Проблемы развития беспилотной авиации РК обсудили в Астане

2400
Наталия Буланова
выпускающий редактор

Существенная проблема, с которой столкнулись разработчики проекта Концепции - это полное отсутствие статистических данных и аналитики

Фото: Kazpravda.kz / Адильбек Тауекелов

На площадке Национальной палаты предпринимателей состоялся Круглый стол, посвященный обсуждению существующих проблем и перспектив развития рынка беспилотников в Казахстане, сообщает Kazpravda.kz со ссылкой на Комитет информации МКИ РК.

В мероприятии приняли участие представители бизнес-сообщества, научных организаций и уполномоченных органов, которые вошли в состав рабочей группы, сформированной для выработки системного подхода к развитию беспилотных авиационных систем (БАС).

«Это не просто сектор транспорта, это область технологий, обладающая преимуществами, направленными на рост экономической эффективности, повышение безопасности и улучшение качества услуг. Одним из ключевых шагов создания благоприятных условий использования беспилотных аппаратов является совершенствование нормативно-правовой базы. Учитывая, что Министерство транспорта приступило к разработке Концепции развития гражданских беспилотных авиационных систем в Казахстане, мы имеем возможность принять участие в работе над проектом», - озвучила заместитель директора Департамента логистики и перевозок Инесса Жумабаева.

Недостаточная координация деятельности беспилотных авиационных систем в воздушном пространстве, урегулирование вопросов сертификации и страхования гражданской правовой ответственности, введение административной ответственности, совершенствование системы подготовки кадров, либерализация применения беспилотных авиационных систем - основные аспекты проекта Концепции, требующие внимания.

«Существенная проблема, с которой столкнулись разработчики проекта Концепции - это полное отсутствие статистических данных и аналитики. Единственной информацией стали сведения прошлого года. Так, на приобретение беспилотных авиационных систем различного характера, в том числе военного назначения, правительством страны было потрачено около 2,5 млрд тенге, что позволяет представить масштабы инвестиций в госсекторе» - отметил юрист консультант проекта Талант Рамазанов.

В рамках мероприятия также были обсуждены основные проблемы рынка беспилотной авиации в Казахстане.

Дмитрий Иванов, председатель комитета Беспилотной Авиации Ассоциации Гражданской Авиации, руководитель Drone Tech Center в Astana Hub, директор ТОО Аардварк отметил необходимость выработки механизма регулирования государственных закупок, в контексте контроля за легальным ввозом дронов через официальных дистрибьюторов.

По его словам, добросовестные компании несут финансовые затраты, соблюдают требования по учету, регистрации и таможенному оформлению, но зачастую в результате госзакупок заказы размещаются у компаний, не всегда соблюдающих правила, что может создать негативное впечатление о рынке.

В частности, предприниматели обеспокоены отсутствием возможности вывоза БАС на техническое обслуживание в Российскую Федерацию. Как заметил глава совета «Ассоциации компаний в области дистанционного зондирования Земли», технический директор ТОО "GEOID" Нурган Кемербаев, это приводит к экономическим потерям компании из-за невыполнения плановых работ.

По утверждению представителей Министерства промышленности и строительства РК, при поступлении обращения в Комитет промышленности, заявление перенаправляется в Министерство иностранных дел РК, Комитет национальной безопасности и другие организации для определения негативных последствий, связанных с нацбезопасностью и экспортными рисками. В случае окончательного отрицательного решения, данный вопрос рассматривается в рамках Экспортной комиссии под руководством премьер-министра.

В свою очередь представители Аэрокосмического комитета Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК отметили, что один из основных разделов проекта Концепции необходимо посвятить развитию отечественных технологий. Как отметили участники, для развития рынка необходимы конструкторские разработки, создание опытных образцов и проведение испытаний в рамках экспериментальной авиации.

«Мы, Нацгвария абсолютно открыты. Располагая Академией Нацгвардии и научно-исследовательским институтом, предлагаем проводить научные конференции, практикумы. Без привлечения научного и технического потенциала, разработка программ не изменится. Возможно нет необходимости разработки нового беспилотника, достаточно получить лицензию на определенную модель. Главное - это программное обеспечение, а это все в наших силах, у нас есть потенциал», - заявил представитель Национальной гвардии РК Ернар Ерекешев.

Одним из ярких предложений стала идея по обучению операторов дронов среди казахстанской молодежи. Подготовка квалифицированных специалистов является немаловажным аспектом развития беспилотной авиации. В случае согласования этого вопроса с Министерством науки и образования РК, подобную практику планируется внедрить как в вузах, так и в школах страны.

В качестве международной практики отмечен опыт Китая, где на операторов беспилотных систем обучаются граждане, признанные непригодными к военной службе. Подготовкой операторов БАС и испытаниями на местах на законодательном уровне также занимается правительство Южной Кореи. В РФ учащиеся 9-10 классов обучаются основам применения беспилотников в рамках курса начальной военной подготовки. Каждый из этих кейсов необходимо учесть в проекте Концепции, отметили участники.

«Ключевую роль в разработке Концепции, в усовершенствовании законодательства в области применения беспилотных авиасистем, должна играть именно Национальная палата предпринимателей, и в частности сам бизнес. Хотелось бы избежать той ситуации, когда государственный орган кулуарно разрабатывает нормы. Хотелось бы построить живой диалог с бизнесом, чтобы это было не просто согласование. Сам бизнес должен быть ключевым стейкхолдером и даже автором этой Концепции», -  выразил мнение Талант Рамазанов.

По итогам мероприятия, участники Круглого пришли к единому мнению о необходимости установления активного взаимодействия между бизнес сообществом, государственными органами и научными организациями с целью эффективного решения проблем и достижения целей в развитии сектора беспилотной авиации.

 

Популярное

Все
Полцарства за саукеле!
Как поменять пищевые привычки детей?
Охраняя покой мирных граждан
Регионы с общими климатическими проблемами должны сотрудничать для их решения
Новое поколение управленцев
На улице – чище, на сердце – теплее
Около ста семей стали обладателями квартир в Косшы
38 ПМСП построено в Северном Казахстане
Система «Келешек» поможет сэкономить при оплате обучения
Меценаты помогли открыть реабилитационный центр
Подведены итоги встреч депутатов с жителями регионов
Начало новой эры газовой отрасли: глава QazaqGaz рассказал об итогах 2024 года
Послания Главы государства оказали значительное влияние на развитие IT-индустрии нашей страны
Присяга с... предложением руки и сердца
Вручены госстипендии в области культуры
Приняты меры против удорожания картофеля
Семь направлений и 70 шагов
Достояние человечества
Спасено более полутора тысяч человек
Перемирие в Газе
Алматы – Туркестан – Ташкент – Самарканд – Шымкент – Алматы
Паспорта и удостоверения личности попробуют выдавать через терминалы
Депутат высказалась об ажиотаже вокруг прогрева авто во дворах
Умную мусорную корзину изобрел школьник из Астаны
В 2025 году 9 тыс. жителей Атырауской области получат адресную помощь
Пенсионеров избивали в частном пансионате Павлодара
Миссия – выстраивать мосты
О состоянии здоровья выжившей в Актобе заложницы рассказали врачи
Дело о смерти одноклассника: Верховный суд оставил решение без изменений
30-летие Ассамблеи народа Казахстана – важная веха политики единства и согласия
Гаухар Танашева утратила полномочия депутата Мажилиса
В Казахстане многодетным семьям снизят налоговую нагрузку
Срок действия платежных карточек сократят для нерезидентов РК
Малыша оставили на вокзале Астаны: озвучены новые подробности дела
Глава государства выступит на саммите в Абу-Даби
Нового депутата Мажилиса зарегистрировали в ЦИК РК
Пассажирка напала на сотрудника наземной службы FlyArystan
Сайгачьи стада: время трудных решений
Почти каждый второй тенге в общепите «съели» в Алматы и Астане
Назначен заместитель Главнокомандующего Нацгвардией МВД РК
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым 2025 годом
Закон Республики Казахстан
Более 1,4 млн казахстанцев заблокировали возможность оформления займов без их ведома
Секс за золото: как живут женщины на нелегальных приисках Амазонки
Год единства и созидания
Одного из пассажиров потерпевшего крушение самолета AZAL сняли с рейса
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау
В Атырау выявили частную школу без лицензии
Закон Республики Казахстан
Информацию об уходе Черчесова прокомментировали в КФФ
Смогут ли «Жетысу» и «Семей» настичь «Кайрат»?
Как изменятся пенсии и пособия в Казахстане в 2025 году
МВД обратилось к казахстанским водителям
В МВД разъяснили нормы, запрещающие прогревать авто во дворах
Новые госнаграды появились в Казахстане
Сигареты подорожают в РК
Путин извинился перед Алиевым за инцидент в небе над Актау
Главы государств и международных организаций поздравляют Токаева с Новым годом
Смертельная авария произошла на трассе в Павлодарской области

Читайте также

США хочет получить половину TikTok
TikTok снова доступен в США
Узбекистан и Организация тюркских государств запустят спутн…
Дуров пообещал следователям во Франции улучшить модерацию T…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]