​Призрак экзистенциализма бродит в песках

1702
Анатолий Ким, Москва

Роман о том, как русские с севера пришли к кочевникам, принесли к ним свет научного знания, стабильность оседлой жизни, письменную литературу вместо фольклора, романную форму вместо поэзо-эпической, писателя вместо жырау – и со всем этим принесли в жизнь вольных сынов Поля, круглый год ходивших вслед за солнцем со свои­ми стадами, много неис­правимых бед. Северная русская цивилизация сшибла с исконного исторического предначертанного небом пути казахский народ номадов, конных всадников и привела их на край духовной погибели, а Степь и Синеморье (Арал) – к экологической катастрофе.

Роман убедительный, мощный, бесстрашный, беспощадный, отчаянный, бунтарский.

Отчаяние такое известно в исторической практике духовности Европы и обозначено как философия экзистенциализма. Оно, это отчаяние, пришло в душу и разум человеческий в результате того, что человек оказался в бесконечном одиночестве в своем существовании во Вселенной, куда был заброшен без всякого на то своего желания и в положении абсолютной беспомощности перед роковыми обстоятельствами своего бытия.

Казалось бы, великое благо исходит от знаний, науки, накопленного опыта человечества. Северная цивилизация России, восточная Китая, южная арабская цивилизация и западноевропейская, окружая Сары-Арку, бескрайние степи Казахии, могла поглотить неохватную страну кочевников и растворить в себе существование ее немногочис­ленного народа. И из всех тайфунов окружающих Сары-Арку цивилизаций самая ближняя, северная русская, смог­ла-таки поглотить Свободную Степь и распространить на нее свою имперскую власть.

И сам великий Гений казахского народа, его духовный лидер, поэт и эфенди Абай Кунанбаев, из рода Тобыкты, призывает обратиться к Северу за русскими науками и знанием, столь необходимыми для выживания и вживания в цивилизованный мир, намного более успешный, чем мир конных кочевников, не имеющий своих оседлых городов, библиотек, музеев и всесильной научной мысли.

Но вот его потомок, тобыктинец с экзотическим для казахов французским именем Роллан из колена великого Сейсенбая, пишет на русском языке роман «Отчаяние, или Мертвые бродят в песках». В этом романе потомок Абая выступает как автор Книги обвинения, словно повторяя писательский подвиг своего предка, написавшего «Книгу слов», – но только с абсолютно противоположной по сверхзадаче целью. Абай писал свою беспощадную книгу, желая вынести на суд разума и яркий свет совести все самые явные и тайные пороки своего народа и себя, как его кровной частички, делающие любимый народ и его самого столь неприглядными пред очами Высшего Судии, кому ведомы идеалы подлинно высокого, истинно счастливого в этом мире человеческого существования.

И «Книга слов» Абая показывает, насколько далек казах от этого идеала, погрязший в плотоядности, обжорстве, невежестве, лукавстве, коварстве, предательстве, жестокости и кровожаднос­ти. Абай обвиняет свой народ, отчаянно любя его, желая вывести казахов на путь истинный к высоким уровням мировой цивилизации. Но прежде всего хочет ясно и беспощадно увидеть причины, мешающие казахам взойти на эти уровни. И причины эти находит прежде всего внутри экзистенции своего народа.

Его далекий потомок из рода Тобыкты, Роллан Сейсенбаев, ищет причины бед и страданий народных не в его внутренних качествах и роковых пороках натуры, а в том, как устроилось его внешнее государственное национальное геополитическое устройство.

Роман «Отчаяние, или Мертвые бродят в песках» не обвиняет казахов в том, как они устроены и существуют в своей степной ­ойкумене. Существуют в цельной совокупности со своими конями, овцами, верблюдами, степными просторами, пустынными миражами, древними преданиями. Роллан Сейсенбаев видит причины чудовищных бедствий и страданий народных не в том, как его народ некрасиво ведет себя перед другими и друг с другом. Нет, казах, тысячелетний потомок конных кочевников, круглый год ходивший со своими стадами вслед за солнцем, создавший свою культуру – музыкальную, поэтическую – на лоне природы, не может не быть прекрасным, как и сама природа. Устройство его души, адекватное прежде всего солнцу, воздуху, прос­торной травяной степи, стихиям больших вод и великих гор, – душевные качества казахов, жизнь которых столь близка к природе, была прекрасной и прекрасно предрас­положенной к счастливому существованию на своей Сары-Арке.

И вдруг: «Мы рабы с самого рож­дения, и таким наше поколение останется до конца», – таковы пос­ледние слова Кахармана, истинного казаха, который уже вполне цивилизован и, следуя заветам великого Абая, воспринял ум, нау­ку, историческую, социальную и политическую культуру великого российского Севера. Отчего же такие страшные слова о своем рабском происхождении, и разве для рабского положения призывал Абай соединяться с Россией в общей политической судьбе?

«Мы не рабы. Рабы не мы». Тогда отчего же народ и страна Казахия допустили такое, что высохло и на сотни километров ушло от берегов своих Синеморье (Арал), пресеченное от питающих водных артерий, Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, и мертвый ветер гнал тучи соленой пыли над когда-то цветущими приаральскими долинами.

Экологическая катастрофа. Чья злая воля превратила в зону смерти Степь вблизи Семея, по-русски Семипалатинска? Полигон. Байконур. Слова, ставшие символом невозвратности Большого Ко­чевья казахской Сары-Арки.

Герой романа Роллана Сейсенбаева «Отчаяние» кончает с собой, успев дать наказ сыну: «Сынок! Хочу тебе сказать об одном: не смей уставать! Не будет пути – иди по бездорожью! Из последних сил – но иди!»

Что-то до боли знакомое в этих словах, что-то из мирового контекста, из прожитого не так давно эпохального опыта…

К такой мысли, отчаянной, нигилистической, философской позиции пришли люди Европы в середине прошлого века… «Не будет пути – иди по бездорожью». Французские писатели Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, светлые люди, талантливые писатели, не видя никакого исхода из создавшегося тупика мирового зла и обреченности человечества, высказали эту мысль в своих произведениях. Выхода нет, пути преодоления мирового зла нет, а у человека в душе, кроме его фатального зла и бесполезной добродетельности, есть только одно: непонятно для чего, но, несомненно, реальное и безусловное существование – его экзистенция. Это существование никакой высокой эволюционной цели не имеет и убедительно, бессмысленно заканчивается смертью. И у человека есть перед этой громадой безысходности одно лишь волевое трепетное пламя души. Это сказать нет всему представшему перед ним мировому злу. Это сопротивление и борьба с ним без всякой надежды на победу.

Это: «…не смей уставать! Не будет пути – иди по бездорожью!» Философия отчаяния.

Стоическая позиция перед абсолютно черной беспросветной бессмысленностью человеческого бытия. Борьба с мировым злом и злым началом в себе безо всякой надежды на победу.

И опора в своей жизненной позиции только на то, что по необъяснимой причине человек носит в себе Изначальную Совесть.

За 100 лет до самоидентификации европейской философии экзистенциализма основу этой философии изложил в своей «Книге слов» Абай Кунанбаев, родившийся и умерший в родовом ауле Жидебай, в округе Семей.

Итак, мировой экзистенциализм определился в Степи, в Казахии, вблизи тех мест, где был создан ядерный полигон под Семипалатинском. Это и явилось зловещим символом– подтверж­дением Философии Отчаяния.

Призрак экзистенциализма давно бродит в песках Сары-Арки. Может быть, с незапамятных времен, когда конный кочевник, вдруг один оказавшийся в бескрайней жаркой степи, задал себе вопрос: «Кто я? Откуда? Куда я иду?» И ответом ему были колоссальные миражи пус­тыни над широким небосклоном: сказочные многоэтажные города с минаретами и башнями.

У великого Абая была его итоговая книга-трактат на казахском языке – «Книга слов». У его потомка-тобыктинца Роллана Сейсенбаева появился роман на русском языке «Отчаяние, или Мертвые бродят в песках» – экзистенциалистский народный эпос, напоминающий нам «Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова».

Роман-катастрофа с темой гибели Аральского моря от людского вмешательства, с темой вырождения жизни в степи от радиации ядерных полигонов Семипалатинска, Байконура, и связанного со всеми этими приз­наками наступаю­щего Армагеддона человечества: с постепенным вырождением, погибелью, исчезновением всего живого на земле. Мировая проблема, пришедшая и в Степь.

Слава богу, объявленный ­Иоанном Богословом Армагеддон ожидается уже 2 тысячи лет и все еще никак не завершится полной погибелью мира. И даже имеются все явные признаки того, что мир человеческий процветает, вооруженный достижениями науки и технической цивилизации. И мы живем, наслаждаясь благами, приносимыми этой цивилизацией.

Но можем ли мы успокоиться и блаженствовать, вкушая обильную пищу генно-модифицированной продукции, летая на сверхдальних лайнерах по миру, забираясь в космос в предвкушении его «покорения» силою разума своего?

Поняли мы, человечество, свой феномен, знаем ли мы, кто такие и куда мы идем?

И не ошибаемся ли мы, что все нам простится за наши грехи в прошлом и настоящем?

О том и книга выдающегося казахского писателя Роллана Сейсенбаева.

* * *

В 2018 году Ассоциация деятелей литературы, искусства и культуры Германии и Франции «Глория-Лион» определила Роллана Сейсенбаева лауреатом Международной премии имени Антуана де Сент-Экзюпери за выдающуюся творческую деятельность. Имя видного казахстанского писателя и в числе лауреатов Меж­дународной литературной премии имени Джека Лондона (Сан-Франциско, США). Роман-эпос «Мертвые бродят в пес­ках» Роллана Сейсенбаева признан одним из лучших романов XXI века.

Популярное

Все
Село работящих людей
Крути педали!
Только от жизни собачьей…
100 дней, которые меняют мироощущение
Живет такой парень
Большая дорога начинается с первого шага
Лучшей командой регулярного первенства стал «Арлан»
Вредная? Ну и пусть
Встреча с молодежью прошла в Алматы
9 Мая все ближе
Мастер глубоких виражей
Влюбленный в искусство
Прививка налоговой культуры
Февраль
Обвела вокруг пальца
Приоритет для министров и акимов
Обеспечить фитобезопасность
Для экономического роста нужна инфраструктура
Заседание совета директоров холдинга
Транзитные перевозки планируется увеличить вдвое к 2030 году
Возврат к историческому времени
Астана переходит в «умный» режим
Сколько пенсионеров в Казахстане и какую пенсию они получают
В Атырау запланирована реконструкция центрального моста
Гордиться своей малой и большой родиной
Рассматривается возможность освобождения микро- и малого бизнеса от уплаты НДС
Друзья зовут ее Айшой
Мангистау составит конкуренцию мировым курортам
В стране раскрывается половина киберпреступлений
Дженерики, замещающие импорт
От хума до макитры
Нурлан Уранхаев освобожден от должности акима области Абай
Моя Караганда
Так что же к нам летит?
Два золота завоевала женская команда Казахстана по борьбе на турнире в Минске
Картофель по 1340 тенге хотел купить ясли-сад в Павлодаре
Приоритеты климатической повестки
Саудовская Аравия готова принять переговоры о мире в Украине
Казахстанские хоккеистки завоевали серебряную медаль Азиатских игр
Взрыв на шахте имени Костенко: 10 человек предстанут перед судом
«Проблема из пальца высосана»: вице-министр – о прогреве автомашин более пяти минут
Кызылорда – наша гордость, слава, история
Горжусь тем, что говорю по-казахски
Буренки нынче довольны
В столичных торговых сетях сняли ограничения по реализации картофеля
Институциональное становление Академии наук завершено
Печальное событие произошло в семье Баян Алагузовой
Почти 30 млн тенге похитили чиновники из сферы образования в Туркестанской области
Арабская компания запускает новый проект в Казахстане
Парикмахерские услуги подорожали в Казахстане
Как в гимназии № 27 Алматы воспитывают всесторонне развитых личностей
Общественный туалет с уникальным дизайном построили в Шымкенте
Сбежавшего от полиции водителя привлекли к ответственности по 8 статьям в Таразе
Ученые исследовали происхождение казахских собак породы тобет
Резюмируя поручения Президента
Инфляция в Казахстане: в какой области растут цены
Бизнес в Семее сетует на бесконтрольное повышение тарифов
История Каргалинского клада: в 1939 году республику взбудоражила весть о находке клада с золотом
Северный Казахстан демонстрирует успехи в АПК
Уникальный ясли-сад с соляной шахтой открылся в городе Сатпаеве

Читайте также

Встреча с молодежью прошла в Алматы
Позаботились о ветеринарной безопасности
Нацпарки очень популярны
На юге началась посадка деревьев

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]