– По образованию я филолог. Преподаватель казахского языка – моя специальность, – рассказывает Сауле Муратовна. – Высшее образование получила в Костанае. Тем не менее считаю, что основной багаж знаний, навыков преподавания казахского языка мне передала мама – Айман Куббиевна Шудабаева. Она 20 лет преподавала французский язык, а затем перешла на преподавание казахского. Считаю, что я состоялась как преподаватель именно благодаря маме. Своим ученикам всегда говорю: «Вам повезло не со мной, вам и мне повезло быть учениками Айман Куббиевны». Методику мамы я впоследствии адаптировала для восприятия взрослых учащихся, сжала ее по времени. Ведь им, как правило, нужно в короткие сроки выучить язык, заговорить как можно скорее. Взрослый человек готов потратить на обучение максимум 2–3 месяца и получить хороший результат.
По словам Сауле Шудабаевой, изучение языка можно сравнить со спортом. Если 25% направляются на понимание принципов формирования словосочетаний, предложений, то оставшиеся 75% – на тренировку, повторение.
– Умиляюсь, когда читаю различные объявления о языковых курсах, где заявлено следующее: «Мы не задаем домашние задания, весь процесс обучения проходит только на наших уроках». Хочу сказать, что это просто не очень грамотный маркетинговый ход, – обращает внимание преподаватель. – Необходимо понимать, что язык – это постоянная тренировка. Человек говорит на языке в режиме автопилота. Мы же не задумываемся, как чистим зубы. Так же и в языке. Если человек будет задумываться о нужном окончании, букве, не сможет заговорить.
С каждым из своих подопечных Сауле Муратовна, как правило, работает пять раз в неделю. Она считает, что только режим ежедневных занятий может дать лучший конечный результат. У преподавателя занимаются русскоязычные казахи, представители разных национальностей, проживающие в Казахстане, наши соотечественники, уехавшие за рубеж, и иностранцы, которым интересен казахский язык с точки зрения культуры, туризма и деловых связей.
– Работаю с людьми из Украины, Германии, Франции, Кыргызстана, России. Хотелось бы выразить личную благодарность Димашу Кудайбергену, который смог популяризировать нашу страну за рубежом, – отмечает Сауле Шудабаева.
У преподавателя занимаются ученики от 15 до 75 лет, средний возраст – 43–45. В обучение в онлайн-школе Сауле Муратовны, где можно заниматься самостоятельно по записанным урокам, вовлечены и слушатели, которым уже далеко за 70. А в одном из онлайн-марафонов по изучению казахского языка, организованном преподавателем, участвовала женщина старше 80 лет.
Некоторые уроки казахского языка Сауле Шудабаевой находятся в открытом доступе на личных страницах специалиста в социальных сетях.
В формате онлайн Сауле Шудабаева работает уже на протяжении 16 лет. Эффективность изучения при этом, по словам специалиста, совершенно не теряется. Человек не тратит время на дорогу, может заниматься в удобном для себя месте, сидеть за компьютером в домашних тапочках с кружкой чая, быть в любой точке мира и не пропускать уроки в случае командировок и поездок.
Информационные технологии сегодня развиваются очень активно, язык – гораздо медленнее. Если мы хотим изменить ситуацию с развитием казахского языка, то уже сейчас нам необходимо изменить методику подготовки преподавателей педагогических вузов, заверяет Сауле Муратовна.
– Многие из нас, опытных преподавателей казахского языка, окончили в свое время русские школы. И это даже плюс, потому что учителям, имеющим казахоязычную языковую базу, труднее мыслить на русском – языке многих своих учеников. Считаю, что большой вклад в эффективное изучение казахского языка вносят учителя – носители русского языка. Именно они могут глубже понять трудности ученика в процессе его обучения, – говорит Сауле Шудабаева.
Преподаватель замечает, что многие ученики, в особенности русскоязычные казахи, порой приходят к ней с укоренившимся чувством вины в том, что они не знают родного языка. Они довольно часто испытывают прессинг со стороны родных и друзей в этом вопросе.
– Сначала мне нужно снять психологический барьер у таких учеников, чтобы они без страхов и зажимов начали изучать язык, – говорит Сауле Шудабаева. – Я всегда привожу им такой пример: допустим, девушка Карлыгаш родилась в Шымкенте, а ее ровесница Айнура – в Костанае или Павлодаре. Место рождения Карлыгаш не является ее заслугой, а Айнур, в свою очередь, не виновата, что родилась в другом городе. На эту ситуацию нужно смотреть философски, с юмором и действовать – учить язык в спокойном психологическом состоянии.
Сауле Шудабаева призналась, что 30% ее учеников приходят к ней на занятия с четким убеждением, что у них нет способности к изучению языка. Чаще всего такие мысли рождаются после полученного негативного опыта в прошлом. Кстати, специалист аргументировано развенчивает и миф о том, что гуманитарии гораздо способнее к языкам, чем технари.
– Изучение языка достижимо независимо от склада ума, – утверждает преподаватель казахского. – Язык – это множество формул и конструкций, оттого и математики хорошо с ним справляются. Кстати, мужчины быстрее учат язык, потому что у них отсутствуют лишние эмоции в любых вопросах. Хороший и быстрый результат в изучении языка показывают и женщины с аналитическим складом ума.
Сауле Муратовна уверена: прежде чем начать учить язык, необходимо найти своего преподавателя. Если работать со специалистом комфортно, то и процесс обучения будет интересным и продуктивным. Нелюбовь к предмету, к сожалению, зарождается исключительно из-за преподавателя, который не сумел в нужный момент заинтересовать своего ученика.
Для достижения успеха в изучении языка большую роль, по мнению педагога, играет и четко поставленная цель:
– Психологи говорят, что есть два типа мотивации: мотивация «к» и мотивация «от», то есть «к успеху» и «от дискомфорта». Как показывает практика, 90% людей приходят ко мне на занятия, чтобы убежать от дискомфорта. Например, произнести хороший тост на торжественном мероприятии, не деля свадьбу на «до» и «после» своего выступления, без проблем общаться с оператором, продавцом на кассе, читать документы без переводчика, изучать квитанции, инструкции, аннотации к продуктам и многое другое.
– В целом же люди просто хотят испытывать наслаждение от того, что они могут понимать одновременно несколько языков и расширять границы своих возможностей. Без знания языка мы получаем хоть и маленький, но каждодневный стресс. Если вы сможете за несколько месяцев убрать стресс, то это станет одной из самых больших и значимых побед в вашей жизни, – заключает Сауле Шудабаева.