​Вынужденная остановка

1163
Серик Кабдулов, Атырау

В конце прошлого года городской акимат принял Концепцию развития общественного транс­порта Атырау на 2017–2020 годы, разработкой которой занимался доктор технических наук, профессор Казахской автомобильно-дорожной академии им. Л. Гончарова Жумажан Жанбиров. Бюджет на это потратил 22 млн тенге. Сумма, можно сказать, мизерная, по сравнению с той, какую необходимо направить на реализацию основных положений этого документа.

Ориентировочная стоимость проекта – 20 млрд тенге. Эти деньги должны быть направлены на покупку новых автобусов, улучшение ремонтно-восстановительной базы перевозчиков, создание бытовых условий для водителей, кондукторов, линейных диспетчеров на конечных остановках...

Предлагается сформировать Единый диспетчерский центр движения городских маршрутов на базе коммунального госучреж­дения «Смарт Атырау», чтобы из одной точки регулировать движение всех городских и пригородных автобусов.

В планах – введение электронного билетирования. Ведь без контроля над финансовыми средствами, поступающими от пассажиров, перевозчикам не видать планируемых миллиардов. Проведя анализ, разработчики концепции пришли к заключению, что в карманах недобросовестных водителей и кондукторов ежегодно исчезает до 3 млрд тенге!

– Причем я исходил из стоимос­ти проезда в 50 тенге. Так что действующий тариф в 80 тенге вполне должен удовлетворять перевозчиков. Надо только навести порядок с контролем над финансовыми потоками, – заявил Жумажан Жанбиров.

Так считают и местные власти: акимат Атырау не намерен выделять перевозчикам средства на покупку автобусов, пока те не перейдут на электронную систему оплаты за проезд. Автопарки подтвердили готовность внедрить таковую, но с одним условием. Транспортники предлагают внедрить государственно-частное партнерство – то есть акимат должен принять долевое участие в автоматизации, а потом сможет вернуть свои затраты за счет части отчислений, полученных от реализации билетов.

По словам Абзала Дуйсенбаева, учредителя ТОО «АйсТрансХолдинг», на долю которого приходится до 90% всех пассажирских перевозок в Атырау, без господдержки исправить сложившуюся на сегодня ситуацию невозможно.

– В свое время мы на свои и заемные средства приобрели 70 новых автобусов, которые и эксплуа­тируем по сей день. Но пришло время обновлять парк, на что у нас не хватает средств. Основной проблемой остается компенсация затрат на социально уязвимых пассажиров. Условие договора об их бесплатной перевозке стало предметом бесконечных споров при расчете компенсаций, – пояснил Абзал Дуйсенбаев. – При нынешнем подходе я, как учредитель, не вижу перспектив для развития. Инвестиции в новые автобусы нецелесообразны. Мне легче закрыть проект, но я патриот своего города и мне совестно перед земляками. Я готов продолжать дело на условиях государственно-частного партнерства и уступить часть доли в бизнесе.

Однако власти непреклонны. Субсидии и компенсации перевозчикам планируется выделять только после внедрения элект­ронной системы оплаты за проезд. И пока этот вопрос не решен, десятки тысяч горожан и гостей города вынуждены толпиться на остановках в ожидании своего автобуса. А они нередко старые и неудобные. Кстати, именно этот перевозчик – ТОО «АйсТрансХолдинг» – месяц назад закупил десяток подержанных автобусов, чем вызвал шквал негодования жителей Атырау.

– Ситуация сложная. В городе не хватает автобусов для перевозки пассажиров. Принимая во внимание такое положение, мы и решили приобрести в Алматы автобусы с пробегом. Это вынуж­денная мера, – пояснил директор предприятия Берик Жетписбаев. – Наша задача была – не допустить транспортного коллапса.

По словам руководителя автобусного парка, до сегодняшнего дня на линию выходило чуть более 40 единиц автотранспорта. Учитывая, что данный перевозчик владеет правом на перевозку по основным городским маршрутам, этого количества машин явно недостаточно.

– После приобретения подержанных автотранспортных средств количество пассажирских автобусов на линии увеличилось до 55–60 единиц. Да, признаемся, закупленный в Алматы транспорт не совсем в хорошем состоянии. Но мы пошли на такой шаг из-за финансовых проблем. У нас были долги по налогам, зарплате. Сейчас их погасили, – сообщил Берик Жетписбаев. – Есть договоренность приобрести новую технику большой вместимости в Семее. Планируется покупка 40 низкопольных автобусов. Это удобно, в том числе и для людей с ограниченными возможностями. Далее в планах приобретение 160 автобусов средней вместимости.

Но суждено ли этим намерениям воплотиться в реальность? Теперь это зависит от сближения позиций акимата и перевозчика-монополиста. Ученые-транспорт­ники, готовившие трехлетнюю концепцию развития общественного транспорта нефтяной столицы, свою работу выполнили.

Здесь уместно привести некоторые выдержки из заключения специалистов Казахской автомобильно-дорожной академии им. Л. Гончарова.

«На сегодня в областном центре насчитывается 24 действующих маршрута, в том числе 12 пригородных со среднесуточным пассажиропотоком 84 тыс. человек. При этом все маршруты обслуживаются старыми автобусами малой вместимости, некоторые из них дублируют друг друга... Центральные улицы загружены автобусами, в то время как мик­рорайоны-новостройки марш­рутами не охвачены («Тулпар», «Самал-1», «Самал-2», «Бирлик-2», «Жулдыз-3», «Береке», район аэропорта и другие)».

По мнению профессора Жумажана Жанбирова, это создает предпосылки для скорого исчезновения автобусов как вида пассажирского транспорта – их нишу уже лет через 5 полностью займут таксисты-частники. Дело, кстати, к этому и идет. За 100 тенге (стоимость проезда в автобусе – 80 тенге) таксисты готовы довезти пассажиров по тому же маршруту, что и общественный транспорт.

Разработчик концепции в связи с этим предлагает ряд кардинальных мер. В частности, исключить дуб­лирование маршрутов, скорректировать и создать новые линии для строящихся микрорайонов с учетом результатов анкетирования горожан. Выделить в районе вокзала специализированные полосы, предназначенные только для движения общественного транспорта, провести перепланировку перекрестков для увеличения их пропускной способности.

Что касается автобусной полосы, ее можно выделить лишь на одном небольшом участке улицы Сатпаева – от Дома быта до цент­рального моста. Все остальные улицы Атырау настолько узки, что для этого совершенно не подходят. Остается лишь решить данный вопрос путем организации на некоторых улицах одностороннего движения.

Поскольку множество жителей пригородных поселков едут (особенно в выходные дни) в областной центр за покупками, предлагается исключить въезд в город пригородных автобусов, построив 4 пересадочных пункта. В идеале эти пункты должны представлять собой обширные парковки с местами отдыха, душевыми для водителей, заведениями общепита, торговыми точками и прочими удобствами – вплоть до детских аттракционов.

И наконец, когда вся вышеуказанная подготовительная работа будет завершена, настанет момент полной замены всех устаревших автобусов, для чего в рамках государственно-частного партнерства необходимо будет привлечь инвесторов.

Согласно концепции развития, город нуждается в 345 автобусах: из них 125 больших, 166 средних и 55 малых, которым также нужен соответствующий всем стандартам парк для обслуживания. 

Популярное

Все
Комета 3I/ATLAS максимально приблизилась к Земле
Выбор страны: кого казахстанцы назвали главными героями 2025 года
Казахстан станет вторым в мире производителем галлия: какие еще договоренности достигнуты ERG в ходе визита Президента в Японию
Свет и тепло в каждом доме: Казахстан отмечает День энергетика
Казахстанские архивисты отмечают профессиональный праздник
Возврат активов: 7,5 млрд тенге направили на медучреждения в Балхаше
«Тринька» на стриме: в Шымкенте накрыли онлайн-казино
Этап Кубка мира по фристайл-акробатике в Китае: результаты казахстанцев
Международный центр Навруза создадут в Таджикистане
Bloomberg включил Казахстан в топ-25 турнаправлений
В Китае человекоподобные роботы производят аккумуляторы для электрокаров
Цена на золото обновила новый рекорд
Могулистка Анастасия Городко завоевала два «золота» на турнире во Франции
В Уральске открылась «Келешек мектебі»
Токаев поздравил Президента Республики Корея
Призерам и тренерам XXV Летних Сурдлимпийских игр вручили госнаграды
День энергетика сегодня отмечают в Казахстане
Зимнее солнцестояние 2025: самая длинная ночь в году позади
Казахстан ждут снегопады и морозы
Более 500 тысяч камбоджийцев покинули дома из-за конфликта с Таиландом
Продажу удешевленной говядины через торговые сети масштабируют в Казахстане
Финансовую дисциплину и цифровизацию здравоохранения обсудили в Правительстве
В Астане с начала года ликвидировали два мошеннических колл-центра
Хосе Антонио Каст победил на выборах президента Чили
«Барыс» возвращается в зону плей-офф
Американские чиновники отметили День Независимости Казахстана в Хьюстоне
Испанская компания вложит 44 млрд тенге в строительство завода в Кызылординской области
Метель и осадки продолжатся в Казахстане
Руками к надежде
Новую электроподстанцию запустили в Астане
Два завода в отрасли автомобилестроения готовятся к запуску в Костанае
В Павлодарской области нотариусы окажут содействие в борьбе с преступностью
Самый большой каток в Казахстане примет туристов
Исполнение поручений Президента: итоги развития отрасли энергетики за 2025 год
Допинг-скандал с участием Алимханулы: в КФПБ сделали заявление
Казахстан в орбите доверия мировых лидеров
Город, который благоухает лавандой
Узбекский экономист сравнил промышленное производство Казахстана и Узбекистана
Получи и путешествуй
Преемственность поколений – опора Satbayev University
Накануне Нового года в супермаркетах начнется продажа по низким ценам
Началось строительство сталелитейного завода
Стипендии повысили студентам в Казахстане
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Ключевой ориентир – человекоцентричность
Из казармы в кампус
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Политика здравого смысла
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги
О погоде в Казахстане на 2-4 декабря сообщили синоптики
Президент Ирана прибыл в Акорду

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]