Почему социализация детей с особенностями идет "со скрипом" в Казахстане

1266
Дастан Куттыбаев
По мнению председателя Комитета дошкольного и среднего образования МОН РК Гульмиры Каримовой, сложных и нерешаемых проблем в развитии нормативной правовой базы инклюзивного образования на сегодня в нашей стране нет.

Комитет дошкольного и среднего образования все эти годы целенаправленно занимался формированием единой государственной политики в облас­ти дошкольного, среднего, дополнительного, специального и инклюзивного образования, а также созданием необходимых условий для обеспечения качест­ва образовательных услуг.

– Другой вопрос – это реализация принятых норм обществом, то есть родителями, педагогами, врачами и другими людьми, от которых зависит дальнейшая жизнь особенных детей, – говорит Гульмира Каримова. – Мы сталкиваемся с моментами, когда происходит несоответствующая интерпретация законодательных норм, касающаяся детей с особыми образовательными потребностями. Например, когда ребенок не усваивает определенный материал во время учебного процесса. Как в таком случае должны себя вести родители, учителя и администрация школы? Обычно учитель проводит оценку образовательных потребностей ребенка, принимает меры по созданию условий для усвоения знаний. Имеют место случаи, когда родители приводят ребенка в школу и только там выявляется задержка развития или другие причины неусвоения им знаний. В таких случаях необходима профессиональная диагностика врачей, специальных педагогов. Родителям рекомендуется посетить специалис­тов, с чем иногда последние не соглашаются. В таких случаях с родителями ведется работа по вопросам соблюдения прав детей на получение медицинской и образовательной поддержки, – говорит спикер.

К сожалению, в нашем обществе все еще имеет место быть использование дискриминирующих дефиниций и понятий по отношению к детям с особыми образовательными потребностями. Поэтому сегодня из нормативной базы на законодательном уровне исключаются такие понятия, как «коррекционные и вспомогательные» школы (такие учебные заведения сейчас относятся к категории специальных школ), или понятие «инвалид», а вместо него используется словосочетание «человек с инвалидностью».

Также время от времени возникают вопросы, когда родители выражают недовольство по поводу состояния здоровья некоторых одноклассников их ребенка. Необходимо отметить, что отношение казахстанского общества к особенным детям – это проблема взрослых, а не детей. Именно взрослые акцентируют внимание на непохожести особенных детей, очень часто пытаются оградить собственных чад от общения с ними. Между тем сами дети строят свои взаимо­отношения, не обращая на это внимания.

– Здесь также разъясняются права и интересы всех детей. Эти вопросы обсуждаются на рабочих совещаниях совместно с педагогами, неправительственными организациями и представителями государственных органов. Мы доводим до общества, как нужно себя вести по отношению к особенным детям. Например, расстройство аутистического спектра, детский церебральный паралич или синдром Дауна – это не такие нарушения развития или заболевания, которые представляют опасность. И здоровый ребенок, общаясь с тем, кто отличается от него по внешнему виду или поведению, учится терпимос­ти, толерантности, уважению, состраданию к чужой боли. В свою очередь, МОН РК проводит соответствующую работу в данном направлении. Совсем недавно в школьный образовательный процесс были введены штатные единицы педагогов-ассистентов, которые оказывают временную помощь ребенку с особенными образовательными потребнос­тями. Но есть родители, которые думают, что педагог-ассис­тент обязательно должен быть прис­тавлен к каждому ребенку и должен сопровождать такого ученика во время всего учебного процесса. Однако это не так, – добавила спикер.

Ребенка нужно научить самостоятельно учиться, общаться и жить в обществе. Научить – это не значит постоянно сопровож­дать. То есть педагог-ассистент сопровождает до того момента, пока ребенок не станет самостоя­тельным. В основе учебного инклюзивного процесса лежат адаптация и социализация ребенка с особыми образовательными потребностями.

– Ребенок, который передвигается в коляске, или плохо видит, или не очень хорошо слышит, несмотря на свои отклонения и непохожесть на здоровых детей, должен социализироваться в обществе, – добавила она. – Он тоже является полноправным членом общества, и мы должны принимать его таким, какой он есть. А общество, это те же родители, педагоги, врачи, соседи, коллеги... Все мы должны помочь ему в этом.

Особенные дети должны социализироваться и быть адаптированы не к моменту, когда они придут в школу, а начиная с детского сада. Есть случаи, когда родители прячут таких детей даже от родственников, не говоря уже о том, чтобы привести их в дошкольное учреждение.

– Не нужно бояться приводить своих особенных детей в детские сады. Нет отдельной инклюзивной организации, это ошибочное понимание. Есть обычная школа или детский сад, где созданы условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями. По результатам мониторинга, проведенного по всей стране, на сегодняшний день специальные условия для лиц с особенными образовательными потребностями созданы в более чем 2 972 государственных дошкольных организациях РК (38%). Также в стране насчитывается 4 442 школы, где созданы условия для особенных детей. Это почти 60% от общего числа имеющихся в Казахстане (7 552 школы). Кроме того, хочу добавить, что в нашем министерстве был разработан ряд методических рекомендаций по работе с детьми с особыми образовательными потребностями для родителей и педагогов, в том числе по развитию инклюзивной культуры, которые активно применяются нашими педагогами, – заключила Гульмира Каримова.

Популярное

Все
На Трампа снова совершили покушение
Школьница находилась в секс-рабстве в Кызылорде: стали известны подробности дела
Два заместителя председателя КНБ освобождены от должностей
Бозумбаев поручил ускорить строительство домов в Акмолинской области
В СКО завершили заселение всех пострадавших от паводков жителей
Кабина аттракциона с женщиной и ребенком упала в парке Караганды
С двумя золотыми медалями завершил Казахстан Гран-при по дзюдо в Хорватии
Мощный тайфун обрушился на Шанхай
Сбежавшую в Турцию алматинского бухгалтера вернули в Казахстан
Команда Казахстана по футзалу сыграла со сборной Испании на ЧМ
IT-центры запустят в двадцати регионах Казахстана
Интересные факты о V Всемирных играх кочевников
Сколько получили казахстанские пенсионеры в сентябре
Данилина выиграла 10-й трофей в карьере под эгидой WTA
Сенаторы поедут в регионы для встреч с населением по строительству АЭС
«Слишком чистыми» назвал улицы Астаны казахский Юра Шатунов
Президент вручил Золотую звезду и орден «Отан» Сату Токпакбаеву
Правила охоты намерены изменить в Казахстане
Олжас Бектенов и Бо Ли обсудили сотрудничество РК с МВФ
АФМ объявило Руслана Омарова в розыск за вознаграждение
Растущее энергопотребление свидетельствует об устойчивом росте экономики
На энергетической безопасности экономить... опасно
Отбасы банк и акимат области Жетісу запускают жилищную программу для жителей районов и сел
Президент назначил новых послов Казахстана в ряде стран
Члены Народного штаба за строительство АЭС провели встречи с жителями Туркестанской области
Иностранные гости – о ВИК в Астане: «Это удивительно, невероятно и круто»
«Сам просил»: подростки грозились сбросить ребенка с балкона в Астане
ВИК - 2024: определился первый чемпион по қазакша курес
Группа общественников побывала на экскурсии в учебном центре Института ядерной физики
Генсек Всемирной туристcкой организации ООН высоко оценил уровень организации ВИК в Астане
О важности развития казахского языка высказался сенатор Жусип
Вторые сутки разыскивают трехлетнего малыша в области Жетісу
Недостроенные объекты и жилье принимал акимат Жезказгана
Казахстан получил самый высокий рейтинг в своей истории по шкале Moody's
Бектенов доложил президенту о развитии экономики Казахстана
Вступил в силу закон о запрете госслужащим РК участвовать в азартных играх
По подозрению в коррупции задержан районный аким в Алматинской области
Ризабек Айтмухан завоевал золото на чемпионате мира по борьбе
Наказали за вывоз снега
Стена обрушилась в одной из сельских школ
Премьер Индии призвал Украину и Россию к переговорам
Рыбалка закончилась трагедией
Казахстанцы собрали 140 млн тенге для впавшего в кому солдата-срочника
Автобус – не вертолет. Местные власти отстранили от работы перевозчика, обвинив его в саботаже
«Лучший педагог»: стартовал прием заявок на конкурс в столице
Тенге незначительно подешевел к доллару за неделю
Масштабный марафон «SARYARQA RUN» пройдет ко Дню Конституции в Астане
Быть или не быть АЭС – решим всей страной
Есть время и возможность подготовить атомщиков
Не использовавшийся по целевому назначению участок в Шымкенте вернули государству
В Великобритании начались испытания РНК-вакцины от рака лёгких
Посвященная наследию кочевников выставка открылась в Астане
Нарколаборатория по производству «синтетики» ликвидирована в Алматинской области
Доля дистанционно работающих казахстанцев остаётся крайне небольшой
Стали известны обладатели государственных грантов в магистратуру
Казахстан приложит все усилия для соблюдения своих обязательств перед ОПЕК
До начала ВИК-2024 остаются считанные дни
Культурная волна набирает силу
Конституционный суд рассмотрел более 7 тыс. обращений
Роберт Кеннеди снялся с президентской гонки в пользу Трампа

Читайте также

Первое заседание общественного совета провели в Антикоре
«Таза Қазақстан»: в Астане вдоль реки Акбулак посажены сотн…
Закредитованность населения бьет все антирекорды
Более 800 тыс. гектаров земли повторно ввели в оборот

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]