Тройка, семерка, туз

3150
Любовь Доброта

Шымкентский городской русский театр драмы открыл очередной, 94-й театральный сезон спектаклем «Пиковая дама». Жанр его обозначен как nostalgic road movie, то есть действо, герои которого находятся в пути.

фото автора

Появление в репертуаре теат­ра постановки, основанной на литературном шедевре Александра Пушкина, присвоения имени которого коллектив добивается давно, является в определенном смысле знаковым. Директор и главный режиссер Шымкентского театра Игорь Вербицкий уже решил, что труппа непременно покажет пьесу на российском театральном фестивале, приуроченном к 225-летию со дня рождения поэта.

Примечательно и то, что спектакль поставлен в рамках специального проекта помощи казах
станским русскоязычным теат­рам, инициированного ректором ГИТИСа Григорием Заславским. За три года в шести казахстанских городах – Алматы, Таразе, Астане, Семее, Костанае и Уральске – выпускники ГИТИСа помогли поставить премьеры. Дошла очередь и до Шымкента, куда приехали режиссер Роман Лыков, художник-постановщик Мартын Степанов и художник по свету Александр Краснодед.

В арсенале Романа Лыкова значится несколько спектаклей, поставленных им на театральных подмостках за четыре года работы после окончания вуза, в том числе и в Бишкеке, в котором он родился и схожесть атмосферы которого сравнивает с Шымкентом.

За Пушкина молодой режиссер взялся впервые и признается, что безмерно этому рад, потому что в его творчестве есть огромная жила, которую можно копать и копать. Безумно интересно, много чего открыл для себя.

– Сейчас театральная тенденция такая, что нельзя взять произведение Пушкина и просто поставить, – философствует Роман Лыков. – Тебе 35, а Пушкину было 37, когда он уже все сделал, а ты еще и миллионной доли не успел. Такое ощущение, что ты мальчик по сравнению с ним. Он знал что-то такое, чего ты никогда не узнаешь. И вот в этой его творческой махине надо найти что-то такое маленькое, что тебя волнует и тревожит. Давно, когда читал его биографию, меня поразило, что человек всю жизнь то в ссылке, то в дороге, то в немилости, – судьба уготовила ему участь скитальца. И пока его носило по свету, он писал свои прекрасные произведения.

Итак, известный скиталец Александр Пушкин, а все дейст­вие на сцене разворачивается при его непосредственном учас
тии, приезжает в город, чтобы показать одну из своих мифичес
ких историй о жажде наживы, алчности, непреодолимом желании разбогатеть, узнав тайну комбинации из трех карт. Старинная повесть превращается в фатальное танго о Петербурге, любви, деньгах и жизни. Иначе говоря, тройка, семерка, туз в одном действии.

– Когда читаешь повесть, отчетливо понимаешь, что Пушкин все это очень любит, – поясняет Роман Лыков. – Это произведение с сюжетом, таким подзакрученным и новомодным. «Пиковая дама» была очень популярной в то время. Мне кажется, в ней Александр Сергеевич «оторвался» в каких-то прекрасных маленьких вещах. Например, в описании комнаты графини или небольших вставочках, касающихся Петербурга. Все эти дамские ножки, ботфорты и так далее. Как по мне, то в таких фрагментах есть его душа. Именно про это мы и создали спектакль.

Режиссер сделал расчет на эмоциональное восприятие и подключение зрителя. Он уверен: если говорить о чем-то искренне, то человеку, сидящему в зрительном зале, совсем не обязательно быть филологом, театроведом либо изучать курс истории мирового театра, чтобы понять и принять постановку.

Режиссер обозначил ее как спектакль-сочинение, ибо сюжет не является постановкой по тексту произведения. Лыков сам писал инсценировку, дописывая ее по ходу работы на репетициях и все время предлагая артистам новые варианты текста. Это спектакль-сочинение еще и потому, что многое придумано непосредст­венно самими артистами.

Сразу же по приезде в Шымкент, на стадии знакомства с труппой, режиссер попросил артистов подготовить театральные этюды, не давая конкретные темы, сказав только, что речь о «Пиковой даме». Труппа отнес
лась к заданию творчески.

– Какие-то моменты постановки взяты из тех театральных этюдов, что-то было предложено на репетициях, где-то я предлагал придумать ход вместе, – рассказывает Роман Лыков. – В этом плане артисты театра оказались открытыми и готовыми к сотрудничеству. Они это делали с большим удовольствием. Один из этюдов оказался весьма хорош и вошел в спектакль как мизансцена. Идея, когда много девочек одевают графиню, тоже из этюда. Рахимжан Кенжеев, сыгравший роль Германна, например, чуть ли не на каждой репетиции придумывал и предлагал что-то новое. Его роль была мной только намечена, обозначена главная линия, а дальше он сам привнес многое в образ своего героя.

Душещипательные истории о вещах в комнате графини тоже авторские. Каждый актер рассказал о том, что дорого его сердцу, сделав это непосредственно и душевно. Прозвучало проникновенно, с оттенком щемящей грусти. Благодаря такому сотворчеству по ходу работы над премьерой родились фрагменты, ставшие украшением спектакля.

– Педагоги учили нас полнейшей свободе самовыражения, – рассказывает Роман Лыков. – Прием такого сотворчества я уже использовал ранее при подготовке лабораторных спектаклей, а затем при работе над премьерами. Артисты шымкентского театра оказались потрясаю­щими, они заметно облегчали работу над постановкой своим вкладом. Актерскому составу – моя самая высокая оценка. Театр – уникальный, потому что в нем практически нет артистов с высшим театральным образованием, и вдвойне удивительно, что люди могут делать то, что они делают, на таком высоком уровне. Видимо, количество спектаклей в репертуаре переросло в качество. Это абсолютно потрясающая труппа, с которой можно свернуть горы!

Среди проблем, с которыми пришлось столкнуться в ходе постановки, режиссер называет технические нюансы, к примеру, сложности со светом. И тут же отмечает, что эти мелочи вполне решаемые. И в этом смысле помощь Александра Краснодеда оказалась огромной, как и художника-постановщика Мартына Степанова, который не просто придумал выезд на сцену автомобиля-«буханки», вокруг которого крутится весь сюжет, но и предложил ряд актерских приемов, блестяще реализованных на сцене.

Для коллектива театра работа над спектаклем стала своего рода мастер-классом, позволившим пополнить багаж знаний и раздвинуть границы творчества. А лучшей наградой стало заявление Романа Лыкова о том, что он с удовольствием готов вернуться в Шымкент, чтобы порадовать горожан новыми премьерами.

Популярное

Все
Январская клубника созрела в Туркестанской области
Нужно жить сегодня!
Всемирный экономический форум проходит в Давосе
Когда чудеса становятся реальностью
Инаугурация Дональда Трампа прошла в Вашингтоне
Камня на камне не оставили
Самое жаркое десятилетие в истории наблюдений
Экологическая культура должна стать частью нашей жизни
Новый закон меняет правила биржевой торговли
Цены на лекарства снизятся
Жить в селе становится комфортнее
Общий педагогический стаж династии Умбетовых – более 300 лет
Почему не реконструируют заставы?
Армия должна быть безопасной
Встреча с руководителями фракций
Антикоррупционная служба подвела итоги работы за 2024 год
Поставки зерна из Казахстана в Иран выросли в 30 раз
«Дерево растет только на одном месте»
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 20 января 2025 года №61-НП
Таинственная музыка природы
Алматы – Туркестан – Ташкент – Самарканд – Шымкент – Алматы
Паспорта и удостоверения личности попробуют выдавать через терминалы
Депутат высказалась об ажиотаже вокруг прогрева авто во дворах
В 2025 году 9 тыс. жителей Атырауской области получат адресную помощь
Миссия – выстраивать мосты
30-летие Ассамблеи народа Казахстана – важная веха политики единства и согласия
Дело о смерти одноклассника: Верховный суд оставил решение без изменений
Пассажирка напала на сотрудника наземной службы FlyArystan
Сайгачьи стада: время трудных решений
Глава Нацбанка рассказал, какую меру будут принимать для снижения инфляции
Касым-Жомарт Токаев провел встречу с экспертами в области ИИ
Когда ЭЦП «гуляет» по рукам
Определены самые популярные у туристов регионы
Чемпионат Казахстана по шахматам стартовал в Алматы
Ветерану Великой Отечественной войны Ыскаку Хусаинову исполнился 101 год
Глава Минэнерго рассказал о договоренностях с арабскими инвесторами
Крещенские купания: где и когда в Астане можно окунуться в прорубь
В Приаралье не зарегистрировано ни одного случая кори и метапневмовируса
Пик «Казправды»: преодолеть себя
Школьник меняет подходы к управлению ЖКХ
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым 2025 годом
Закон Республики Казахстан
Более 1,4 млн казахстанцев заблокировали возможность оформления займов без их ведома
Год единства и созидания
Одного из пассажиров потерпевшего крушение самолета AZAL сняли с рейса
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау
В Атырау выявили частную школу без лицензии
Закон Республики Казахстан
Информацию об уходе Черчесова прокомментировали в КФФ
Смогут ли «Жетысу» и «Семей» настичь «Кайрат»?
Как изменятся пенсии и пособия в Казахстане в 2025 году
МВД обратилось к казахстанским водителям
В МВД разъяснили нормы, запрещающие прогревать авто во дворах
Новые госнаграды появились в Казахстане
Сигареты подорожают в РК
Путин извинился перед Алиевым за инцидент в небе над Актау
Главы государств и международных организаций поздравляют Токаева с Новым годом
Смертельная авария произошла на трассе в Павлодарской области
Умную мусорную корзину изобрел школьник из Астаны

Читайте также

Нацгвардия МВД РК изъяла около 2000 мобильных телефонов
Велосипедную инфраструктуру начнут развивать в Костанае
Чтобы помнили
Встреча с руководителями фракций

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]