Новые технологии – в сферу услуг соцобеспечения

2002
Биржан ЖУНУСОВ, генеральный директор РГКП "Государственный центр по выплате пенсий"

Созданный в 1997 году постановлением Правительства Государственный центр по выплате пенсий (ГЦВП) является основным оператором в Республике Казахстан в системе учета и осуществления социальных выплат населению, осуществляющим на сегодня функции в солидарной, накопительной пенсионных системах и системе обязательного социального страхования, с использованием электронной обработки данных.

ГЦВП имеет развитую филиальную сеть: 14 областных филиалов, а также филиалов городов Алматы и Астаны, 208 районных и городских отделений, где трудятся 3,5 тыс. квалифицированных специалистов. Региональными подразделениями ГЦВП ежедневно ведется прием порядка 15 тыс. человек по различным вопросам в области социальной сферы. Общими тенденциями, характеризующими деятельность ГЦВП, является постоянный рост объема работ, социальных выплат, финансовых потоков и оказываемых услуг населению страны.

В Послании народу Казахстана в январе 2012 года Президент Нурсултан Назарбаев определил развитие стратегических и информационных технологий как одну из приоритетных задач развития государства в современном мире. Важным направлением реализации этой задачи является обеспечение доступности государственных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Среди основных проблем, с которыми сталкиваются граждане при обращении за услугами в государственные органы власти, – долгое ожидание в очереди, необходимость многократного обращения по одному и тому же вопросу, долгое ожидание результата, недостаток информации о процедуре получения услуги. Повсеместное внедрение ИКТ в современную действительность и уровень развития информационных систем государственных органов позволяют модернизировать механизмы и способы получения государственных услуг населением, в частности обеспечение доступа потребителей к государственным услугам в режиме онлайн в сети Интернет посредством портала "электронного правительства".

Впервые предложение по оказанию электронных государственных услуг Министерства здравоохранения и социального развития (далее – МЗСР) через ГЦВП на портале "электронного правительства" было опубликовано в 2009 году. Это были государственные услуги: присвоение социального индивидуального кода (далее – СИК), выдача дубликата СИК и информации о поступлении движении средств вкладчика. Для получения этих услуг потребителю необходимо иметь только наличие электронно-цифровой подписи (далее – ЭЦП) и доступ к интернет-ресурсам.

За период с 2009 по 2014 год количество предлагаемых электронных государственных услуг через ГЦВП увеличилось в 4 раза. Динамика электронных государственных услуг приведена ниже. Если в предыдущие годы основное направление предлагаемых электронных государственных услуг МЗСР через ГЦВП носило информативный характер (по объективным причинам – отсутствие необходимой информации для оказания услуг), то с 2012 года МЗСР через ГЦВП приступило к выводу на портал качественно иных услуг, а именно – к назначению выплат.

Для реализации оказания государственных услуг на более качественном уровне в Республике Казахстан с 2012 года разрабатываются и реализуются планы по оптимизации бизнес-процессов, сокращению количества документов, требуемых от населения при оказании государственных услуг. Реализация данных планов направлена на межведомственную интеграцию информационных систем государственных органов, то есть для оказания государственных услуг используются существующие информационные базы данных различных государственных органов – держателей информации, необходимой для оказания государственных услуг; внесение изменений в нормативно-правовые акты в части оптимизации и автоматизации оказания государственных услуг в электронном виде; сокращение сроков и повышение качества оказания государственных услуг.

Для предоставления государственной услуги заявитель должен предоставить перечень документов, определенный стандартом на данную государственную услугу. Реализация планов позволяет оптимизировать перечень документов – заявитель предоставляет только те документы, информация о которых отсутствует в информационных системах государственных органов, а информация по другим требуемым документам предоставляется по запросам в информационные системы государственных органов в онлайн режиме.

Основной принцип оказания электронных услуг через портал "электронного правительства2 – обращение потребителя на портал "электронного правительства" и формирование электронного заявления путем запросов в информационные системы государственных органов – держателей информации, необходимой для оказания государственных услуг. Так, за период с октября 2012 года по настоящее время в электронном формате реализованы следующие государственные услуги, оказываемые через ГЦВП. В рамках оптимизации документов реализовано 9 государственных услуг: назначение пенсионных выплат из Государственного центра по выплате пенсий; назначение государственного социального пособия по инвалидности, случаю потери кормильца и возрасту; назначение специальных государственных пособий; назначение государственных специальных пособий (списки № 1, № 2); назначение пособий на рождение ребенка и по уходу за ребенком; назначение пособия лицам, воспитывающим ребенка-инвалида; назначение социальных выплат при наступлении социальных рисков; назначение государственной базовой пенсионной выплаты; пособие на погребение.

Кроме того, данные услуги, за исключением "Назначение пенсионных выплат из Государственного центра по выплате пенсий" и "Пособия на погребение", в настоящее время предоставляются через центры обслуживания населения в части формирования электронных заявлений с последующей передачей их в филиалы РГКП "ГЦВП" для дальнейшей обработки.

На портал "электронного правительства" выведено 4 государственные услуги: назначение пособий на рождение ребенка и по уходу за ребенком, государственного социального пособия по возрасту, государственной базовой пенсионной выплаты и государственного социального пособия по случаю потери кормильца.

Дальнейшим перспективным развитием оказания государственных услуг в электронном виде является разработка композитных государственных услуг. Данный вид услуг подразумевает, что заявитель, подавая одно заявление на назначение пособия, может получить сразу несколько видов государственных услуг. Так, с 1 июня 2015 года в Казахстане внедрена композитная услуга "Регистрация и постановка на учет безработных граждан и назначение социальной выплаты на случай потери работы" для лиц, потерявших работу. Теперь при регистрации в центрах занятости граждане могут оформить документы на назначение социальной выплаты на случай потери работы из Государственного фонда социального страхования, то есть лицо, потерявшее работу, будет обращаться в уполномоченный орган по вопросам занятости с одним документом, удостоверяющим личность, и получать сразу две услуги – регистрацию в качестве безработного и назначение социальной выплаты на случай потери работы. Срок предоставления данной государственной услуги сократился с 10 до 8 дней.

В настоящее время осуществляются работы по созданию ряда следующих композитных услуг. Это "Проведение медико-социальной экспертизы и оформление документов для предоставления социальных реабилитационных мероприятий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, назначение ГСП и СГП по инвалидности, социальной выплаты по случаю утраты трудоспособности из ГФСС". Услуга обеспечит возможность получения целого спектра услуг лицам, которым установлена инвалидность: проведение медико-социальной экспертизы; назначение ГСП и СГП по инвалидности; назначение социальной выплаты по случаю утраты трудоспособности из ГФСС; оформление документов для предоставления реабилитационных мероприятий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Следующая услуга – "Назначение социальных выплат при наступлении социальных рисков: по уходу за ребенком до 1-го года" через ПЭП. Реализация данной услуги предоставит возможность населению, не выходя из дома, получить на основании одного электронного заявления: пособие на рождение ребенка (за счет средств из республиканского бюджета) и социальной выплаты при наступлении социальных рисков: по потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года.

В рамках повышения качества предоставляемых государственных услуг, улучшения условий комфортности обслуживания населения, повышения уровня удовлетворенности населения в ГЦВП осуществлен ряд мероприятий. Это развитие SMS-информирования населения по государственным услугам. С помощью SMS-информирования населению предоставляется результат оказания государственной услуги: о размерах назначенных пенсий, социальных выплат и пособий, единовременных компенсаций либо о причине отказа в назначении. С февраля 2014 года взаимодействие ГЦВП – ЦОН осуществляется в электронном виде путем приема-передачи электронных документов с учетом оптимизации бизнес-процессов, сокращения количества документов, требуемых от населения при оказании государственных услуг.

Также в крупных районных и городских отделениях ГЦВП установлены 59 программно-аппаратных комплексов “Электронная очередь”, что позволило улучшить и оптимизировать управление потоков посетителей, а также оценить качество предоставляемых услуг на каждом этапе ее оказания. В целях повышения доступности государственных услуг жителям отдаленных населенных пунктов организованы мобильные группы из числа сотрудников Государственного центра по выплате пенсий и центров обслуживания населения и специалистов АО "Казпочта". С 16 марта 2015 года организован выезд мобильных групп в отдаленные населенные пункты, что обеспечило комфортность, упрощенный порядок, снижение затрат и времени граждан на получение государственных услуг.

Необходимо отметить, что ГЦВП на достигнутом не останавливается, и с каждым годом совершенствуется в направлении развития и модернизации ИКТ для повышения качества оказания государственных услуг в электронном формате для граждан РК.

Популярное

Все
Накануне Нового года в супермаркетах начнется продажа по низким ценам
Акмолинский боец стал чемпионом мира по боксу
В отдаленные аулы Приаралья пришла питьевая вода
ЦОУ полиции с умными камерами запущен в Косшы
Стрельба в университете США: минимум двое убитых
Прибыль банков Казахстана увеличилась на 8,5%
Казахстан завоевал 68 медалей на V юношеских Азиатских Пара играх
Спасатели спустили с гор двух туристов
Клуб открылся в отдаленном селе Кызылординской области
Пожилой мужчина потерялся в степи и провел ночь в холодном автомобиле
Последствия буйства стихии ликвидируют в Атырауской области
В селах Приаралья развивается гостиничный бизнес
Трамп пообещал ответные действия после гибели трех граждан США в Сирии
ТРК Президента и Al Jazeera развивают стратегическое сотрудничество
Морские биологи впервые зафиксировали совместную охоту косаток и дельфинов
Казахстанский мушкетёр первенствовал на юниорском Кубке мира
Стипендии повысили студентам в Казахстане
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
В тройке лидеров
Автоледи получила 1 год лишения свободы за нетрезвую езду в Конаеве
Охотничьи испытания казахского тазы провели в Алматинской области
Президент Ирана прибыл в Акорду
Костанайские предприниматели просят отложить запрет на эксплуатацию трехосных самосвалов на 3 года
Жители села Шамши Калдаякова активно участвуют в преобразованиях
Мечта, ставшая реальностью благодаря Президенту Касым-Жомарту Токаеву
В Бенине военные захватили власть
Избран новый президент Федерации борьбы Казахстана
Водителя груженого бензовоза заподозрили в нетрезвом вождении
Нацбанк предупредил казахстанцев о новой схеме мошенничества
Итоги большого общественного пути
«Адал азамат»: внимание к каждому ученику
Когда призраки прошлого оживают в семейном доме
Мы третьи в мире!
Фигуристка Самоделкина завоевала «бронзу» на турнире в Хорватии
Месси установил новый рекорд по числу трофеев в футболе
Началось строительство сталелитейного завода
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Из казармы в кампус
Ключевой ориентир – человекоцентричность
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Политика здравого смысла
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Уверенный рост экономики Приаралья
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]