Ответы «кое-кому»...

1506

В известной книге нашей студенческой юности «Военная экономика СССР в период Великой Отечественной войны» тема помощи прос­то обойдена. (Вот она, эта книга - на моей полке.) В ней лишь строка вскользь: «Все западные поставки составляли 4% от советского производства». И все. Наш союзник по антигитлеровской коалиции здесь именуется как (цитирую дословно) «ожиревший на народной крови в период Второй мировой войны монополистический капитализм Соединенных Штатов Америки...». Оставим пропаганду пропагандистам! Нас интересует правда Истории - по возможности бесприст­растный анализ и объективность выводов.

Светлая память и земной сыновний поклон тем, кто «вытащил» наши заводы из-под немцев, перебросил их на Урал и в Казахстан, в лютых сибирских снегах возводил «танкограды». Но давайте скажем слово благодарности и нашим союзникам. Пусть запоздалое. Но справедливое. Давайте посмотрим правде в глаза. И убедимся, что победа была общей.

Выражение «ленд-лиз» происходит от английского lend («давать взаймы») и lease («сдавать в аренду»). Это была государственная программа, по которой Соединенные Штаты Америки, в основном на безвозмездной основе, передавали своим союзникам во Второй мировой войне бое­припасы, технику, продовольствие и стратегическое сырье. Концепция этой программы давала президенту США власть помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для его страны. Именно поэтому закон о ленд-лизе носил полное название «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов». Принятый конгрессом США, он предусматривал, что поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырье, другие предметы), утраченные или использованные во время войны, не подлежат оплате. Переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединенными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов).

08 Всего поставки по ленд-лизу превысили 50 млрд. долларов в ценах военной поры (почти 750 млрд. в ценах нынешних). Большую часть их получила Британия, значительную часть - Советский Союз, а также Франция и Китай. Для сравнения скажем, что объем помощи Франции был в 4 раза меньше, чем СССР, а Китаю - в 7. (Аналогичную американской программу ленд-лиза имела Канада: поставки осуществлялись как в Британию, так и Советский Союз.) После победы Красной армии под Сталинградом (когда руководство союзников перестало сомневаться в способности СССР к долговременной войне) сюда стали поставляться стратегические материалы и станки для советской промышленности.

Помощь нам со стороны Соединенных Штатов была колоссальной. В годы войны США поставили в СССР 375 тыс. грузовых машин, что почти в полтора раза больше, чем производство самого Советского Союза. (К мес­ту отметить, что за первые месяцы германского блицкрига безвозвратные потери автомобилей в Красной армии были просто невосполнимы. «К осени 1941 года мы потеряли все» - вот дословное признание члена Государственного комитета обороны, начальника комитета продовольственно-вещевого снабжения РККА А. Микояна.)

Как справедливо считают аналитики, совершенно очевидно, что без западных поставок Красная армия не обрела бы той степени подвижности, которой она обладала, по крайней мере, с середины 1943 года. «Студебеккер», как лучший из получаемых марок тягачей (имевший, в отличие от советских машин, полный привод на все три оси), размещал на своей платформе реактивные установки залпового огня «катюша» и транспортировал нашу тяжелую артиллерию. (За войну США выпустили почти 200 тыс. «студебеккеров», половина из которых была передана СССР.) Достойные эксплуатационные качества показал автомобиль «додж», буксировавший орудия нашей противотанковой артиллерии. Большую роль сыграл и легковой автомобиль «виллис» с двумя ведущими осями (этих машин было поставлено в СССР 52 тыс.). Обладаю­щий хорошей проходимостью, он стал надежным средством разведки, связи и управления войсками, широко применялся в качестве легкого тягача, в частности «сорокопяток». К концу войны американские машины сос­тавляли треть автомобильного парка Красной армии. (А почти 10% машин были трофейными.)

США и Британия предоставили практически пятую часть авиабензина, использованного за годы вой­ны советской авиацией. В частности, союзники поставили нам почти 700 тыс. тонн бензина октановым числом 99 (тогда как в СССР в огромном дефиците был даже бензин Б-78). Первостепенную роль играли союзные поставки порохов: из США было доставлено почти 300 тыс. тонн пороха, а еще более 20 тыс. тонн - из Британии и Канады (что превысило половину всего общего объема советского производства тех лет). СССР было передано почти 330 тыс. тонн первичного алюминия из США, Британии и Канады, что намного превышает цифру нашего его производства за годы войны.

Авиационная промышленность в СССР, основной потребитель алюминия, работала главным образом за счет западных поставок. Из американского алюминия в войну делали даже моторы знаменитых танков Т-34. По ленд-лизу к нам поступило в общей сложности более 800 тыс. тонн цветных металлов. Американцы поставили в СССР 404 тыс. тонн первичной меди, или четыре пятых всего советского производства, 29 тыс. тонн олова (что более чем в 2 раза превышает производство самого СССР). Огромны были и поставки кобальта.

По ленд-лизу в Советский Союз поступило 1,5 миллиона километров полевого телефонного кабеля, 2 тыс. миль морского кабеля, больше тысячи миль подводного кабеля, 35 тыс. радиостанций и 445 радиолокаторов (своих радиолокационных станций у нас тогда еще не было). А также 8 тыс. тракторов, 32 тыс. армейских мотоциклов (это значительно больше, чем произвел сам СССР за годы войны). Нелишне добавить, что из США в СССР было также поставлено 7 тыс. танков, из Британии и Канады - 5,5 тысячи.

В СССР было поставлено 90 грузовых судов и 105 противолодочных кораблей, около 8 тыс. двигателей для кораблей, осуществлены массированные поставки взрывчатки (динамита, тротила, толуола), более 900 тыс. детонаторов, 132 тыс. единиц автоматического оружия, почти 4,5 млн. тонн продовольствия, 15,5 миллиона пар армейских ботинок, не говоря о поставках хлопка, кожи, более 1,5 миллиона одеял и 250 млн. пуговиц. (О машинах, оборудовании, химикалиях, нефтепродуктах и даже спирте и речи уже нет.)

По ленд-лизу в Советский Союз поступило 622 тыс. тонн железнодорожных рельсов (больше половины от нашего собственного производства), почти 2 тыс. паровозов и дизель-электровозов, более 3,5 миллиона автомобильных покрышек (в основном больших), что составило почти половину всех наших потребностей в покрышках. В СССР было поставлено 11 тыс. товарных вагонов, что в 10 раз превысило советское их производство в военные годы. Плюс 45 тыс. металлорежущих станков (а из Британии - 104 тяжелых пресса).

Почти из 19 тыс. поставленных нам американских и британских самолетов около 17 тыс. были боевыми. Каждый 6-й истребитель и каждый 5-й бомбардировщик в Красной армии военной поры - американские. Маршрутов их доставки было три: из США и Канады через Тихий океан до Владивостока и Находки, через Иран на Баку, из Шотландии в Мурманск. Из почти 10 тыс. выпущенных в небо американских «аэрокобр» больше половины были в руках советских пилотов. (Это на лично доставленной им из Ирана «аэрокобре» с номером чертовой дюжины «13» летчик-ас и будущий трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин сбил за первые два боя 8 и 9 апреля 1943 года 3 «Мессершмит Bf.109» (лучшего истребителя люфтваффе) и затем больше половины из 59 самолетов своего общего боевого счета).

Наряду с самолетами СССР получил сотни тонн авиационных запчас­тей, авиационные боеприпасы, специальное аэродромное оборудование и аппаратуру, более 9 тыс. американских радиостанций для установки на истребителях советского производства, навигационное оборудование (радиокомпасы, автопилоты, радары, секстанты, авиагоризонты).

Учитывая то, что из-за оккупации своих территорий СССР потерял 63% мощностей по добыче угля и 58% мощностей производства стали, помощь наших союзников была просто спасительной. Эта зависимость хорошо осознавалась советским руководством в начале войны. Так, специальный посланник президента Ф.-Д. Рузвельта Гарри Гопкинс сообщал 31 июля 1941 года, что Сталин полагал невозможным без американской и британской помощи Советскому Союзу устоять против материальной мощи Германии, располагавшей ресурсами оккупированной Европы.

К слову, о легендарной тушенке «Второй фронт»: не оглупим досужей шуткой ее значение. Соединенные Штаты поставили в СССР этого (жизненного в прямом смысле) продукта в количестве... 2 млрд. 77 млн. консервных банок, или в общем весе около 700 тыс. тонн только мясных консервов! (К вышеизложенному добавим, что по ленд-лизу СССР получил еще 602 тыс. тонн животных жиров, 658 тыс. тонн сахара и немало других насущных для ведения войны продуктов).

Анастас Микоян вспоминал: «..Когда к нам стали поступать американская тушенка, комбижир, яичный порошок, мука, другие продукты, какие сразу весомые дополнительные калории получили наши солдаты! И не только солдаты: кое-что перепадало и в тылы. Или возьмем поставки автомобилей. Вся наша армия фактически оказалась на колесах, и каких колесах! В результате повысилась ее маневренность и заметно возросли темпы наступления... Без ленд-лиза мы наверняка бы еще год - полтора лишних провоевали» (из документальной книги Г. Куманева «Говорят сталинские наркомы»).

Маршал победы Г. Жуков в послевоенных беседах с писателем Константином Симоновым (понятно, что в книгу «Воспоминания и размышления» эти мысли полководца по идеологическим соображениям войти не могли) был предельно откровенен и прямо заявлял: «Говоря о нашей подготовленности к войне с точки зрения хозяйства, экономики, нельзя замалчивать и такой фактор, как последующая помощь со стороны союзников. Прежде всего, конечно, со стороны американцев, потому что англичане в этом смысле помогали нам минимально. При анализе всех сторон войны это нельзя сбрасывать со счетов. Мы были бы в тяжелом положении без американских порохов, мы не могли бы выпускать такое количество боеприпасов, которое нам было необходимо. Без американских «студебеккеров» нам не на чем было бы таскать нашу артиллерию. Да они в значительной мере вообще обеспечивали наш фронтовой транспорт. Выпуск специальных сталей, необходимых для самых разных нужд войны, был тоже связан с рядом американских поставок».

При этом Жуков подчеркивал, что «мы вступили в войну, еще продолжая быть отсталой в промышленном отношении страной по сравнению с Германией». Достоверность цитирования самим Константином Симоновым этих бесед с Жуковым, сос­тоявшихся в 1965-1966 годах, подтверждается историками и ссылками на более ранние высказывания маршала Жукова, зафиксированные в результате прослушивания органами безопасности в 1963 году. «Вот сейчас говорят, что союзники никогда нам не помогали... Но ведь нельзя отрицать, что американцы нам гнали столько материалов, без которых мы бы не могли формировать свои резервы и не могли бы продолжать войну... У нас не было взрывчатки, пороха. Не было чем снаряжать винтовочные пат­роны. Американцы по-настоящему выручили нас с порохом, взрывчаткой. А сколько они нам гнали листовой стали! Разве мы могли бы быстро наладить производство танков, если бы не американская помощь сталью? А сейчас представляют дело так, что у нас все это было свое в изобилии». (Из донесения председателя КГБ В. Семичастного Н. Хр
ущеву; гриф «совершенно секретно».)

07 Справедливости ради скажем, что в Советском Союзе высказывались претензии по поводу не­удовлетворительных технических характерис­тик в первую очередь поставляемых танков, среди которых встречались образцы, уступающие советской и, главное, немецкой технике тех лет. Однако в целом претензии, позднее раздутые советской пропагандой, на самом деле на этапе секретной переписки с лидерами стран-союзниц были прос­то элементом «мудрого давления кавказца Сталина». Ведь отношения ленд-лиза предполагали право страны самостоятельно выбирать и оговаривать вид и характерис­тики требуемых вооружений и иной военной продукции.

Еще в ходе войны советская пропаганда пыталась всячески приуменьшить значение американской помощи и даже ее замалчивать. В марте 1943 года американский посол в Москве, не скрывая обиды, позволил себе недипломатическое заявление на этот счет: «Российские власти, по-видимому, хотят скрыть, что получают помощь извне. Очевидно, они хотят уверить свой народ в том, что Красная армия сражается в этой вой­не одна». Во время Ялтинской конференции союзников Сталин признал, что ленд-лиз - замечательный и самый плодотворный вклад Рузвельта в создание антигитлеровской коалиции.

Как полагает сегодня ряд аналитиков (и я склонен разделить правомерность такого вывода), Гитлер и его советники просчитались не столько в определении военно-экономической мощи СССР, сколько в оценке способности советской экономической и политической системы функционировать в условиях тяжелого военного поражения, а также возможностей советской экономики достаточно эффективно и быст­ро использовать западные поставки, а США и Великобритании - осуществить такие поставки в необходимом количестве и своевременно.

Оценивая уже после войны сражения на Восточном фронте, наиболее выдающийся военный профессионал фашистской Германии и «лучший оперативный ум вермахта» генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн в своей книге «Утраченные победы» прямо признал: «Мы не ожидали от советской стороны таких больших организаторских способностей в этом деле (формировании стратегических резервов. - А. Е.), а также в развертывании своей военной промышленности. Мы встретили поистине гидру, у которой на месте одной отрубленной головы вырастали две новые...»

Я не «гимназистка румяная», чтобы восхищаться и восторгаться американцами: у каждого государства свои интересы. Но перед нашими союзниками военной поры я преклоняюсь. Историк и журналист, вооруженный обновленными знаниями наших дней, я осознаю как никогда остро и явно: без американской помощи (массированной, неиссякае­мой, жизненной) выстоять в той немыслимой войне нам было бы вряд ли возможно. Признаемся в этом сами себе, не наводя, что называется, «тень на плетень»...

Кто-то из российских ученых считает, что американская помощь по ленд-лизу «имела свое значение, но не решила исход войны, как это пытаются утверждать некоторые западные историки». Кто-то справедливо отмечает, что программа ленд-лиза «была обою­довыгодной, так как США выиграли необходимое время для мобилизации своего ВПК и создания армии». Кто-то поднимается в своих умозаключениях до констатации, что «благодаря ленд-лизу американцы сохранили многие жизни своих солдат». Все эти суждения имеют право быть.

06 Перед историками Запада и Востока (как считает сегодня ряд исследователей) встает своеобразная и с научной точки зрения крайне интересная задача: оценить, каким образом западные поставки промышленного оборудования и вооружений по ленд-лизу (равно как поставки в СССР из побежденной Германии в рамках репараций) способствовали формированию советского военно-промышленного комплекса, способного на равных вести с Западом гонку вооружений, вплоть до самого последнего времени. В условиях открытых архивов. Беспристрастного и серьезного анализа. Всех «выложенных на стол карт»...

Не умаляя немеркнущего подвига наших отцов. И величия народа-победителя!..

P.S.

Сразу после войны Соединенные Штаты направили странам, получавшим помощь по ленд-лизу, предложение вернуть уцелевшую военную технику и погасить долг для получения новых кредитов. (Поскольку закон о ленд-лизе предусматривал списание использованного военного оборудования и материалов, американцы настаивали на оплате только гражданских поставок: железнодорожного транспорта, электростанций, пароходов, грузовиков и прочего оборудования. За уничтоженную в ходе боев военную технику они возмещения не потребовали.)

К слову сказать, последний платеж в 83 млн. долларов в пользу США (и около 23 млн. Канаде) был проведен Великобританией... 29 декабря 2006 года. Дальнейшая судьба китайского долга по ленд-лизу не ясна. Несмотря на то что США признали в свое время Китайскую Народную Республику единственным законным правительством Китая, а следовательно, и наследником всех предыдущих договоренностей, в 1989 году они потребовали возврата этого долга от... Тайваня.

На переговорах вскоре после вой­ны советские представители согласились выплатить лишь незначительную сумму, но встретили прогнозируемый отказ американской стороны. Переговоры годом позже тоже ни к чему не привели. Еще при жизни Сталина американцы дважды снижали сумму платежа, однако советская сторона просила уменьшить ее почти в 3 раза. Соглашение с СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено уже в брежневские времена. По этому соглашению Советский Союз обязался заплатить 722 млн. долларов, включая проценты. Выплаты начались, но были прекращены в связи с вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (пресловутой поправки Джексона - Вэника). В последние годы правления президента М. Горбачева стороны вернулись к обсуждению долга. Были установлены новый срок окончательного его погашения - 2030-й и сумма в 674 млн. долларов.

После распада СССР долг был переоформлен на Россию. Таким образом, из общего объема американских поставок по ленд-лизу в 11,3 млрд. долларов СССР, а впоследствии Россией было признано, а затем частично оплачено около 7%. (Стоит учесть, что сегодняшний доллар «легче» доллара 1945 года минимум в 15 раз.)

Анатолий ЕГОРОВ,
специально для «Казахстанской правды»,
кандидат исторических наук (Москва, 1991), докторский диплом (Афины, 2007)

Популярное

Все
В Алматы прибыл первый туристский поезд из Сианя
В Алматы на месте старого здания возвели современный центр для детей
Команда Казахстана по настольному теннису завоевала семь медалей на турнире в Ташкенте
Дело Шерзата: прокурор запросила для обвиняемых от 1,5 до 23 лет лишения свободы
Хоккейный клуб «Барыс» объявил об уходе семи легионеров
Более 20 незаконных установок для забора воды обнаружили в Туркестанской области
Как проходила спецоперация на крупном предприятии Карагандинской области, показали в МВД
Находившегося 20 лет в розыске казахстанца экстрадировали из России
Возврат активов: более 570 млн тенге ​​​​​​​ направили на водоснабжение сел области Ұлытау
Велопробег «От Алтая до Урала» дошел до Астаны
Глава государства направил видеообращение по случаю 70-летия космодрома Байконур
Большинство казахстанцев имеют от 2 до 9 близких друзей - опрос
Сельскую школу построят на возвращенные государству деньги в Атырауской области
В Астане более 2,5 тысяч человек признаны банкротами
Перспективы поставок пшеницы в Нигерию рассмотрели в правительстве
В области Жетысу дети ждут ваучеры на занятия в творческих кружках
Вейпы на 1,6 млрд тенге изъяли в Павлодарской области
Цифровую платформу для отбора молодых педагогов запустили в «Келешек мектептері»
«Опералия-2025»: болгарский скрипач-виртуоз выступит с концертом в Астане
Музыкальный фестиваль пройдет под открытым небом Астаны
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Потепление до 35 градусов ожидается в Казахстане
Филиал Челябинского государственного университета откроют в Костанае
Казахстан – Саудовская Аравия: новые вехи сотрудничества
Астана примет высоких гостей – анонс мероприятий с Токаевым на этой неделе
Бои человекоподобных роботов провели в Китае
Новая услуга стала доступной казахстанцам в eGov Mobile
Аффинажный завод в Астане выдал 30-тысячный слиток дорогого металла
Дожди с грозами и ветром ожидают казахстанцев в эти выходные
От слесаря до начальника в газовой отрасли
Срезан склон холма, жди оползня…
Ферма, где роботы доят коров
Токаев принял нового акима Алматы
Бадрисафа Байтурсынова, разыскивая мужа, дважды обращалась к жене Максима Горького
Музей космонавтики откроют в Байконыре
Первый урожай дынь отправили из Туркестанской области в Россию
ORDA: триумф во Франкфурте-на-Майне
Новая услуга появилась в приложении eGov Mobile
ChatGPT стал плательщиком НДС в Казахстане
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
В Казахстане резко изменится погода
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Будущее – за цифровыми активами
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Семья – духовный код нации
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Жару сменят дожди в Казахстане
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Авиакомпания Qazaq Air официально меняет название

Читайте также

Квоту на иностранных работников меняют в Казахстане
Большинство казахстанцев имеют от 2 до 9 близких друзей - о…
В Астане более 2,5 тысяч человек признаны банкротами
"Примерь профессию полицейского!": фотозону открыли в Шымке…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]