В Усть-Каменогорске хранится казахский народный инструмент, которому больше двухсот лет

5814
Галина Вологодская

Старинный кобыз – изюминка зала этнографии Восточно-Казахстанского областного историко-краеведческого музея. Инструмент выставлен в большой вертикальной витрине и сразу приковывает внимание своей архаичной брутальной формой. Он необычно крупный, очень темный, словно из потустороннего мира.

фото автора

В свое время кобыз передали в дар музею жители села Екатериновка Уланского района. Этот населенный пункт, позже переименованный в Акжартас, располагался в живописном месте у отрогов Калбинского хребта. К сожалению, сегодня его нет на карте области – село затухло и было упразднено. Зато осталась любопытная и до сих пор в чем-то загадочная история, уходящая корнями по крайней мере в начало XIX века.

Как рассказали в музее, сельчане нашли кобыз в пещере в местных горах. Говорят, инструмент принадлежал здешнему шаману, который после революции, в годы борьбы с религией, бесследно исчез. Однако краеведы «раскопали» более правдоподобные детали.

– Знаток истории Уланского райо­на Кусаин Жаманбаев вы­яснил, что кобыз хранили несколько поколений рода толегетай, передавали его по наследству,  – пояснила сотрудник музея Куляш Уалиева. – Полвека им владела жительница аула Караозек Мажен Ермекбайкызы, играла на нем. Мажен-аже родилась в 1851 году, а умерла в 1931-м в возрасте 80 лет. До этого владельцем инструмента был ее родственник Иманбай, а тому он достался от его отца Ермекбая.

Проследить судьбу кобыза более глубоко не удалось. Но и так понятно, что она уходит в эпоху рубежа XVIII–XIX веков. В пещеру старинного «певца» отнесли, вероятней всего, уже в 1930-е в попытке сохранить от уничтожения новой властью. Самое удивительное, что, несмотря на несколько десятилетий, проведенных под скальным сводом, инструмент ничуть не пострадал!

Как следует из сопроводительного описания, экспонат, оформленный в фонде как кобыз Ермекбая, представляет собой кылкобыз из цельной части ствола можжевельника. В древесине этой породы содержится минимум смолы, она легкая, прочная, удобная для обработки. Инструмент издает ясный громкий звук, который был слышен қозықаш – на расстоянии 10–12 км. Поверх­ность у него гладкая, словно отполированная самим временем. Как установили специалисты, мастер, а возможно, позже и сами музыканты, смазывали поверхность кобыза курдючным жиром – для придания большей плотности.

– По сравнению с современными инструментами этот «певец» втрое больше, – рассказала сотрудник музея. – У него почти мет­ровая длина и вес чуть ли не пять килограммов. Голосник обтянут шейной кожей верблюдицы. Лицевая поверхность обвита кованым металлом, покрыта серебром и украшена девятью листовидными подвесками-погремушками. Инструмент однозначно был изготовлен как шаманский, на это указывает и четырехугольное зеркальце на чаше.

Как отметили в музее, само слово кобыз отражает богатство обертонов: коб – это множество, пучок, ыз – жужжащий, дребезжащий звук. Две струны изготовлены из конского волоса, в каждой по 35–40 «ниток». Волос брали от пятилетнего скакуна, причем отбирали самый прямой и гладкий. Пучки погружали в мыльно-сахарный раствор, подсушивали, с помощью ножа придавали огранку и натирали смолой сосны. Говоря современным языком – канифолили. Все эти действия служили одной цели – увеличить звучность инструмента.

К сожалению, в экспозиции отсутствует смычок – не сохранился. Но, судя по похожим инструментам того периода, он был лукообразным, или ыскыш – от слова «ысу» («тереть»). Шаман играл исключительно на нижнем регистре, чтобы из-под смычка родились густые таинственные звуки. К этому добавлялся звон подвесок, в зеркальце отражался огонь кострищ. Людям требовались зрелища – шаман сполна обеспечивал ими.

– Местность, где жили владельцы кобыза, в старину называли кочевье Баксысай, то есть ущелье целителя, – отметила Куляш Уалиева. – Эти инструменты всегда были атрибутами всевозможных обрядов. Шаман, или баксы, играл, изображал общение с духами, в решающий момент вставал, начинал все быстрее двигаться по кругу. Зрители обычно ждали чуда и легко могли впасть в гипнотическое состояние.

К слову, в ходе экспедиции в Тарбагатайский район сотрудники музея записали одну из версий легенды о том, как Коркыт-ата создал кобыз. История звучит так. Однажды во сне к юноше явился ангел и дал совет: «Коркыт, твой кобыз – голень шестилетнего верблюда. Установи вверху подставку из рога темно-рыжего козла и натяни струны из некрученого конского волоса от жеребца-пятилетки. И будешь ты обладать данным инструментом».

А немецкий путешественник-энциклопедист Петр Симон Паллас во время пребывания на семипалатинской земле в 1772 году писал о старинном казахском инструменте: «Звук оного, когда по струнам из лошадиного волоса смычком из этого же волоса сделанного поведешь, подобен лебединому крику, как и сам инструмент вид лебедя имеет».

По сведениям, собранным областным историко-краеведческим музеем, в степях Восточного Казахстана звучали кюи Коркыта, Ыхлыса, Баубека, Козбена, Тулака.

Популярное

Все
В Казахстане сотни сакральных мест, достойных широкой известности
Расстрелы в Лисьей балке. В 1930-е годы прошлого столетия ужесточились гонения на духовенство
Жемчужина оперного искусства
Творчество без дублей
Память, звучащая в Слове
О таком раньше и не мечтали
Возвращение сакуры
О чем расскажет Белкарагай
Голубой вагон бежит, качается
«Уважаемый страус...»
Памяти поэта
Родился курдом – вырос казахом
Язык как мост между мирами
Тренер на поле, наставник в жизни
Под знаком Чайковского
В Приаралье просо выращивали 2 200 лет назад
Чужбина стала Родиной
Летом в поездах поедет треть страны
На финансовом рынке – перемены
Укрепление гуманитарного диалога
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Тайны городского парка
Истоки тюркской письменности
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Определены 100 лучших школ Казахстана по итогам года
Кызылординским студентам вручили направления на учебу в зарубежные заведения
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
В Пекине звучал кюй «Әлқисса»
Бектенову представили подходы по дальнейшему развитию Алматинского горного кластера
Потепление до 35 градусов ожидается в Казахстане
В Жастаре построили ферму XXI века
Трамп заявил о росте ожирения среди американских детей
Новые спортивные объекты появятся в Атырау
Расследование крушения самолета AZAL под Актау перешло на новый этап
Тайна массового захоронения динозавров у «Реки Смерти»: учёные ближе к разгадке
В Павлодаре из-за пожара в такси пострадали четыре человека
Токаев произвел ряд назначений
Филиал Челябинского государственного университета откроют в Костанае
Досаев покинул должность акима Алматы
Полководец. Писатель. Патриот
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
В Казахстане резко изменится погода
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Будущее – за цифровыми активами
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Семья – духовный код нации
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Жару сменят дожди в Казахстане
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области

Читайте также

Возвращение сакуры
В Атырау для детей провели выставку спасательной техники
Девочка родилась в поезде Жезказган – Астана
Новые профессиональные праздники появятся в Казахстане

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]