Возвращаться – хорошая примета

886
Ксения Денисова, Алматы

История короткой любви русского камергера и испанской монашки превратилась в красивую легенду, а затем в произведение искусства под названием «Юнона» и «Авось».

фото Юрия Беккера

К празднованию 90-летия Казахского национального театра оперы и балета им. Абая знаменитое произведение Алексея Рыбникова вернулось в его афишу.

Ритм-рок-балет «Юнона» и «Авось» всего на три года моложе своей предшественницы – рок-оперы с одноименным названием, и в этом году хореографической версии исполнится 40 лет. Соз­давал ее Анатолий Дементьев, главный хореограф Саратовского театра оперы и балета, как раз под впечатлением от оперного спектакля московского «Ленкома», ставшего впоследствии культовым.

Танцевальная интерпретация мелодраматической поэмы Андрея Вознесенского «Авось» имела не меньший успех, и театральные администраторы из нескольких городов Советского Союза заявили желание иметь ее в своем репертуаре. Так, алматинский ГАТОБ оказался в числе первых, кто воплотил на своей сцене авангардный балетный бестселлер. В Саратов отправлялись ведущие солисты театра, чтобы разучить партии главных героев с мэтром, а позже в Алма-Ату прилетали его ассистенты, чтобы окончательно поставить балет.

«Юнону» и «Авось» публика приняла безоговорочно, балет стал долгожителем театра, и когда на время исчез из репертуара, о нем не забывали. Возвращение получилось роскошным: каждый новый показ – и аншлаги, цветы, овации. Хотя, как считает художественный руководитель балетной труппы КазНТОБ им. Абая Гульжан Туткибаева, за десятки лет спектакль успел слегка устареть.

– «Юнона» и «Авось» поставлен в стиле неоклассики, – говорит Гульжан Усамбековна. – Для того времени это новая интересная хореография. Но по меркам сегодняшнего дня ей не хватает сложности. Хотя этот балет в любом случае спасет его тема – любви и смерти, верности и благородства. Она вечная и потому всегда будет волновать зрителя.

Поэму Вознесенского, послужившую литературной основой для рок-оперы и балета, едва ли можно назвать биографической – в ней мало общего с подлинной историей вояжа русского дипломата и путешественника Николая Резанова в хлебную Калифорнию. Точнее, в историческом и политическом аспектах у поэта все сложилось: граф действительно организовал экспедицию в поддержку Русско-Американской торговой компании и настолько успешно ее провел, что был в полушаге от реализации грандиозной авантюры по созданию «русской Америки».

С романтической частью сложнее. В своей личной переписке граф сам развеивает розовые мифы, когда признается, что особо-то не влюблен в дочь испанского наместника в Калифорнии, а искушает ее исключительно в имперских интересах «свесть Америку и Россию». Да и пуритански воспитанная Кончита не так наивна, ибо легко соглашается на соблазны роскошной петербургской жизни с немолодым и потрепанным жизнью камергером.

Легенда о 35-летнем ожидании возвращения Резанова к невесте в Америку – тоже художественная гипербола. Новость о кончине жениха до Кончиты доходит уже через год, поэтому оставлять каждый вечер свечу на окне ей было незачем. В действительности красавица прожила довольно долгую жизнь, правда, в монастыре.

Но имеют ли эти детали хоть какое-то значение, если вопрос совсем не в том. Главный и извечный, он звучит в прологе, когда печальная повесть рассказана, спета и станцована до самого конца: «Для чего мы на землю попали?»

В воссозданный КазНТОБ балет «Юнона» и «Авось» специально вводились молодые исполнители. По словам главного хореографа, эта постановка – хорошая школа для профессионального роста балетных исполнителей.

Совсем юная – хрупкая и плас­тичная – Акбота Бекболатова делает первые шаги из кордебалета в группу солистов театра, и ее Кончита словно взрослеет на глазах, доходя в своей роли до предела трагичности. Непростая партия чувственного и порывистого Резанова Нурсултану Алпамыс­улы поддается и технически, и драматически. И совершенно бесподобным получается Юродивый у Диаса Кубашева. Он сильный, атлетичный, прыгучий танцор, чего уже достаточно для мастера, но еще и эмоциональный, тонко воспринимающий тему артист. Энергии и азарта у него так много, что, кажется, хватит на долгую и успешную карьеру.

В юбилейный для старейшего театра страны сезон в его афишу вернется еще несколько восстановленных спектаклей, в том числе балеты «Анна Каренина», «Красная Жизель», «Сильфида».

Популярное

Все
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
3I/ATLAS резко изменил свой курс
Около ста человек стали жертвами мощного наводнения во Вьетнаме
Асу Алмабаев ворвался в топ-лидеров UFC
76,2% молодых казахстанцев активно применяют цифровые технологии - соцопрос
Головкин сделал заявление после назначения на пост президента World Boxing
Почти 7 млрд тенге вложили казахстанцы в финпирамиду ELL QUATY
Шестерых религиозных радикалов задержали в Казахстане
Олимпийский огонь зимних игр зажгут в музее Древней Олимпии
В Китае усилили охрану мест обитания гигантских панд
Трамп потерял 1,1 млрд долларов за два месяца
Период лавинной опасности наступил в ВКО
Предприниматели СКО просят перенести запуск Национального каталога товаров
На Мадагаскаре исчезли почти все лемуры
Власти Малайзии запретят тинэйджерам пользоваться соцсетями
Пять телебашен Китая входят в топ-10 самых высоких в мире
На юге Казахстана растёт число владельцев солнечных энергостанций
Токаев принял верительные грамоты послов шести государств
Выбросившей детей из окна жительнице Павлодара вынесли приговор
Новая услуга стала доступна в приложении «ЦОН»
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Зима будет теплой
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Уверенный рост экономики Приаралья
Запущен завод по переработке мяса птицы
На 50 млн тенге оштрафованы предприниматели за необоснованные цены
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Президент подписал закон об искусственном интеллекте
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
«Не нужно ехать за рубеж»: уникальные технологии объединил онкоцентр в Астане
Касым-Жомарт Токаев подписал закон об изменениях в КоАП
В Правительстве начнут устранять разрыв между ростом экономики и зарплатами казахстанцев
Это другой мир: казашка рассказала о том, каково быть волонтером в Африке
В Жамбылской области дан старт строительству парогазовой электростанции
Победный выезд «Барыса»
Почти 420 млн тенге «заработала» астанчанка на махинациях с авто из Южной Кореи
В Астане вводят ограничения из-за ухудшения эпидситуации
Первая газовая турбина установлена в главном корпусе «ПГУ Туркестан»
В Казахстане начали применять протонную терапию
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Зампред КНБ отправлен в отставку
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Марат Ирменов назначен зампредом КНБ
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Все строго по правилам
Павлодарский «Иртыш» вернулся в КПЛ
Одну из улиц в Астане закроют на 2 недели
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
В Кокшетау открылась еще одна инновационная школа
«Ход королевы»: Почему женщины из Казахстана успешнее в шахматах, чем мужчины?
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Президент Финляндии провел лекцию в Maqsut Narikbayev University
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане
Реформы Президента по развитию села работают на укрепление национальной идентичности – Спикер Сената

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]