Проблемы развития беспилотной авиации РК обсудили в Астане

2415
Наталия Буланова
выпускающий редактор

Существенная проблема, с которой столкнулись разработчики проекта Концепции - это полное отсутствие статистических данных и аналитики

Фото: Kazpravda.kz / Адильбек Тауекелов

На площадке Национальной палаты предпринимателей состоялся Круглый стол, посвященный обсуждению существующих проблем и перспектив развития рынка беспилотников в Казахстане, сообщает Kazpravda.kz со ссылкой на Комитет информации МКИ РК.

В мероприятии приняли участие представители бизнес-сообщества, научных организаций и уполномоченных органов, которые вошли в состав рабочей группы, сформированной для выработки системного подхода к развитию беспилотных авиационных систем (БАС).

«Это не просто сектор транспорта, это область технологий, обладающая преимуществами, направленными на рост экономической эффективности, повышение безопасности и улучшение качества услуг. Одним из ключевых шагов создания благоприятных условий использования беспилотных аппаратов является совершенствование нормативно-правовой базы. Учитывая, что Министерство транспорта приступило к разработке Концепции развития гражданских беспилотных авиационных систем в Казахстане, мы имеем возможность принять участие в работе над проектом», - озвучила заместитель директора Департамента логистики и перевозок Инесса Жумабаева.

Недостаточная координация деятельности беспилотных авиационных систем в воздушном пространстве, урегулирование вопросов сертификации и страхования гражданской правовой ответственности, введение административной ответственности, совершенствование системы подготовки кадров, либерализация применения беспилотных авиационных систем - основные аспекты проекта Концепции, требующие внимания.

«Существенная проблема, с которой столкнулись разработчики проекта Концепции - это полное отсутствие статистических данных и аналитики. Единственной информацией стали сведения прошлого года. Так, на приобретение беспилотных авиационных систем различного характера, в том числе военного назначения, правительством страны было потрачено около 2,5 млрд тенге, что позволяет представить масштабы инвестиций в госсекторе» - отметил юрист консультант проекта Талант Рамазанов.

В рамках мероприятия также были обсуждены основные проблемы рынка беспилотной авиации в Казахстане.

Дмитрий Иванов, председатель комитета Беспилотной Авиации Ассоциации Гражданской Авиации, руководитель Drone Tech Center в Astana Hub, директор ТОО Аардварк отметил необходимость выработки механизма регулирования государственных закупок, в контексте контроля за легальным ввозом дронов через официальных дистрибьюторов.

По его словам, добросовестные компании несут финансовые затраты, соблюдают требования по учету, регистрации и таможенному оформлению, но зачастую в результате госзакупок заказы размещаются у компаний, не всегда соблюдающих правила, что может создать негативное впечатление о рынке.

В частности, предприниматели обеспокоены отсутствием возможности вывоза БАС на техническое обслуживание в Российскую Федерацию. Как заметил глава совета «Ассоциации компаний в области дистанционного зондирования Земли», технический директор ТОО "GEOID" Нурган Кемербаев, это приводит к экономическим потерям компании из-за невыполнения плановых работ.

По утверждению представителей Министерства промышленности и строительства РК, при поступлении обращения в Комитет промышленности, заявление перенаправляется в Министерство иностранных дел РК, Комитет национальной безопасности и другие организации для определения негативных последствий, связанных с нацбезопасностью и экспортными рисками. В случае окончательного отрицательного решения, данный вопрос рассматривается в рамках Экспортной комиссии под руководством премьер-министра.

В свою очередь представители Аэрокосмического комитета Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК отметили, что один из основных разделов проекта Концепции необходимо посвятить развитию отечественных технологий. Как отметили участники, для развития рынка необходимы конструкторские разработки, создание опытных образцов и проведение испытаний в рамках экспериментальной авиации.

«Мы, Нацгвария абсолютно открыты. Располагая Академией Нацгвардии и научно-исследовательским институтом, предлагаем проводить научные конференции, практикумы. Без привлечения научного и технического потенциала, разработка программ не изменится. Возможно нет необходимости разработки нового беспилотника, достаточно получить лицензию на определенную модель. Главное - это программное обеспечение, а это все в наших силах, у нас есть потенциал», - заявил представитель Национальной гвардии РК Ернар Ерекешев.

Одним из ярких предложений стала идея по обучению операторов дронов среди казахстанской молодежи. Подготовка квалифицированных специалистов является немаловажным аспектом развития беспилотной авиации. В случае согласования этого вопроса с Министерством науки и образования РК, подобную практику планируется внедрить как в вузах, так и в школах страны.

В качестве международной практики отмечен опыт Китая, где на операторов беспилотных систем обучаются граждане, признанные непригодными к военной службе. Подготовкой операторов БАС и испытаниями на местах на законодательном уровне также занимается правительство Южной Кореи. В РФ учащиеся 9-10 классов обучаются основам применения беспилотников в рамках курса начальной военной подготовки. Каждый из этих кейсов необходимо учесть в проекте Концепции, отметили участники.

«Ключевую роль в разработке Концепции, в усовершенствовании законодательства в области применения беспилотных авиасистем, должна играть именно Национальная палата предпринимателей, и в частности сам бизнес. Хотелось бы избежать той ситуации, когда государственный орган кулуарно разрабатывает нормы. Хотелось бы построить живой диалог с бизнесом, чтобы это было не просто согласование. Сам бизнес должен быть ключевым стейкхолдером и даже автором этой Концепции», -  выразил мнение Талант Рамазанов.

По итогам мероприятия, участники Круглого пришли к единому мнению о необходимости установления активного взаимодействия между бизнес сообществом, государственными органами и научными организациями с целью эффективного решения проблем и достижения целей в развитии сектора беспилотной авиации.

 

Популярное

Все
Сносить нельзя оставить
На грани закрытия оказались частные детсады Петропавловска
Кызылординский «Кайсар» будет играть без легионеров
Он жизнь свою Отчизне посвятил
В Алматы ученые обсуждали историко-культурное наследие Золотой Орды
Скоро на экраны выйдет продолжение культового фильма «Менің атым – Қожа»
Фронтовик дал бата гвардейцам
Создать устойчивую экосистему
Как укрощается сталь
Когда отходы превращаются в доходы
Моя профессия – мое будущее
А за весною спешит лето...
От сердца к сердцу
Браконьеры наносят огромный ущерб
Основа стабильного будущего
Любые конфликты можно разрешить за столом переговоров
Танцующие тени степей
Возраст спорту не помеха
Молодежь продвигает экологические инициативы
Без коррупционных рисков
Возврат к историческому времени
Астана переходит в «умный» режим
В Атырау запланирована реконструкция центрального моста
Рассматривается возможность освобождения микро- и малого бизнеса от уплаты НДС
Мангистау составит конкуренцию мировым курортам
В стране раскрывается половина киберпреступлений
Дженерики, замещающие импорт
Два золота завоевала женская команда Казахстана по борьбе на турнире в Минске
Картофель по 1340 тенге хотел купить ясли-сад в Павлодаре
Пешком и без денег путешествует Аскар Серикпаев
Приоритеты климатической повестки
Саудовская Аравия готова принять переговоры о мире в Украине
Взрыв на шахте имени Костенко: 10 человек предстанут перед судом
Зеленский заблокировал сделку Трампа о природных ресурсах
В каком размере получают пособия по уходу за ребенком в Казахстане
Казахстанские спортсмены впервые завоевали два исторических золота на Азиаде
Усилить потенциал страны
Бейбит Жукаев впервые выиграл «Челленджер» в парном разряде
Односменка стала реальностью
Прагматичный подход – основной принцип модернизации
«Проблема из пальца высосана»: вице-министр – о прогреве автомашин более пяти минут
Кызылорда – наша гордость, слава, история
Горжусь тем, что говорю по-казахски
Буренки нынче довольны
В столичных торговых сетях сняли ограничения по реализации картофеля
Институциональное становление Академии наук завершено
Печальное событие произошло в семье Баян Алагузовой
Почти 30 млн тенге похитили чиновники из сферы образования в Туркестанской области
Арабская компания запускает новый проект в Казахстане
Парикмахерские услуги подорожали в Казахстане
Как в гимназии № 27 Алматы воспитывают всесторонне развитых личностей
Общественный туалет с уникальным дизайном построили в Шымкенте
Сбежавшего от полиции водителя привлекли к ответственности по 8 статьям в Таразе
Ученые исследовали происхождение казахских собак породы тобет
Резюмируя поручения Президента
Инфляция в Казахстане: в какой области растут цены
Бизнес в Семее сетует на бесконтрольное повышение тарифов
Сколько пенсионеров в Казахстане и какую пенсию они получают
История Каргалинского клада: в 1939 году республику взбудоражила весть о находке клада с золотом
Северный Казахстан демонстрирует успехи в АПК

Читайте также

Костанайский школьник разработал проект по защите мостов от…
Высокоскоростную подземную транспортную сеть построят в ОАЭ
Появились подробности о первой секции «Зеркальной линии» с …
Школьник из Жетысу создает интернет-игры на основе местных …

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]