– Елжан Амантаевич, здравоохранение в Казахстане периодически претерпевает разного рода реформы, какой эффект Вы можете констатировать в свете этих изменений?
– В одном из Посланий Президента «Стратегия «Казахстан-2050» здоровье нации рассматривается как основа успешного будущего. Поэтому Министерство здравоохранения в первую очередь уделяет много внимания вопросам сохранения и укрепления здоровья казахстанцев. В этом направлении проделана большая работа. Об этом можно судить по ключевым показателям.
Благодаря реализации государственных программ развития отрасли, за последние 10 лет в стране отмечается положительная динамика по улучшению основных медико-демографических показателей. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 6 лет, снизилась общая смертность на 27%; материнская смертность – в 2,5 раза, младенческая – в 2,6 раза, от болезней системы кровообращения – уменьшилась в 3 раза, от туберкулеза – в 5 раз, от злокачественных заболеваний – на 27%.
Для реализации конституционных прав граждан в области здравоохранения в республике действуют 640 больничных и более 2 тысяч амбулаторно-поликлинических госорганизаций, в которых работают более 200 медицинских работников, в том числе 56 тысяч врачей. Также медицинскую помощь населению оказывают 176 больничных и свыше 1 137 амбулаторно-поликлинических объектов здравоохранения с частной формой собственности. Ежегодно в Казахстане стационарное лечение получают более 2,6 миллиона человек, регистрируется почти 113 миллионов амбулаторно-поликлинических посещений.
Помимо этого, по итогам 2017 года плановые значения индикаторов госпрограммы развития здравоохранения «Денсаулық» на 2016–2019 годы выполнены. В частности, уровень ожидаемой продолжительности жизни за 2017 год составил 72,95 лет, индекс здоровья населения по итогам 2017 года составляет 25,2%.
– Что делается в плане обеспечения населения необходимыми и доступными лекарствами?
– Отмечу, что это один из самых важных социально значимых вопросов. Поэтому по поручению Главы государства в области лекарственной политики проводится системная поддержка казахстанских производителей. В 2017 году заключены 25 долгосрочных договоров с отечественными товаропроизводителями на поставку 868 наименований лекарств и изделий медицинского назначения. В целом за период с 2009 по 2017 год заключено 52 долгосрочных договора на поставку 1 612 наименований с 31 отечественным производителем. При этом увеличилось количество наименований, поставляемых казахстанскими производителями, в 2 раза.
Наряду с этим был разработан и внесен в Парламент законопроект по регулированию цен на все лекарственные средства, изменению процедур регистрации лекарств, внедрению электронной системы их маркировки и отслеживания. Изменен порядок закупа единым дистрибьютором, что привело к снижению цен на лекарства. С учетом доказанной эффективности пересмотрен перечень закупаемых государством лекарств. Проводимые мероприятия позволили сэкономить более 26,5 миллиарда тенге, которые были направлены на дополнительный закуп лекарственных средств.
Также пересмотрен порядок закупа медицинских услуг в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) и обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). Проведенная работа по дерегулированию позволила увеличить долю частных поставщиков с 8% в прошлом году до 14% в 2018 году. Ко всему прочему министерством были отменены 29 санитарных правил, не имевших доказательной базы для охраны общественного здоровья. Пересмотрено 6 санитарных правил. Сокращено количество проверок бизнеса в 2 раза, освобождены от проверок 34,5 тысячи объектов.
– А как в целом проходит модернизация системы здравоохранения?
– Она идет полным ходом. Для развития инфраструктуры здравоохранения на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) в 2017 году мы заключили 34 контракта. Объем инвестиций в здравоохранение за прошлый год составил 91,4 миллиарда тенге и вырос к уровню 2016 года на 50%. Это стало одним из высоких показателей среди отраслей экономики Казахстана. Доля собственных средств, в том числе частных инвестиций, увеличилась на 90% – с 23,3 до 44,2 миллиарда тенге к уровню 2016 года. Для повышения эффективности управления увеличено количество организаций, перешедших на форму предприятий хозяйственного ведения – 82%, на 30% выросло количество наблюдательных советов.
С целью цифровой модернизации здравоохранения внедряются медицинские информационные системы, что позволит c 1 января 2019 года перейти на безбумажный формат работы. По сравнению с 2016 годом в 2,5 раза, с 38 до 96,7%, увеличился охват медорганизаций медицинскими информационными системами – до районного уровня, в 2,5 раза – с 34 до 85,5% – выросло оснащение компьютерами, на 22,3% – с 40,9 до 63,2 увеличился доступ к Интернету. Действуют 2 центра обработки данных, обеспечивающих полное резервирование и копирование информации.
Также создана среда для отечественных разработчиков мобильных приложений в области здравоохранения и медицины, в частности, для населения уже доступно 17 приложений.
Проводится подготовка к внедрению ОСМС. В 2017 году был проведен анализ рисков, и в связи с высоким числом самозанятого населения сроки внедрения перенесены на 2020 год. В 2017 году в целях совершенствования системы здравоохранения и подготовки к ОСМС принято 2 закона, создано 16 территориальных филиалов НАО «Фонд социального медицинского страхования», начато аккумулирование отчислений и взносов в системе ОСМС. С июля 2017 года по июнь 2018 года в фонд поступило 73,9 миллиарда тенге за более чем 5,8 миллиона человек. Из них доля отчислений составила 88,5%, или 65,4 миллиарда тенге, доля взносов составляет 11,5%, или 8,5 миллиарда тенге. Заключены договоры с 1 396 поставщиками медицинских услуг на сумму 685 миллиардов тенге. Для широкого вовлечения населения в систему ОСМС в 2017 году проведена информационно-разъяснительная работа с различными категориями населения, охват составил 13 миллионов человек. В рамках подготовки к внедрению ОСМС будет продолжена работа по расширению охвата населения системой ОСМС, внедрению новой модели.
– Расскажите, пожалуйста, о преобразованиях в плане формирования системы управления общественным здоровьем. Какая база для этого имеется у министерства?
– Согласно 82-му шагу Плана нации «100 конкретных шагов», создана Объединенная комиссия по качеству, задачами которой стали внедрение новых стандартов, а также технологий оказания медицинской помощи. В целом для обеспечения качества внедрены уникальные технологии, позволяющие оказать медпомощь более одной тысяче пациентов, проведена аккредитация более 150 медицинских организаций на соответствие национальным стандартам качества. По итогам прошлого года улучшены основные показатели здоровья по сравнению с аналогичным периодом позапрошлого года.
В то же время министерство проводит активную работу по формированию института общественного здравоохранения. Сформирована служба общественного здоровья на центральном и региональном уровнях. В структуре ведомства созданы департамент политики общественного здравоохранения и Комитет охраны общественного здоровья. Межсекторальное взаимодействие реализуется в рамках Национального координационного совета по охране здоровья населения.
Совершенствуется национальная скрининговая программа в части сокращения неэффективных исследований, позволивших увеличить кратность и возрастные группы. По модернизации первичной медико-санитарной помощи в прошедшем году усилена семейная медицина в части увеличения участков с врачами общей практики (ВОП) на 12%, выросло число врачей общей практики. Пересмотрена программа подготовки ВОП.
В рамках развития первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) планируется трансформация диспансеризации в Программы управления заболеваниями (ПУЗ), которая направлена на активное вовлечение пациентов в управление своим здоровьем. В его рамках предлагается динамическое управление совместно с пациентами по 29 хроническим заболеваниям.
В общем-то задачи перед нами стоят, как видите, огромные, но, несмотря на сжатые сроки, министерством сделано немало. Добавлю, что в целях приближения неотложной медицинской помощи к международным стандартам будет внедрена единая диспетчерская служба скорой помощи, передачи неэкстренных вызовов поликлиникам, поэтапное обучение сотрудников мировым стандартам реанимационной помощи и другое. Министерством регламентирован новый формат деятельности приемных отделений стационаров с внедрением триаж-системы и готовностью принять пациентов любого профиля в многопрофильный стационар.
– Какие трудности возникают, как с ними справляетесь?
– Надо сказать, что в стране медицинские услуги населению оказывают 8 154 объекта здравоохранения, из них 6 950 объектов, или 85,2% – государственные, 1 204, или 14,8% – частные. Износ зданий медицинских организаций составляет более 56%, оборудования – свыше 35%. Перегруженность амбулаторно-поликлинических организаций составляет около 35%. Совокупная потребность в инвестициях в отрасли здравоохранения оценивается в размере более одного триллиона тенге.
В связи с этим в рамках перехода к ОСМС, а также в соответствии с госпрограммой «Денсаулық» на 2016–2019 годы предусмотрено проведение оптимизации государственной инфраструктуры здравоохранения путем горизонтальной и вертикальной интеграции и слияния медицинских организаций. Одним из направлений будет реструктуризация больничного сектора, в частности, переход от моно- к многопрофильности, укрупнение больничных организаций, а также вертикальная интеграция служб. На мой взгляд, это будет способствовать снижению проблемы нехватки кадров, будет обеспечиваться доступность населения к специализированной медицинской помощи.
Разработаны и уже утверждены совместно с регионами перспективные планы развития сети организаций здравоохранения, которые соответствуют единой структуре, отражают информацию по существующей сети медорганизаций, планируемой реструктуризации. Разработанные акиматами регионов перспективные планы должны стать основой для принятия решений об осуществлении инвестиций, повысить прозрачность, обеспечить осведомленность частных инвесторов о запланированных проектах.
Добавлю, что в условиях ограниченности бюджетных средств на городском уровне будут приоритезированы частные инвестиции в рамках ГЧП. В рамках исполнения проекта по модернизации отрасли здравоохранения в 2018 году планируется привлечь более 96,1 миллиарда тенге государственных и частных инвестиций, с ростом к 2017 году на 5,2%, в том числе обновлено строительство 130 медицинских объектов. К тому же в рамках поручений Главы государства министерство совместно с экспертами, представителями бизнес-сообщества выработало новые подходы к цифровизации здравоохранения.
– Что же можно назвать сутью нового подхода к цифровизации здравоохранения?
– Суть нового подхода заключается в переходе от реагирования к проактивному оказанию медицинской помощи. Это основное. Соответственно, ключевым фактором обеспечения здоровья станет здоровый образ жизни и возможность получить достоверную и удобную информацию: как укрепить и сохранить здоровье, а в случае болезни – как получить качественные медицинские услуги.
Глава государства в своем Послании отметил, что современное здравоохранение должно быть сосредоточено на предотвращении болезни, а не дорогостоящем стационарном лечении. Таким образом, экосистема здоровья построена вокруг интересов пациента и сегментирована на несколько направлений: оздоровление и профилактика болезней, раннее их выявление, оказание медицинской помощи, управление хроническими заболеваниями и реабилитация.
Процесс цифровизации здравоохранения требует разработки и утверждения новых законодательных норм. С этой целью министерством разрабатываются предложения в Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения». Предлагается ввести определения базовых терминов и их регулирования. Вместе с этим предлагается ввести ряд новых понятий, таких как «электронное здравоохранение», «электронный паспорт здоровья», «телемедицинские технологии» и другие. Кроме того, необходимо обозначить компетенцию органов управления и организаций здравоохранения. Определить ответственность врача и условия хранения электронных данных, в том числе записи телемедицинских консультаций. Все эти мероприятия будут завершены до конца 2018 года.
– Елжан Амантаевич, для достижения поставленных Президентом задач в системе здравоохранения и особенно по формированию нового направления – профилактики болезней и сохранения здоровья казахстанцев – важно заниматься не только техническим оснащением.
– Безусловно, кадры решают все! И этому уделяется не меньшее внимание. Отрасль здравоохранения насчитывает более 209 тысяч работников, из них 57 тысяч врачей и 152 тысячи медсестер. В 2017 году дефицит во врачебных специальностях снизился на 9%.
Совершенно верно, для дальнейшего достижения целей, поставленных Главой государства, необходимо наличие конкурентоспособных и высококвалифицированных человеческих ресурсов. Работа по их подготовке ведется: создаются университетские клиники, становящиеся центрами медицинских открытий и инноваций, обеспечивая их трансферт как в практическую медицину, так и в образовательный процесс. Университетские клиники – это база для развития модели «врач – ученый – педагог».
В планах министерства по совершенствованию управления человеческими ресурсами определен ряд правовых вопросов: проведение независимой оценки знаний, аккредитация организаций, осуществляющих медицинское обучение, утверждение профессиональных стандартов и так далее.
– Для полной картины создания института общественного здоровья в стране и формирования здорового образа жизни необходимы законодательные изменения?
– Конечно, поэтому в рамках поручения Главы государства в целях модернизации системы здравоохранения начата работа по разработке нового проекта Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения». Он будет направлен на решение ряда задач. Это укрепление здоровья нации, рост продолжительности жизни населения и развитие медицинских технологий, профилактика заболеваний, усиление управления общественным здоровьем, персонализированной медицины, вопросы цифровизации и искусственного интеллекта.
Кроме того, подчеркну, что новый кодекс определит основу для поэтапного перехода здравоохранения на систему ОСМС, основанную на солидарной ответственности населения, государства и работодателей, заложит правовые основы новой модели ГОБМП с определением четких границ обязательств государства.
Подводя черту под вышесказанным, отмечу, чтобы все это работало, для нас самое главное – это то, что требуется переломить сознание наших граждан. Сделать так, чтобы люди не ждали, когда заболевание достигнет апогея, станет запущенным, хроническим, а уделяли повышенное внимание профилактике, проходили скрининги, занимались спортом. Именно на эти цели направлены все поручения Главы государства в этой области и работа Министерства здравоохранения в целом. Мы создаем базу, условия и будем стараться формировать здоровую нацию для успешного будущего Казахстана. Сделаем все невозможное.