​Вынужденная остановка

1149
Серик Кабдулов, Атырау

В конце прошлого года городской акимат принял Концепцию развития общественного транс­порта Атырау на 2017–2020 годы, разработкой которой занимался доктор технических наук, профессор Казахской автомобильно-дорожной академии им. Л. Гончарова Жумажан Жанбиров. Бюджет на это потратил 22 млн тенге. Сумма, можно сказать, мизерная, по сравнению с той, какую необходимо направить на реализацию основных положений этого документа.

Ориентировочная стоимость проекта – 20 млрд тенге. Эти деньги должны быть направлены на покупку новых автобусов, улучшение ремонтно-восстановительной базы перевозчиков, создание бытовых условий для водителей, кондукторов, линейных диспетчеров на конечных остановках...

Предлагается сформировать Единый диспетчерский центр движения городских маршрутов на базе коммунального госучреж­дения «Смарт Атырау», чтобы из одной точки регулировать движение всех городских и пригородных автобусов.

В планах – введение электронного билетирования. Ведь без контроля над финансовыми средствами, поступающими от пассажиров, перевозчикам не видать планируемых миллиардов. Проведя анализ, разработчики концепции пришли к заключению, что в карманах недобросовестных водителей и кондукторов ежегодно исчезает до 3 млрд тенге!

– Причем я исходил из стоимос­ти проезда в 50 тенге. Так что действующий тариф в 80 тенге вполне должен удовлетворять перевозчиков. Надо только навести порядок с контролем над финансовыми потоками, – заявил Жумажан Жанбиров.

Так считают и местные власти: акимат Атырау не намерен выделять перевозчикам средства на покупку автобусов, пока те не перейдут на электронную систему оплаты за проезд. Автопарки подтвердили готовность внедрить таковую, но с одним условием. Транспортники предлагают внедрить государственно-частное партнерство – то есть акимат должен принять долевое участие в автоматизации, а потом сможет вернуть свои затраты за счет части отчислений, полученных от реализации билетов.

По словам Абзала Дуйсенбаева, учредителя ТОО «АйсТрансХолдинг», на долю которого приходится до 90% всех пассажирских перевозок в Атырау, без господдержки исправить сложившуюся на сегодня ситуацию невозможно.

– В свое время мы на свои и заемные средства приобрели 70 новых автобусов, которые и эксплуа­тируем по сей день. Но пришло время обновлять парк, на что у нас не хватает средств. Основной проблемой остается компенсация затрат на социально уязвимых пассажиров. Условие договора об их бесплатной перевозке стало предметом бесконечных споров при расчете компенсаций, – пояснил Абзал Дуйсенбаев. – При нынешнем подходе я, как учредитель, не вижу перспектив для развития. Инвестиции в новые автобусы нецелесообразны. Мне легче закрыть проект, но я патриот своего города и мне совестно перед земляками. Я готов продолжать дело на условиях государственно-частного партнерства и уступить часть доли в бизнесе.

Однако власти непреклонны. Субсидии и компенсации перевозчикам планируется выделять только после внедрения элект­ронной системы оплаты за проезд. И пока этот вопрос не решен, десятки тысяч горожан и гостей города вынуждены толпиться на остановках в ожидании своего автобуса. А они нередко старые и неудобные. Кстати, именно этот перевозчик – ТОО «АйсТрансХолдинг» – месяц назад закупил десяток подержанных автобусов, чем вызвал шквал негодования жителей Атырау.

– Ситуация сложная. В городе не хватает автобусов для перевозки пассажиров. Принимая во внимание такое положение, мы и решили приобрести в Алматы автобусы с пробегом. Это вынуж­денная мера, – пояснил директор предприятия Берик Жетписбаев. – Наша задача была – не допустить транспортного коллапса.

По словам руководителя автобусного парка, до сегодняшнего дня на линию выходило чуть более 40 единиц автотранспорта. Учитывая, что данный перевозчик владеет правом на перевозку по основным городским маршрутам, этого количества машин явно недостаточно.

– После приобретения подержанных автотранспортных средств количество пассажирских автобусов на линии увеличилось до 55–60 единиц. Да, признаемся, закупленный в Алматы транспорт не совсем в хорошем состоянии. Но мы пошли на такой шаг из-за финансовых проблем. У нас были долги по налогам, зарплате. Сейчас их погасили, – сообщил Берик Жетписбаев. – Есть договоренность приобрести новую технику большой вместимости в Семее. Планируется покупка 40 низкопольных автобусов. Это удобно, в том числе и для людей с ограниченными возможностями. Далее в планах приобретение 160 автобусов средней вместимости.

Но суждено ли этим намерениям воплотиться в реальность? Теперь это зависит от сближения позиций акимата и перевозчика-монополиста. Ученые-транспорт­ники, готовившие трехлетнюю концепцию развития общественного транспорта нефтяной столицы, свою работу выполнили.

Здесь уместно привести некоторые выдержки из заключения специалистов Казахской автомобильно-дорожной академии им. Л. Гончарова.

«На сегодня в областном центре насчитывается 24 действующих маршрута, в том числе 12 пригородных со среднесуточным пассажиропотоком 84 тыс. человек. При этом все маршруты обслуживаются старыми автобусами малой вместимости, некоторые из них дублируют друг друга... Центральные улицы загружены автобусами, в то время как мик­рорайоны-новостройки марш­рутами не охвачены («Тулпар», «Самал-1», «Самал-2», «Бирлик-2», «Жулдыз-3», «Береке», район аэропорта и другие)».

По мнению профессора Жумажана Жанбирова, это создает предпосылки для скорого исчезновения автобусов как вида пассажирского транспорта – их нишу уже лет через 5 полностью займут таксисты-частники. Дело, кстати, к этому и идет. За 100 тенге (стоимость проезда в автобусе – 80 тенге) таксисты готовы довезти пассажиров по тому же маршруту, что и общественный транспорт.

Разработчик концепции в связи с этим предлагает ряд кардинальных мер. В частности, исключить дуб­лирование маршрутов, скорректировать и создать новые линии для строящихся микрорайонов с учетом результатов анкетирования горожан. Выделить в районе вокзала специализированные полосы, предназначенные только для движения общественного транспорта, провести перепланировку перекрестков для увеличения их пропускной способности.

Что касается автобусной полосы, ее можно выделить лишь на одном небольшом участке улицы Сатпаева – от Дома быта до цент­рального моста. Все остальные улицы Атырау настолько узки, что для этого совершенно не подходят. Остается лишь решить данный вопрос путем организации на некоторых улицах одностороннего движения.

Поскольку множество жителей пригородных поселков едут (особенно в выходные дни) в областной центр за покупками, предлагается исключить въезд в город пригородных автобусов, построив 4 пересадочных пункта. В идеале эти пункты должны представлять собой обширные парковки с местами отдыха, душевыми для водителей, заведениями общепита, торговыми точками и прочими удобствами – вплоть до детских аттракционов.

И наконец, когда вся вышеуказанная подготовительная работа будет завершена, настанет момент полной замены всех устаревших автобусов, для чего в рамках государственно-частного партнерства необходимо будет привлечь инвесторов.

Согласно концепции развития, город нуждается в 345 автобусах: из них 125 больших, 166 средних и 55 малых, которым также нужен соответствующий всем стандартам парк для обслуживания. 

Популярное

Все
Работы известных ювелиров представлены в Атырау
Шанс вернуться домой
На защите экосистемы
Еще четыре золота!
Цена молчания слишком высока
Реки готовят к паводку
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Реформы Президента по развитию села работают на укрепление национальной идентичности – Спикер Сената
Глава Белого дома показал Президенту Казахстана, как идёт строительство бального зала
Не потерять доверие аудитории в эпоху ИИ
Президент дал интервью The Washington Post и The New York Times
Соглашение о стратегическом партнерстве на $2,5 млрд: какие планы у John Deere в Казахстане
Лечение обернулось тяжким вредом здоровью
Представлены приоритеты в области социальной политики
Заработал кирпичный завод
На пути к технологической независимости
Токаев встретился с казахстанцами в Вашингтоне
Банковская «тайна»: повышение конкуренции и упрощение доступа
У школы – новоселье!
Казахстан и Соглашения Авраама: Этот шаг укладывается во внешнюю политику РК — Ильгар Велизаде
Президент Казахстана принял участие в саммите «Центральная Азия – США»
Саммит C5+1: что стоит на кону для США и Центральной Азии
Токаев и Трамп провели переговоры в Белом доме
В партнерстве государства и общества
Системный диалог выходит на новый уровень
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Рыбоперерабатывающий завод запустили в Кызылординской области
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Краснокнижного зверька засняли на видео в Алматинской области
Зампред КНБ отправлен в отставку
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
В Астане состоялся показ фильма «Капитан Байтасов»
В ВКО выявили незаконную работу асфальто-бетонного завода
Зафиксирован рекордный урожай
Сильная духом и мастерством
Кызылорда с размахом отмечает свой день рождения
В Турции отменили статус «иностранцев» для тюркских народов
Шымкент растет и уверенно смотрит в будущее
Марат Ирменов назначен зампредом КНБ

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]