Летный состав воинской части 55652 выполняет задачи по охране воздушных рубежей нашей родины

7174
Любовь Доброта, Шымкент

Часть расположена в непосредственной близости к городскому аэропорту, и авиапассажиры, прильнув к иллюминатору самолета при взлете или посадке, могут видеть расположенные тут военные машины и даже стать свидетелем взлета или посадки военной техники.

фото автора

Штурмовики Су-25, вертолеты Ми-171Ш, Ми-35 и их модификации – в полной боевой готовности.

Личный состав авиабазы, как привыкли между собой называть воинскую часть шымкентцы, всегда начеку. В любое время года и суток готов выполнить поставленную задачу.

– Летчик – вечный студент, потому что постоянно совершенствует свои знания и навыки, – делает вводную в жизнь части заместитель командира в⁄ч 55652 полковник Роллан Бакиров, а по совместительству пилот Ми-8, на счету которого 1 300 часов налета. – Пилоты регулярно впитывают знания, тренируют свои навыки, сдают зачеты перед полетом. Это своего рода прохождение конт­роля готовности. В воздухе ведь никто не подскажет, если вдруг случится нештатная ситуация. Затормозить и остановиться на обочине, как при управлении автомобилем, не получится. Нужна мгновенная реакция, скорость принятия решения, которое зачастую бывает единственно верным. Не раз проверено: если на земле знаешь свое дело на «отлично», то в воздухе эта оценка порой может оказаться «тройкой». Сказываются психолого-эмоциональные факторы, высокая нагрузка.

Пока Роллан Расулович посвящает меня в тонкости профессии, мимо окна проследовал строй военнослужащих с песней. Оказалось, это солдаты срочной службы отправились на завтрак. Я специально попросила командование разрешить познакомиться с жизнью части с утра пораньше. На юге уже установилась июньская жара, и экскурсия под палящим солнцем, учитывая, что территория авиабазы расположена на открытой местности, еще то удовольствие. Минимум деревьев – осознанный выбор, обеспечивающий хорошую видимость взлетно-посадочной полосы и отсутствие птиц, мешающих полетам.

Солдаты срочной службы уже успели занять свои места в столовой. Старший повар Злиха Актаева знакомит с меню, предполагающим выбор из двух первых и вторых блюд. Сегодня на завтрак можно взять по желанию картофельное пюре или молочную рисовую кашу. Плюс сливочное мас­ло, твердый сыр, колбаса, яйца, хлеб и чай с сахаром. Ежедневно в солдатское меню включают два раза по 100 граммов мяса и 140 граммов рыбы.

У летчиков выбор еще шире. Им предлагают три первых блюда и четыре гарнира на второе. А еще в их меню непременно присутствуют 30 граммов шоколада плюс выпечка.

– Невкусно? – обращаюсь к Эдуар­ду Рыхлину, видя, что солдат отодвинул тарелку, в которой осталось несколько ложек каши.

– Куда столько? Посмотрите, какие у нас огромные порции. А еда здесь как дома.

– А есть блюда в меню, которые полностью доедаешь?

– Да, плов. Его нам три раза в неделю готовят. Очень вкусно его готовят, нам нравится.

Все 20 военнослужащих прибыли на срочную службу из Костанайской области. Вместе парни проходили медкомиссию, вместе прибыли на призывной пункт и точно так же вместе на протяжении полугода проходили военную подготовку и параллельно изучали основы эксплуатации спецмашин авиационного предназначения в Учебном центре младших авиационных специалистов. Пос­ле получения военно-учетной специальности ребята прибыли в расположение части для дальнейшего прохождения службы.

Заместитель командира по материально-техническому обеспечению подполковник Ернар Альжанов считает, что установка Министерства обороны на набор срочников из одного региона очень эффективна и хорошо показала себя на практике. Офицер утверждает, что за три года, на протяжении которых он служит в части 55652, ни разу не было случаев неуставных отношений.

Казахстан большой, регионы имеют свои отличия в ментальности, и призывникам из одной области проще адаптироваться в армии и наладить коммуникации между собой. У них есть возможность познакомиться, притереться и подружиться еще до призыва, а в части они становятся однополчанами.

– У нас нет конфликтов, предполагающих применение физической силы, хотя споры в мужском коллективе, конечно же, случаются, – говорит Ернар Альжанов. – Применение силы друг к другу недопустимо. У нас этому вопросу уделяется особое внимание: рядом со срочниками постоянно находятся офицеры, военнослужащие по контракту плюс дежурный по роте. Утром и вечером обязателен телесный осмотр и при малейшей царапине или ссадине медицинский работник и сотрудник военной полиции составляют акт, вы­ясняя природу их происхождения. Ежедневно те, кто заступает в наряд, проходят тестирование у психолога. Все эти меры направлены на то, чтобы в коллективе сформировать дружеские отношения.

Благоприятный микроклимат среди солдат срочной службы Роллан Бакиров связывает с тем, что при отборе в авиационные войска применяются более жесткие критерии. Кандидаты обязательно сдают психотесты, проходят тестирование на проф­пригодность, да и все новобранцы имеют как минимум среднее специальное образование.

– Очень важна профпригодность ребят, потому что наши специалисты обслуживают серьезную военно-авиационную технику, – поясняет Роллан Бакиров. – Победа в воздухе, как известно, куется на земле. Исходя из этого мы и готовим свой кадровый состав. Каждый солдат-срочник может после демобилизации подписать контракт и поступить на службу в вооруженные силы. Как показывает практика, примерно 20–30 процентов остаются в армии после срочной службы.

Именно так поступить намерен выпускник аркалыкского политехнического колледжа Нурдау­лет Сюингара, уверяющий, что служба у него идет отлично. Разве что по дому не­много скучает. Механик-автослесарь без особых проблем освоил специальность оператора по обслуживанию автомобильного прожектора «Маяк» и не прочь влиться в коллектив авиабазы.

Примером для него служит рядовой контрактной службы 34-летний Асхат Мултыкбаев, вернувшийся в армию спустя три года после демобилизации. Он служил в пехоте, но запросто освоил специальность оператора АПП-90 и на протяжении 11 лет управляет спецавтомобилем, предназначенным для освещения взлетно-посадочной полосы при взлете и посадке авиационной техники. Он позволяет проводить мероприятия по летной подготовке в ночное время, незаменим в сложных метеорологических условиях, в том числе на заснеженном ланд­шафте и при достаточно низкой температуре воздуха.

Сейчас на вооружении части модернизированные машины 2014 года выпуска. Они намного совершеннее. Достаточно сказать, что один человек и автомобилем управляет, и взлето-посадочную полосу освещает, тогда как машины старой модификации обслуживал экипаж из трех человек.

Оборудование и машины, стоя­щие на вооружении части, регулярно модернизируются и обновляются. Инженер-инструктор комплекса тренажеров майор Нуркен Биктимиров показывает одну из новинок, поступивших в декабре прошлого года. Комплекс­ный тренажер летчика самолета Су-25 намного современнее, чем был ранее. Это новая модификация с экраном обзора 360 градусов, что позволяет пилоту максимально приблизить тренировку к реальным условиям полета.

Тренажер позволяет в наземных условиях осуществлять отработку полного комплекса задач пилотирования во всем допустимом диапазоне режимов полета, маневрирование и посадку при различных метеоусловиях, отработку неотложных действий экипажа в особых случаях и другое.

Старший летчик авиационной эскадрильи капитан Олжас Сахи в небе за штурвалом самолета провел 350 часов, но регулярно приходит для занятий на тренажере, чтобы совершенствовать практические навыки.

– Моя задача – защита границ страны, и я должен быть готовым в любой момент выполнить ее на самом высоком уровне, – делится Олжас Сахи. – Я ни разу не пожалел, что пошел в военные летчики. Профессия сложная, ответственная. Но я стараюсь не думать об этом во время полета. Важны предельная концентрация внимания и точность. Су-25 не допускает ошибок летчика, это серьезная машина.

Олжасу повезло. Осуществив свою подростковую мечту стать военным летчиком, он попал служить в свой родной город. Обычно такое совпадение случается редко. По завершении месячного отпуска, который после окончания Военного института Сил воздушной обороны имени дважды Героя Советского Союза Т. Я. Бегельдинова получают все курсанты, молодой офицер ехал на распределение в столицу с тремя чемоданами личных вещей, будучи готовым отправиться защищать небо в любую точку страны. Оказалось, что командование ВВС оценило его успехи в учебе и летную подготовку, поощрив направлением на работу в воинскую часть 55652.

– Молодые летчики на тренажере учатся, а опытные пилоты совершенствуют свои навыки, оттачивая их до автоматизма, – Олжас Сахи занимает место в кабине тренажера. – Пилоту необходимо не только освоить управление самолетом, но и понять, как необходимо действовать в боевых условиях.

Для каждого пилота есть свое регламентированное время для занятий на тренажерах. Это зависит от уровня подготовки. Выполнять многие упражнения авиаторы учатся на земле, а потом уже демонстрируют их в небе во время учений.

Полевые сборы, во время проведения которых отрабатываются все боевые задачи по реальным целям, проводятся несколько раз в год. Повышение уровня летного мастерства, выучка инструкторов, совершенствование навыков в технике пилотирования Су- 25 и вертолетов, обмен опытом лучших летчиков армейской авиации являются залогом того, что над южными рубежами нашей страны, как и прежде, будет безоблачное небо.

Популярное

Все
МСХ РК: Ситуация в регионах по приемке и переработке сахарной свёклы на особом контроле
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Сколько выходных дадут казахстанцам в 2025 году
XII кинофестиваль «Бастау» объявил победителей
Итоги 2024 года Минэнерго: достижения и перспективы развития энергетической отрасли
Известный блогер-полиглот стал послом туризма Казахстана
Денис Качеев: «Работа по укреплению независимости требует постоянного внимания и участия всего общества»
Работа над многотомником по истории Казахстана продолжается
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Независимости
Прочные основы безопасности и развития страны
Тела 12 человек обнаружены в ресторане на горнолыжном курорте в Грузии
Время выбрало нас
Обсуждены перспективы ЕАЭС
Торжественный концерт, посвященный 95-летию Бибигуль Тулегеновой, прошёл в Астане
Столп национальной духовности
Искать точки соприкосновения, а не проводить разделительные линии
Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
«Egemen Qazaqstan»: этапы большого пути
На благо страны
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Президент посетил концерт, посвященный творчеству поэта Шомишбая Сариева
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
Главную сверхспособность человека, которой нет у ИИ, назвали эксперты
Грустные думки аграрные
Премьер провел оперативное совещание по поручениям главы государства
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Прорыв в дорожной сфере
Трудов высокая оценка
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок

Читайте также

Новогодняя ёлка зажглась в южной столице
«Казахмыс» объявил о завершении переговоров с бастовавшими …
В Казахмысе сделали заявление по ситуации на предприятиях к…
Около 6 тысяч ДТП зарегистрировано с начала года в Алматы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]