель Казахстана Айгуль Тати обретала профессиональное мастерство под руководством выдающихся хореографов Шары Жиенкуловой, Даурена Абирова, Заурбека Райбаева. Зримая преемственность хореографической культуры продолжается: Айгуль Тати создала целый ряд хореографических номеров («Красавицы», «Узоры», «Шашу», «Шаттық», «Әсем қоңыр»), блес­тяще соединив мелодику казахской музыки с пластикой народной танцевальной культуры. Восприняла традицию и молодой режиссер-хореограф этого театра Мукарам Авахри. Она поставила одноактный балет «Жусан» и несколько хорео­графических миниатюр, среди которых «Скифские фрески», «Қыз Жібек», «Затмение», демонстрирующие современный пластический язык в соединении с традицией.

Ресурсы традиционной танцевальной культуры далеко не исчерпаны. Более того, они интересны и для зарубежных мастеров. Известный российский хореограф, постановщик и режиссер Георгий Ковтун планирует в сентябре представить балет на тему казахских мифов и сказок. Думается, спектакль еще раз убедит нас в неисчерпаемости народных традиций.

Хотелось бы отметить еще один аспект присутствия культурных традиций казахского народа в наши дни. В современном дизайне костюма лидирует этностиль, истоки которого питаются мировоззренческой глубиной кочевой культуры. В многоликом мире fashion-ин­дустрии коллекции казахстанских дизайнеров отличают этнокультурная идентификация, яркость, функциональность, мастерство исполнения. Причем этностиль в работах Балнур Асановой, Аиды Кауменовой, Саиды Азихан и многих других наших модельеров ни в коей мере не отменяет эксперимент и новаторство, без которых не могут существовать творчество и продолжаться традиция.

Культура – та сфера, где на­дежно хранятся этнические традиции и национальное самосознание. Искусство обладает поистине безграничными выразительными возможностями, способными ярко воспроизвести дух народной культуры. Сегодня традиционные этнокультурные коды приобретают новые актуальные формы. Тысячелетняя культурная память казахского народа прочно живет в современном искусстве, даря нам знания о прошлом, а будущим поколениям – еще и знания о нас.

Популярное

Все
В Уральске запустят линию по выпуску эмалированного провода
Ермек Маржикпаев: Будет нелегко, но мы настроены на результат
Наша сборная завоевала четыре «бронзы» на IBO 2024
Минцифры  без «белых пятен»
Путь к «умному» сельскому хозяйству лежит через центр
В Караганде началась очистка реки Большая Букпа
В супермаркетах Астаны откажутся от полиэтиленовых пакетов
Проблемы с сим-картой и «кредитные помогайки»
Разгорелся спор по вопросу начисления субсидий фермерам-животноводам
Не мусорка, а настоящая птица Феникс
Что делать, если крыша в многоэтажном доме протекает
Под вечер начинается смрад
Памятник фронтовику из Павлодара установили в Беларуси
Главное, ребята, сердцем не стареть
Казахская песня покорила Италию
Наградили за спасение тонущего ребенка
Как банки через базовую ставку регулируют экономику
Казахстан и стороны Стати урегулировали многолетний спор о нефтегазовых активах
Осуждена патронатный воспитатель
В Алматы состоялся семейный фестиваль
В Таразе продолжают обновлять общественный транспорт
На востоке республики вдвое увеличен объем ремонта дорог
Информацию о похищении судьи в Астане подтвердила полиция
Сколько выпускников набрало пороговый балл на ЕНТ
Казахстан инициирует закон о семейно-бытовом насилии в рамках МПА СНГ
Казахстан занимает шестое место по количеству туристов, приезжающих в Грузию
Гости из Поднебесной ознакомились с туристическим потенциалом края
13 июля стартует прием заявлений для участия в конкурсе образовательных грантов
Неделя добра продолжается в регионах
У доброго хозяина и озеро икру мечет
Эпос Султана Раева
Не сыпьте соль на сердце
Все, что вы еще не знали об ОСМС
Жалобы астанчан на работу «скорой» обсудили в акимате
Минюст запустил пилотный проект по борьбе с мошенничеством
Поступившие от компаний деньги не по назначению потратили в Актобе
Привокзальную часть города благоустроят в Астане
«Шустрые иголочки» вышивают крестиком и снимают стресс
Микс традиций и инноваций
Сенат Казахстана инициировал закон о противодействии семейно-бытовому насилию в рамках МПА СНГ
Значительного повышения тарифов опасаются жители Северного Казахстана
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Личность и наследие Шынгыз-хана остаются в центре внимания ученых
Токаев переговорил по телефону с Путиным
Из почти 40 фонтанов в Атырау работает только один
Судебное реформирование: реалии и перспективы
Строительные рынки переезжают за город
Девушка задушила ребенка и выпрыгнула из колеса обозрения в Алматы
Большую зачистку «мертвых душ» провели  в Костанайской области
WhatsApp-бот против мошенников действует в Астане
Двадцать членов ОПГ доставили в полицию
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
Дело Бишимбаева: астанчанку подозревают в присвоении 100 млн тенге
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Аlma mater казахстанской спецслужбы отмечает 50-летие
Три человека погибли в воинской части в Арысе
XVII заседание Молодежного совета ШОС прошло в Астане
Члены самой богатой семьи Великобритании осуждены за эксплуатацию прислуги
12 млн тенге присвоила из бюджета директор детсада в Таразе
Заплатить за «уборку» после паводка отказался отдел ЖКХ Петропавловска

Читайте также

Состоялось заседание Оперативного штаба по обеспечению экон…
Осуждена патронатный воспитатель
Пятая часть врачей Костанайской области – пенсионного и пре…
Эти мошенники вконец распоясались!

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]