Вопросы качества судейских кадров, независимости, ответственности, прозрачности, финансирования судов и другие ключевые аспекты в пяти мерах озвучил председатель Верховного суда Жакип Асанов, выступая на международной конференции на тему "Механизмы разрешения инвестиционных и коммерческих споров в Казахстане и странах ОЭСР", передает корреспондент
Kazpravda.kz.
"Система сильно распыляется. Нагрузка на суды критическая. Увлеклись расширением подсудности. Без разбора: относится это к правосудию или нет. Предлагаем 5 срочных мер", – сказал Жакип Асанов.
Первая мера, озвучил он, – необходимо сосредоточить судей на делах, где есть реальные споры и конфликты.
"Сейчас в 70 процентах судебных дел споров нет. Все очевидно. Приведу цифры. 2016-ый год – 1,7 миллиона дел и материалов. 2017-ый – 2,7 миллиона. 2018-ый – ожидаем 3,8 миллиона. За 2 года в 2 раза выросло количество дел. Аномальный рост. И вся эта лавина идет на судей горрайсудов. Их по штату 2100. По факту 1800. Половина – женщины. Вакансий – 16 процентов. Судьи уходят. А отбор мы усложнили. Из 140 кандидатов прошли только 5", – продолжил он.
Асанов предложил пути решения.
"Какой есть выход? Традиционный – увеличить судей. Но мы не можем вечно раздувать штат из-за роста дел. Тогда рациональный – оптимизировать работу и освободить судей от дел, где нет споров. Возьмем санкции, которые просят судебные исполнители. За 9 месяцев их два миллиона. Удовлетворены почти 100 процентов. Судья физически не в состоянии разгрести и разобраться во всем этом. А мы ведь хотели, чтобы судья пресекал злоупотребления судоисполнителей. Но этого не происходит. Поэтому мы предлагаем оставить судьям только те санкции, где есть ограничения конституционных прав. К примеру, запрет должникам выезжать за границу. А санкции по банковским счетам могла бы давать прокуратура. У нее есть все полномочия. Она сама может инициировать лишение судоисполнителя лицензии при злоупотреблениях. При этом останется возможность судебного оспаривания действий судебных исполнителей. С таким подходом согласны Генпрокуратура, Нацбанк, Минюст, НПП "Атамекен",– продолжил Асанов.
Вторая мера – существенное снижение конфликтности в обществе.
"Семь лет назад мы приняли закон о медиации. Но он плохо работает. Спада конфликтности нет. Наоборот, иски постоянно растут. Как сказал Елбасы, ежегодно 4 миллиона наших граждан втянуты в судебные разбирательства. Каждый 5 казахстанец. В чем причина? Не научились примирять стороны, не умеем приводить их к компромиссу. Не используем колоссальный потенциал примирения", – озвучил судья проблему.
В качестве примера он отметил Сарыаркинский райсуд, где 60% истцов, кому суд предложил примириться, пошли на мировую.
"То есть 60 процентов снова партнеры или, по крайней мере, не втянуты в тяжбы. Бизнес работает, рабочие места сохранены, люди получают зарплату. Что показывает этот пилот? Люди избегают друг друга, не хотят обсуждать взаимные претензии. Но стоит им сесть за стол и с помощью профессионала начать диалог, как дело чаще всего идет к миру. Что мешает внедрить этот опыт везде? Гражданский процессуальный кодекс. Наш судья может лишь разъяснить, что у сторон есть право примирится и вернуть госпошлину. Все. Достаточно ли этого? Практика говорит – нет", – сказал председатель Верховного суда.
Асанов сказал, что необходимо сторонам и судьям дать разумный срок и широкий арсенал мирного урегулирования.
"Первое – ИП оказал услугу крупной компании или акимату. Но оплаты нет. К руководителю не пускают. Что остается? Идти в суд. А там долгие процедуры, госпошлина, найм юриста, бизнес на грани. В Южной Корее в таких случаях ИП через суд может заставить оппонента сесть за стол переговоров. Пошлина ниже в 4 раза обычного. Если спор очевиден, суд выдает приказ об оплате. Второе – пока стороны ищут компромисс, суд принимает меры по обеспечению иска, чтобы не пропало имущество, не были выведены активы. Третье – судья может сам предложить сторонам вариант примирения. Стороны думают 15 дней. Промолчали, значит, согласны и спор решен. Четвертое – суд оценивает усилия каждой стороны по примирению. Если кто-то уклонялся от разумного шага, то несет судебные издержки. Независимо, в чью пользу решился сам спор", – сказал Асанов.
Фото с сайта 44030.kz
Третья мера – это изменение отношения госорганов к жалобам граждан и бизнеса.
"Если кто-то не согласен с госорганом, то он идет в суд без всяких формальностей. Истцу достаточно выразить несогласие, а вот доказать свою правоту в суде должен сам госорган. Во-вторых, судья активно помогает истцу защитить его права и докопаться до истины. В-третьих, суд сам обеспечивает исполнение своего решения. Если не исполняется, то штраф. Такие законы есть во всех странах СНГ. Сначала там пошел всплеск жалоб, потом снижение. Потому что в госорганах подняли качество своей работы. С Минюстом разработали АППК и просим поддержать этот кодекс", – добавил Жакип Асанов.
Четвертая мера – необходимо убрать барьеры в Гражданском процессуальном кодексе (ГПК), которые мешают судье выяснять все обстоятельства дела и эффективно разрешить спор, озвучил судья.
"Самая частая претензия к судьям – почему до конца не вник и не разобрался в сути спора. Но у судьи реально связаны руки. По ГПК он не вправе по своей инициативе исследовать все обстоятельства спора. Он работает в пределах того, что ему предоставили стороны. Если одна сторона некорректно составила требование, то судья не может давать совет, как правильно сформулировать иск или ходатайство", – пояснил Асанов.
По его словам, для справедливых решений нужно дать судье право исследовать все обстоятельства дела и понять суть конфликта. Для этого его надо наделить правом на процессуальную активность, отметил он.
Фото с сайта vk.com
Пятая мера – внедрение новых форматов работы судов и передовые электронные сервисы.
"Это прямое поручение Президента в Послании. Мы уже начали эту работу. В ряде судов открыли фронт-офисы. Граждан встречает комфорт и сервис. Все это за счет экономии. Но чтобы так было во всех судах, конечно, нужно финансирование. Также занимаемся цифровой аналитикой. Это сделает судебную практику предсказуемой. За счет таких сервисов люди еще до подачи иска в суд могут прогнозировать свои шансы", – озвучил Асанов.
По его мнению, без модернизации и сопровождения качество IT-сервисов падает.
"От этого страдают пользователи судов. Они критикуют, потому что сервисы виснут. А это происходит из-за нехватки серверов, каналов связи, устаревающей архитектуры и другое. На 2018-2021 годы по программе "Цифровой Казахстан" мы заявили 2,8 миллиарда тенге. Поддержано – 0", – сказал Асанов.
В конце своего выступления Жакип Асанов сказал, что все озвученные предложения пойдут как часть комплекса мер, который Президент поручил разработать до конца года.
"До конца октября будут готовы 9 законов", – заключил председатель Верхновго суда РК.