«Возврату не подлежит»

5213
Екатерина Бескорсая, Павлодарская область

Во время предновогодних акций и распродаж все чаще в магазинах и всевозможных бутиках появляется такая надпись, свидетельствующая о прямом нарушении продавцами закона.

рисунок Николая Веревочкина

В законодательстве четко прописано – продавец обязан принять или заменить товар надлежащего качества в течение 14 дней после покупки, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также документ, подтверждающий факт при­обретения изделия. И даже если чека нет, то покупатель вполне может доказать факт покупки – сегодня это несложно.

Конечно, речь идет о непродовольственных товарах, но и среди них есть исключения – шесть групп, на которые правила возврата в течение 14 дней не распространяются. Это лекарственные средства и медицинские изделия, нательное белье, чулочно-носочные изделия, животные и растения, все товары, продаваемые метражом, – отрезные ткани, кабели, ленты, бумага и так далее. А вот шес­той пункт, о котором знает меньше всего покупателей, – это абонентские устройства сотовой связи.

– Перед покупкой смартфона нужно особенно тщательно подумать. Даже если вы передумаете буквально сразу после выхода из магазина и решите, допустим, поменять модель, закон этого не предусматривает, – говорит заместитель руководителя департамента торговли и защиты прав потребителей по Павлодарской области Нурсулу Аубакирова. – К таким же устройствам относятся и планшеты, которые оснащены разъемом для SIM-карты. А вот если в планшете нет такой функции, то его можно будет вернуть.

Смартфоны попали в группу исключений последними – изменения в законодательство о защите прав потребителей вносились весной 2019 года. Незадолго до этого в нашей стране обсуждался вариант еще большего расширения списка невозвратных товаров, куда предлагалось включить ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней – в свое время такая практика уже существовала. Но тем не менее сегодня у покупателя есть возможность передумать в случае с украшениями.

Однако предприниматели такому развитию событий не рады. Например, характерная история произошла недавно в Павлодаре – в разборки между покупателем и продавцом пришлось вмешиваться чиновникам, чтобы поставить точку в долгом споре из-за кольца ценой почти в 440 тыс. тенге.

В госорган обратилась жительница Павлодара, которой ювелирный магазин отказал в обмене и возврате кольца надлежащего качества.

– Женщина приобрела золотое кольцо для подарка матери, но украшение ей не понравилось и не подошло по размеру, – говорит Нурсулу Аубакирова. – Захотели вернуть, однако продавец предложил увеличить размер кольца у своего мастера. После этого потребитель все равно захотел вернуть изделие, так как работа по увеличению показалась некачественной. И вот тут уже не вышло компромисса. Мы посоветовали женщине воспользоваться ее правом обратиться с претензией к продавцу. Она написала предпринимателю письмо с досудебной претензией. Однако тот просто отказался ее принимать.

Как пояснила Нурсулу Аубакирова, такая позиция продавца в общем-то не редкость. Люди, как говорится, ногами приходят с бумагой в магазин, а там эту бумагу просто не берут. По­этому нужно отправлять претензию по почте заказным письмом с уведомлением. Но и у почтальо­нов не всегда получается вручить письмо получателю – на это, кстати, дается три попытки. Конечно, уходит время. И потому в госоргане советуют: если уже очевидно, что общего языка не найти, стоит обращаться в суд.

В случае с плохо растянутым кольцом департамент направил в ювелирный салон запрос, чтобы там пояснили причины отказа. И это возы­мело действие – продавец связался с покупателем и предложил скидку на изделие либо обмен на другой товар на эту же сумму. В результате кольцо поменяли.

Между тем конфликт затянулся в том числе из-за сомнений покупательницы. И речь даже не о том, что дорогие вещи в подарок нужно выбирать особенно тщательно. Помимо этого, не стоило изначально соглашаться на переделку. Этот факт явно демонстрирует, что зачастую обе стороны конфликта действуют опрометчиво.

Ну а продавцы и вовсе говорят о том, что в нашу страну уже давно пришел так называемый потребительский экстремизм, заимствованный из западной культуры отношений покупателей и продавцов.

Наверняка многие хотя бы раз слышали или читали новости о том, что после массовых рождественских распродаж и скидок в американских магазинах начинается паломничество «возвращенцев». Кстати, первыми с ними сталкиваются как раз представители ювелирного сектора и продавцы нарядной одежды.

По сути, покупатели идут в магазин вовсе не за покупкой, а за скрытой «арендой» – новые платья и кольца надевают на выход единожды, а потом сдают в магазин якобы как не подошедший товар.

«Передумала», «Муж раскритиковал», «Подруга купила такое же» – уже сегодня продавцы одеж­ды в павлодарских торговых домах готовят свои ответы на эти отговорки, которые они не раз услышат в период корпоративов и новогодних вечеринок.

– Все мои коллеги знают эту уловку – не раз сталкивались за последние 3-4 года, а перед праздниками это вообще становится нормой, – говорит владелица отдела одежды Асель Омарова. – Бывает, что и до конфликта доходит, ведь у людей хватает наглости принести вещь, пусть и с этикеткой, но с пятнами или с запахом. Очевидно, что платье надевали, но нам доказывают обратное. К сожалению, далеко не всегда удается отстоять свою позицию – в предновогодние дни много покупателей, скандалы портят нам репутацию, ведь разбираться в ситуации никто из случайных свидетелей не станет. Так что защищать наши права от таких потребителей просто некогда.

Продавцам остается только одно: лучше разбираться в людях, чтобы просто не совершать убыточных сделок. Ну а покупатели все-таки могут рассчитывать на помощь департамента торговли и защиты прав потребителей. К слову, с начала года больше 170 павлодарцев обращались в это ведомство именно потому, что не смогли вернуть товар в первые две недели после покупки. Всего же госорган принял свыше 920 обращений граждан.

Популярное

Все
Стипендии повысили студентам в Казахстане
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
В тройке лидеров
Автоледи получила 1 год лишения свободы за нетрезвую езду в Конаеве
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
Охотничьи испытания казахского тазы провели в Алматинской области
В Бенине военные захватили власть
Костанайские предприниматели просят отложить запрет на эксплуатацию трехосных самосвалов на 3 года
Избран новый президент Федерации борьбы Казахстана
Жители села Шамши Калдаякова активно участвуют в преобразованиях
Мечта, ставшая реальностью благодаря Президенту Касым-Жомарту Токаеву
Президент Ирана прибыл в Акорду
Водителя груженого бензовоза заподозрили в нетрезвом вождении
Нацбанк предупредил казахстанцев о новой схеме мошенничества
«Адал азамат»: внимание к каждому ученику
Мы третьи в мире!
Итоги большого общественного пути
Когда призраки прошлого оживают в семейном доме
Фигуристка Самоделкина завоевала «бронзу» на турнире в Хорватии
Месси установил новый рекорд по числу трофеев в футболе
Началось строительство сталелитейного завода
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Из казармы в кампус
Ключевой ориентир – человекоцентричность
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Политика здравого смысла
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Уверенный рост экономики Приаралья
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане

Читайте также

Незаконный оборот электронных сигарет пресечен в Караганде
Женский бизнес в цифровую эпоху
Настрой – позитивный
Ключевое направление идеологической работы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]