В арсенале разные методики

2313
Евгения Ермакова, Костанайская область

Родители многих казахстанских школьников, изучающих государственный язык, говорят о сложнос­тях процесса. Педагоги ищут пути и способы, которые помогают заинтересовать ребенка, облегчить ему задачу. Айгуль Кальжанова работает в обычной школе города Рудного уже почти 20 лет. Приятная женщина с красивым голосом, что немаловажно в нынешних условиях дистанционного обучения. Учитель в классическом для многих понимании – обладающий честно заработанным авторитетом среди учеников. Такому человеку просто хочется понравиться, не говоря уже о желании услышать слова похвалы.

Каждый урок для Айгуль Мирасовны – вызов, ведь среди ее учеников есть как одаренные дети, так и ребята из коррекционных классов.

– У меня есть опыт анализа уроков и поурочных планов на предмет соответствия государственному образовательному стандарту, – говорит педагог. – Но здесь нужно понимать, что детки с особенностями развития, да и не только они, не всегда могут освоить эту программу. И цель педагога заключается в том, чтобы облегчить ребенку задачу.

В арсенале этого педагога самые разные методики. К примеру, специфические звуки она помогает усваивать с помощью эмоций. Так, букву «ә» Айгуль Кальжанова предлагает произносить веселее, раскрывая звук, а вот «ы», которая в казахском языке больше соответствует звуку «э», грубее. Или взять слово «бірінші», где первая гласная читается коротко. Как запомнить? Представить, что соглас­ные сжимают букву с двух сторон, не давая ей до конца раскрыться. Вот вам и короткий гласный звук. Признаться, такое объяснение для моей дочки, ученицы начальных классов, оказалось понятнее, чем выражения «язык поднять к небу» или «нужно выталкивать звук сквозь сжатые зубы». «Дружить» со звуками, воспринимая их через эмоции, педагог помогает всем. Ее ученики даже в старших классах пользуются такими подсказками. Как итог – речь чище, чтение четче и понятнее окружающим.

Вот только, признает педагог, говорить человек начнет лишь после того, как наберет определенную словарную базу. И рекомендует своим маленьким ученикам по-настоящему зубрить новые слова. Как можно больше. И регулярно.

– Мы недооцениваем наших детей, – говорит Айгуль Мирасовна. – В начальных классах они способны «глотать» огромный объем знаний. Но в игровой форме. Так ребенок запоминает многое без излишних затруднений. Потому на начальном этапе изучения языка в школе даю не отдельные слова, а словосочетания. Не «бару» (идти), а «дүкенге бару» (идти в магазин). И когда у ребенка наберется определенный набор слов, он начнет говорить, час­то интуитивно используя фразы.

И здесь многое зависит от родителей, которые должны организовать своих детей и помочь им сделать первые шаги. Этот сложный этап, по мнению Айгуль Кальжановой, может длиться около года-полутора. Но потом становится легче.

Такой подход впоследствии помогает ребенку начать говорить, не подглядывая в учебник, тетрадь. Правильная расстановка слов в предложении, оценка значения окончаний, формулирование мыслей проявляются в том числе благодаря достаточному словарному запасу. Потому педагог делится еще одной своей находкой. Рекомендует детям нарисовать постер в начале изучения новой темы и повесить на видном месте. Когда тема будет проговорена, прочитана и прослушана, ребенка нужно попросить записать короткое видео – рассказ о том, что нарисовано на постере. Так педагог помогает ребятам не просто запоминать новые слова, но и прокручивать их в голове в процессе изучения темы. Ведь каждый постер – это эскиз будущего рассказа.

– Часто прошу детей в конце урока произнести несколько хороших предложений по теме, – улыбается Айгуль Кальжанова. – Не односложных, а выразить мысль через «потому что» или «поэтому». Мы с 8-м классом сейчас изучаем тему «Торговля». Дала им три коротких текста: базар, торговый дом и маленький продуктовый магазин. Прочитав их, детям нужно ответить лишь на один вопрос: куда хочешь сегодня пойти? Но ответ будет полным: «Я хочу пойти на базар, потому что...» и «для этого» или «поэтому».

Таким образом педагог постоянно побуждает детей говорить и формулировать мысли на неродном для них языке. Как итог, в отсутствии или ограничении языковой среды, что особо остро чувствуется в условиях дистанционного режима и карантина, дети не теряют навыка говорения и продолжают пополнять собственный словарный запас. Стоит признать, что удается это не всем в силу самых разных причин. Более того, немалую роль в процессе играет не только учитель, но и родители, а также стремление ребенка учить язык.

Популярное

Все
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Детей растить и Родину защищать
«Тот, кто песней степь восславил, нами не забыт...»
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
О дамбах и арыках: из опыта наших предков
Злые языки страшнее пистолета
«Я – в Астане, он – в Екатеринбурге, встретились посередине…»
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Казахстан и Узбекистан: многовековые узы дружбы
Сумками выносили деньги из хранилища глава филиала и кассир банка в Степногорске
Полиция Казахстана, Украины и Чехии ликвидировала две группы интернет-мошенников
Токаев принял главу КНБ
Урок на приусадебном участке
Казахский обретает статус языка межнационального общения
В Карагандинской области подрядчик приступил к завершающему этапу реконструкции трассы Караганда – Балхаш, которая длится уже пять лет
Генпрокурор Берик Асылов отчитался перед президентом
1 мая: историю появления праздника напомнили казахстанцам
Багдат Мусин освобожден от должности министра цифрового развития
Авиапассажирам необходимо заблаговременно приезжать в аэропорты - КГА
В Таразе изучают государственный язык с помощью… песен
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Спасти отечественных мукомолов от банкротства призывает сенатор
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Токаев поручил обеспечить мониторинг работ по восстановлению жилья для граждан

Читайте также

От трех и старше
Удивительная женщина и ее хобби
Много слушать и говорить
Вначале было слово, а уже потом чин!

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]