Фильм художественный. Однако созданную на основе исторических сведений и фактов картину производства АО "Казахфильм" хочется назвать и документальной. Отражая три эпохи – середину XIX века, конец 40-х и 60–70-е годы прошлого столетия, – создатели фильма сумели показать не только неразрывную связь времен, но и нечто большее. Соединив три временных отрезка, каждый из которых рассказывает о своих событиях и в то же время удачно дополняет друг друга, лента в полной мере раскрывает личность главного героя – Ермухана Бекмаханова. Это психологическая драма, наполненная глубоким смыслом. История в лицах, которая потрясает, вызывает море эмоций, заставляет думать, сопереживать, позволяет изнутри увидеть механизм огромной махины тоталитарной системы, политики царского режима… Посмотрев ленту, понимаешь слова режиссера и автора сценария картины, заслуженного деятеля РК, лауреата Государственной премии РК, независимой премии "Платиновый Тарлан" Сатыбалды Нарымбетова, сказанные после премьеры: "К этой картине я шел всю жизнь. Последние пять лет занимался ею вплотную".
Несломленный геройСудьба Ермухана Бекмаханова – первого в Казахстане историка, получившего звание доктора исторических наук, – поистине трагична. В его короткой, но яркой жизни, словно в миниатюре, отражена вся уродливость сталинского режима. Беспощадно перемолов в своих жерновах замечательного ученого, блистательного историка, система все же не смогла поставить его на колени, не сумела предать забвению его труд, его подвиг.
Он родился в краю тысячи прозрачных озер и красивейших гор – Баянауле. Как и многие дети того времени, остался сиротой. Большой голод, сморивший миллионы степняков в 30-х годах прошлого века, не пощадил и его родных. Мальчишка остался жить, для него была уготована нелегкая судьба и очень важная роль. Именно Е. Бекмаханов стоял у истоков создания кафедры истории в Казахском государственном университете им. С. Кирова (ныне Казахский национальный университет им. Аль-Фараби). И именно он был первым историком, объективно рассказавшим о национально-освободительном движении Кенесары Касымова. Труд Бекмаханова о Кенесары-хане вошел в однотомник "История Казахской ССР", написанный группой авторов. Инициатива издания книги принадлежала видным российским ученым, эвакуированным в 1941 году в Алма-Ату. Согласно сохранившимся сведениям, член-корреспондент Академии наук А. Панкратова, профессоры Н. Дружинин, А. Кучкин, М. Вяткин заявили о желании подготовить совместно с местными учеными книгу об истории Казахской ССР. Тем более что в планах Наркомпроса республики она уже значилась. Идею поддержал Ермухан Бекмаханов.
Результатом труда ученых и стал однотомник, куда вошла глава о Кенесары, принесшая ее автору и славу, и испытания. Объективность фактов, изложенных ученым, получила высокую оценку коллег. Впервые Ермухан Бекмаханов официально, со страниц учебника, охарактеризовал восстание казахов против колониальной политики царской России как борьбу за независимость, а ее предводителя Кенесары-хана назвал национальным лидером. Именно за эту попытку беспристрастного освещения истории его позже подвергнут гонениям, а книгу запретят к изданию на долгие годы. На основе этого труда ученый в том же году защищает кандидатскую диссертацию.
Восторженные и вполне заслуженные отзывы именитых коллег, по достоинству оцененный труд принесли молодому талантливому ученому признание, славу. Казалось, впереди блестящая карьера, безоблачное будущее. Но стремительный успех молодого историка был недолгим.
Отрицательная рецензия члена-корреспондента АН СССР А. Яковлева прозвучала словно гром среди ясного неба. Специальное собрание историков АН СССР, собранное Анной Панкратовой, желавшей отстоять позицию своего ученика, ничего не дало. Прибывшая из Алма-Аты коллега Е. Бекмаханова Х. Айдарова выступила резко против работы историка. Достаточно привести цитату из ее выступления: "...деятельность Кенесары и его круга является симптомом феодально-монархического национализма, она не имела общенародного характера, и, следовательно, автор (Бекмаханов), оценивший движение Кенесары как общенародное национально-освободительное прогрессивное движение, практически находится под влиянием буржуазного течения "тутас агым". Впоследствии обвинения, звучавшие против А. Бекмаханова, будут все более резкими, речи – все обличительней. Словно мстя молодому ученому за его талант, коллеги из числа соотечественников пытались перещеголять друг друга в обвинениях. Возможно, кто-то скажет, время, мол, было такое, царил тоталитарный режим. Но ценность души, ее человечность и порядочность как раз и измеряется способностью не деформироваться, несмотря на внешние факторы. Видные ученые – историки Н. Дружинин, М. Вяткин, не соглашаясь с мнением казахстанской коллеги, наоборот говорили о большой ценности труда Е. Бекмаханова. Споры вокруг его работы не утихали еще долго.
Сам же ученый продолжил работу. В 1946 году защитил докторскую диссертацию на тему "Казахстан в 20–40-е годы XIX века", где одна из глав опять же посвящена Кенесары Касымову. Вскоре в Алма-Ате состоялась дискуссия, посвященная книге ученого, длившаяся целых пять дней. О том, каким был накал страстей, свидетельствует тот факт, что стенограмма ученых споров составила более 500 страниц.
Оппонент Е. Бекмаханова Т. Шоинбаев говорил: "…казахские буржуазные националисты сделали духовным отцом Кенесары-хана. А воспоминания о борьбе Кенесары Касымова с царской Россией служили для казахских буржуазных националистов призывом к восстановлению ханской власти в Казахстане". Работу же Е. Бекмаханова он оценил как "построенную на возвеличивании хана Кенесары, на раздувании его подвигов, на его мнимой близости к народу". Отдельные выступления в защиту Е. Бекмаханова тонули в многоголосом хоре противников. И хотя к единому мнению ученые не пришли, это было, как покажет позже время, началом гонений, которым впоследствии подвергся Е. Бекмаханов.
Ярким примером великой силы печатного слова можно назвать события, развернувшиеся чуть позже, в 1950 году. Небольшая статья "За марксистско-ленинское освещение вопросов истории Казахстана" в центральном издании – газете "Правда", подписанная рядом казахстанских историков, была направлена против Е. Бекмаханова. Авторы обвиняли коллегу по научному цеху в пропаганде буржуазно-националистических настроений. Вскоре после разгромной статьи его уволили, лишив всех ученых званий. Блистательный ученый был отправлен сначала в Нарынколь Алматинской области, а позже – в село Новотроицкое (Чу) Жамбылской области учителем истории в сельскую школу. Там в сентябре 1952-го его арестовали. После долгих издевательств он был вынужден признать нелепые обвинения в предательстве и измене Родине, выдвинутые против него. По указу Коллегии по уголовным делам Верховного суда Казахской ССР в декабре 1952 года Ермухан Бекмаханов был осужден, приговорен к 25 годам и сослан в один из отдаленных лагерей ГУЛАГа.
После смерти Сталина, в 1954-м, благодаря хлопотам Анны Панкратовой ученого реабилитировали. Как вспоминает в одном из своих интервью супруга ученого Халима, Анна Михайловна без устали обивала высокие инстанции, добиваясь свободы ученому. Более того, после освобождения она буквально заставила его взять деньги и одеться красиво: "Ты должен выглядеть достойно. Пусть враги не думают, что ты растоптан". Помогла купить подарки родным…
Ермухан Бекмаханов не просто вернулся в Казахстан – он смог продолжить свою работу. Однако его возвращение в науку было непростым. Еще не улеглась в сердцах злопыхателей, не простивших ему смелость суждений и уверенную правоту, доказанную фактами, зависть. Но, несмотря ни на что, талантливый ученый плодотворно трудился, оставляя после себя богатое наследие, имеющее большую ценность.
Не просто роль…Жизнь уникального человека, в которой, как в капле, видна жизнь целой страны, всего народа, путь на большой экран нашла благодаря поддержке Главы государства, помощи Министерства культуры и спорта, акиматов Астаны и Алматы и просто неравнодушных людей, помогавших съемочной группе.
Стоит отметить замечательную игру актеров, занятых в картине. По словам режиссера, все прошли жесткий кастинг.
– С каждым из кандидатов на роль я беседовал лично. Мне было важно видеть, почувствовать внутреннее наполнение актера. Чтобы понять, сможет ли он осознать ответственность, насколько мир внутри него позволит стать человеком, которого предстоит сыграть. Для того чтобы воплотить образ героя, мало играть, нужно слиться с ним воедино, проживать роль, – говорит Сатыбалды Нарымбетов.
В роли Ермухана Бекмаханова – Берик Айтжанов, знакомый зрителям по сериалу "Братья" – "Агайындылар", "Ликвидатор" и другим работам в отечественном кинематографе. Эта роль – сложная во всех отношениях, но можно с уверенностью сказать, что справился с ней актер на отлично. Благодаря его мастерству образ блестящего ученого со столь тяжелой судьбой раскрывается в полной мере. Мы видим пытливого молодого историка, непримиримого ко лжи принципиального человека, заботливого мужа, любящего отца и доброго сына… Несломленного настоящего человека, настоящего гражданина. И ему веришь, забывая, что перед тобой актер, настолько органично смотрится в этой роли Берик Айтжанов.
"Истина истории стучится в наши двери, а мы ее прогоняем!" – восклицает в фильме в ответ на обвинения коллег Ермухан Бекмаханов.
Зритель видит боль от предательства, отчаяние от неотвратимости и нелепости происходящего, глубокую тоску, спрятанную в недрах души, которая будто плещется в глазах человека, ставшего разменной монетой в политических играх больших и не всегда хороших людей, ставшего жертвой режима.
Роль супруги ученого Халимы Бекмахановой исполнила молодая актриса Карлыгаш Мухамеджанова.
– Это было непростым испытанием. Я осознавала груз ответственности, возложенный на меня, и очень хотела оправдать доверие Сакена-ага (Сатыбалды Нарымбетова. – З. Н.), – говорит Карлыгаш.
В процессе подготовки к съемкам актриса изучала дневниковые записи своей героини, много читала. А также вместе с режиссером встречалась с Халимой Бекмахановой.
– Потрясающая женщина! Несмотря на свой солидный возраст, удивительно красивая. В ней чувствуется настоящая порода, утонченность, врожденное благородство души. Я постаралась воплотить это на экране, передать внутреннюю гармонию своей героини, ее самоотверженность, преданность и беззаветную любовь к мужу, – делится актриса, признаваясь, что оценка Халимы-апай для нее будет самой важной. К слову, Халима Бекмаханова увидит фильм 4 июня, именно на этот день назначен премьерный показ в Алматы.
Удивительная красота и поразительная сила духа Халимы-апай известны всем. А ее жизнь может служить примером истинной любви.
Пройдя с достоинством испытания, она сумела пронести свет любви и надежды через самые сложные переправы жизни. Много сделала для того, чтобы работы ее мужа не были преданы забвению. "Если я уйду, посмотрев этот фильм о моем Ермухане, у меня не будет никаких мечтаний", – так говорила Халима-апай, благословляя режиссера С. Нарымбетова, когда кино только начали снимать. И для того чтобы убедительно показать такую женщину на экране, требовались определенная смелость и, конечно, мастерство. Насколько это удалось Карлыгаш, скажут зрители и кинокритики.
Такие разные люди…В первом кадре фильма – походная ставка Кенесары-хана. 1837 год. Великий хан с непростой судьбой принимает судьбоносные для всего народа решения. Роль исторического предводителя степняков сыграл молодой актер Санжар Мадиев. К слову, по признанию режиссера фильма, как раз относительно Санжара у него были сомнения.
– Он, безусловно, талантлив. В соответствии с возрастом и требованием времени участвовал в проектах сугубо молодежных, скажем так. И у меня были сомнения, сможет ли он понять глубину этой роли, – говорит Сакен-ага.
Но все сомнения рассеялись после беседы с молодым актером. За поверхностной легкостью мэтр разглядел серьезную, думающую личность. И позже, увидев, насколько основательно он готовится к роли, убедился в правильности своего выбора.
– Когда меня утвердили на роль, я первым делом пошел в мечеть. Попросил благословения у имама. Кенесары-хан – это настолько монументальная фигура, историческая личность, что приступать к роли, пытаться воплотить его на экране, не получив благословения, я счел неправильным, – делится Санжар.
Готовясь к съемкам, актер много читал. Изучал все документы, которые дал режиссер, пересмотрел десятки фильмов на историческую тему. Все силы и способности были мобилизованы и направлены на достижение цели – воплотить образ легендарного хана. И, как представляется, в рамках данного фильма, когда в одной картине показаны три временных отрезка, и периоду правления хана отведены лишь фрагменты, Санжару удалось передать главное – силу, преданность народу, патриотизм и несгибаемый дух великого хана Кене.
Одной из важных фигур в фильме является образ сотрудника КГБ Бучина. Беспринципного, злобного, бездушного чекиста, давно потерявшего облик человека и ставшего отличным орудием в руках карающей системы, замечательно сыграл Азиз Бейшеналиев, знакомый зрителю по культовому фильму С. Нарымбетова "Мустафа Шокай". Вырастая словно ниоткуда, следуя, как тень, за человеком, Бучин в совершенстве знает свою работу, использует самые гнусные методы. Отвращение, которое рождается к герою Азиза, только возрастает по мере просмотра фильма, что свидетельствует об очень высоком профессионализме актера. Постепенно начинаешь тихо ненавидеть Бучина... Причем игра А. Бейшеналиева была настолько великолепной, что даже на пресс-конференции, начавшейся после показа, чувствовались "отголоски" неприязни к его герою.
– Когда Сакен-ага предложил мне эту роль, то предупредил, что она сугубо отрицательная. Но я был очень рад. Нельзя же из фильма в фильм играть положительных героев, – говорит А. Бейшеналиев.
– Азиз – очень талантливый актер. И мне не хотелось, чтобы после фильма "Мустафа Шокай" его запомнили и знали как актера одной роли, одного амплуа. Утверждая его на роль негодяя Бучина, я был уверен, что он справится, и, как видите, не ошибся, – добавляет режиссер.
Эпоха конца 60-х годов показана через образ молодого журналиста Рамазана, неутомимо исследующего жизнь и судьбу Ермухана Бекмаханова. Он буквально по крупицам собирает скупые сведения о выдающемся ученом. Прототип героя – наш современник. Писатель, драматург Думан Рамазан, автор исторических драм "Кенесары – Кунимжан", "Абылайханнын арманы", с успехом идущих на сцене Казахского государственного академического музыкально-драматического театра им. К. Куанышбаева. В роли Рамазана дебютировал начинающий актер Азат Нуртаев. "В фильме мы поменяли местами имя и фамилию реального человека, поэтому он Рамазан", – объяснил режиссер.
Присутствовавший на показе в Астане сын ученого Сермухан Бекмаханов не скрывал волнения.
– Этот день для нашей семьи – знаковый. Судьба нашего отца, ее перипетии… Я словно прожил его жизнь… – поделился впечатлениями Сермухан Бекмаханов. Он выразил большую благодарность режиссеру, съемочной группе за огромный труд.
В кадре и за кадромИсторическая значимость фильма несомненна. Конечно, мастер кинематографа, мэтр Нарымбетов создал высокохудожественное произведение. Лаконичные, но очень содержательные диалоги героев, умело введенные эпизодические роли, говорящие детали – все вместе – словно пазлы, собранные умелой рукой.
Так, в минутной встрече Халимы Бекмахановой с Канышем Сатпаевым в Москве мы видим присущую ему щедрость, широту души, доброту сердца. В короткой беседе Бекмаханова с Халелом Досмухамедовым – поразительную силу духа, истинный патриотизм, масштабность личности последнего. "Собака, видя свое отражение в зеркале, лает на него, принимая за чужое. Так и мы, лаем на свою историю, не понимая, что это – наша история". Эти слова молодому Ермухану говорит Х. Досмухамедов, оставляя ему аманат – исследовать и вывести в свет истину о жизни и борьбе Кенесары-хана, несправедливо выставленного разбойником и смутьяном.
Одна из запоминающихся деталей: змея, ползущая в начале фильма к гнезду орла, в конце картины съедает еще неродившихся птенцов. Так и система убивает еще в зародыше всякое стремление мыслить, жить и быть не как все…
Во всех фрагментах, связанных с Кенесары-ханом, зритель видит мальчика, несущего на плечах девочку. По всей видимости, это его младшая сестра. Дети убегают от врагов, выходят целыми из огня войны, растерянно взирая на пепелище родного аула. И все же в их глазах мы видим решительность и веру в лучшее.
– Это иносказательный образ. Измученный войнами, распрями народ все же сумел достойно донести до нас свою историю. А как мы поступим с ней – покажет время. Отсюда растерянность – и вера, что история не будет предана забвению, путь к истине будет найден даже сквозь толщу лет, – объясняет режиссер.
И особенно трогателен момент, когда измученный многодневной пыткой в одиночной камере – карцере с гудящим звуком – Ермухан Бекмаханов, словно наяву, видит Кенесары-хана – героя своих исследований…
По словам С. Нарымбетова, сценарий писался почти два года. Все съемки проходили в Алматы и Алматинской области, а также в павильонах АО "Казахфильм". Причем большая часть съемок – зимой. На бытовые трудности и сложные погодные условия актеры и члены съемочной группы никогда не жаловались – все увлеченно работали. Консультантом фильма выступил доктор исторических наук Мамбет Койгельдиев, музыку к фильму написала композитор Актоты Раимкулова.
Фильм "Аманат" длится 2 часа и 8 минут. Имеющиеся в запасе кадры, не вошедшие в картину, будут использованы для подготовки полнометражного четырехсерийного фильма.
– Сейчас идут переговоры с одним из отечественных каналов. Предварительная договоренность уже есть. И в недалеком будущем мы представим зрителям четырехсерийный "Аманат", – говорил о планах режиссер.
…А пока каждый, кому интересна история своего народа, может увидеть экранную версию фильма. Уверена, картину "Аманат" стоит посмотреть обязательно.