Почему социализация детей с особенностями идет "со скрипом" в Казахстане
Дастан Куттыбаев
По мнению председателя Комитета дошкольного и среднего образования МОН РК Гульмиры Каримовой, сложных и нерешаемых проблем в развитии нормативной правовой базы инклюзивного образования на сегодня в нашей стране нет.

Комитет дошкольного и среднего образования все эти годы целенаправленно занимался формированием единой государственной политики в облас­ти дошкольного, среднего, дополнительного, специального и инклюзивного образования, а также созданием необходимых условий для обеспечения качест­ва образовательных услуг.

– Другой вопрос – это реализация принятых норм обществом, то есть родителями, педагогами, врачами и другими людьми, от которых зависит дальнейшая жизнь особенных детей, – говорит Гульмира Каримова. – Мы сталкиваемся с моментами, когда происходит несоответствующая интерпретация законодательных норм, касающаяся детей с особыми образовательными потребностями. Например, когда ребенок не усваивает определенный материал во время учебного процесса. Как в таком случае должны себя вести родители, учителя и администрация школы? Обычно учитель проводит оценку образовательных потребностей ребенка, принимает меры по созданию условий для усвоения знаний. Имеют место случаи, когда родители приводят ребенка в школу и только там выявляется задержка развития или другие причины неусвоения им знаний. В таких случаях необходима профессиональная диагностика врачей, специальных педагогов. Родителям рекомендуется посетить специалис­тов, с чем иногда последние не соглашаются. В таких случаях с родителями ведется работа по вопросам соблюдения прав детей на получение медицинской и образовательной поддержки, – говорит спикер.

К сожалению, в нашем обществе все еще имеет место быть использование дискриминирующих дефиниций и понятий по отношению к детям с особыми образовательными потребностями. Поэтому сегодня из нормативной базы на законодательном уровне исключаются такие понятия, как «коррекционные и вспомогательные» школы (такие учебные заведения сейчас относятся к категории специальных школ), или понятие «инвалид», а вместо него используется словосочетание «человек с инвалидностью».

Также время от времени возникают вопросы, когда родители выражают недовольство по поводу состояния здоровья некоторых одноклассников их ребенка. Необходимо отметить, что отношение казахстанского общества к особенным детям – это проблема взрослых, а не детей. Именно взрослые акцентируют внимание на непохожести особенных детей, очень часто пытаются оградить собственных чад от общения с ними. Между тем сами дети строят свои взаимо­отношения, не обращая на это внимания.

– Здесь также разъясняются права и интересы всех детей. Эти вопросы обсуждаются на рабочих совещаниях совместно с педагогами, неправительственными организациями и представителями государственных органов. Мы доводим до общества, как нужно себя вести по отношению к особенным детям. Например, расстройство аутистического спектра, детский церебральный паралич или синдром Дауна – это не такие нарушения развития или заболевания, которые представляют опасность. И здоровый ребенок, общаясь с тем, кто отличается от него по внешнему виду или поведению, учится терпимос­ти, толерантности, уважению, состраданию к чужой боли. В свою очередь, МОН РК проводит соответствующую работу в данном направлении. Совсем недавно в школьный образовательный процесс были введены штатные единицы педагогов-ассистентов, которые оказывают временную помощь ребенку с особенными образовательными потребнос­тями. Но есть родители, которые думают, что педагог-ассис­тент обязательно должен быть прис­тавлен к каждому ребенку и должен сопровождать такого ученика во время всего учебного процесса. Однако это не так, – добавила спикер.

Ребенка нужно научить самостоятельно учиться, общаться и жить в обществе. Научить – это не значит постоянно сопровож­дать. То есть педагог-ассистент сопровождает до того момента, пока ребенок не станет самостоя­тельным. В основе учебного инклюзивного процесса лежат адаптация и социализация ребенка с особыми образовательными потребностями.

– Ребенок, который передвигается в коляске, или плохо видит, или не очень хорошо слышит, несмотря на свои отклонения и непохожесть на здоровых детей, должен социализироваться в обществе, – добавила она. – Он тоже является полноправным членом общества, и мы должны принимать его таким, какой он есть. А общество, это те же родители, педагоги, врачи, соседи, коллеги... Все мы должны помочь ему в этом.

Особенные дети должны социализироваться и быть адаптированы не к моменту, когда они придут в школу, а начиная с детского сада. Есть случаи, когда родители прячут таких детей даже от родственников, не говоря уже о том, чтобы привести их в дошкольное учреждение.

– Не нужно бояться приводить своих особенных детей в детские сады. Нет отдельной инклюзивной организации, это ошибочное понимание. Есть обычная школа или детский сад, где созданы условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями. По результатам мониторинга, проведенного по всей стране, на сегодняшний день специальные условия для лиц с особенными образовательными потребностями созданы в более чем 2 972 государственных дошкольных организациях РК (38%). Также в стране насчитывается 4 442 школы, где созданы условия для особенных детей. Это почти 60% от общего числа имеющихся в Казахстане (7 552 школы). Кроме того, хочу добавить, что в нашем министерстве был разработан ряд методических рекомендаций по работе с детьми с особыми образовательными потребностями для родителей и педагогов, в том числе по развитию инклюзивной культуры, которые активно применяются нашими педагогами, – заключила Гульмира Каримова.

Популярное

Все
45-градусная жара придет в Казахстан
"Мальчик 3 часа избивал девочку в детском центре развития": возбуждено уголовное дело
Выступление Токаева в Петербурге вызвало большой резонанс в казахстанском обществе
О Токаеве пишут влиятельные СМИ многих стран после выступления на ПМЭФ
Национальный курултай – возрожденная традиция для Нового Казахстана
На сообщения о задержке Казахстаном российских вагонов с углем отреагировали в МИИР
Цены в школьных столовых ужаснули министра просвещения
"Намеренно травят" – пальмовым маслом пугают казахстанцев в соцсетях
Казахстанские школы обяжут публиковать меню в Интернете
9-летний ребенок в Атырау погиб, опрокинув на себя кастрюлю с бульоном
Уроки истории: как начиналась самая тяжелая и жестокая война XX века
Ситуация по коронавирусу в Казахстане на 18 июня
16-летнюю школьницу будут судить за убийство матери в Актобе
Марат Башимов высказался о прошедшем Национальном курултае
Двое пожарных находятся под следствием после взрывов близ Тараза. Родные просят справедливости
Fitch подтвердило суверенный кредитный рейтинг Казахстана
Убившая родную мать актюбинская школьница впервые рассказала подробности преступления
Я – новый хозяин: рейдеры в Казахстане вышли на новый уровень махинаций
Введены ограничения на вывоз подсолнечного масла из Казахстана
На ущерб от сайгаков жалуются аграрии ЗКО
Отцу погибшего от рук террористов казахстанского солдата подарили автомобиль
В Казахстане в очередной раз переносят сроки введения GPP
Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан»
Отверткой в сердце: очевидцы рассказали об убийстве пассажира такси в Каскелене
ОСМС: мифы и реальность
Появилось видео последнего прыжка казахстанца для ролика в TikTok в Актау
Ситуация в Таджикистане может потребовать ввода военного контингента ОДКБ
Известные казахстанцы высказались о прошедшем референдуме
Назарбаев впервые высказался о находящихся под следствием родственниках
Шура спел на улице в Нур-Султане
Возраст выхода на пенсию поднимут военнослужащим в Казахстане
Дефицит казахстанского газа через три года спрогнозировал министр энергетики
Уникальные материалы об истории Казахстана привезли из-за границы
Нурсултан Назарбаев ответил на вопрос о своих дальнейших планах
Папа Римский сделал заявление насчет Казахстана
Пытался изнасиловать женщину в лифте в Шымкенте: подозреваемый задержан
Чем грозит Казахстану "лихорадка" мирового продовольственного рынка
Евросоюз выступил с заявлением о референдуме в Казахстане
На инцидент с оскорблением флага Казахстана на концерте в Алматы отреагировал Госсекретарь
Цены на бензин марки АИ-95 могут вырасти в Казахстане

Читайте также

Общество
Более чем в два раза сократят список документов для подключ…
Общество
"Halyk Bank обязали выплатить каждому казахстанцу от 500 ты…
Общество
Когда разрешат охоту на сайгаков, ответили в Минэкологии
Общество
12 млн тенге обещает Антикор за информацию о местонахождени…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]