Мошенники похитили пособия с банковских карт лиц с ограниченными возможностями, передает
Kazpravda.kz.
Жертвой интернет-мошенников стал инвалид-колясочник из Караганды Тансауле Сериков. Он, как и большинство людей с ограниченными возможностями, получает пособие на банковскую карту. В начале августа карагандинец, решив проверить свой счет, открыл мобильное приложение и увидел, что у него пропали все деньги – 132 тыс. тенге! При этом никаких сообщений на телефон инвалида от банка не приходило. Тансауле стал разбираться и выяснил, что всего за 2 минуты его деньгами пополнили балансы трех мобильных телефонов. Их номера зафиксированы, но банк не смог отменить операции.
– Я считаю, что это мошенничество, к которому причастны сотрудники банка, – говорит инвалид Тансауле Сериков. – Потому что я деньги со своей карты на телефоны не переводил. Я вообще ею не пользуюсь. Она лежит у меня дома. Я даже пин-код от нее не знаю. Как только мне «падает» пособие, я захожу в мобильное приложение и перевожу деньги на свою карту Каспи банка. Вот ее я и использую для интернет-платежей.
Обнаружив пропажу, карагандинец обратился в банк. И тот ответил: «Операция была совершена без входа в мобильное приложение, путем ввода номера карты, срока ее действия и CVC-кода. – СМС-сообщение вы не получали, потому что у вас не подключен сервис подтверждения платежа 3D Secure». В результате Тансауле заблокировал свою карточку и написал заявление на ее перевыпуск – с новым номером и CVC-кодом.
– Получается, что инвалиды и здесь не защищены, – вздыхает карагандинец. – На правоохранительные органы у меня мало надежды. Теперь я каждый месяц со страхом жду, что мой счет снова окажется пустым. Если банк не может обеспечить безопасность и сохранность денег клиентов, то на кого теперь надеяться?
Без средств к существованию мошенники оставили и инвалида из Темиртау Жанну Бакенову. Она одна воспитывает двоих детей, один из которых – с ограниченными возможностями. Из семейного бюджета «утекло» более 100 тыс. тенге.
– 2 сентября мне на телефон пришло сообщение о зачислении пособия на карту, – рассказывает инвалид II группы Жанна Бакенова. – У меня нет одной ноги, а ходить на костылях долго я не могу. Поэтому я попросила помочь подругу. Она посадила меня в инвалидную коляску, и мы пошли в ближайший банкомат. Я успела снять всего 39 тысяч тенге, а остальные деньги пропали...
Жанна написала заявление в банк, где выяснили, что ее пособие было переведено на чужой счет. Помочь клиентке не смогли. Менеджеры посоветовали ей обратиться в полицию и ждать результата расследования.
Между тем полицейские Карагандинского региона буквально завалены делами об интернет-мошенничествах. С начала нынешнего года зарегистрировано более 1 600 таких преступлений. Причем раскрыто из них около 500, то есть примерно 30%. Правоохранительные органы такой показатель не устраивает. Поэтому сейчас полиция проводит масштабную информационную кампанию: людям через социальные сети, телевидение и печатные СМИ объясняют, как защитить себя и свои деньги от аферистов.
– Всего у нас существует 4 основных вида интернет-мошенничества, – отмечает заместитель руководителя департамента полиции Карагандинской области Абиль Абильдин. – Самый распространенный – это когда человеку звонит аферист, представляется сотрудником банка и заявляет, что с его карточки прямо сейчас снимаются деньги. Жертву вводят в заблуждение, в результате чего она сообщает данные своей карты и 4-значный код, который приходит на смартфон в виде СМС-сообщения. Эту информацию никому передавать нельзя. Как только вы назвали CVC-код или 4-значный номер из сообщения – все, ваши деньги пропали.
Второй способ – это хищение денег с помощью фишинговых сайтов. Обычно они продают какие-нибудь товары – одежду, обувь, посуду или технику. Покупатель, заказывая товар, вводит сведения о себе и данные банковской карты. В результате вся эта информация попадает в руки аферистов, а дальше – дело техники. Они переводят ваши деньги на свои счета.
Третий вид мошенничества связан с оформлением кредитов на ничего не подозревающих людей. Как правило, это делается с помощью потерянных удостоверений личности или копий, которые мы, например, публикуем в соцсетях или передаем по WhatsApp чужим людям.
Четвертый способ мошенничества можно назвать проверкой на алчность. Аферист звонит своей жертве и сообщает о том, что богатый иностранец оставил ему огромное наследство. Чтобы его получить, нужно открыть счет в банке и зачислить на него, к примеру, миллион тенге. После того, как доверчивый «наследник» все сделает, счет блокируется, и деньги с него списываются.
– Мошенники, как правило, психологически обрабатывают свою жертву, – объясняет замначальника департамента полиции. – У них хорошо поставлен голос. Они разговаривают официальным тоном, поэтому можно поверить, что вам звонит менеджер банка. Располагает вас к себе, называя ваше имя, фамилию и предупреждая о том, что кто-то прямо сейчас снимает ваши деньги. При этом мошенник не дает своей жертве возможности остановиться и проанализировать ситуацию. В результате человек попадает в зависимость от звонящего и выполняет его команды.
В полиции отмечают, что вычислить интернет-мошенников очень сложно. Во-первых, потому что время работает против следствия. Ведь на получение санкций и ответов на запросы тратятся дни и даже недели. А аферисты зря времени не теряют. Во-вторых, проблемы при расследовании возникают из-за обширной географии для преступной деятельности. Поскольку мошенники, обманувшие жителей Карагандинской области, могут находиться где угодно – и в любом регионе Казахстана, и в странах СНГ и дальнего зарубежья. При этом чем они дальше, тем труднее будет вернуть пропавшие с банковских карт деньги.