Предъявите билет!

858
Любовь Доброта

Работа общественного транс­порта вызывает немало нареканий у горожан, уставших ездить в грязных и переполненных автобусах, терпеть откровенное хамство кондукторов и водителей, не соблюдающих графики движения и не заботящихся о комфорте пассажиров. При этом все попытки городских властей навести порядок в этой сфере разбиваются в пух и прах. Даже экстраординарные. Как, например, требование, согласно которому начальники должны были отказаться от служебных авто и добираться на работу вместе с рядовыми гражданами. Не получилось...

То ли административного запала не хватило, то ли в акимате осознали, что для решения застарелых, десятилетиями копившихся проблем в сфере пассажирских перевозок требуется принятие системных мер, а на это нужны время и деньги... Очень скоро начальники вновь пересели на служебные автомобили, а горожане так и остались один на один с транспортными проблемами.

Теперь к решению вопроса подключилось АО «СПК «Shymkent», вынеся на обсуж­дение общественного совета города предложения по улучшению состояния пассажирских перевозок.

В корпорации начали с элементарного – анализа ситуации в сфере городского пассажирского транспорта. А он показал, что ежедневно на маршруты выходят автобусы 27 автотранс­портных компаний! Такого числа перевозчиков нет ни в одном регионе страны. При этом только 14 из них имеют в наличии собственные автобусы. Остальные их арендуют.

– Среди основных проблем пассажирских перевозок в Шымкенте – низкое качество обслуживания пассажиров, водители-лихачи, устраивающие на дорогах гонки, переполненные автобусы, несоблюдение графика движения, безопасности перевозок и дорожных правил, – перечисляет председатель правления АО «СПК «Shymkent» Рашид Аюпов. – Не редкость, когда автобусы на определенных линиях появляются только в час пик, а в остальное время их не дождешься. Еще одна проб­лема – нежелание транспорт­ных компаний работать на так называемых «невыгодных» маршрутах, не отличающихся особым наплывом пассажиров. Как правило, речь идет об удаленных микрорайонах, не так давно вошедших в состав мегаполиса.

Еще одна проблема – выход на маршруты старых автобусов. Отсюда – низкий уровень безо­пасности на дорогах, частые поломки. В итоге горожане и гости Шымкента зачастую вынуждены пользоваться услугами такси.

А еще в сфере пассажирских перевозок нет пресловутой прозрачности, поскольку никто не контролирует доходы частных перевозчиков, работающих на свой карман. Теневая же экономика приводит к тому, что значительная часть денег не поступает в бюджет города в виде налогов.

– Учитывая, что для перевозчиков приоритетным является извлечение максимальной прибыли, на второй, а то и на третий план ушли такие важные аспекты, как безопасность перевозок, обновление автобус­ного парка, повышение уровня культуры и сервиса оказания услуг, – комментирует Рашид Аюпов. – На наш взгляд, в корне изменить подходы к пассажирским перевозкам может внедрение системы электронного билетирования и создание современного муниципального автобусного парка.

Предлагая именно такой путь решения проблемы, в СПК «Shymkent» рассчитывают, что эти две позиции позволят вывести из нелегального оборота значительные средства, которые затем можно направить на обновление автобусного парка. Сейчас билеты в шымкентских автобусах выдают далеко не всегда, более того, есть маршруты, на которых обилечивание вообще никогда не проводилось. И это не мешает таким перевозчикам ежедневно на протяжении десятилетий выходить на линии!

Кроме внедрения системы электронного билетирования предлагается создать центр диспетчерской службы. В его компетенцию войдет мониторинг движения и схем автобусов, интервала, простоев через мобильное приложение, оперативное информирование о ситуации на маршруте. Данная информация даст возможность оценивать работу отдельно взятого перевозчика, иметь объективную картину о происходящем на маршруте.

Не обойтись и без контрольно-ревизионной службы, которой вменят функции проверки оплаты пассажирами проезда по карточке и контроля качества вождения. При такой организации работы не понадобятся контролеры, которые сейчас есть в салоне каждого автобуса.

В Алматы более 550 млн тенге удалось вывести из «тени» всего за месяц после внедрения платежной системы в 2016 году. Выручка с 256 млн возросла до 800 млн тенге. Через год этот показатель увеличился еще в 2 раза – до 1,5 млрд тенге.

В очередной раз власти заговорили о необходимости создания муниципального автобусного парка – ТОО «Shymkent BusLine» и создании соответствующей инфраструктуры. АО «СПК «Shymkent» берет на себя приобретение в лизинг 1 000 автобусов. Ожидается, что первая их партия – 300 единиц – прибудет в Шымкент уже в мае.

АО «СПК «Shymkent» совместно с инвестором займется формированием центральной диспетчерской службы, а также служб контрольно-ревизионной, сервисно-технической и службы нетранспортных платежей.

Предлагаемая в Шымкенте комплексная система диспетчеризации и электронного билетирования – инновационная. Она построена на онлайн-архитектуре, применяющейся в банковских системах и позволяющей получать отчетность для перевозчиков в режиме реального времени, в то время как в большинстве аналогов отчетность формируется только на следующий день.

Внедрение позволит оптимизировать транспортную систему города. Наконец-то появятся точные данные по пассажиропотоку, количеству пассажиров в то или иное время суток. К тому же система позволит оптимизировать схемы движения автотранспортных средств. Сегодня же наложение и дублирование некоторых маршрутов составляет почти 80%. Как результат – на остановках центральных улиц автобусы выстраиваются в длинную очередь, не имея возможности высадить пассажиров.

В АО «СПК «Shymkent» считают, что комплексная система позволит акимату города полностью контролировать деятельность перевозчиков, получая от центра диспетчерского управления достоверную информацию по установленным отчетным формам и запросам. Эти сведения не будут зависеть от перевозчиков. ЦДУ станет проводить расчеты и предоставлять на согласование плановые параметры маршрутов движения, а акимат сможет реально отслеживать ситуацию по соблюдению графиков и маршрутов.

Центр диспетчерского управления возьмет на себя функцию по информированию горожан о движении автобусов с помощью мобильного приложения. Так что потенциальные пассажиры будут четко видеть, когда и какой автобус приедет на данную остановку. Власти мегаполиса обещают, что кардинальные изменения в работе пассажирского транспорта появятся уже в июне, когда и планируют ввести электронное билетирование.

И словно в подтверждение серьезности этих намерений в Шымкенте запустили социальные маршруты. По поручению акима города начали работу автобусы по социальным маршрутам № 142, 143, 144, 146.

К примеру, автобус № 142 будет курсировать до микрорайона «Текесу», № 143 – до микрорайона «Бадам-2», № 144 – в жилые массивы «Жыланбузган», «Айнатас», «Елтай», № 146 – в микрорайоны «Жанаталап», «Кокбулак», «Алтынтобе». Жители этих микрорайонов больше других нуждались в транспорт­ных переменах.

Популярное

Все
В тройке лидеров
Первая победа
Волки все ближе к селу
Shymbulak открыл сезон при дефиците снега
На севере поспели... бананы
Когда вещи говорят
Золото из Даммама
Устойчивость семьи – фундамент общества
Срезан плодородный слой с холма
Воспитать честных и законопослушных граждан
Станцию скорой помощи ждут уже два года
Великолепная пятерка на Australian Open
Формируя неприятие коррупции
Хоккеиста осудили на 3 года за смерть вратаря молодежной команды в ВКО
Вклад Смагула Садвокасова в образование региона
Миллионы деревьев из семян
Честная служба – важнейший фактор повышения доверия населения
Служение Отечеству – дело всей жизни
Стартовала олимпиада для сельских школьников
Учительство в контексте глобальной повестки
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Ключевой ориентир – человекоцентричность
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
Завершена реконструкция автодороги Кызылорда – Жезказган
О погоде в Казахстане на ближайшие три дня сообщили синоптики
Водитель из Талдыкоргана установил шокирующий антирекорд по ПДД
Партию «запрещёнки» пытались доставить в уральскую колонию
Новая аграрная политика Токаева меняет правила игры для бизнеса на селе
Стартовал отбор в элиту Нацгвардии
Инструмент противодействия манипуляциям и фейкам
Первую красавицу Казахстана выбрали в Алматы
Не только помощь, но и образ жизни
Жанибека Алимханулы лишили боя за три титула: WBO сделала заявление
Добро без громких лозунгов и камер
Европейский Союз и Казахстан: Превращая общие вызовы в общие возможности
«Небо открыто для инвестиций»: эксперт в сфере о том, как превратить аэропорты Казахстана в глобальные грузовые хабы
Охотничьи испытания казахского тазы провели в Алматинской области
Армия усиливает подготовку допризывников
Началось строительство сталелитейного завода
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Из казармы в кампус
Политика здравого смысла
Все строго по правилам
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Уверенный рост экономики Приаралья
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]