
Когда сбываются мечты
Она родилась в 1944 году в Караганде. Хотя детство выпало на трудное послевоенное время, Хорлан не мыслила себя без музыки и пения. И даже помнит
момент, когда решила стать именно оперной певицей:
– В начале 60-х годов оперный театр имени Абая приехал на гастроли в Караганду. Я попала на спектакль «Қамар сұлу» Еркегали Рахмадиева. Главную партию исполняла Роза Джаманова, партию Ахмета – Байгали Досымжанов. Спектакль произвел на меня неизгладимое впечатление. Когда шла домой, то напевала знаменитый дуэт Ахмета и Камар. Следующим спектаклем была опера Пуччини «Мадам Баттерфляй», где Роза Умбетовна блестяще исполнила партию Чио-Чио-сан. И судьба моя решилась…
Хорлан поступила в Карагандинское музыкальное училище, в класс Тамары Шнейх, выпускницы Московской консерватории, знавшей лично Шаляпина и Рахманинова. Затем училась в Алматинской консерватории (класс Надежды Юмашевой). Кстати, на 2-м курсе во время урока вокала ее услышала проходившая по коридору Газиза Ахметовна Жубанова и запомнила талантливую девушку.
Символичным событием или случайным совпадением считать то, что ее дипломной работой в 1972 году была партия Чио-Чио-сан, а на спектакль пришел весь художественный совет театра – Газиза Жубанова, Сыдык Мухамеджанов, Еркегали Рахмадиев и… Роза Джаманова? Девушку взяли солисткой в главный театр республики. И вскоре она вышла на одну сцену со своим кумиром в спектакле Евгения Брусиловского «Ер Тарғын»: у Джамановой – партия Акжунус, у Хорлан – эпизодическая роль Акжелен. Хорлан была счастлива…
А через год она дебютировала в партии Камар в опере Рахмадиева «Қамар сұлу». И как же не поверить после этого в путеводную звезду, которая обязательно исполнит самые заветные желания?..
Полвека на сцене
Встречи с Газизой Жубановой, Еркегали Рахмадиевым, Сыдыком Мухамеджановым во многом определили творческую жизнь певицы.
– Мне посчастливилось сотрудничать с ними, они писали на мой голос оперы и камерные произведения, – вспоминает Хорлан Ихсановна. – 70-80-е годы XX века – расцвет казахской оперы. Каждый сезон в театре имени Абая шла новая постановка. Мне выпало великое счастье – быть частью истории развития отечественного вокального искусства. Так, я исполнила женские партии во всех операх Рахмадиева, кроме, пожалуй, последней – «Аблайхан».
В 1977–1978 годах молодую одаренную певицу направили на стажировку в Софиевскую народную оперу, и ее Виолетту и Джильду в операх Верди «Травиата» и «Риголетто» услышали во всей Болгарии. Следует отметить, что Хорлан Калиламбекова стала первой певицей из Казахстана, которая начала гастролировать с оперными партиями в разных странах.
В родном театре она блистательно пела главные партии в операх Жубановой, Рахмадиева, Тулебаева, Мухамеджанова, Чайковского, Пуччини, Гуно, Бизе… Параллельно вела большую концертную деятельность: готовила сольные программы из романсов Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, ею впервые в Казахстане исполнялись отдельные произведения Малера и Шостаковича. Певица много гастролировала: ей рукоплескали в городах Советского Союза, в Италии, Австрии, Германии, Португалии, Швейцарии, Финляндии, Турции, Индии, Японии, Корее и других странах.
Специалисты отмечают исключительный по красоте тембр голоса (лирико-колоратурное сопрано) Калиламбековой, его предельную выразительность, чарующую женственность. Ее вокальное мастерство технически безупречно и отличается глубиной чувств, проникновенностью, искренностью, теплотой и экспрессией. Полвека на сцене – таков творческий путь артистки. Это десятилетия напряженного труда, творческого поиска, постоянного самосовершенствования. Певица воплотила на сцене образы разнообразные и яркие, трогательные, жизненно правдивые.
В 1980 году ей присвоено звание заслуженной артистки, а в
1982-м – народной артистки Республики Казахстан. В 2002 году певица награждена орденом «Құрмет».
Хорлан Калиламбекова – автор и режиссер гала-концертов с участием большого числа исполнителей. Памятным событием стал концерт, посвященный 200-летию А. С. Пушкина, запомнились ее поклонникам музыкально-поэтические вечера «Моей души коснулась ты», «Вечер у камина», «Сиреневый бал»…
На сцене ГАТОБ им. Абая она была ведущей солисткой на протяжении почти трех десятилетий. В 1999 году по приглашению Первого Президента Нурсултана Назарбаева вместе с мужем – народным артистом СССР, Халық Қаһарманы, профессором Азербайжаном Мамбетовым – Хорлан Калиламбекова переехала в Астану, где стояла у истоков создания Национального театра оперы и балета им. К. Байсеитовой.
Здесь она исполнила партии Аналык в опере «Бiржан – Сара» М. Тулебаева, Камки в «Қыз Жібек» Е. Брусиловского, Балым в «Қамар сұлу» Е. Рахмадиева, Лариной в «Евгении Онегине» П. Чайковского. Помимо этого, продолжала давать сольные концерты, занималась постановкой музыкально-поэтических вечеров, была хозяйкой музыкальной гостиной оперного театра, активно работала с творческой молодежью.
Любовью за любовь
Педагогической деятельностью Хорлан Ихсановна начала заниматься в Алматинской консерватории им. Курмангазы. В столице работать в открывшейся Академии музыки, сегодня – Казахском национальном университете искусств, ее пригласила ректор вуза, народная артистка Казахстана Айман Мусахаджаева. Сейчас Хорлан Калиламбекова – профессор кафедры вокального искусства КазНУИ, постоянный член жюри ряда международных конкурсов вокалистов.
Главная задача Хорлан Ихсановны – воспитание молодых вокалистов, которым известная певица и педагог передает свой исполнительский опыт, раскрывает секреты профессионального мастерства. Нотные сборники-хрестоматии «Арии из опер композиторов Казахстана из репертуара Хорлан Калиламбековой» и «Романсы и песни из репертуара Хорлан Калиламбековой» хорошо известны и востребованы среди студентов, профессиональных певцов, преподавателей.
То, что ученики Хорлан Ихсановны – лауреаты республиканских и международных конкурсов, можно и не указывать. Это аксиома. Ведь вокальная школа Калиламбековой подразумевает высший знак качества. Выпускники, а их более 40, и ученики сегодняшние (всех она ласково называет «мои девочки») – ее настоящее и будущее. Они работают в ГАТОБ им. Абая, Театре Astana Opera, Театре оперы и балета в Шымкенте, в филармониях, музыкальных образовательных учреждениях нашей страны.
Добавим, что в 2011 году Хорлан Калиламбековой вручена медаль «Ы. Алтынсарин» – награда, которая особо ценится в педагогическом мире Казахстана.
В нынешнем классе Калиламбековой также несколько студенток. Она ведет курсы «сольное пение» и «изучение оперного репертуара», индивидуальные занятия по 3–4 урока в неделю. И каждую надо послушать и услышать, каждой подсказать и показать, всех понять, поддержать.
Работа педагога – это труд, терпение, душевная отдача и любовь. Для своих учениц Хорлан Ихсановна – бесспорный авторитет, пример для подражания и просто близкий человек, каждая встреча с которым доставляет радость.
– Хочу дать хорошую базу, основу, вокальную школу, научить петь, – говорит преподаватель. – Кроме того, привить тягу к знаниям, стремление быть интеллектуально развитым артистом, которому есть что сказать. Для меня важно, чтобы урок проходил с вдохновением, чтобы человек хотел раскрыться, показать свой потенциал.
А первой выпускницей Калиламбековой в столице стала Айгуль Ниязова, теперь заслуженный деятель Казахстана, ведущая солистка Astana Opera.
– Навсегда запомнила нашу первую встречу, поистине судьбоносную, – вспоминает Айгуль Ниязова. – Я окончила Павлодарское музыкальное училище по классу фортепиано, но всегда мечтала петь. В 1997 году приехала в Алматы поступать в консерваторию. Меня отправили на консультацию к Хорлан Калиламбековой. Как я волновалась! Вдруг известнейшая певица, народная артистка, преподаватель консерватории скажет: «Нет у тебя голоса…» Я запела, Хорлан Ихсановна заулыбалась, похвалила и пригласила в свой класс. И это было счастье! Каждый день ровно в 8 утра начинался наш урок. Старалась не пропустить ни слова, старательно постигала особенности вокального языка. Она очень доступно и легко объясняла, показывала, а я буквально заглядывала в рот, чтобы понять, как рождается звук. Работа над образом – особая тема, каждый урок – как маленькое представление. Калиламбекова воспитывает не просто вокалистов, а артистов!
– В 1999 году я вслед за своим педагогом приехала в новую столицу, перевелась из консерватории в Академию музыки, – продолжает рассказ певица. – Летала, как на крыльях: строящийся город, новый вуз, новый театр, столько возможностей, и рядом – мой учитель. Так начался мой творческий путь. Хорлан Ихсановна всегда заботится об учениках, переживает за каждого, как за своего ребенка. Ее главные черты – удивительная простота в общении (при таком статусе, такой карьере певицы!), душевная теплота и удивительная интуиция. Она чувствует исполнителя, понимает, какие произведения выбрать для конкурса. И сегодня, готовя сольные программы, я обращаюсь к ней за советом: что включить, как выстроить композиционно… Не каждый большой артист может стать большим педагогом. Сделать самому и научить другого – совершенно разные вещи. Надо не зацикливаться на себе, уметь отдавать, радоваться за учеников. Здесь тоже нужен талант. И у Хорлан Ихсановны дар педагога.
…2014 год. Хорлан Ихсановна встречала в столичном аэропорту Салтанат Ахметову – свою ученицу, победительницу популярного российского телепроекта «Большая опера». Кстати, Салтанат во время конкурса не раз напоминала, что ее учитель – народная артистка РК Хорлан Калиламбекова.
– Я горжусь победой Салтанат! – с гордостью говорила тогда педагог. – Она – талантливая, трудолюбивая, образованная, очень музыкальная и артистичная натура, ответственный и искренний человек. Уверена, у нее большое будущее. Такие певцы, как Салтанат Ахметова, – гордость Казахстана!
– Хорлан Ихсановна – мэтр нашей музыкальной культуры, у нее огромный сценический опыт, которым сегодня она делится с молодыми исполнителями. Уникальный человек и педагог с большой буквы – требовательный и доброжелательный, внимательный, непредвзятый, – отмечает заслуженный деятель Казахстана, ведущая солистка Astana Opera Салтанат Ахметова. – В моей жизни, и не только творческой, она сыграла огромнейшую роль. Наверное, как вторая мама. Я одно время жила у нее. Когда в студенческие годы ездила на конкурсы, она поддерживала и финансово, не говоря о творческой и моральной поддержке, подготовке к конкурсам. Мы, ее ученики, и сегодня общаемся, созваниваемся, ходим в гости. Бывает, она ругает нас, если «засиживаемся», не готовим новые программы. Сейчас Хорлан Ихсановна предложила мне тематику сольного концерта, обязательно буду обращаться к ней при подготовке. Я доверяю ее мнению, вкусу, советам, мне важна ее оценка.
Тамашагуль Гюнтер – коллега Хорлан Ихсановны, председатель предметно-цикловой комиссии кафедры вокального искусства и дирижирования КазНУИ, отличник образования РК. («Моя правая рука! Моя умница и красавица, мама троих детей», – услышав имя ученицы, торопится сообщить Калиламбекова, и даже по телефону чувствуются теплота ее голоса и улыбка).
– Конечно, для меня она в первую очередь любимый педагог, – делится Тамашагуль Гюнтер. – Дорожу тем, что мы поддерживали и поддерживаем тесную связь. Общение никогда не было чисто деловым, Хорлан Ихсановна вникала, кто чем живет, не была равнодушной, она добрый и бескорыстный человек. Как она внимательна к студентам: может помочь им и советом, и деньгами, иногда просто накормить. Рада, что, окончив обучение, стала работать в университете, под ее крылом. Научилась у нее, как составлять репертуар для учащихся, как выстраивать общение. Для меня пример – стиль ее поведения. Знаете, иногда ловлю себя на мысли, что использую какие-то ее фразы, жесты… И понимаю: я помню ее уроки, я – ее продолжение…
В подарок – конкурс
К 75-летию известной отечественной певицы КазНУИ и ее ученицы подготовили особый подарок – Республиканский конкурс вокалистов, участники которого будут исполнять арии из оперного репертуара Калиламбековой, а также романс казахского, русского или зарубежного композитора.
Председателем жюри стал Базаргали Жаманбаев – народный артист РК, лауреат Государственной премии, профессор КНК им. Курмангазы.
– Он – мой большой друг, мы много выступали вместе, гастролировали в разных странах, – подчеркнула Хорлан Ихсановна, неожиданно добавив, что она волнуется. – Хочется, чтобы все получилось, чтобы выступления были яркими. У нас 43 участника! Это много для первого конкурса. Вокалисты – студенты творческих вузов Казахстана.
Прозвучат арии из опер М. Тулебаева «Бiржан – Сара», С. Мухамеджанова «Ақан сері – Ақтоқты», Г. Жубановой «Еңлік – Кебек», Е. Рахмадиева «Қамар сұлу», «Алпамыс», «Песня о целине», Н. Римского-Корсакова «Царская невеста», П. Чайковского «Евгений Онегин», «Иоланта», «Пиковая дама», Дж. Верди «Травиата», «Риголетто», Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй», «Богема», Р. Леонкавалло «Паяцы», Ж. Бизе «Кармен», Ш. Гуно «Фауст»… Кстати, гендерное равноправие соблюдено: конкурсанты исполнят и мужские партии из этих опер.
Одна из участниц – Айым Аскар, выпускница колледжа
КазНУИ, где она училась у Айгуль Ниязовой, и нынешняя студентка Хорлан Ихсановны. Вот пример преемственности поколений и образец вокальной школы Калиламбековой. И если Айгуль можно назвать «дочкой» Хорлан Ихсановны, то Айым, вероятно, ее «внучка».
– Сначала я не планировала, чтобы выступали мои ученицы, – отмечает педагог. – Но девочка такая способная! Мы с Айым готовили арию Каракоз, одну из моих любимых…
Конечно, будет и праздничный концерт, где выступят ученицы Хорлан Ихсановны, преподаватели КазНУИ, солисты Astana Opera. Пройдет он в формате музыкальной гостиной, которую организовала и вела в Театре им. К. Байсеитовой Хорлан Калиламбекова. Те программы любили и помнят до сих пор и исполнители, и слушатели. Нет сомнений, что это будет замечательный музыкальный вечер!
Готовится выйти на сцену и виновница торжества. Когда мы с ней беседовали, подготовка к конкурсу и концерту вступила в завершающую стадию – волнительную и по-хорошему суетную. Певица еще размышляла, какую композицию ей выбрать, а может быть, хотела сохранить интригу.
С юбилеем Вас, Хорлан Ихсановна! Здоровья и творческого долголетия! Новых выступлений и талантливых учеников!