Почитать старших, уважать младших

1861
Асель Мухамед-Амин

Почти 80 лет назад в Казахстан насильно переселили порядка полумиллиона чеченцев и ингушей. В основном их расселяли по северным областям нашей страны. Акмолинская область не исключение, она стала вторым домом для спецпереселенцев.

Гостю почет – хозяину честь

Ингушский этнос немногочислен, во всем мире ингушей насчитывается около 700 тыс. Возможно, именно поэтому маленький, но гордый народ так старается сохранить свою культуру. Главной отличительной особенностью ингушей, как и казахов, является гостеприимство. В этом я смогла наглядно убедиться, побывав в гостях у уважаемой в регионе семьи Цуровых. К сожалению, глава семьи, ветеран войны в Афганистане, один из самых активных членов акмолинского чечено-ингушского общества «Вайнах» Микаил Цуров несколько лет назад скончался. Сейчас во главе большого семейства его супруга Марем Цурова, известная бизнесвумен.

– Гостеприимство ингушей уходит в далекое прошлое. Еще с древности в каждом уважающем себя доме была гостевая комната – хьаша цlа, или кунацкая. По сравнению с другими помещениями это всегда были богато убранные комнаты, ведь для нас любой гость – это посланник Бога. Если порог переступал кровный враг, то междоусобица тут же прекращалась. В таком случае кровник считался неприкосновенным, для хозяина дома считалось величайшим оскорблением, если он не мог защитить своего гостя, – рассказывает Марем Бисултановна.

К счастью, обычай кровной мести сегодня практически изжил себя, во всяком случае, все конфликтные ситуации еще в зародыше стараются урегулировать старейшины, члены тейпа. Отдельное внимание стоит уделить его определению. Тейп – это объединение семей, порой в него входят представители нескольких десятков фамилий. Причем в официальной литературе это понятие «не отождествляют ни с родовой, ни с племенной организацией, типологически он сравним лишь с классической сельской общиной». К примеру, тейп Цуровых состоит из их же собственной семьи и именуется тейпом Чурнаькаън. Как шутят члены семьи, все дело, по всей видимости, в их самодостаточности.

Но вернемся к гостеприимству, в основе которого лежит щедрое угощение. Стоит ли говорить, что традиционно Кавказ всегда славился обильным урожаем овощей, фруктов, злаковых культур. Этого принципа ингушские семьи придерживаются и здесь.

К примеру, Марем Цурова угощала нас дулх хьалтам, это своего рода аналог казахского бешбармака. К слову, этому блюду отводится центральное место в ингушской кухне. Отваривается любое мясо, в основном говядина, но бывает и курица, которое подают на большом блюде. В последнее время, отдавая дань национальной казахской кухне, готовят яства и из конины. Для изготовления галушек замешивается эластичное тесто из кукурузной муки, затем оно делится, скатывается в колбаски и режется на небольшие кусочки. Галушки подают на отдельном блюде, а затем порционно в пиалах подается насыщенный соус – берх. Обязательна к подаче также чесночная заправка.

Визитной карточкой ингушской кухни являются самые разные лепешки. Чапильгаш – лепешки из тонкого теста на кефире с начинкой из творога, картофеля, сыра и зелени, которые смазываются топленым сливочным маслом. Хингалаш – лепешки с тыквой, тоже смазанные топленым маслом. Популярны также чуреки, сискал, ольгаш, ингушская халва. Все эти изделия выпекают в основном из кукурузной муки, ведь кукуруза как злак менее прихотлива к природным условиям Северного Кавказа.

На стол подают различные виды сыров, свежие овощи, фрукты, всевозможные сладос­ти. Главное условие – угощение должно быть щедрым и обильным, все делается для того, чтобы угодить гостю.

Ах, эта свадьба

К любым мероприятиям ингуши готовятся задолго. Свадьба или похороны – все должно пройти на самом высоком уровне. К свадьбам у ингушей отношение особое, это настоящий праздник, причем не только лишь жениха и невесты. Молодежь приходит не просто развлекаться, но и устраи­вает своеобразные смот­рины: возможно, здесь встретятся будущие пары.

Свадьбе предшествует целый ритуал. Когда все необходимое для торжества готово, родители жениха отправляют к родителям невесты стариков для окончательного согласования ее времени. Рассадка гостей – тоже целый этикет. Самые почетные места в центре стола, подальше от порога. Остальных рассаживают по старшинству и статусу.

За невестой в дом ее родителей приезжает целая процессия: родственники и друзья новобрачного. Один из них выводит невесту из комнаты, а кто-то из близких родственниц ее суженого, самая бойкая и говорливая, выступает в роли тамады. «Кто одевал нашу невес­ту? Кто варил мясо?» – задает она традиционные вопросы, а потом делает на подоле платья невесты три стежка: на удачу и благополучие брачующихся. К слову, сегодняшняя молодежь на свадьбу может надевать современные наряды, но зачастую жених с невестой предпочитают национальную одежду.

– Безусловно, современные реа­лии диктуют свои правила. Молодежь чаще стала знакомиться в соцсетях. У нас даже шутят по этому поводу: жениха и невесту познакомил айфон. Но даже если брак заключается по знакомству, важна взаимная симпатия, бывает, что влюбляются друг в друга с первого взгляда. Если что-то не понравится, свадьбе не бывать. Однако традиции сильны до сих пор, в любом случае обе стороны должны заручиться согласием старейшин, решающее слово за ними. Особое внимание при этом обращают на знатность и репутацию семьи, с которой собираются породниться, – рассказывает Марем Цурова.

Когда невеста переступает порог дома жениха, одна из женщин бросает ей под ноги коврик и веник, которые невеста должна как можно мягче и грациознее поднять и отложить в сторону, тем самым показав свою кротость. Затем ей в ложечке подносят мед и масло, предварительно дав это свекрови. Символически этот обряд означает пожелание: «Будь мягка как масло и сладка как мед». Еще невесте в руки дают мальчика-младенца, которому она в свою очередь дает деньги. Так невесте желают иметь в будущем много сыновей.

И только после всех обрядов невесту ставят в углу комнаты. Посмотреть на нее приходит и стар и млад. Каждого гостя невеста должна встречать стоя в течение трех дней, что для нее порой оборачивается целым испытанием. Но на второй и третий день посетителей, как правило, становится все меньше. И самое интригующее, что все это время жених с невестой не могут видеть друг друга.

Весьма неожиданный для нас ракурс: согласно неписаным ингушским правилам, зятю в дальнейшем нельзя общаться с родителями своей жены. Приходя в дом родителей жены, зять старается не показываться им на глаза, но если проходит какое-то мероприятие – он должен появиться первым. К слову, разводы – редкий случай у ингушей. Брак расторгнуть гораздо сложнее, чем заключить его, все решают те же неизменные старейшины рода. Ведь на кону не только мат­римониальные интересы семьи, но и ее репутация. Ингуши говорят: имя идет впереди человека, превыше всего честь, а умереть не так страшно, чем прослыть трусом или предателем.

– Свадебные торжества у нас, как у казахов, многочисленные. Есть также похожая традиция обмениваться подарками, никого нельзя обидеть. Свадьбы проходят в доме жениха и невесты по отдельности. Через несколько дней в дом новоиспеченных родственников приглашают мужчин со стороны невесты, а позднее, женщин. Конечно, со временем многие традиционные обряды трансформировались в угоду нынешним трендам. Но все же, как мне кажется, сейчас все немного подустали от современности, молодежь все больше старается вернуться к своим обы­чаям и культуре, – продолжает рассказ хозяйка дома.

автор фото Фатима Арчхоева

Самое главное – соблюдай эздел

Вообще, у ингушей все подчинено эздел – своду неписаных моральных и этических правил поведения, охватывающих все сферы жизни любого члена общества, начиная с самого детства.

Большие семьи у ингушей – тоже традиция. В семье Цуровых пятеро дочерей и один сын – Залина, Милана, Мадина, Хади, Малика и Магомед. Все подчерк­нуто воспитаны, набожны, в установленное время читают намаз. Самая старшая, Залина, уже сама мама дочери и троих сыновей, старается привить им все главные правила адатов: уважай старших, искренне заботься о младших, с почтением относись к женщинам. Не случайно, выбирая невесту, ингуши интересуются родословной матери. Именно мать – нана – сохраняет культуру народа через воспитание детей.

Детей не принято ни ругать, ни ласкать в присутствии посторонних. И это дань уважения старшим, считается, что мужчина таким образом не должен показывать свою слабость. Поэтому подрастающее поколение с самого раннего детства готовят ко взрослой жизни. Мальчик должен понимать, что в будущем он станет главой семьи, а возможно, целого рода. Так формируются дисциплинированность и патриотизм, чувство коллективизма, выдержка и терпение.

На почетном пьедестале в семье вайнахов – родственники преклонного возраста. Сыновья, возвращаясь вечером домой, прежде всего идут к родителям, чтоб справиться об их здоровье, поговорить с ними, поделиться своими радостями и заботами. Детей с малых лет учат доверять старшим, проявляя по отношению к ним вежливость, чуткость, скромность, деликатность.

– Когда в стране проживает большое количество разных наций и народностей – это огромный плюс, все стараются перенять друг у друга самое лучшее, не изменяя при этом своим традициям и обычаям. За эти годы ингуши, пережив такие сложные и страшные времена, сумели сохранить свои устои. Сегодня нам есть что передать нашим преемникам, ибо, имея такие корни, нельзя допустить, чтобы все это растерялось, – считает Марем Цурова.

Популярное

Все
Десятое дыхание
Вход в «особый» мир открыт
Есть у девушки мечта
Дофаминовое счастье: как не угодить в ловушку зависимости
Аманша Мендыгалиев – достойный пример для молодежи
Фонтаны – душа Шымкента
Где совесть?
Безглютеновая диета нужна единицам, а запреты на сахар и жиры могут ухудшить ваше состояние
Ветеран войны – создатель музея
Палитра времени
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
Дожди с грозами и ветром ожидают казахстанцев в эти выходные
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
Карин провел встречу с заместителем завотделом пропаганды ЦК Компартии Китая
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
Память, звучащая в Слове
В Уральске реконструируют набережную
Единый ваучер на кружки и секции для детей начнут выдавать в Казахстане
Иностранку задержали в аэропорту Алматы
Магди Макулов: богослов и кази
На землях гослесфонда Восточного Казахстана продолжают восстановительные работы
Трагедия «Малого Октября в Казахстане»
Токаев: "Память о миллионах безвинных жертв тоталитаризма священна, поэтому крайне важно, чтобы подобные трагедии никогда не повторялись"
Глава государства направил телеграмму поздравления Президенту Хорватии
Министры экономики и торговли Центральной Азии и Китая встретились в Астане
Творчество без дублей
О чем расскажет Белкарагай
Расстрелы в Лисьей балке. В 1930-е годы прошлого столетия ужесточились гонения на духовенство
Дети Карлага
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
В Казахстане резко изменится погода
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Будущее – за цифровыми активами
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Семья – духовный код нации
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Жару сменят дожди в Казахстане
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком

Читайте также

Полицейские Жетысу изъяли 54 кг наркотиков
Реконструируют шесть вокзалов
Верховный суд разъяснил порядок
Паралимпийцы приняли участие в экоакции

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]