
На протяжении года налогоплательщикам, в частности, экспортерам зерна, в том числе экологически чистой продукции, не осуществляется возврат излишне уплаченного налога на добавленную стоимость, возможность которого прямо предусмотрена Налоговым кодексом.
С 2013 года уполномоченный орган в процессе отбора налогоплательщиков для подтверждения суммы превышения НДС, подлежащего возврату, стал применять систему управления рисками, используемую при осуществлении налогового контроля (далее – СУР), руководствуясь соответствующими Правилами применения СУР, утвержденными постановлением Правительства РК. В соответствии с этими правилами налогоплательщики, заявившие требование о возврате НДС, оцениваются по установленным критериям с отнесением их к тем или иным степеням риска по балльной системе. В случае если суммарный итог баллов по результатам оценки достигает определенных значений, то такой налогоплательщик автоматически относится к соответствующей зоне риска, а в его отношении формируется аналитический отчет «Пирамида по поставщикам».
При любых ошибках у поставщиков из «Пирамиды», с которыми налогоплательщик, может быть, сталкивался всего один раз, и которые являются сторонними для него организациями, сам налогоплательщик лишается законного права на возврат причитающегося ему «возмещения» НДС.
Конечно, правилами предусмотрено, что возврат оставшихся сумм превышения НДС производится по мере устранения поставщиками нарушений налогового законодательства, но кто даст гарантии налогоплательщику, что такие нарушения будут устранены вообще? И даже при последующем устранении поставщиками части или даже всех выявленных нарушений кто компенсирует налогоплательщику упущенное время? Ведь средства от своевременного возврата НДС могут быть оперативно направлены в дальнейшее развитие бизнеса.
С другой стороны, правилами применения СУР закрепляется условие, согласно которому налогоплательщики, применяющие упрощенный порядок возврата НДС, не относятся к группе риска, и в отношении них аналитический отчет не составляется, проверки поставщиков не производятся, а НДС возвращается не только в упрощенном порядке, но и без применения СУР вообще. Новые правила особенно сильно ударили по экспортерам продукции. Получается, что если компания занимается экспортом и имеет все законные основания требовать возврата НДС, то на нее обрушивается вся мощь фискального аппарата за проблемы других.
В связи с этим возникает вопрос: насколько такие правила и практика соответствуют целям развития экспортного потенциала сельскохозяйственной продукции Казахстана?
Из депутатского запроса Виктора КИЯНСКОГО