​Нарушителям – красный свет

825
Инеш Бержанова

ИМ ДОРОГА ПО КОЛЕНО

ОПМ подходит к концу, но итоги пока подводить еще рано. Впрочем, и те промежуточные результаты, которые нам предос­тавили в МВД, выглядят малооптимистично. Судите сами: еще за неделю до окончания мероприя­тия были зарегистрированы свыше полутора сотен фактов нелегальной перевозки, более 400 случаев отсутствия обязательного страхования гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами, и почти 600 (!) адмпротоколов было составлено из-за отсутствия техосмотра.

Последнее в свете трагедии в Актюбинской области, унесшей жизни 52 человек, имеет, пожалуй, особую актуальность. Ведь вероят­ность, что тот автобус выехал в рейс без предварительной техпроверки весьма высока. К слову, расследованием этого проис­шествия занимаются и сотрудники правоохранительных органов, и Министерства по инвес­тициям и развитию, и Генеральной прокуратуры РК. Результаты еще неизвестны, но однозначно можно сказать, что в этой трагедии виноваты не только водители, но и те, кто своевременно не выявил имеющиеся неисправности, а может и, зная о них, все же отправил автобус в рейс.

– Мы не исключаем, что отдельные нерадивые сотрудники на постах закрывают порой глаза на очевидные нарушения, и может, в дальнейшем именно то транспортное средство, которое проехало их «Рубеж», становится участником ДТП. Но по каждому факту нужна дополнительная проверка, – рассказывает замес­титель председателя Комитета административной полиции МВД РК Талгат Мусаканов. – Дело в том, что некоторые водители благополучно едут в объезд постов, и сотрудники правоохранительных органов с этим поделать уже ничего не могут.

Вместе с тем останавливать все ТС, проверять документы и проводить досмотр люди в погонах могут лишь исключительно на оборудованных постах, а также при нарушении ПДД и в рамках оперативно-профилактических мероприятий. То есть если автобус едет, не нарушая правил дорожного движения, и в это время не проводится ОПМ, оснований для остановки ТС у дорожной полиции нет. Не удивительно в связи с этим, что львиная доля правонарушений выявляется именно в ходе оперативно-профилакти­ческих мероприятий. Кстати, только по промежуточным результатам ОПМ «Автобус» было зарегистрировано свыше 12 тыс. нарушений правил дорожного движения. В их числе – нарушение режима труда и отдыха, незаконное переоборудование, превышение скорости, непредоставление преимущества пешеходам и другое.

Возмутительным же здесь ­выглядит то, что водителей привлекали к ответственности не только за отсутствие нужных документов, превышение норм выбросов загрязняющих веществ, пользование сотовыми телефонами за рулем, но и, к примеру, за управление транспортом в состоянии опьянения – как алкогольного, так и наркотического!

Между прочим, о том, что отсутствие предрейсового техосмотра транспортного средства и медосмотра водителей является самым частым нарушением, отметили в Министерстве по инвестициям и развитию. Согласно их данным, уже за неделю до окончания ОПМ было выявлено почти 300 подобных случаев. За нарушения на тот период в целом наложено штрафов на общую сумму свыше 1,7 млн тенге.

ГОСТИНИЦА НА КОЛЕСАХ

– Вообще, с физлицами в этом плане работать не просто. Соглас­но закону, каждый имеет право на осуществление пассажирских перевозок, но отдельные предприимчивые водители почему-то думают, что если получили лицензию, то могут теперь перевозить людей хоть «пачками» и даже стоя, – сетует зампредседателя комитета.

Судя по фактам, выявленным в рамках ОПМ, многие пренебрегают такими понятиями, как максимальное количество пассажиров, оборудование пассажирских мест и другое. Так, в Караганде был задержан водитель автобуса из Павлодара – «гостиницы на колесах». Якобы для удобства своих пассажиров он установил в проходах автобуса настоящие… кровати. А другой не менее мас­теровитый шофер из Шымкента поставил в автобусе целый диван. В отношении них составлены административные протоколы и на обоих наложен штраф.

При этом, если одни пытаются «завоевать сердца» пассажиров «комфортными» условиями, то другие – ценой. Почему, вы думаете, многие предпочитают отправляться в дорогу с того же района, в народе известного как «Шанхай», что на окраине Астаны, а не с автовокзала столицы? Очевидно, что экономия средств для этих людей – решающий фактор. И им, как правило, неважно, придется ли сесть на одно сиденье с другим пассажиром, да и придется ли сесть вообще…

Другая не менее серьезная ­проблема пассажирских перевозок – это водители, а точнее, их количество. Ни для кого не секрет, что отдельные автовладельцы пытаются так сэкономить на оплате труда водителя, или же сам водитель берется за переработку в на­дежде получить за это солидный куш. О каком соблюдении режима труда и отдыха может идти тогда речь? Вряд ли в подобных автобусах есть тахограф, а даже если и есть, то маловероятно, что он в рабочем состоянии.

– За отсутствие того же тахогра­фа наши сотрудники обязаны сос­тавить протокол, но где гарантия, что водитель немедленно высадит пассажиров и поедет устанавливать аппарат? – продолжает Талгат Мусаканов. – Так и едет он дальше, до следующего поста, пока ему снова не выпишут штраф.

Проблема в том, что взять и запретить управление автобусом из-за отсутствия тахографа или превышения скорости люди в погонах не имеют права. В их компетенции – выписать штраф, а там уже все будет зависеть от самого оштрафованного. Но взывать к ответственности то же физическое лицо, для которого эта поездка – деньги, как правило, неэффективно.

– В связи с этим мы предлагаем вообще запретить физическим лицам крупные перевозки. По нашему мнению, осуществлять их могут лишь те предприниматели, которые имеют собственную производственно-ремонтную базу, и в штате у них должны быть свой инженер-механик и медицинский работник, – делится мнением зам­председателя Комитета административной полиции. – Кроме того, на наш взгляд, будет правильным, если усилят контроль по проверке технического состоя­ния пассажирского транспорта.

И речь не идет о том, чтобы вернуть проведение техосмот­ров в компетенцию МВД, главное – ужесточить требования к проверяющим организациям. В числе предложений, направленных МВД в вышестоящий орган, – введение законодательного ограничения по возрасту транспорта, допускаемого к осуществлению регулярных и нерегулярных пассажирских перевозок.

А ты прошел техосмотр?

Не менее важным и эффективным Талгат Мусаканов назвал также предложение МВД об отзыве или приостановлении лицензии на пассажирские перевозки в случаях выявления автобусов, не прошедших технический ­осмотр или переоборудованных без соот­ветствующего разрешения.

– Надеемся, что без внимания в Правительстве не оставят и предлагаемое МВД новшество об определении единого госоргана, который осуществлял бы конт­роль и регулирование в сфере автомобильных перевозок, – продолжает наш собеседник. – Возьмите тот же «Шанхай» в Астане. Оттуда желающие могут уехать и в Шымкент, и в Бишкек, и куда угодно. Но эти автобусы – «одиночки». Их никто сейчас не контро­лирует, и мы не знаем: добрались ли они до пункта назначения, всех ли пассажиров довезли, никто ли не пострадал в пути и так далее.

Напомним, все эти нововведения собраны в ходе анализа текущей ситуации на дорогах. Но как они будут претворены в жизнь при положительном решении, определять уже не Министерству внутренних дел.

Между тем, количество ДТП в Казахстане с 2014 года снизилось на 27%, на 31% стало меньше чис­ло погибших при ДТП, а количест­во раненых снизилось на 26%. Тенденцию к улучшению в целом имеет и ситуация на пассажирском автотранспорте. Только за прошлый год количество ДТП по вине водителей автобусов сократилось на 16%.

Будем надеяться, это и есть результат ОПМ, которые в МВД, заметьте, проводятся планово, на постоянной основе. Так что даже по завершении оперативно-профилактического мероприятия «Автобус» о послаблениях к перевозчикам-нелегалам и другим нарушителям на дорогах не может идти и речи. 

Популярное

Все
Легенда Google: "Казахстан совершает один из самых смелых переходов — от нефтяной экономики к экономике ИИ"
Silk Way Star определил финалистов: масштабный вокальный проект объединил 12 стран и многомиллионную аудиторию
Еркебулан Дайыров стал лауреатом Международной премии «Наследие будущего»
В Узбекистане прошли показы казахстанских фильмов
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Все строго по правилам
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Жемчужина осеннего Шымкента
Президент наградил Елену Рыбакину орденом "Барыс" III степени
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Сенсационное серебро из Японии
Елена Рыбакина триумфально выиграла Итоговый турнир WTA
Токаев в Белом доме, «С5+1» и Авраамские соглашения: мнение зарубежных экспертов
В СКО ограничено движение транспорта
Почему Рыбакина отказалась от фото с главой WTA
Стратегическое партнерство, ориентированное в будущее
В работе помогает робот
В Halyk Bank выдали кредит на человека с инвалидностью
Денис Мантуров награжден орденом «Достық»
Taldau Talks: Ашимбаев выступил инициатором дискуссии в новом сезоне
Москву украсили флагами Казахстана и России в преддверии госвизита Токаева
Подъем АПК обеспечили меры господдержки
Лиса напала на жительницу Костанайской области
Молодежь созидает будущее
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Зампред КНБ отправлен в отставку
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
В Астане состоялся показ фильма «Капитан Байтасов»
В ВКО выявили незаконную работу асфальто-бетонного завода
Сильная духом и мастерством
Кызылорда с размахом отмечает свой день рождения
Шымкент растет и уверенно смотрит в будущее
Марат Ирменов назначен зампредом КНБ
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Петропавловские теплосети готовят к передаче в муниципальную собственность
В Жамбылской области выявили свыше 500 нарушений миграционного законодательства
Павлодарский «Иртыш» вернулся в КПЛ
В Астане еще один жилой массив подключили к природному газу

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]