Глобальный перелом
К концу 2014 года стало очевидно, что глобальная экономическая нестабильность вкупе с ростом геополитической напряженности и санкционного противостояния вокруг крупнейшего торгового партнера Казахстана – России – не обойдут стороной и нашу республику.
Вторая половина года стала предвестником окончания периода так называемых «тучных лет», когда цены на нефть исчислялись трехзначными числами, а общая тенденция замедления мирового экономического роста не предвещала возврата к былому благополучию в обозримой перспективе.
Руководство Республики Казахстан оказалось готово к изменению глобальной экономической парадигмы и подготовило эффективный ответ на надвигающийся кризис.
В своем Послании от 11 ноября 2014 года Первый Президент Казахстана – Елбасы Нурсултан Назарбаев изложил свое видение того, как республика сможет противостоять глобальной экономической нестабильности.
Обращаясь к народу страны, Нурсултан Назарбаев отметил, что весь мир сталкивается с новыми вызовами и угрозами. По его словам, мировая экономика так и не оправилась от последствий глобального финансово-экономического кризиса, восстановление идет очень медленными и неуверенными темпами, а где-то еще продолжается спад. Геополитический кризис и санкционная политика ведущих держав создают дополнительные препятствия для восстановления мировой экономики.
«Я из своего опыта предчувствую, что ближайшие годы станут временем глобальных испытаний. Будет меняться вся архитектура мира. Достойно пройти через этот сложный этап смогут далеко не все страны. Этот рубеж перейдут только сильные государства, сплоченные народы. Казахстан как часть мировой экономики и страна, которая находится в непосредственной близости к эпицентру геополитического напряжения, испытывает негативное влияние всех этих процессов», – отметил он.
С учетом ожидаемого сокращения доходов Правительство по поручению Первого Президента пересмотрело параметры республиканского бюджета на 2015 год, не затронув лишь социальные обязательства, выполнение которых в полном объеме всегда оставалось важнейшим приоритетом.
По словам Нурсултана Назарбаева, в условиях кризиса, как показывает мировой опыт, происходит переориентация экономической политики. Поддержку, по его мнению, должны получить те отрасли, которые создают наибольший мультипликативный эффект на рост экономики и занятости.
Первый Президент заявил, что по его поручению Правительство завершило разработку новой масштабной программы развития. Отвечая на вызовы, стоящие перед страной, Нурсултан Назарбаев объявил о новой экономической политике Казахстана «Нұрлы жол», которая будет иметь контрцикличный характер и будет направлена на продолжение структурных реформ в экономике.
Поясняя концепцию контрцикличности, Елбасы напомнил, что в годы, когда ситуация на внешних рынках благоприятствовала, а цены на нефть и другую экспортную продукцию были на достаточно высоком уровне, доходы от экспорта сырья направлялись в Национальный фонд. Одной из основных задач Нацфонда является повышение устойчивости экономики перед внешними шоками, в том числе и при снижении цен на природные ресурсы.
«Все эти годы доходы от добычи сырья и его продажи мы откладывали в этот фонд. 10 миллиардов долларов мы направили на борьбу с кризисом 2007–2009-х годов. Остальные деньги мы не проели и не потратили, а сохранили и приумножили. Сейчас наступает тот самый период, когда мы должны использовать эти резервы. Они помогут преодолеть непростые времена и стимулировать рост нашей экономики. Эти ресурсы предназначены не для краткосрочных мер. Они будут направлены на дальнейшее преобразование экономики. А именно – на развитие транспортной, энергетической, индустриальной и социальной инфраструктуры, малого и среднего бизнеса», – заявил Нурсултан Назарбаев.
Инфраструктурный план
Отметив, что с учетом новых внешних рисков для развития экономики Казахстану нужны новые инициативы для стимулирования деловой активности и занятости, Нурсултан Назарбаев заявил, что стержнем новой экономической политики станет План инфраструктурного развития. Он рассчитан на 5 лет и совпадает со Второй пятилеткой реализации ПФИИР, где намерены участвовать более 100 зарубежных компаний.
Первым направлением плана стало развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Согласно плану, инфраструктурный каркас должен был связать со столицей и между собой макрорегионы магистральными автомобильными, железнодорожными и авиалиниями по лучевому принципу. Также проект предусматривал создание логистического хаба на востоке и морской инфраструктуры на западе страны.
Вторым приоритетом было названо развитие индустриальной инфраструктуры. Предусматривалось, что реализация инфраструктурных проектов вызовет большой спрос на стройматериалы, продукцию и услуги для транспортно-коммуникационной, энергетической и жилищно-коммунальной сфер.
Третье направление – развитие энергетической инфраструктуры для решения проблемы дефицита электроэнергии в южных регионах страны, и природного газа – в центральных и восточных областях. Отдельным пунктом плана была определена модернизация инфраструктуры ЖКХ и сетей водо- и теплоснабжения.
Еще одним направлением программы Елбасы назвал укрепление жилищной инфраструктуры. Нурсултан Назарбаев отметил, что формирование агломераций сопровождается значительным перетоком населения. Это создает давление на рынок труда и инфраструктуру городов, в том числе и на жилищный фонд. Поэтому следует пересмотреть подходы к строительству арендного жилья. По его мнению, государство будет строить социальное арендное жилье и предоставлять его населению в долгосрочную аренду с правом выкупа. Предоставление жилья напрямую, без посредников и под максимально низкие проценты за кредит призвано снизить стоимость его приобретения, а отсутствие первоначального взноса и низкие проценты за ипотеку должны сделать жилье более доступным для широких слоев казахстанцев.
Наряду с этим программа предусматривала и развитие социальной инфраструктуры, в том числе решение проблем аварийных школ, трехсменного обучения и нехватки детских садов.
Первый Президент поручил продолжить работу по поддержке малого и среднего бизнеса и деловой активности. МСБ должен развиваться как драйвер экономического роста, и его доля в ВВП страны должна достигнуть 50% к 2050 году. Учитывая масштаб программы, для ее реализации было необходимо выделение значительных денежных ресурсов. В связи с этим Елбасы принял решение о дополнительном выделении из Национального фонда до 3 млрд долларов ежегодно на период с 2015 по 2017 год.
Чтобы программа не превратилась в простое «заливание экономики деньгами», а имела долгосрочный устойчивый эффект, инвестиции из Нацфонда должны сопровождаться обязательным проведением структурных реформ в соответствующих сферах экономики. Для этого Нурсултан Назарбаев поручил обеспечить совместную реализацию проектов с международными финансовыми организациями.
«Выделенные средства нацелены поддержать инвестиционную активность, предотвратить снижение доходов населения и стимулировать создание новых рабочих мест. В результате будет обеспечен устойчивый рост экономики в краткосрочной и среднесрочной перспективе», – выразил уверенность Елбасы.
По его замыслу новая экономическая политика «Нұрлы жол» должна была стать двигателем роста экономики Казахстана на несколько лет вперед. Ведь только за счет строительства дорог планировалось создать новые 200 тыс. рабочих мест. Программа «Нұрлы жол» задумывалась таким образом, чтобы произвести мультипликативный эффект и на другие отрасли экономики.
Задачи выполнены
В апреле 2020 года, ровно через 5 лет после утверждения Государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» Правительство подвело итоги ее реализации.
Было признано, что программа «Нұрлы жол» стала одним из ключевых драйверов национальной экономики. Вместе с появлением современных и качественных автомагистралей были созданы новые рабочие места, увеличились транзитные грузопотоки, была улучшена социальная инфраструктура. За пять лет стало очевидно, что госпрограмма оказывает значительное влияние на рост ВВП страны. По данным Министерства национальной экономики, за время ее реализации рост экономики составил 16%.
По итогам реализации Госпрограммы построено и реконструировано порядка 3 тыс. км автодорог республиканского значения, отремонтировано около 10 тыс. км автодорог республиканского и 15 тыс. км местного значения. Доля автодорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии доведена до 88%, местного значения – до 71%.
В рамках Госпрограммы «Нұрлы жол» в 2015–2017 годах построено 108 новых общеобразовательных школ и 19 детских садов. В сфере морского транспорта в 2015–2019 годы построены три новых сухогрузных терминала в порту Актау мощностью 3 млн тонн. Реализация проекта позволила увеличить объем перевалки грузов через морской порт Актау до 20,7 млн тонн в год за счет строительства зернового терминала, а также двух терминалов для генеральных грузов и контейнеров. В свою очередь, в порту Курык построен многофункциональный паромный комплекс мощностью 6 млн тонн. В результате пропускная способность морских портов Казахстана увеличена до 27 млн тонн. По сравнению с 2014 годом объемы транспортировки через морские порты Актау и Курык сухих и паромных грузов выросли практически втрое.
Наряду с этим в рамках госпрограммы реализованы важные проекты – МЦПС «Хоргос» и СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», которые способны внести значимый вклад в развитие транспортно-логистического потенциала и экономики Казахстана в целом.
Среди других результатов программы – появление сети платных автодорог, что позволило разгрузить республиканский бюджет при одновременном повышении качества содержания и сохранности трасс и снижении аварийности.
Значительные успехи достигнуты в сфере обновления железнодорожной и аэропортовской инфраструктуры, снижении износа коммунальных сетей. В целом за годы реализации программы «Нұрлы жол» создано более 500 тыс. рабочих мест.
Новая шестилетка
Госпрограмма «Нұрлы жол», которая за пять лет реализации наглядно продемонстрировала свою успешность и важность для экономического роста Казахстана, нашла свое продолжение в новой государственной программе инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2020–2025 годы. Целью новой госпрограммы является создание комфортной и доступной для населения транспортной инфраструктуры, которая повысит мобильность, производительность труда и качество жизни казахстанцев. В рамках программы до 2025 года планируется реализация 112 инфраструктурных проектов на общую сумму 5,5 трлн тенге. Среди основных задач новой программы можно выделить строительство и реконструкцию 10 тыс. км автодорог, а также капитальный и средний ремонт 11 тыс. км дорог республиканской сети. В период действия программы планируется приобретение 600 новых пассажирских железнодорожных вагонов, строительство 16 аэродромов, приобретение 48 судов и проведение капитального ремонта шлюзов.
По итогам реализации новой Госпрограммы планируется нарастить производительность труда на 40% к уровню 2016 года, увеличить рост инвестиций в основной капитал в сфере «Транспорт и складирование» на 308% к уровню 2016 года, создать 550 тыс. новых рабочих мест.
К финалу реализации программы стоит задача занять 50-е место по Индексу эффективности логистики Всемирного банка (71-е место в 2018 году) и 49-е место по Индексу «Инфраструктура» (67-е место в 2019 году) по оценке Всемирного экономического форума.
Президент Касым-Жомарт Токаев в Послании народу РК «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» особое внимание уделил реализации новой госпрограммы «Нұрлы жол». Он отметил, что полная и качественная реализация программы должна находиться в поле зрения исполнительной власти.
«Это стратегический проект, благодаря которому действенная модернизация затронет всю транспортную инфраструктуру», – сказал Президент Казахстана.