С надеждой на оффлайн

933
Наталия Хомс

Еще на сцене

Начался 119-й театральный сезон с полюбившегося публике спектакля «Евгений Онегин»: Сцены из романа. Наши дни». Да, играли пока еще не в родных стенах (там продолжается капитальный ремонт), а на площадках Дворца Мира и Согласия, столичных дворцов школьников, дворца культуры «Жастар»…

За этот короткий сезон в жизни театра произошло важное событие: благодаря новому директору Айболату Жаудыру репетиционный зал превратился в малую сцену. Там труппа успела сыграть четыре премьеры: «Грозу» А. Островского, которую поставил молодой режиссер из Санкт-Петербурга Рача Махатаев, спектакль «Человек-подушка» М. МакДонаха (режиссер Игорь Седин), «Приключение аистенка» по пьесе А. Болдинова (режиссер Бекпулат Парманов), а приглашенный режиссер из Уфы Туфан Имамутдинов поставил «Женитьбу» Н. Гоголя.

– Наши актеры впервые столкнулись с тем, что зритель находится на расстоянии буквально в один метр. Есть только сцена и зрительный зал. Любая недоработка заметна сразу. Здесь нужно играть виртуозно, прожить все нюансы своего сценического образа – крупным планом, как в кино. Думаю, нашим актерам такая учебная база для внутреннего расширения их творческого диапазона весьма полезна, – отметил главный режиссер театра, заслуженный артист РК Бекпулат Парманов.

К сожалению, многие планы остались неосуществленными. Это спектакли по произведениям братьев Гримм, по рассказам Шукшина, участие в международных фестивалях в Турции и России, юбилейный вечер в честь 70-летия народного артиста Кыргызстана, кавалера Ордена Дружбы РФ Сергея Матвеева. А вот небольшие гастроли актера-юбиляра состоялись: его моноспектакль «Наедине с Пушкиным» увидели зрители Нур-Султана, Алматы и Бишкека.

«Живем театром»

Когда объявили о закрытии театров на карантин, многие «ушли» в Интернет. Но не многие были столь же активны, как горьковцы, с удивительной самоотдачей придумывавшие и воплощавшие креативные идеи виртуального формата. Их, кстати, зрители быстро оценили и каждый день ждали – и получали – онлайн-новости.

– За время самоизоляции мы провели в режиме онлайн более 300 мероприятий: показали на YouTube-канале ряд наших ведущих спектаклей из архива, организовали в соцсетях творческие встречи для детей и взрослых, тематические программы... Я сам вел передачи под названием «Театральный тет-а-тет», где говорил о режиссуре и не только, беседовал с Ниной Мазур – одним из ведущих театральных критиков Европы, которая возглавляет многие театральные фестивали малых форм, – рассказал Бекпулат Парманов. – После очередного эфира «Тет-а-тет» меня даже спрашивали в комментариях: почему не пишете книгу о режиссуре? Как-то не задумывался об этом, а теперь решил всерьез рассмотреть такую идею.

Директор театра Айболат Жаудыр провел несколько творческих встреч – с ректором ГИТИСа Григорием Заславским, директором театра-фестиваля «Балтийский дом» Александром Шубом, руководителем Фестиваля современной казахстанской драматургии Drama.KZ Олжасом Жанайдаровым. Онлайн-встречи в рубрике «Живем театром» проводили художники, бутафоры, звукооператоры, гримеры, работники пошивочного цеха театра. Поэтический марафон состоялся ко Дню Победы, 9 Мая актеры поздравляли с праздником ветеранов.

Эти и другие проекты получили положительные отклики, и, можно сказать, постепенно сформировалась своя онлайн-аудитория. Например, эфиры главного балетмейстера театра Розы Бельгибаевой смотрели до 700 человек. Пластические упражнения настолько понравились, что зрители просили продолжать проект.

Впервые у драмтеатра в режиме онлайн прошли большие обменные гастроли: Русский театр драмы им. Ч. Айтматова из Бишкека «отправил» в столицу Казахстана спектакли «Демоны», «Белоснежка и семь гномов», «Звериные истории»… ГАРТД им. М. Горького в свою очередь «показал» в столице Кыргызстана «Женитьбу», «Евгения Онегина», «Снежную королеву», «Маленькую историю о маленьком Муке», «Смешанные чувства» и «Грозу».

Не забыли и о возможности самосовершенствования. Артисты театра три недели проходили онлайн-семинары по актерскому мастерству, сценической речи и сценическому движению с ведущими педагогами ГИТИСа.

На одной волне

Наверное, самым резонансным культурным проектом карантина стало запущенное актером ГАРТД Сергеем Маштаковым первое в Казахстане театральное радио – Gorky FM. Онлайн-радиостанция работает по ссылке, и слушать ее можно где угодно, вне зависимости от частоты.

Актер признается: не ожидал, что этот проект привлечет столько внимания. С каждым эфиром подключалось все больше слушателей.

– Еще будучи студентом мечтал попасть на радио, стать ведущим. Мне это было всегда интересно. Как-то на гастролях в Санкт-Петербурге в магазине аудиотехники купил себе профессиональный студийный микрофон. Много лет он просто лежал. И вот пришел момент, когда пригодился. Для начала мы записали подкасты. Все это я делал в своей квартире: были только компьютер, студийный микрофон и куча фантазии, – вспоминает Сергей.

В первых эфирах рассказывали о спектаклях театра, их истории, ставили композиции из больших музыкальных архивов, давно «списанных» постановок, но запомнившихся зрителям со стажем. В рамках проекта «Театр – школам» Представительства Россотрудничества 20 минут радиоэфира было посвящено рубрике «Живая классика», в которой казахстанские школьники читали произведения отечественной и мировой литературы. Сергей Маштаков сам обрабатывал поступавшие аудиофайлы, делал музыкальные подложки и в каждом выпуске «выдавал» ребят в эфир.

В преддверии Дня Победы дети также читали стихи, но уже на военную тематику, рассказывали о своих дедах и прадедах. После эфиров на радио часто проигрывались аудиокниги, и несколько раз разыгрывались билеты – правда, уже на следующий сезон…

– У нашего радио только положительные отзывы. Люди охотно «заходили» на нашу онлайн-радиостанцию и делились своими впечатлениями, писали много слов благодарности. Это приятно, – поделился ведущий.

Позже в эфир стали «приглашать гостей» – известных деятелей культуры республики. На Gorky FM артисты-горьковцы читали отрывки и монологи из произведений, молодой режиссер и композитор, выпускник ГИТИСа Артем Терехин рассказывал о новых подходах к театральной деятельности.

Самым посещаемым стал эфир с заслуженным деятелем РК, актером и режиссером, профессором Юрием Ханинга-Бекназаром, выпустившим многих известных в СНГ артистов.

– Было очень много подключений: звонили в прямой эфир из Кыргызстана, Германии, России. Наши звезды Сергей Погосян, Евгений Жуманов общались с Юрием Ивановичем. Мы с супругой указали несколько телефонов, и люди дозванивались, – рассказал Сергей Маштаков.

Сегодня и театр, и радио в отпуске, но с наступлением нового сезона – вне зависимости от эпидситуации – активная радийная жизнь непременно продолжится. В планах – на постоянной основе собирать материал и делать новые программы.

Еще один продукт «карантинной» деятельности Сергея Маштакова – полнометражный фильм «Пустота», ставший его режиссерским дебютом. В проекте с нулевым бюджетом на безвозмездной основе приняли участие не только горьковцы, но и непрофессиональные актеры – например, рекордсмен мира по силовым номерам Сергей Цырульников. Премьера фильма состоится, как только откроются кинотеатры.

Творчество – вне карантина

Ведущая актриса театра Светлана Фортуна тоже побывала в роли ведущей в Instagram – на нескольких прямых эфирах и интервью с коллегами. По ее словам, такой опыт помог разрабатывать навыки общения, импровизации.

– Я провела порядка 15 эфиров как актриса, как мама, говорила о многом – о родах, о здоровье, о гомеопатии… Конечно, были и творческие эфиры, что тоже давало вдохновение. На пятом или шестом эфире поняла, что уже чувствую свою силу в импровизации, что даже из воздуха могу свить какие-то «перлы», заполнить пространство информацией, – поделилась Светлана.

Особенность таких эфиров в близости зрителя, в прямой обратной связи – любой может задать вопрос ведущему, и его тут же увидят все «присутствующие». Имея такую возможность, зритель «отвел душу», задав актерам театра много не только профессиональных, но и неформальных, личных вопросов. Светлана Фортуна отмечает: было интересно все – рацион питания и время сна, медитация, хобби, занятия спортом... В одном из эфиров даже состоялась викторина на лучший вопрос!

Однако в этом разговорном жанре есть свои нюансы. Одно дело – написать пост, когда достаточно времени углубиться в текст, подойти к теме с разных сторон, что-то исправить. А работа в режиме онлайн-вещания и умение быстро «маневрировать» информационным запасом – совсем другое.

– Много лет я являюсь тренером и мастером практики по ораторскому мастерству. Однако карантин дал дополнительную возможность «поднатаскать» себя в искусстве красноречия. Проверила свои способности и здорово «подковалась», – отметила Светлана.

Самыми запоминающимися для актрисы были эфиры с коллегой по цеху – Иваном Анопченко. Собрав аудиторию в половину обычного зала, они весело проводили время со зрителями, отвечали на их вопросы, шутили и много смеялись.

– Мы были так рады видеть друг друга! На тот момент наступила какая-то критическая точка терпения… Было даже как-то удивительно в одном помещении увидеть своего друга детства и коллегу. Этому мы весь вечер восхищались и делились впечатлениями со зрителем, – рассказала Светлана.

Популярным в соцсети стал и марафон «Скороговорки с Фортуной», в котором участвовало сразу 40 человек. По истечении карантина было решено позвать всех на мастер-класс Светланы Фортуны по актерскому мастерству, который пройдет в стенах театра. «Карантинное общение» со зрителем вылилось в довольно интересные формы, предвещающие встречи с новыми людьми – обязательно вживую.

– Конечно, это не сравнить с тем, когда ты на сцене, видишь глаза зрителя, когда вы дышите в унисон. Здесь ты как бы говоришь в пустоту, не слышишь отклика. Остается только догадываться, кто же там смотрит на тебя с другой стороны экрана… В такие минуты осознаешь, насколько не хватает сцены, потому что здесь невозможно встать, начать читать стихи, монологи, танцевать. Я пела, старалась почувствовать нового зрителя, но этого все равно так мало по сравнению с тем, что бы нам дал живой театр… – отметила Светлана Фортуна.

А Ульяна Апрельская вспомнила уроки музыкальной школы и основательно села за фортепиано. Как признается актриса, инструмент здорово ее выручал во время карантина. И не только ее: в своих поэтических и музыкальных прямых эфирах Ульяна радовала зрителей любимыми произведениями.

Интернет стал своего рода спасательным кругом, палочкой-выручалочкой для творческих людей, считает Ульяна:

– Одно дело, когда ты находишься в очередном отпуске и распределяешь свое время. Есть другие проекты и планы. Однако и за три недели мы успеваем соскучиться по зрителю и спектаклям. А тут получилось так, что мы без любимой работы несколько месяцев.

Отметим еще раз: обратная связь наладилась быстро, преданный зритель пошел за театром в онлайн и смог – в иных обстоятельствах – увидеть любимых актеров «под другим углом». Кстати, и сами артисты побывали зрителями, посмотрев работы других театров.

– Удалось увидеть столько отличных спектаклей, которые разные театры выкладывали в Интернет! – говорит Ульяна Апрельская. – Однако театр – это особое искусство. Кино можно смотреть в записи, и оно наверняка никому не наскучит. Театр – другая форма и энергетика, совсем другие вибрации. Поэтому, каким бы сильным ни был спектакль, на видео он не будет таким проникновенным, как на сцене…

Без паузы

Не забыл театр и о детской аудитории. Актеры Данил Хомко и Полина Харламова порадовали маленьких зрителей интересными постановками.

– Мы с женой хотели дать что-то нужное детям, которые и без карантина смотрят очень сомнительные ролики в Интернете. Театр может быть «крючком», который вытягивает из виртуальности в настоящую жизнь – с живыми эмоциями и переживаниями, с душой, которую нельзя перемотать или поставить на паузу, – отмечает Данил Хомко.

Когда за окном стояла хорошая погода, а гулять, увы, было нельзя, актеры читали малышам в прямом эфире «Весенние сказки тетушки Ивы» Натальи Карповой. Действие развернулось в световой песочнице…

– Нас в кадре не было, но мы рисовали на песке и сами создали реквизит: использовали игрушки, сделали из синтепона снежки, из фетра – тучки, капельки, листочки. Подобрали подходящие песни, за кадром пели и играли на гитаре. Так появилась первая сказка. Было странно впервые не видеть своего зрителя, а смотреть на летящие сердечки в Instagram, – поделилась впечатлениями Полина Харламова.

Идею «Школы детективов», для зрителей постарше, подал актерам сын, увлекающийся расследованиями и квестами. Самым сложным, отмечают супруги, оказалось придумать преступление, чтобы детектив был все-таки детским и с поучительными выводами. Сказка полностью адаптирована под формат прямого эфира Instagram, и все манипуляции с фронтальной и тыловой камерами оправданы и обыграны.

– Здорово, что удалось привлечь многих актеров для озвучки героев. Это было так трогательно: мы не виделись на репетициях, не играли, но в сказке прозвучали вместе, – вспоминает Полина.

Подготовка блока теневого театра заняла немало времени и не обошлась без курьезов. Например, во время репетиции оказалось, что все заранее распечатанные надписи на экране отображаются зеркально. Пришлось переписывать их справа налево вручную, чтобы зрителю было все видно.

– Конструкция выглядела так: коробка, в которой вместо одной стенки натянута белая ткань, а с другой стороны маленькая дырочка для камеры. Самих героев вырезали из картона и клеили на китайские палочки. Процесс увлекательный, но ювелирный. А сам показ сопровождался веселыми приключениями за кадром, – рассказала Полина.

Видео для детей и с их участием получали больше всего откликов.

Чтобы снова летать

Постепенно наладилась более тесная обратная связь, зрители, к примеру, просили обменные онлайн-гастроли с российскими театрами, предлагали новые рубрики и темы для эфиров.

– Виртуальный формат был для нас новым. Сейчас какие-то вещи, которые мы делали, кажутся даже наивными. Некоторые темы не так глубоко затронули, а ведь театр, будем помнить, должен просвещать, – отмечает главный режиссер ГАРТД Бекпулат Парманов. – Разумеется, мы хотим играть на сцене, вернуться в привычную среду, но продолжим вести и определенные онлайн-проекты, хорошо зарекомендовавшие себя.

Несмотря на колоссальную проделанную работу в Интернете, новый театральный сезон ждут все – обязательно при полном зрительном зале.

– Мне кажется, зритель, который придет после карантина, увидит другие актерские глаза – в них будет больше глубины, мысли. Мы все стали смотреть на жизнь по-другому, изменились ценности, взгляды... И спектакли будут восприниматься несколько иначе. Может быть, напишут пьесы и об этом времени, – рассуждает Сергей Маштаков.

– Мы страдаем без сцены, – призналась Светлана Фортуна. – Сейчас время накапливать ресурсы, чтобы потом блистать с двойной силой. Даже если мы вернемся абсолютно высохшими, «исхудавшими», безресурсными, то именно стены театра, его магия вдохнут в нас жизнь. Я знаю, что как только переступлю порог, я смогу летать опять!

Популярное

Все
Кызылорда – наша гордость, слава, история
Ждем дебюта на «Стэмфорд Бридж»
Вечер русского романса состоялся в Таразе
Буренки нынче довольны
В колледже столицы студенты работают со второго курса
За Деда Мороза обидно
И даже деньги не спасают
Защищая небо и землю
В Атырау установили памятник собаке по кличке Пшон
Скотоводы меняют подходы к кормам
Ассамблея создала в стране климат доверия
Самая длинная пешеходная улица станет и самой красивой
В поисках новых запасов газа
В главном надзорном органе обсудили результаты работы
Два предприятия по переработке хлопка-сырца построят на юге
Время рабочих профессий
Рассмотрен макроэкономический прогноз
На повестке дня – международные соглашения
Министр юстиции провел ряд встреч в Женеве
Закон Республики Казахстан О ратификации Соглашения о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных (муниципальных) закупок
Когда ЭЦП «гуляет» по рукам
Дуров пообещал следователям во Франции улучшить модерацию Telegram
Был верен своему слову
Семилетний Дмитрий Кремпин завоевал «серебро» на Oceanman в Дубае
К паводкам готовимся заранее
Токаев поздравил Путина с 20-летием Договора о казахстанско-российской государственной границе
Закон РК О ратификации поправок в пункт 1 статьи 12 Соглашения об учреждении ЕБРР с целью отмены уставного капитального ограничения на обычные операции
Закон РК О ратификации поправок в статью 1 Соглашения об учреждении ЕБРР, позволяющих осуществить ограниченное и постепенное распространение географического охвата операций банка на страны Африки к югу от Сахары и Ирак
Минздрав сообщил о результатах работы системы по маркировке лекарств
Стали известны победители Жаутыковской олимпиады
Инаугурация Трампа: церемонию перенесут в помещение из-за холодов
Городок достроят со второй попытки
Сорвали сроки сдачи
Биатлонист Никита Акимов принес Казахстану третье золото Универсиады
Спасатели вызволили мужчин из искорёженного автомобиля в Астане
Израиль утвердил сделку с ХАМАС
Казахстан ограничил вывоз картофеля в третьи страны на полгода
В столице чествовали народных любимцев
Завод по производству ветрогенераторов строится в Жетісу
В столице взлетела цена на картофель: что говорят в акимате
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым 2025 годом
Закон РК О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК об административных правонарушениях
Более 1,4 млн казахстанцев заблокировали возможность оформления займов без их ведома
Год единства и созидания
Одного из пассажиров потерпевшего крушение самолета AZAL сняли с рейса
Закон Республики Казахстан
Смогут ли «Жетысу» и «Семей» настичь «Кайрат»?
Как изменятся пенсии и пособия в Казахстане в 2025 году
МВД обратилось к казахстанским водителям
В МВД разъяснили нормы, запрещающие прогревать авто во дворах
Новые госнаграды появились в Казахстане
Сигареты подорожают в РК
Путин извинился перед Алиевым за инцидент в небе над Актау
Главы государств и международных организаций поздравляют Токаева с Новым годом
Смертельная авария произошла на трассе в Павлодарской области
Алматы – Туркестан – Ташкент – Самарканд – Шымкент – Алматы
Паспорта и удостоверения личности попробуют выдавать через терминалы
Депутат высказалась об ажиотаже вокруг прогрева авто во дворах
Умную мусорную корзину изобрел школьник из Астаны
На 20% вырастет зарплата отдельных категорий гражданских служащих в 2025 году

Читайте также

Жизненный путь Толеша Каудырова – пример для современников
На любой кошелек
Сто тенге. И точка!
Картофельный бум пошел на спад

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]