Здоровый бизнес-климат

6053
Беседовала Марина Демченко

Свыше 10 тыс. запретов и ограничений, не отвечающих современным реалиям ведения бизнеса, выявили и устранили за последние годы сотрудники офиса уполномоченного по защите прав предпринимателей. К сожалению, чиновничья привычка
«держать и не пущать» уходит очень медленно. Отсюда – заметные недоработки и перегибы в работе госорганов.

коллаж Павла Цедилина

Что предпринимается для того, чтобы выстроить конструктивный диалог между властью и бизнесом, – рассуждает уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана
Рустам Журсунов.

– Рустам Манарбекович, Вы свыше двух лет совместно с Правительством работаете над внедрением регулирования «с чистого листа». Это, пожалуй, одна из основных реформ Главы государства в сфере предпринимательства. Расскажите, сколько законов сегодня регламентируют и защищают бизнес?

– Правила регулирования должны действовать только тогда, когда есть реальная опас­ность для людей, природы, правопорядка и нравственности. В остальных случаях, считаю, бизнес должен работать свободно, без лишних ограничений. Если говорить простыми словами, нам нужны понятные правила. Мы стараемся сделать предпринимательскую среду лучше и выработать более эффективные правила.

На сегодня существует обширный список нормативных актов, касающихся предпринимательской деятельности. А законодательство – это набор требований. Чтобы его оптимизировать, пришлось выявить и отменить свыше 10 тысяч актов, не соответствующих новым принципам регуляторной политики.

Это архаичное наследие мы получили от союзного государства, в котором никому не доверяли, тем более предприимчивым людям. И сегодня этот законодательный балласт нуждается в дальнейшем пересмотре. Совместно с Правительством офис уполномоченного проанализировал 2 823 нормативных правовых акта в 44 сферах регулирования, содержащих обязательные требования для бизнеса.

Анализ показал, что некоторые сферы экономической деятельности содержат избыточное число требований для бизнеса. К примеру, сфера «Транспорт» включает в себя 290 нормативно-правовых актов (НПА. – Прим. авт.), в которых содержится 6 115 требований, в то время как сфера «Налоговое регулирование» состоит из 156 НПА с 14 869 требованиями.

С другой стороны, сфера «Аренда, прокат и лизинг» не подвергается законодательному регулированию совсем! В данный момент все предложенные нами изменения находятся на рассмотрении в Администрации Президента.

– Зачем же нужно было столько регламен­тов? Какие из них в нас­тоящее время пересмат­риваются, дополняются?

– Напомню, какие перемены произошли в сфере бизнеса за истекшее десятилетие. Большинство устаревших норм касалось санитарно-эпидемиологического контроля, и они были довольно строгими. Так, для маленькой кондитерской требовалось целых 14 помещений, в том числе отдельные комнаты для хранения яиц, их разбивания и приготовления яичного меланжа.

Но давайте будем честными: уже в те годы у наших кондитеров имелось современное оборудование, которое и дезинфицировало, и мыло, и делало меланж... Зачем им нужны были три отдельных помещения? Но требования существовали.

И здесь следует отметить заслугу Национальной палаты предпринимателей «Атамекен». При ее поддержке удалось отменить до 85% подобных нелепых требований. Был создан сall-center, куда каждый предприниматель мог обратиться и сообщить о возникших проблемах. Результат не заставил себя долго ждать. Число проверок сократилось до полного моратория, и давление на мелкий бизнес со стороны надзорных органов значительно ослабло. Если это показать в цифрах, то число разрешительных документов снизилось на 74%, то есть с 1 115 до 287.

Отменены плановые проверки. Сокращены сроки проведения: для проверок и профилактического контроля – с 30 до 15 рабочих дней, для внеплановых проверок – с 30 до 10 рабочих дней, для субъектов микропредпринимательства – до пяти рабочих дней.

Проведена ревизия общего числа требований проверочных листов – в результате предложено сократить 17 154 требования по проверке субъектов предпринимательства, или порядка 56%. Сделана масштабная ревизия контрольных и надзорных функ­ций государственных органов, по результатам которой из 544 контрольных функций сокращено 165.

Исключено 23 сферы контро­ля и три сферы надзора в связи с сокращением контрольных функций госорганов либо исключением их дублирования. Устранено множество барьеров. В результате число жалоб уменьшилось на 30%.

Национальная палата стала первой неправительственной организацией, которая ежегодно проводила совместные заседания с Генеральной прокуратурой, Верховным судом и Антикором. Это привело к тому, что количест­во досудебных расследований в отношении бизнеса уменьшилось впятеро. А в 2017 году была упразднена 215-я статья УК РК о лжепредпринимательстве, которая создавала много проблем для контрагентов лжепредприя­тий. Это стало важным шагом в улучшении бизнес-среды.

Хочу особо отметить: ревизия требований завершена во всех 44 сферах регулирования. По ее результатам рекомендовано отменить или пересмотреть более 30% требований в различных сферах. Анализировались 2 823 нормативных правовых акта (НПА), было выявлено более 128 тысяч требований, из которых 10 тысяч (8%) не соответствуют основным принципам новой регуляторной политики и должны быть аннулированы.

В последние годы Казахстан усовершенствовал законы, чтобы сделать ведение бизнеса в стране проще. На втором этапе «регулирования с чистого листа» внесены конкретные изменения в правила для разных отраслей. Было определено, какие действия должны принимать госорганы при контроле. Установлены исключения для некоторых видов контроля. Этого недостаточно?

– Некоторые полагают, что реформа затянулась…

– На третьем этапе, в период с 2021 по 2023 год, нами пересмотрены все правила, касающиеся бизнеса. Теперь у нас есть полный список правил для предпринимателей.

Мы выявили более 10 тысяч правил, не отвечающих нашей новой политике, и на основе этого разработали набор изменений в действующем законодательстве.

Дальнейшим шагом, по нашему мнению, должны стать глубокие реформы. Мы хотим заполнить пробелы, возникшие из-за исключения некоторых функций и правил. Нам нужно создать систему, которая будет четкой и однородной, чтобы избежать беспорядка и разногласий. Однако сталкиваемся с проблемами из-за предложений некоторых госорганов, которые вносят негативные изменения, затрагивая нашу работу.

– Например?

– Например, Министерство финансов внесло изменения в Предпринимательский кодекс, не обсудив их с предпринимателями. Эти изменения включены в законопроект «О развитии агломераций» и в новый законопроект «О цифровых активах в Казахстане», которые в настоящее время рассматриваются в Парламенте.

Такие же поправки предлагались ранее Министерством национальной экономики в рамках другого законопроекта. Мы вмес­те с НПП «Атамекен» выразили свое несогласие с этими изменениями и отправили замечания разработчикам.

Важно отметить, что изменения не были официально согласованы с Нацпалатой, и мы не давали положительного заключения по ним. Суть их состоит в том, чтобы исключить налоговое и таможенное законодательство из главы 7 Предпринимательского кодекса республики, которая касается государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Анализ регулирования важен при разработке правил для бизнеса. Он помогает оценить, стоит ли внедрять новые правила, какие выгоды и затраты они могут иметь, и сможем ли мы достичь поставленных целей или решить проблемы. Без такого анализа мы не можем предсказать, как изменения повлияют на общество, бизнес, государство и экономику. Не зря в своем нынешнем Послании народу Президент подчерк­нул, что бизнес-среда требует реформ, так как регуляторная система остается громоздкой и порой излишне строгой.

Анализ регулирования позволяет внедрять правила так, чтобы они были сбалансированными между целями государственного регулирования и их влиянием на бизнес. Если мы не соблюдем баланс, это может замедлить развитие бизнеса, вызвать социальные конфликты и напряженность.

Поэтому считаю, что идея не применять анализ регулирования в некоторых сферах противоречит политике Президента и Правительства страны и не должна быть поддержана.

– Президент в Послании отметил, что для успешного перехода на новую экономическую модель среднее предпринимательство придется поднимать практически в «ручном режиме». Рустам Манарбекович, какие новые подходы предлагаете Вы для развития среднего бизнеса, чтобы мотивировать мелкие компании к укрупнению?

– За последние 10 лет число субъектов МСБ в стране увеличилось в два раза – с 763,8 тысячи до 1,6 миллиона предприятий. Согласно данным Бюро национальной статистики Агентства РК по стратегическому планированию и реформам, ежегодно наблюдается стабильный рост числа зарегистрированных юридических лиц, и это увеличение составляет в среднем 5%.

За последние 10 лет – с 2012 по 2022 год – число зарегистрированных юридических лиц вырос­ло с 317 926 до 507 238. То есть увеличилось на 189 312 единиц, или на 59,5%.

Обратите внимание: основной динамичный рост наблюдается среди малых юридических лиц – их количество растет каждый год в среднем на 4,9%. В отличие от малых компаний, средние и крупные юридические лица имеют менее стабильную динамику.

Потому у нас в стране государственная поддержка и стимулирующие механизмы в первую очередь ориентированы на малый бизнес. Мораторий на проверки действует только для субъектов малого бизнеса и микропредпринимательства. Освобождение от налога на доходы также применяется к малому бизнесу. Таким образом, по мере роста компания теряет прак­тически все налоговые льготы и преференции. Именно поэтому для малых предприятий нет особого стимула к росту и укрупнению.

Порог для уплаты НДС во многом способствует искусственному раздроблению компаний, и новая система налогообложения, такая как СНР «Розничный налог», должна будет решить эту проблему.

Поэтому при разработке государственной политики развития малого и среднего бизнеса необходимо акцентировать внимание на его новых формах и структурах. Средние компании, как правило, нацелены на рост, обеспечение прибыли, а также на создание рабочих мест для высококвалифицированных специалистов.

Главной целью должно стать создание условий по трансформации микро- и малых предприя­тий в средние компании, которые могут выходить на мировой рынок, внедрять инновации и цифровые технологии.

При предоставлении государственной поддержки и стимулировании Правительству необходимо определить отраслевые приоритеты, учитывая потенциал роста, внутренний и внешний спрос. Эти приоритеты должны быть четко определены при реализации финансовых мер поддержки в рамках государственных программ.

Ясно, что развитие малых и средних предприятий является одним из важнейших направлений экономических реформ. Оно способствует формированию конкурентной рыночной среды, обогащению ассортимента товаров и услуг на потребительском рынке, а также созданию новых рабочих мест и расширению круга собственников.

– Рустам Манарбекович, какие организации, несмотря на проводимую реформу, все так же часто нарушают права предпринимателей? Всегда ли их действия оправданы?

– Анализ обращений, поступающих от предпринимателей, выявил, что основными объектами жалоб остаются госорганы, действующие в сферах земельных отношений, архитектуры и строительства, органы, управляющие вопросами налогообложения. Кроме того, предприниматели обращают внимание на деятельность организаторов и заказчиков в контексте государственных закупок, а также на правоохранительные органы.

Резюмируя сказанное, хочу подчеркнуть, что Глава государства уделяет большое внимание созданию комфортных условий для ведения бизнеса. И мы настроены на активную работу и готовы приложить все усилия для успешной реализации поставленных задач.

 

Популярное

Все
Воплощают на деле бизнес-идеи
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Какой будет погода этой зимой в Казахстане
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Экологическая акция «Сдавай пакет – спасай планету!» прошла в Петропавловске
14-летняя тяжелоатлетка из Талдыкоргана стала чемпионкой РК среди взрослых
Глава государства посетил выставку сельхозтоваропроизводителей
Кызылординский рис: от поля до стола
Общественный контроль не помешает
Дружба – мотив серьезный
Год большой работы и серьезных наград
Эволюционирует «ныряющая» нить
Майк Тайсон ударил Джейка Пола на финальной дуэли взглядов
АПК должен стать одним из основных драйверов экономического роста
Полный текст выступления президента на первом Форуме работников сельского хозяйства
Спрос на автогаз превышает предложение
Токаев назначил ряд послов
Ерлан Карин встретился с делегацией Вьетнама
Путешествие длиною в жизнь
Миссия – создавать учебники
Врачи приближают заветные мечты тысяч семей
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Премий для госслужащих больше не будет
Реконструкция близится к завершению
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
До золота рукой подать
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Больничный теперь не подделаешь
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань

Читайте также

Как нам трансформировать АПК
В межгосударственных отношениях все вопросы важны
Защита прав детей и молодежи – приоритетная задача государс…
Общеказахстанская культура – духовный фундамент строительст…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]