Тройка, семерка, туз

4184
Любовь Доброта

Шымкентский городской русский театр драмы открыл очередной, 94-й театральный сезон спектаклем «Пиковая дама». Жанр его обозначен как nostalgic road movie, то есть действо, герои которого находятся в пути.

фото автора

Появление в репертуаре теат­ра постановки, основанной на литературном шедевре Александра Пушкина, присвоения имени которого коллектив добивается давно, является в определенном смысле знаковым. Директор и главный режиссер Шымкентского театра Игорь Вербицкий уже решил, что труппа непременно покажет пьесу на российском театральном фестивале, приуроченном к 225-летию со дня рождения поэта.

Примечательно и то, что спектакль поставлен в рамках специального проекта помощи казах
станским русскоязычным теат­рам, инициированного ректором ГИТИСа Григорием Заславским. За три года в шести казахстанских городах – Алматы, Таразе, Астане, Семее, Костанае и Уральске – выпускники ГИТИСа помогли поставить премьеры. Дошла очередь и до Шымкента, куда приехали режиссер Роман Лыков, художник-постановщик Мартын Степанов и художник по свету Александр Краснодед.

В арсенале Романа Лыкова значится несколько спектаклей, поставленных им на театральных подмостках за четыре года работы после окончания вуза, в том числе и в Бишкеке, в котором он родился и схожесть атмосферы которого сравнивает с Шымкентом.

За Пушкина молодой режиссер взялся впервые и признается, что безмерно этому рад, потому что в его творчестве есть огромная жила, которую можно копать и копать. Безумно интересно, много чего открыл для себя.

– Сейчас театральная тенденция такая, что нельзя взять произведение Пушкина и просто поставить, – философствует Роман Лыков. – Тебе 35, а Пушкину было 37, когда он уже все сделал, а ты еще и миллионной доли не успел. Такое ощущение, что ты мальчик по сравнению с ним. Он знал что-то такое, чего ты никогда не узнаешь. И вот в этой его творческой махине надо найти что-то такое маленькое, что тебя волнует и тревожит. Давно, когда читал его биографию, меня поразило, что человек всю жизнь то в ссылке, то в дороге, то в немилости, – судьба уготовила ему участь скитальца. И пока его носило по свету, он писал свои прекрасные произведения.

Итак, известный скиталец Александр Пушкин, а все дейст­вие на сцене разворачивается при его непосредственном учас
тии, приезжает в город, чтобы показать одну из своих мифичес
ких историй о жажде наживы, алчности, непреодолимом желании разбогатеть, узнав тайну комбинации из трех карт. Старинная повесть превращается в фатальное танго о Петербурге, любви, деньгах и жизни. Иначе говоря, тройка, семерка, туз в одном действии.

– Когда читаешь повесть, отчетливо понимаешь, что Пушкин все это очень любит, – поясняет Роман Лыков. – Это произведение с сюжетом, таким подзакрученным и новомодным. «Пиковая дама» была очень популярной в то время. Мне кажется, в ней Александр Сергеевич «оторвался» в каких-то прекрасных маленьких вещах. Например, в описании комнаты графини или небольших вставочках, касающихся Петербурга. Все эти дамские ножки, ботфорты и так далее. Как по мне, то в таких фрагментах есть его душа. Именно про это мы и создали спектакль.

Режиссер сделал расчет на эмоциональное восприятие и подключение зрителя. Он уверен: если говорить о чем-то искренне, то человеку, сидящему в зрительном зале, совсем не обязательно быть филологом, театроведом либо изучать курс истории мирового театра, чтобы понять и принять постановку.

Режиссер обозначил ее как спектакль-сочинение, ибо сюжет не является постановкой по тексту произведения. Лыков сам писал инсценировку, дописывая ее по ходу работы на репетициях и все время предлагая артистам новые варианты текста. Это спектакль-сочинение еще и потому, что многое придумано непосредст­венно самими артистами.

Сразу же по приезде в Шымкент, на стадии знакомства с труппой, режиссер попросил артистов подготовить театральные этюды, не давая конкретные темы, сказав только, что речь о «Пиковой даме». Труппа отнес
лась к заданию творчески.

– Какие-то моменты постановки взяты из тех театральных этюдов, что-то было предложено на репетициях, где-то я предлагал придумать ход вместе, – рассказывает Роман Лыков. – В этом плане артисты театра оказались открытыми и готовыми к сотрудничеству. Они это делали с большим удовольствием. Один из этюдов оказался весьма хорош и вошел в спектакль как мизансцена. Идея, когда много девочек одевают графиню, тоже из этюда. Рахимжан Кенжеев, сыгравший роль Германна, например, чуть ли не на каждой репетиции придумывал и предлагал что-то новое. Его роль была мной только намечена, обозначена главная линия, а дальше он сам привнес многое в образ своего героя.

Душещипательные истории о вещах в комнате графини тоже авторские. Каждый актер рассказал о том, что дорого его сердцу, сделав это непосредственно и душевно. Прозвучало проникновенно, с оттенком щемящей грусти. Благодаря такому сотворчеству по ходу работы над премьерой родились фрагменты, ставшие украшением спектакля.

– Педагоги учили нас полнейшей свободе самовыражения, – рассказывает Роман Лыков. – Прием такого сотворчества я уже использовал ранее при подготовке лабораторных спектаклей, а затем при работе над премьерами. Артисты шымкентского театра оказались потрясаю­щими, они заметно облегчали работу над постановкой своим вкладом. Актерскому составу – моя самая высокая оценка. Театр – уникальный, потому что в нем практически нет артистов с высшим театральным образованием, и вдвойне удивительно, что люди могут делать то, что они делают, на таком высоком уровне. Видимо, количество спектаклей в репертуаре переросло в качество. Это абсолютно потрясающая труппа, с которой можно свернуть горы!

Среди проблем, с которыми пришлось столкнуться в ходе постановки, режиссер называет технические нюансы, к примеру, сложности со светом. И тут же отмечает, что эти мелочи вполне решаемые. И в этом смысле помощь Александра Краснодеда оказалась огромной, как и художника-постановщика Мартына Степанова, который не просто придумал выезд на сцену автомобиля-«буханки», вокруг которого крутится весь сюжет, но и предложил ряд актерских приемов, блестяще реализованных на сцене.

Для коллектива театра работа над спектаклем стала своего рода мастер-классом, позволившим пополнить багаж знаний и раздвинуть границы творчества. А лучшей наградой стало заявление Романа Лыкова о том, что он с удовольствием готов вернуться в Шымкент, чтобы порадовать горожан новыми премьерами.

Популярное

Все
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
Рыбоперерабатывающий завод запустили в Кызылординской области
Краснокнижного зверька засняли на видео в Алматинской области
Зафиксирован рекордный урожай
Стартовала подписная кампания на 2026 год
О погоде в Казахстане на 16-18 октября сообщили синоптики
В Турции отменили статус «иностранцев» для тюркских народов
Караван из тысячи верблюдов официально вошёл в Книгу рекордов Гиннесса
На границе с Китаем образовалась автомобильная пробка
В Кызылорде сдана в эксплуатацию автодорога вдоль набережной Сырдарьи
Столицу Мальты признали самой красивой в мире
Посол ЕС отметила рост гражданской активности в Казахстане
Афганистан и Пакистан вступили в вооруженный конфликт
Казахстанцев предупредили о сроках пребывания в России
Назначены новые послы Казахстана в ряде стран
Казахстан – ключевой энергетический партнер для ЕС
Президент направил телеграмму поздравления Королю Испании
Умерла Дайан Китон
Нобелевский комитет расследует всплеск ставок на премию мира
Пенсионерам вход бесплатный
Гвардеец завоевал «бронзу» на Кубке мира по боевому самбо
Треть урожая ушла под снег
WORLD UNIFIGHT CHAMPIONSHIP – казахстанский гвардеец снова на вершине
Военнослужащие Нацгвардии стали призёрами Кубка мира
Где и по какой цене можно приобрести уголь в Астане
Около 500 тонн продукции привезут на столичную ярмарку из ЗКО и Костанайской области
Токаев проводил Президента Италии в аэропорту Астаны
Машины в кюветах, перебои с электроэнергией и сломанные деревья: в Костанай пришла зима
Завершена реконструкция Центрального стадиона
В Казахстане станет сложнее пользоваться банкоматами
В Костанайской области начались мероприятия, посвященные 140-летию Миржакыпа Дулатулы
Опасность в тарелке: в СКО зарегистрировали 19 случаев описторхоза
К строительству крупнейшего завода по производству снеков приступили в Алматинской области
В Алматинской области приняли меры по факту незаконного демонтажа плотины
Пожар в столичном кафе: ремонт в пострадавших квартирах завершен на 90%
Чем может гордиться Темиртау?
Рахмет от звезд: как прошел концерт Backstreet Boys в Астане
В Шымкенте открыли 14 социальных павильонов
Главнокомандующий Нацгвардией провел приём граждан

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]