Столичный педагог Айгерим Хопур работает по собственной методике преподавания казахского языка как иностранного.
Свой курс она назвала «Нейроказахский».
Для того чтобы успешно изучать, преподавать тот или иной язык, необходимо знать основы психологии, физиологии человека.
– Создавая методику, я глубоко изучала вопросы восприятия людьми чего-то нового. Любая информация проходит через нейротрансмиттеры мозга. Изучение иностранных языков тоже является нейропроцессом, – считает Айгерим.
Сегодня она преподает казахский таким образом, чтобы человек быстрее и легче воспринимал язык. Учитель предпочитает давать основу грамматики, необходимую для разговорной практики, старается не загружать учеников изучением лишних слов, конструкций.
У Айгерим Хопур высшее филологическое образование. По специальности она преподаватель английского, турецкого языков, переводчик. Изучая различные языки, она знакомилась с самыми разными методиками преподавания. Полученный багаж знаний успешно использует в своей работе.
К преподаванию казахского языка Айгерим пришла через турецкий.
– Однажды я задалась вопросом: почему турецкий все легко изучают, а казахский не могут так быстро освоить, хотя оба языка относятся к тюркской группе? Чтобы казахский давался людям так же легко, я создала собственную методику, объединяющую подходы и техники преподавания турецкого и английского языков, – отметила преподаватель.
Айгерим считает, что в изучении языка очень важны порядок и системность.
– Язык можно сравнить с конструктором. Изучая, к примеру, тему «Моя семья», необходимо идти от простого к сложному – вначале заучивать простые конструкции, затем переходить к более сложным. Такой системный подход очень эффективно действует в запоминании всего нового, – поясняет преподаватель.
За 2–3 месяца, по мнению Айгерим Хопур, любой человек может освоить начальные уровни казахского языка, позволяющие освоить падежи, окончания. По завершении этого этапа ее ученики могут рассказать и про свою семью, и про работу, поделиться новостями, планами.
– Любой язык нужно изучать в комплексе, в четырех аспектах: говорение, слушание, письмо и чтение. Все должно быть в балансе, ведь язык – живой организм, в котором всегда задействованы все «органы», – уверена Айгерим.
Очень важно при изучении чего-то нового, чтобы нашим головным мозгом вырабатывался дофамин – «гормон радости». Его выработке способствуют не слишком простые и не слишком сложные упражнения, которые человеку по силе сделать. Если ученик не получает негативного опыта при столкновении со сложным материалом, у него появляются мотивация и интерес, которые способствуют заинтересованности в дальнейшем изучении языка.
– Немаловажна в процессе обучения и релевантность тем. То есть учащийся, изучив ту или иную тему, должен как можно быстрее применить ее на практике – в разговорной речи, в быту. Необходимость изучения и применения языка тоже подстегивает мозг к запоминанию нового материала, – говорит преподаватель. – Каждый человек по-своему эгоистичен. Поэтому я стараюсь все темы рассматривать через призму личного отношения к ним своих учеников. «А что любите вы?», «Какая у вас семья?», «Что лично вам нравится в чем-то или ком-то?» – наиболее приоритетные вопросы для учеников, ведь в каждой теме они должны видеть себя самих.
Айгерим Хопур создала собственный учебник казахского языка для начинающих. В ближайшее время планирует писать продолжение для более продвинутых уровней. Пока же труд преподавателя нигде не распространяется по причине отсутствия у нее необходимых средств на его издание. Своим ученикам она предоставляет электронную версию учебника.
Сегодня учитель преподает в группах в режиме онлайн. Раньше занималась с учениками индивидуально, но число желающих начало стремительно расти, поэтому найти время на индивидуальные занятия не представляется возможным. К урокам Айгерим подключаются казахстанцы из всех регионов страны.
– Сегодня, я вижу, многие люди стремятся изучать казахский язык. Но хотелось бы обратиться к тем, кто уже хорошо владеет казахским: пожалуйста, поддерживайте своих собеседников, не делайте им замечаний, не шутите над их неправильным произношением, и тогда с вашей помощью их стремление к постижению языка будет только расти, – заключила Айгерим Хопур.