Основа суверенитета и независимости

1560
Беседовал Николай Жоров

16 декабря 1991 года депутатами Верховного Совета был принят Закон «О государственной независимости Республики Казахстан». И это знаковое событие по-прежнему притягивает к себе внимание исследователей и ученых. Почему? Ответить на этот и другие вопросы мы попросили советника ректора КазНУ имени аль-Фараби – доктора юридических наук, профессора Еркина Дуйсенова.

– Еркин Эрманович, Вы – свидетель зарождения нашей независимости, на Ваших глазах происходили значимые для истории Казахстана события. В том числе установление правовых основ для обретения страной независимости...

– Совсем скоро, 16 декабря, многонациональный народ Казахстана будет отмечать государственный праздник – День Независимости. Именно в этот день Верховный Совет принял Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан».

Справедливости ради следует отметить, что закон этот был принят не вдруг и не сразу. Его рождение основывалось на определенной правовой базе. В первую очередь, конечно же, на Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР, принятой 25 октября 1990 года.

Кроме того, сюда же следует отнести ряд правовых актов конституционного характера, которые приостановили действие основных норм Конституции СССР и положили начало самостоятельному, независимому развитию республики. Речь идет о законах, внесших существенные изменения в Конституцию Казахской ССР.

Это такие законодательные акты, как Закон от 20 ноября 1990 года «О совершенствовании структуры государственной власти и управления», Закон от 15 февраля 1991 года «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР» и, наконец, Закон от 10 декабря 1991 года «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Рес­публики».

Еще раз хочу отметить, что все вышеуказанные правовые акты стали основанием для внесения изменений в Конституцию КазССР 1978 года, по которой в то время жила страна, и создали правовую базу для принятия Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан».

Закон провозгласил Казахстан независимым демократическим государством, которое обладает всей полнотой власти на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику, является субъектом международного права, обменивается дипломатическими и консульскими представительствами, может входить в международные организации, системы коллективной безопасности и участвовать в их деятельности.

Закон закрепил политическую основу независимости. Формировались высшие органы государственной власти, самостоятельная экономическая сис­тема. Социальной основой независимого государства признавался народ Казахстана.

В законе отмечалось, что Республика Казахстан принимает меры по охране своей независимости и укреплению национальной государственности. Атрибутом и гарантом независимости является наличие собственных вооруженных сил.

Подчеркивалось, что государство Казахстан самостоятельно определяет порядок и условия прохождения ее гражданами воинской службы, решает вопросы размещения войск, вооружений и техники на своей территории.

Таким образом, два правовых докумен­та – декларация и закон о государственной независимости – закрепили все условия для обеспечения самостоятельности и независимости нашего государства. Тем самым были реализованы идеи многих прогрессивных представителей казахского народа, включая алашординцев и других.

– День Республики и День Независимости – два важнейших праздника. И, по мнению Президента Касым-Жомарта Токаева, их следует отмечать как дни памяти наших национальных героев, внесших значительный вклад в обретение страной независимости. Что можете сказать по поводу возвращения Дня Республики в орбиту праздничных дат?

– По инициативе Президента с прошлого года 25 октября вновь отмечается как День Республики. Полагаю, тем самым восстановлена историческая справедливость, поскольку эта дата имеет особое значение для становления нашей республики как суверенного государства.

Именно с 25 октября 1990 года – дня принятия Верховным Советом Казахской ССР Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР – начинается отсчет построения нашей суверенной государственности.

Сразу хочу отметить, что День Респуб­лики является национальным праздником, который по статусу стоит выше праздника государственного – Дня независимости, и это правильно. Дело в том, что суверенитет государства можно обозначить как такое свойство государства, которое характеризует его независимость и самостоятельность от влияния других государств при осуществлении своих внутренних и внешних функций.

Однако помимо указанного обязательными элементами суверенитета являются также единство государственной власти (независимо от разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную ветви), верховенство государственной власти, независимость, наличие Конституции и национального законодательства, собственное гражданство.

Следовательно, понятие «суверенитет» намного шире понятия «независимость», которая является обязательным и неотъемлемым элементом суверенитета. Поэтому придание в 2022 году Дню Республики статуса национального праздника обоснованно, объективно и закономерно.

– То есть объявление независимости де-юре и де-факто – несколько разные вещи. Получается, встав на путь самостоятельного развития, мы должны были завоевать реальный суверенитет, приняв прежде всего свою Конституцию?

– Да, Конституция Республики Казахстан является Основным законом нашей страны. Основой для ее принятия стали уже упомянутые Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР и Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан».

Здесь сразу уместно отметить, что по сравнению с развитыми странами, имею­щими многовековые демократические и правовые традиции, наш Казахстан – сравнительно молодое государство. Мы от тоталитарного режима СССР сразу перешли к построению демократичес­кого правового государства. Естественно, что поиск оптимальной модели новой государственности предполагает необходимость внесения коррективов в Основной закон.

Общественные отношения находятся в постоянном движении, изменении и поэтому обуславливают необходимость изменения конституционных норм. Такой процесс характерен для общества переходного периода.

Нормы Конституции не могут оставаться застывшей правовой материей. Например, «земельные митинги» 2016–2017 годов достигли пика социальной напряженности вплоть до введения моратория на продажу земли иностранцам. Окончательная же точка в этом вопросе была поставлена конституционной реформой 2022 года, когда пунктом 3 статьи 6 Конституции было закреплено положение, согласно которому «Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу».

К факторам объективного характера, влияющим на изменения в Конституции, следует отнести всевозможные вызовы и угрозы, такие как мировой экономичес­кий кризис, пандемия, войны, угрозы международного терроризма и другие.

Что касается факторов субъективного характера, то к ним следует отнести имевшее в недалеком прошлом влияние старого Казахстана на содержание Основного закона. Я имею в виду внесение изменений и дополнений в Конституцию в угоду отдельным политическим группам, олигополии. В Новом Казахстане эти факторы должны быть полностью исключены.

Здесь уместно отметить, что те цели и задачи, которые Глава государства Касым-Жомарт Токаев наметил для построения Нового Казахстана, будут более эффективно реализованы с принятием новой Конституции. Это мое субъективное мнение основано на том, что прошедшая в прошлом году конс­титуционная реформа действительно существенно модернизировала нашу политическую систему, однако всех проблемных вопросов не решила.

Кроме того, следует извлечь уроки из прошлого. Как справедливо и обоснованно отмечал мой учитель-академик Гайрат Сапаргалиев: «Для того чтобы обеспечить стабильность Конституции, ее высокий авторитет, следует вносить изменения и дополнения в Конституцию в случае возникновения такой потребнос­ти, оформлять и принимать как особый самостоятельный нормативный акт, который можно прилагать к Конституции».

Однако практика развития конституционного законодательства пошла по другому пути: изменения и дополнения вносятся в Конституцию в форме законов, причем обычных законов, которые по юридической силе и в иерархии правовых актов стоят выше конституционных законов. Это в целом противоречит правовой природе обычных законов.

– Мощная юридическая поддержка отечественных правоведов сыграла важную роль в процессе обретения Казахстаном независимости. Правовая поддержка нужна и сегодня, когда мы создаем Справедливый Казахстан. Есть ли для этого кадры?

– Юристов сегодня в стране, как говорится, хоть отбавляй – их готовят в десятках вузов, причем не только во флагманских.

Правовому государству, которое мы планируем построить в Казахстане, действительно нужно много юристов, но... грамотных, профессионалов своего дела. Однако на деле это не всегда так. Проблема ведь заключается в том, что юристы, как и врачи, не имеют права на ошибки, поскольку их ошибки – это сломанные человеческие судьбы.

Путем решения данной проблемы, как мне представляется, должно стать усиление контроля со стороны государства и в первую очередь уполномоченного органа – Министерства науки и высшего образования – за качеством подготовки юристов.

 

Популярное

Все
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Уральске реконструируют набережную
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
«Умный» дым: Петропавловская ТЭЦ-2 запускает трубу с системой мониторинга
«Что мне нужно сделать, чтобы его обыграть? Не знаю» — Бублик о предстоящем матче на «Ролан Гаррос»
Я – жертва и живой свидетель массового голода
Штормовое предупреждение объявлено в Казахстане
Структурная реформа в футбольном судействе даст свои плоды
Нацгвардия подарила детям особенный праздник
Сегодня WhatsApp прекратит работу на нескольких устаревших моделях смартфонов
Токаев поздравил казахстанцев с Днем защиты детей
Токаев ратифицировал соглашение с Кыргызстаном о взаимной защите инвестиций
1,7 трлн тенге выделено на социальную поддержку семей с детьми в 2025 году
Дело Шерзата: прокурор запросила для обвиняемых от 1,5 до 23 лет лишения свободы
Маск: "Я не принимаю наркотики"
В Казахстане реализуется комплекс мер по безопасности детей
В Петропавловске прохожим в честь праздника раздавали флаги
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
В Казахстане резко изменится погода
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Будущее – за цифровыми активами
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Семья – духовный код нации
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Жару сменят дожди в Казахстане
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Тайны городского парка
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
У адвоката – особый статус в системе правосудия

Читайте также

Уголь и золото: инвестиции, проекты, перспективы
Во дворах – комфорт
Чтобы Земля оставалась красивой
Минус полтонны мусора

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]