Оружие в борьбе с пандемией

15847
Анастасия Шварц

Год назад ВОЗ официально объявила вспышку заболеваемости коронавирусом COVID-19 чрезвычайной ситуацией в области здравоохранения в мировом масштабе. При этом на борьбу с новой заразой были брошены все силы ученых и правительств, в рекордные сроки удалось разработать вакцины, и ряд стран уже приступил к вакцинации населения.

Однако это не означает, что болезнь побеждена. Говорить о выработке коллективного иммунитета можно будет только пос­ле того, как окажется привитой значительная часть населения Земли (процент варьируется в зависимости от болезни, например, для обеспечения коллективного иммунитета к кори требуется вакцинировать около 95% населения), а на это определенно уйдет не один год – производство нужного количества вакцин да и сама прививочная кампания требуют времени.

И самое важное на нынешнем этапе, когда уже есть реальная перспектива покончить с пандемией, – ответственность людей. Соблюдать меры, не дающие заразе бесконтрольно расползаться по планете, и получить прививку, когда придет время, – это тот вклад в борьбу с болезнью, который требуется от каждого.

COVID-19: начало

Как «год пандемии» в историю вошел 2020-й. Но о новом коронавирусе мир узнал несколько раньше – в декабре 2019-го, когда из китайского города Уханя начали поступать первые сообщения о случаях пневмонии, вызванной неизвестным ранее вирусом.

Тем не менее внимание широкой общественности заболевание привлекло лишь в январе 2020-го, когда стало не только стремительно распространяться в КНР, но и пошло гулять по миру. Первый официально подтвержденный «зарубежный» случай COVID-19 был зафиксирован 13 января в соседнем от КНР Таиланде, а к концу месяца вирус уже перелетел океан – поя­вились сообщения о выявлении «короны» в США.

В течение января эксперты, в том числе специалисты Всемирной организации здравоохранения, проводили оценку опаснос­ти нового вируса. Дваж­ды за тот месяц созывался Комитет по чрезвычайным ситуациям ВОЗ, и на втором его заседании – 30 января 2020 года – было рекомендовано объявить вспышку нового заболевания чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей меж­дународное значение.

Риски распространения коронавируса в мире специалисты на тот момент расценивали как высокие. Как показало время, они не только не ошиблись, но и, пожалуй, изрядно недооценили масштаб грядущей катастрофы.

В сводках ВОЗ от 30 января 2020 года сообщалось о порядка 7,8 тыс. подтвержденных случаев коронавирусной инфекции во всем мире, из которых чуть более 80 были зафиксированы за пределами Китая. На конец января 2021-го, по данным Всемирной организации здравоохранения, количество зарегистрированных случаев заражения во всем мире составляет уже около 100 млн. Свыше 2 млн человек погибли.

В феврале 2020 года Международный комитет по таксономии вирусов присвоил новому вирусу наименование – SARS-CoV-2 (коронавирус тяжелого острого респираторного синд­рома‑2). Заболевание, которое он вызывает, стало называться COVID-19. Так у нового «врага» человечества появилось имя, знакомое сегодня даже ребенку.

В первые пару месяцев после выявления нового заболевания абсолютное большинство его случаев приходилось на Китай, который для сдерживания эпидемии стал принимать беспрецедентные меры.

Власти КНР фактически законсервировали многомиллион­ный город, откуда началось распрост­ранение заболевания, людям было запрещено покидать Ухань и посещать его. Передвижение внутри населенного пункта также ограничивалось – действовал строгий режим локдауна и самоизоляции. Китай сократил авиасообщение и внут­ри страны, и с другими государствами.

Проводилось массовое тестирование населения на выявление нового вируса, огромное внимание уделялось выявлению контактных с носителями SARS-CoV-2. Чтобы справиться с лечением огромного числа заболевших, в городе стали разворачивать полевые госпитали.

Действия Китая по сдерживанию вируса дали результат: к марту число заражений здесь пошло на спад. Но к тому времени эпидемия уже распространилась практически по всему миру, да так стремительно и мощно, что 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила вспышку заболеваемос­ти COVID-19 пандемией. На тот момент, по данным ВОЗ, новый вирус был выявлен у людей в более чем 110 странах мира. А в последующие недели и месяцы коронавирусная волна накрыла практически весь мир.

Реакция на пандемию у разных стран была различной, но по большому счету в мире усилия по предотвращению неконт­ролируемого распространения заболеваемости с различными вариациями повторяли меры, принимаемые в свое время Китаем. Это выявление и изоляция заболевших и контактировавших с ними, минимизация повседневных контактов между людьми, закрытие границ, «замораживание» практически всей социальной и экономичес­кой активности (повсеместно закрывались театры, музеи, кафе, парикмахерские, книжные магазины и прочее, не попавшее в список «жизненно необходимого»), перевод всего, что можно, на удаленный формат (это кос­нулось как работы и учебы, так и международных отношений – даже открытие новой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в прошлом году впервые прошло онлайн), санитарная обработка улиц дезинфицирующими средст­вами и так далее.

Карантины и ограничения, поломавшие привычный уклад жизни миллиардов людей, продолжаются до сих пор. И никуда не уйдут, пока опасность заражения остается на прежнем уровне.

Именно поэтому, бесспорно, лучшей новостью 2020 года стали сообщения ученых о том, что у человечества в борьбе с пандемией теперь есть не только «щит», но и «меч» – вакцина.

Долгожданная вакцина

Над разработкой вакцины от нового коронавируса ученые начали работать практически сразу же после того, как стало понятно, какую угрозу представляет заболевание. Всемирная организация здравоохранения еще в январе 2020 года начала координировать работу тысяч ученых по всему миру по созданию вакцины. Был сформирован альянс COVAX (программа международного сотрудничества по разработке и производству вакцин от COVID-19), который поддержали около 190 стран мира.

«Разработка и одобрение целого ряда безопасных и эффективных вакцин спустя меньше года с момента, когда вирус был выделен и секвенирован, – это ошеломляющее достижение», – подчеркивает генеральный директор ВОЗ Тедрос Гебрейесус.

Однако это «ошеломляющее достижение» у многих вызывает скепсис: разве можно в столь короткие сроки создать нормальную вакцину, если в обычном режиме на это уходит минимум пара-тройка лет? Дейст­вительно, по данным ВОЗ, ни одна вакцина в мире не проходила клинические испытания и стадию предварительной квалификации так же быстро, как новые препараты против COVID‑19. Но и в такой ситуации, какой стала нынешняя пандемия, человечество еще не оказывалось.

Так что работа уж точно шла не в «обычном режиме». В период пандемии для всего мира поиск эффективной вакцины стал прио­ритетом номер один – причем это касается не только ученых, которые бросили все силы на соответствующую работу, но и инвесторов (в том числе речь идет о государственном финансировании), которые обеспечили исследователей вируса и разработчиков вакцины беспрецедент­ными ресурсами. Кроме того, бюрократические формальности решались гораз­до быстрее, чем обычно. Учитывая это, удивляться срокам разработки не стоит.

Как и сомневаться в надежнос­ти вакцин. Главная ценность любого государства – это его граждане. И если государство дало «добро» на использование препарата – значит оно уверено в его безопасности для людей.

По данным ВОЗ, к середине января 2021 года в глобальном масш­табе было сделано уже около 30 млн прививок в 47 странах. В том числе к вакцинации приступили в государствах Европейского союза, Великобритании, Китае, Канаде, России, США, Индии...

С 1 февраля прививочная кампания от COVID-19 стартует и в Казахстане. До конца года планируется привить до 6 млн человек, в первую очередь вакцину получат медицинские работники, педагоги, студенты, люди с хроническими заболеваниями. Схожий алгоритм вакцинации, в принципе, практикуют во всех странах, уже приступивших к этой работе.

В начавшихся в мире прививочных кампаниях от COVID-19 используется около десятка различных препаратов. Самые известные – это BioNTech⁄Pfizer (разработчики из Германии и США), Moderna (США), «Спутник V» (Россия), Oxford AstraZeneca (Швеция, Великобритания), Sinopharm (Китай), Covaxin (Индия). Но список далеко не полный, и новые наименования в нем будут продолжать появляться – в разработке, в том числе на стадии клинических исследований, находятся десятки вакцин.

И это – хорошая новость. Чем больше надежных препаратов и чем выше мощности производства вакцин, тем быстрее получится провести прививочную кампанию в планетарном масштабе.

В Казахстане, как уже объявлено, прививочная кампания будет проводиться российским препаратом «Спутник V» и отечественной вакциной QazCovid-in, но только после завершения клинических испытаний, которые, как ожидается, завершатся в марте. Казахстанская разработка показывает хорошие перс­пективы – предварительная эффективность составляет 96%, исследования говорят также о высокой безо­пасности вакцины.

Что касается российского «Спутника V», с которого и нач­нется вакцинация в Казахстане, то здесь, помимо научных отчетов исследователей об испытаниях вакцины, охотно делятся своим опытом обычные люди, уже получившие прививки. Например, в мессенджере Telegram есть канал «Народные отчеты о вакцинации от COVID-19», где публикуются отчеты о самочувст­вии и результатах анализов людей после вакцинации. В группе уже сотни отзывов, доказывающих, что препарат безопасен и эффективен.

Прививка или жизнь

Как только появилась вакцина от COVID-19 и страны начали строить планы прививочных кампаний, немедленно активизировались и те, кто «мутит воду». Фейки и манипулятивные информационные вбросы по поводу вакцин и прививок, новые изощренные теории заговора, одна бредовее другой, начали плодиться с невероятной скорос­тью и находить «благодарных читателей».

Идеологические антипрививочники, люди, не доверяющие властям и науке, просто безответственные «пофигисты» – это, увы, явление глобальное. Стоит вспомнить, как даже в самый разгар национальных локдаунов люди во многих странах мира выходили на демонстрации, протестуя против ношения масок, заявляя о том, что проблема с коронавирусом раздута, что нет необходимости в карантинных ограничениях... А после начинался всплеск заболеваемости.

Напомним: за год от COVID-19 уже погибло более 2 млн человек, и эта цифра продолжает расти – в последнюю неделю, согласно данным ВОЗ, ежедневно регистрировалось 10–16 тыс. смертей от «короны» по всему миру. При этом распространение вируса продолжается, и чис­ло заболевших растет, так что соответственно будет расти и число умерших.

Если зайти на сайт Worldometers в раздел о коронавирусе, то, периодически обновляя страницу, можно в live-режиме наблюдать, как растет цифра в графе Deaths («Смерти»). Не самые приятные переживания даже для стороннего наблюдателя, для которого все это – просто статистика. А что уж говорить о тех, чьи родные и близкие эту статистику пополнили и пополняют...

И это не говоря уже о том, что для многих миллионов переболевших «короной» данный «опыт» не пройдет бесследно. Медики и ученые, работающие с ковидными больными, не первый месяц говорят о том, что это заболевание имеет для здоровья долгосрочные последствия, причем спектр возникающих в организме сбоев невероятно широк – от логичных после тяжелой пневмонии проб­лем с легкими до более неожиданных, таких как расстройства мозга, болезни сердца.

Сейчас у людей уже есть возможность предотвратить еще большие жертвы, победить пандемию и перевернуть, наконец, страшную страницу в своей истории. Эта возможность – эффективная вакцина. Но сработает данный способ только при условии должного охвата прививками населения всей планеты. Не просто так Организация Объе­диненных Наций и Всемирная организациия здравоохранения призывают отказаться от «вакцинного национализма» и еще до разработки препаратов начали думать о механизмах, способных обеспечить равный и справедливый доступ к вакцинным препаратам для всех. При этом государства тратят колоссальные ресурсы на налаживание производств и закуп вакцин. Будет нелепо, если эти огромные международные усилия зайдут в тупик просто потому, что люди не хотят вакцинироваться.

Принимая решение о том, делать прививку или нет, каждый человек должен осознавать, что принимает это решение он не только за себя, но и за других людей. Отказ вакцинироваться – согласие быть зараженным, согласие оставаться переносчиком заболевания, согласие быть причиной чьей-то смерти в конце концов. Коллективный иммунитет будет защищать всех, только если каждый внесет вклад в его формирование.

Ученые сделали свою работу – дали оружие для борьбы с нынешней пандемией. Нам осталось им воспользоваться.

Популярное

Все
Потерявшемуся мальчику – апельсиновый сок
Воспитателя оштрафовали за избиение детей
Более четырех тысяч казахстанцев ожидают трансплантацию органов
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
В Алматы военнослужащие поздравили ветерана войны с 99-летием
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате
К празднику Победы ветеранам выплатят по полтора миллиона тенге
Немецкая компания будет производить сверхлегкие самолеты в Казахстане
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
Когда в Астане отключат отопление

Читайте также

Девятый вал «короны»
«Этот поезд в огне»
Пандемия коронавируса: нужны новые стратегии
«Цифра» как предчувствие

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]