
Это был Crystal palace – Хрустальный дворец, построенный по проекту архитектора Джозефа Пакстона для проведения I Всемирной выставки под названием «Великая выставка промышленных товаров всех наций».
Архитектуру Хрустального дворца характеризовали высокие, залитые светом залы, в которых могли разместиться большие живые растения и работающие на полную мощность машины и механизмы.
Вопреки всем викторианским обычаям, Джозеф Пакстон в значительной степени пренебрег декоративными приемами в своем дизайне. Он подчеркнул элементы здания различными цветами: интерьер был выполнен в белом, красном, синем и желтом цветах, в то время как внешний фасад был светло-голубым.
Здание включало: 2 300 чугунных балок, 358 кованых ферм, поддерживающих крышу, оконные переплеты с общей длиной 202 мили (325 км), 900 000 кв. м стекла весом более 406 тонн, 3 230 чугунных колонн, поддерживающих сооружение, а также служивших средством стока дождевой воды с желоба длиной 34 мили (54,7 км), и деревянный настил для ходьбы длиной 600 000 футов. Внутри дворца содержались ястребы, чтобы контролировать популяцию мелких пернатых. И впервые в здании нашли место смывные туалеты, предназначенные для общественного использования.
26 июля лондонская фирма строителей и подрядчиков Fox & Henderson заключила контракт на строительство. Проект и в самом деле был ошеломляющим инновационно-технологическим чудом изобретательности, в котором специализировались инженеры и архитекторы Англии викторианской эпохи. Современникам было трудно даже описать это совершенно новое впечатление от пространства в Хрустальном дворце.
В день открытия выставки огромная толпа, заполонившая улицы, – 300 тыс. человек, ожидала прибытия королевы и ее мужа. Ровно в 12.00 они переступили порог здания выставки, сопровождаемые громом пушек, фанфар и восторженных криков собравшихся. После молитвы, произнесенной архиепископом Кентерберийским, и исполнения хором «Аллилуйя» Генделя под большой орган принц Альберт как председатель Королевской комиссии выступил со вступительной речью. Он подчеркнул, что целью выставки является «плодотворное содействие и поощрение всех отраслей человеческого труда и укрепление уз мира между народами Земли». Под звуки фанфар и салюта королева Виктория объявила: «Великая выставка промышленных товаров всех наций открыта».
На выставке было представлено более 100 тыс. экспонатов от более чем 15 000 участников. Англия как принимающая сторона расположила свои экспонаты, собранные со всей империи, на половине всей выставочной площади.
Самым большим из всех экспонатов был массивный гидравлический пресс, который поднимал металлические трубы моста в Бангор – изобретение Стивенсона. Был здесь представлен и паровой молот, который мог с одинаковой точностью сформировать основной подшипник парохода или слегка взломать яйцо.
Канада привезла на выставку пожарную машину, окрашенные панели которой изображали сцены из жизни жителей этой страны, и трофейную коллекцию мехов.
Индия представила трон, изготовленный из резной слоновой кости, плащ, инкрустированный жемчугом, изумрудами и рубинами, и великолепный паланкин – носилки в виде ложа, и атрибуты для слонов раджи.
Американскую экспозицию возглавил массивный орел с распростертыми крыльями, держащий драпировки звездно-полосатого флага. И хотя основная идея выставки заключалась в пропаганде мира во всем мире, оружие системы Кольт занимало среди экспонатов видное место. Но наибольшее внимание привлекала статуя греческой невольницы американского скульптора неоклассицизма Хирама Пауэрса. Выполненная из белого мрамора, статуя стояла в маленькой бархатной красной палатке и из одежды не имела ничего, кроме небольшого кусочка цепи. Но это, конечно же, была аллегория.
Крупнейшим иностранным участником выставки была Франция, которая выставила роскошные гобелены, севрский фарфор и шелка из Лиона, эмали из Лиможа и мебель. В отличие от британских экспонатов, представленных в том же классе, и многие из которых, к сожалению, страдали отсутствием вкуса, визуальное воздействие французской экспозиции было ошеломляющим. Франция, как известно, была главным конкурентом Великобритании на рынке товаров, особенно текстильной промышленности, которой Англия так гордилась.
Российская экспозиция прибыла с опозданием из-за ледяных заторов в Балтийском море. Но когда экспонаты прибыли, то оказались превосходными: огромные вазы и урны из фарфора и малахита, в два раза превышающие человеческий рост, меха, сани и казачья амуниция...
Чили экспонировала кусок золота весом в 50 кг, а Швейцария представила коллекцию часов.
Среди всех этих чудес было два, которые тут же привлекали внимание публики. Это знаменитый Koh-I-Noor алмаз. Но большинство посетителей, которые толпились, чтобы его увидеть, было разочаровано. Он лежал в сейфе, как попугай в клетке, освещенный дюжиной маленьких газовых струй, но даже это не заставляло его искриться. Позже, после искусной огранки, он засверкал всем своим великолепием. Бриллиант, который считается бесценным, и сегодня является частью драгоценной британской короны.
Посетителями Хрустального дворца стало много знатных людей той эпохи – это император Наполеон III, король и королева Греции, персидский шах, турецкий султан, российский царь и германский кайзер.
Татьяна ОБОЛЕНСКАЯ