То взлет, то посадка…

3463
Сергей Наговицын

Новый военно-транспортный самолет А400М осуществил десантирование журналистов

Фото: Kazpravda.kz / Юрий Беккер

Сказать, что этот самолет внешним и внутренним видом больше похож на космический шаттл, нежели на лайнер, явно недостаточно. Он вообще производит впечатление гостя из будущего. Новейшие композитные материалы, современная электроника, гидро- и пневмоприводы – все это просто кричит о том, что военная техника опережает время за счет уникальных технологий и ноу-хау.

Попадая внутрь, будто оказываешься в салоне «Сокола тысячелетия» из «Звездных войн». При этом здесь нет ничего лишнего. Вдоль бортов – два ряда подвесных легких сидений, в сверкающем полу через каждые полметра установлены крепления для такелажа, которые захватывают гидравлическую выдвижную рампу.

Освещение преимущественно искусственное – количество иллюминаторов и смотровых окон сведено к минимуму, но они все же присутствуют и при этом дают необходимый обзор того, что происходит за бортом. В модуль управления, который находится, условно, на втором этаже, ведет прямая лестница. А там – просто чудеса современного технического совершенства, которым бы позавидовали и Люк Скайуокер, и, может быть, даже сам создатель «Звезды смерти».

– Вооруженным силам необходимы современные средства для быстрого и гибкого решения поставленных задач, и данный самолет позволяет эти задачи решать. Он имеет большую грузоподъемность и возможность для переброски как десантным, так и посадочным способом большого количества личного состава – до 120 человек, – рассказывает старший офицер отдела воздушно-десантной подготовки управления командующим Десантно-штурмовыми войсками Вооруженных сил РК подполковник Руслан Шажалиев. – Кроме того, он способен доставить в нужную точку на любые аэродромы необходимую технику и вооружение. Может приземляться и взлетать с полос до 900 метров как на грунтовом покрытии, так и с оборудованных площадок.

И вот наступает «момент истины». Борт обслужен. Спецмашины отъезжают. Сидим в ожидании разбега и взлета. Считаю секунды. Насчитал двадцать – отрыв. Все пассажиры пристегнуты четырехточечными ремнями безопасности. Набор высоты. Позже, когда погаснут табло, журналистам и операторам в качестве исключения разрешат подняться в кабину пилотов.

А там… реальный космолет с самыми современными приборами. Сам борт – летающая крепость! Экипаж даже в случае потери связи с командованием способен самостоятельно найти точку для приземления как в штатной, так и в нештатной ситуации, решить поставленную боевую задачу, при этом сохранив технику.

Полет от Алматы до военного аэродрома Талдыкоргана занимает минут 20–25. После взлета таб­ло «Пристегните ремни» гаснет, и нам уже можно передвигаться по салону, хотя борт еще продолжает набирать высоту.

После приземления и швартовки группа журналистов выходит через открытый гидравлическими приводами задний швартовый портал. Остаемся на земле, а борт продолжает выполнять поставленные перед ним технические задачи: снова взлет, отрыв от земли, следование обозначенным курсом и опять посадка. И так 14 раз подряд!

Нас сразу предупредили: кто захочет остаться на борту, тому придется испытать все прелести перегрузок, которые испытывают пилоты. Без соответствующей тренировки желудочно-кишечный тракт обычного нетренированного человека входит в состоя­ние стресса, и это обязательно вызовет негативную реакцию организма.

Поэтому за маневрами авиа­лайнера мы наблю­дали с земли и реально восхищались уровнем пилотирования. Вот А400М взлетает, делает круг, заходит на посадку. Шасси филигранно касаются взлетной полосы одновременно в трех точках, и тут же самолет снова уходит на взлет.

Тренировочные полеты – это часть программы обучения экипажа. К слову, на борту и по сей день присутствуют специалисты компании, поставившей в Казахстан самолет.

– Местная авиационная база находится недалеко от места базирования самолета А400М. Транспортный узел Алматы постоянно загружен, и высшее руководство приняло решение проводить учебно-тренировочные полеты именно на аэродроме Талдыкоргана, так как местные условия позволяют решать практи­ческие задачи, – объясняет командир авиабазы Абдымажит Джанахметов. – Радиотехничес­кое обеспечение, характеристики летного поля, которое недавно было отремонтировано, позволяют выполнять учебно-тренировочные полеты именно таких типов воздушных судов. В настоящее время самолет отрабатывает взлет-посадку, полеты по кругу и по маршруту. С момента прибытия в Казахстан 5 декабря 2024 года он выполняет основную часть полетов именно здесь. Буквально на прошлой неделе в самолет в соответствии с его характеристиками загрузили два БТР (два «Арлана»), борт вылетел на аэродром в Балхаше и вернулся обратно. Задача была выполнена успешно.

Абдымажит Джанахметов еще в училище начинал летать на Як-18Т, потом – на Л-39. Уже здесь, на базе, осваивал МиГ-23 и МиГ-27. Когда происходило перевооружение, одним из первых летал на Як-130 и Су-30. К слову, неписаное правило авиации гласит, что командовать авиабазой должен только действующий пилот. Командир как первое лицо отвечает за каждый взлет и посадку.

...Завершив полетное задание, экипаж снова швартуется на исходной точке. Журналисты возвращаются в чрево махины. Секунды до отрыва и... в обратный путь. Путешест­вие назад заняло больше времени, так как на посадку в Алматы пришлось ждать очередь, уступая полосу гражданским судам. Но в итоге борт приземлился под овации пассажиров. Настолько мягкой посадки лично я не припомню за всю историю путешествий на гражданских судах.

– У нас не бывает простых полетов, – рассказывает командир литерного отряда авиационной эскадрильи военно-транспортной авиации подполковник Асылбек Жумабаев. – К каждому надо готовиться, как к первому. Летчики учатся всю жизнь, постоянно совершенствуются. У нас говорят: если летчик сказал, что он ас, значит, ему пора на пенсию.

Новому лайнеру еще предстоит адаптирование к принятым на вооружение системам десантирования как личного состава, так и техники, к новым непривычным условиям эксплуатации, где воздушное судно способно проявить себя лучшим образом. А в недалеком будущем нас ждет еще один такой же высокотехнологичный лайнер.

А400М может заменить по задачам за один полет шесть самолетов серии С-295, уверяют пилоты. Максимальная нагрузка – до 37 тонн, способен перевозить бронированную технику и десант. А самое главное – он сертифицирован летать за границу, в том числе в дальнее зарубежье, обеспечивая казахстанские миссии собственным транспортом, без оглядки на иностранные силы при выполнении миротворческих операций и оказании помощи в любых международных операциях.

Популярное

Все
Косшы станет городом школ, садов и дворцов
Путешествовать поездами становится комфортнее
Четыре тысячи деревьев посадили активисты «Жастар рухы»
Повышая эффективность профилактической работы
Водохранилища и реки находятся под контролем
Электоральная конкуренция по-казахстански
Приоритет – безопасность граждан
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 7 февраля 2025 года № 66-НП
Право голоса
Основной ориентир для всех
В «Самрук-Қазына» подвели итоги минувшего года
Нам нужно работать над устранением бюрократических барьеров
Депутаты обсудили ход реализации поручений Главы государства
Открыт Казахстанско-Китайский центр науки и трансфера технологий
Есть инструменты, нет осведомленности о них
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам культуры, образования и наставничества
Осознавать солидарную ответственность
Первые медали
Закон Республики Казахстан О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части, касающейся перечисления сумм ввозных таможенных пошлин между государствами – членами Евразийского экономического союза
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оказания услуг связи, государственных закупок, транспорта и почты
Печальное событие произошло в семье Баян Алагузовой
Сбежавшего от полиции водителя привлекли к ответственности по 8 статьям в Таразе
История Каргалинского клада: в 1939 году республику взбудоражила весть о находке клада с золотом
Президент дал ряд поручений Мадине Абылкасымовой
«The UAE SWAT Challenge 2025»: команда «Сұңқар» завоевала первое место
Северный Казахстан демонстрирует успехи в АПК
Бизнес в Семее сетует на бесконтрольное повышение тарифов
Новый год по Восточному календарю отпраздновал Дом дружбы в Улытау
В Костанайской области возобновили проект «Серпін»
Досрочное погашение кредита: что нужно учитывать
Долги при наличии денег на депозитах обнаружили в акиматах Карагандинской области
Уникальный ясли-сад с соляной шахтой открылся в городе Сатпаеве
Казахстанские хоккеистки одержали вторую победу на Азиатских играх
Оглянись, незнакомый прохожий
Шынгыз-хан вернулся в свой Ата-журт
Одежда, обувь и авто в Казахстане подорожали самыми высокими темпами в ЕАЭС - аналитики
«Занимались подрывной деятельностью» – британский журналист раскритиковал агентство USAID
В Жезказгане открыли филиал крупнейшей шахматной академии в стране
Качество 9 автодорог необоснованно одобрила лаборатория в Караганде
Сергеевский гидроузел укрепляют перед паводком
Паспорта и удостоверения личности попробуют выдавать через терминалы
Алматы – Туркестан – Ташкент – Самарканд – Шымкент – Алматы
Депутат высказалась об ажиотаже вокруг прогрева авто во дворах
Умную мусорную корзину изобрел школьник из Астаны
В 2025 году 9 тыс. жителей Атырауской области получат адресную помощь
Кызылорда – наша гордость, слава, история
Горжусь тем, что говорю по-казахски
Буренки нынче довольны
«Проблема из пальца высосана»: вице-министр – о прогреве автомашин более пяти минут
В столичных торговых сетях сняли ограничения по реализации картофеля
Институциональное становление Академии наук завершено
30-летие Ассамблеи народа Казахстана – важная веха политики единства и согласия
Арабская компания запускает новый проект в Казахстане
Почти 30 млн тенге похитили чиновники из сферы образования в Туркестанской области
Парикмахерские услуги подорожали в Казахстане
Как в гимназии № 27 Алматы воспитывают всесторонне развитых личностей
Резюмируя поручения Президента
Инфляция в Казахстане: в какой области растут цены
Общественный туалет с уникальным дизайном построили в Шымкенте
Ученые исследовали происхождение казахских собак породы тобет

Читайте также

105-летие «Казахстанской правды» отметили в столице
Редкие породы собак представили на международной выставке «…
Сокровища степи: многообразие кочевой культуры показали в А…
Арлан и Ханшайым-ару готовы к встрече гостей

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]