
Почти 80 лет назад в Казахстан насильно переселили порядка полумиллиона чеченцев и ингушей. В основном их расселяли по северным областям нашей страны. Акмолинская область не исключение, она стала вторым домом для спецпереселенцев.
Гостю почет – хозяину честь
Ингушский этнос немногочислен, во всем мире ингушей насчитывается около 700 тыс. Возможно, именно поэтому маленький, но гордый народ так старается сохранить свою культуру. Главной отличительной особенностью ингушей, как и казахов, является гостеприимство. В этом я смогла наглядно убедиться, побывав в гостях у уважаемой в регионе семьи Цуровых. К сожалению, глава семьи, ветеран войны в Афганистане, один из самых активных членов акмолинского чечено-ингушского общества «Вайнах» Микаил Цуров несколько лет назад скончался. Сейчас во главе большого семейства его супруга Марем Цурова, известная бизнесвумен.
– Гостеприимство ингушей уходит в далекое прошлое. Еще с древности в каждом уважающем себя доме была гостевая комната – хьаша цlа, или кунацкая. По сравнению с другими помещениями это всегда были богато убранные комнаты, ведь для нас любой гость – это посланник Бога. Если порог переступал кровный враг, то междоусобица тут же прекращалась. В таком случае кровник считался неприкосновенным, для хозяина дома считалось величайшим оскорблением, если он не мог защитить своего гостя, – рассказывает Марем Бисултановна.
К счастью, обычай кровной мести сегодня практически изжил себя, во всяком случае, все конфликтные ситуации еще в зародыше стараются урегулировать старейшины, члены тейпа. Отдельное внимание стоит уделить его определению. Тейп – это объединение семей, порой в него входят представители нескольких десятков фамилий. Причем в официальной литературе это понятие «не отождествляют ни с родовой, ни с племенной организацией, типологически он сравним лишь с классической сельской общиной». К примеру, тейп Цуровых состоит из их же собственной семьи и именуется тейпом Чурнаькаън. Как шутят члены семьи, все дело, по всей видимости, в их самодостаточности.
Но вернемся к гостеприимству, в основе которого лежит щедрое угощение. Стоит ли говорить, что традиционно Кавказ всегда славился обильным урожаем овощей, фруктов, злаковых культур. Этого принципа ингушские семьи придерживаются и здесь.
К примеру, Марем Цурова угощала нас дулх хьалтам, это своего рода аналог казахского бешбармака. К слову, этому блюду отводится центральное место в ингушской кухне. Отваривается любое мясо, в основном говядина, но бывает и курица, которое подают на большом блюде. В последнее время, отдавая дань национальной казахской кухне, готовят яства и из конины. Для изготовления галушек замешивается эластичное тесто из кукурузной муки, затем оно делится, скатывается в колбаски и режется на небольшие кусочки. Галушки подают на отдельном блюде, а затем порционно в пиалах подается насыщенный соус – берх. Обязательна к подаче также чесночная заправка.
Визитной карточкой ингушской кухни являются самые разные лепешки. Чапильгаш – лепешки из тонкого теста на кефире с начинкой из творога, картофеля, сыра и зелени, которые смазываются топленым сливочным маслом. Хингалаш – лепешки с тыквой, тоже смазанные топленым маслом. Популярны также чуреки, сискал, ольгаш, ингушская халва. Все эти изделия выпекают в основном из кукурузной муки, ведь кукуруза как злак менее прихотлива к природным условиям Северного Кавказа.
На стол подают различные виды сыров, свежие овощи, фрукты, всевозможные сладости. Главное условие – угощение должно быть щедрым и обильным, все делается для того, чтобы угодить гостю.
Ах, эта свадьба
К любым мероприятиям ингуши готовятся задолго. Свадьба или похороны – все должно пройти на самом высоком уровне. К свадьбам у ингушей отношение особое, это настоящий праздник, причем не только лишь жениха и невесты. Молодежь приходит не просто развлекаться, но и устраивает своеобразные смотрины: возможно, здесь встретятся будущие пары.
Свадьбе предшествует целый ритуал. Когда все необходимое для торжества готово, родители жениха отправляют к родителям невесты стариков для окончательного согласования ее времени. Рассадка гостей – тоже целый этикет. Самые почетные места в центре стола, подальше от порога. Остальных рассаживают по старшинству и статусу.
За невестой в дом ее родителей приезжает целая процессия: родственники и друзья новобрачного. Один из них выводит невесту из комнаты, а кто-то из близких родственниц ее суженого, самая бойкая и говорливая, выступает в роли тамады. «Кто одевал нашу невесту? Кто варил мясо?» – задает она традиционные вопросы, а потом делает на подоле платья невесты три стежка: на удачу и благополучие брачующихся. К слову, сегодняшняя молодежь на свадьбу может надевать современные наряды, но зачастую жених с невестой предпочитают национальную одежду.
– Безусловно, современные реалии диктуют свои правила. Молодежь чаще стала знакомиться в соцсетях. У нас даже шутят по этому поводу: жениха и невесту познакомил айфон. Но даже если брак заключается по знакомству, важна взаимная симпатия, бывает, что влюбляются друг в друга с первого взгляда. Если что-то не понравится, свадьбе не бывать. Однако традиции сильны до сих пор, в любом случае обе стороны должны заручиться согласием старейшин, решающее слово за ними. Особое внимание при этом обращают на знатность и репутацию семьи, с которой собираются породниться, – рассказывает Марем Цурова.
Когда невеста переступает порог дома жениха, одна из женщин бросает ей под ноги коврик и веник, которые невеста должна как можно мягче и грациознее поднять и отложить в сторону, тем самым показав свою кротость. Затем ей в ложечке подносят мед и масло, предварительно дав это свекрови. Символически этот обряд означает пожелание: «Будь мягка как масло и сладка как мед». Еще невесте в руки дают мальчика-младенца, которому она в свою очередь дает деньги. Так невесте желают иметь в будущем много сыновей.
И только после всех обрядов невесту ставят в углу комнаты. Посмотреть на нее приходит и стар и млад. Каждого гостя невеста должна встречать стоя в течение трех дней, что для нее порой оборачивается целым испытанием. Но на второй и третий день посетителей, как правило, становится все меньше. И самое интригующее, что все это время жених с невестой не могут видеть друг друга.
Весьма неожиданный для нас ракурс: согласно неписаным ингушским правилам, зятю в дальнейшем нельзя общаться с родителями своей жены. Приходя в дом родителей жены, зять старается не показываться им на глаза, но если проходит какое-то мероприятие – он должен появиться первым. К слову, разводы – редкий случай у ингушей. Брак расторгнуть гораздо сложнее, чем заключить его, все решают те же неизменные старейшины рода. Ведь на кону не только матримониальные интересы семьи, но и ее репутация. Ингуши говорят: имя идет впереди человека, превыше всего честь, а умереть не так страшно, чем прослыть трусом или предателем.
– Свадебные торжества у нас, как у казахов, многочисленные. Есть также похожая традиция обмениваться подарками, никого нельзя обидеть. Свадьбы проходят в доме жениха и невесты по отдельности. Через несколько дней в дом новоиспеченных родственников приглашают мужчин со стороны невесты, а позднее, женщин. Конечно, со временем многие традиционные обряды трансформировались в угоду нынешним трендам. Но все же, как мне кажется, сейчас все немного подустали от современности, молодежь все больше старается вернуться к своим обычаям и культуре, – продолжает рассказ хозяйка дома.
автор фото Фатима Арчхоева
Самое главное – соблюдай эздел
Вообще, у ингушей все подчинено эздел – своду неписаных моральных и этических правил поведения, охватывающих все сферы жизни любого члена общества, начиная с самого детства.
Большие семьи у ингушей – тоже традиция. В семье Цуровых пятеро дочерей и один сын – Залина, Милана, Мадина, Хади, Малика и Магомед. Все подчеркнуто воспитаны, набожны, в установленное время читают намаз. Самая старшая, Залина, уже сама мама дочери и троих сыновей, старается привить им все главные правила адатов: уважай старших, искренне заботься о младших, с почтением относись к женщинам. Не случайно, выбирая невесту, ингуши интересуются родословной матери. Именно мать – нана – сохраняет культуру народа через воспитание детей.
Детей не принято ни ругать, ни ласкать в присутствии посторонних. И это дань уважения старшим, считается, что мужчина таким образом не должен показывать свою слабость. Поэтому подрастающее поколение с самого раннего детства готовят ко взрослой жизни. Мальчик должен понимать, что в будущем он станет главой семьи, а возможно, целого рода. Так формируются дисциплинированность и патриотизм, чувство коллективизма, выдержка и терпение.
На почетном пьедестале в семье вайнахов – родственники преклонного возраста. Сыновья, возвращаясь вечером домой, прежде всего идут к родителям, чтоб справиться об их здоровье, поговорить с ними, поделиться своими радостями и заботами. Детей с малых лет учат доверять старшим, проявляя по отношению к ним вежливость, чуткость, скромность, деликатность.
– Когда в стране проживает большое количество разных наций и народностей – это огромный плюс, все стараются перенять друг у друга самое лучшее, не изменяя при этом своим традициям и обычаям. За эти годы ингуши, пережив такие сложные и страшные времена, сумели сохранить свои устои. Сегодня нам есть что передать нашим преемникам, ибо, имея такие корни, нельзя допустить, чтобы все это растерялось, – считает Марем Цурова.