Это решение, означающее начало качественно нового этапа преобразований в самой, пожалуй, реформируемой сфере нашей страны, полностью согласуется с главным трендом современности – установкой на развитие человеческого капитала как залога конкурентоспособности стран и наций в очень непростом современном мире.
Такого закона у нас никогда еще не было – это настоящий прорыв в осмыслении и системном законодательном обеспечении развития казахстанского образования.
Учитель – это звучит гордо
Почему вопрос статуса педагога столь важен?
Дело в том, что принятие указанного закона стало фактическим завершением непростого и длительного этапа осознания и полного понимания того, что учитель, педагог является главной фигурой всей системы образования как нашей страны, так и мира в целом.
Учитель играл и играет уникальную роль в человеческой цивилизации. Он, по сути, выполняет функции связующего звена, цементирующего цивилизацию в четвертом измерении – времени.
Именно учитель аккумулирует в себе и передает знания и умения, накопленные людьми, каждому следующему поколению. И не только знания, но и во многом миропонимание и мировоззрение, способы мышления, душу нации, человеческие ценности, культуру и многое-многое другое.
Учителя – это те, кто передают каждому новому поколению достижения и заботы поколений предков и открывают каждому двери в будущее. Моим давним убеждением является то, что, не подняв статус учителя, уважение к нему и обеспечение его непростого и благородного труда на должную высоту, мы не сможем достичь серьезных целей. И это не получится заменить никакими новыми технологиями, методиками, подходами или моделями.
Без фигуры учителя будет неэффективен главный динамический процесс жизни человечества – его постоянное обновление и, на основе достижений прошлого и настоящего, неудержимое стремление вперед. И эту живую связь времен во многом обеспечивают человечеству именно учителя, педагоги, в чем, думаю, главное и очень высокое их предназначение.
Издревле на Востоке отношение к учителю было самым трепетным, он был одним из самых почитаемых людей. Наше главное богатство – человек, а как говорил великий Абай: «Самое лучшее в человеке – от Учителя».
Великие учителя восточного мира получали самую широкую известность. Научный мир высоко оценил дарования Абу Насра аль-Фараби еще в ранние века и называл его Вторым Учителем после известного мыслителя древности Аристотеля.
Выдающийся казахский просветитель, педагог-новатор и организатор школ Ибрай Алтынсарин сверхуважительно отзывался о назначении учителя: «Быть учителем – не служба, а Богом данное призвание. Высокую душу для этого следует иметь, способную отдать свой пламень другим людям, ничего не требуя взамен».
Чтобы поддержать этот благородный труд и обеспечить ему максимальную эффективность, мы можем и должны вернуть педагогам огромное уважение, обеспечить профессии учителя высочайший престиж и статус. Это должно стать глубочайшим убеждением нашего общества и государства, неизменным на дальнейшую перспективу.
Преемственность и развитие
Образование с первых дней независимости находилось в зоне особого внимания Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Нурсултана Назарбаева.
Оно было одним из ключевых пунктов его стратегии развития страны, самые серьезные задачи по его модернизации фигурировали практически в каждом Послании народу Казахстана. Аксиомой политического курса стала убежденность в том, что только высокообразованная нация может быть конкурентоспособной.
Почти за 30 лет независимости мы создали принципиально новую систему образования, которая соответствует многим современным требованиям. И сегодня государство делает все возможное для того, чтобы продвигаться на передовые позиции качества образования, соответствующие мировым стандартам.
При этом, как показывает практика, это продвижение не является равномерным по всем уровням и параметрам образования. Наверное, это объективно, поскольку не рационально «автоматически копировать» какие-либо устоявшиеся зарубежные образцы.
Наоборот, мы должны даже самые прогрессивные достижения мировой практики «примерять» к своей реальности, адаптировать к казахстанским целям и потребностям. Не всегда все можно четко просчитать, порой приходится действовать методом «проб и ошибок». Но именно таков непростой путь настоящих реформ. И все же в целом мы существенно продвигаемся к намеченным целям, где-то с упреждением, а где-то и подтягивая «хвосты».
Подобный путь мы проходим и в отношении статуса педагога. Эти вопросы возникают и в той или иной степени решаются уже на протяжении ряда лет.
Так, в Государственной программе развития образования в РК на 2005–2010 годы уже ставились такие проблемы, как повышение социального статуса, усиление государственной поддержки и совершенствование механизмов стимулирования труда педагогических работников, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров. И решались. Однако до полного понимания особой важности и глубокой взаимосвязи таких вопросов еще было далеко, они были разбросаны и терялись в общем ряду многочисленных и непростых проблем образования.
Значительно более системный подход проявился в Государственной программе развития образования на 2011–2020 годы. Здесь вопрос статуса педагога приобрел гораздо большую значимость – вошел в число десяти основных направлений, причем заняв в них почетное второе место. Соответственно, ему было посвящено уже не несколько строк, а целый раздел программы. По сути, впервые в истории суверенного Казахстана решение вопросов статуса педагога было поставлено на системную, комплексную основу. Важность такого подхода была дополнительно подтверждена результатами исследования, проведенного ОЭСР, которые также показали, что главной фигурой в школе был и остается учитель.
В решении вопросов, связанных со статусом педагога, было определено продвижение по трем основным путям. Первый путь – на новом уровне системное повышение квалификации педагогов, второй – материальное стимулирование с повышением заработной платы, третий путь – проведение имиджевой работы для повышения авторитета педагога, формирование положительного образа учителя. Анализ показывал, что через СМИ в те времена о педагогах и образовании в целом шла в основном негативная информация (к сожалению, определенные отголоски такой ситуации сохранились и до нынешнего времени – журналисты продолжают концентрироваться в основном на «жареных» негативных фактах). Поэтому целенаправленная имиджевая работа была и остается актуальной.
В итоге за 2005–2015 годы были существенно подняты значимость и организационно-ресурсный уровень вопросов повышения статуса педагогов – от фрагментарных задач до одного из основных направлений стратегического планирования развития и модернизации всей системы образования страны.
Удалось совершить определенное продвижение в решении ряда конкретных задач повышения такого статуса.
Были приняты системные меры по пересмотру системы повышения квалификации педагогов, их имиджа.
Проводились и увеличения заработной платы педагогов. Но стоит заметить, что продвижение здесь существенно сдерживалось подходом, по которому рост оплаты труда в основном увязывался с базовым должностным окладом (БДО), составлявшим сравнительно небольшую часть оплаты труда и принимавшимся в процентах от БДО. В итоге прибавки получались незначительными и, как следствие, недостаточно эффективными для стимулирования качества педагогического труда и престижа профессии.
Для дальнейшего продвижения в решении таких вопросов уже в Послании народу Казахстана от 5 октября 2018 года «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» Елбасы возвращается к этой тематике и дает недвусмысленное поручение: «Считаю необходимым разработать и принять в следующем году Закон «О статусе педагога». Он должен предусмотреть все стимулы для учителей и работников дошкольных организаций, сократить нагрузку, оградить от непредвиденных проверок и несвойственных функций».
В 2019 году вопросы совершенствования качества образования и статуса педагога выводятся на приоритетную позицию и у кандидата на пост Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева.
В своей предвыборной платформе «Благополучие для всех! Преемственность. Справедливость. Прогресс» он продемонстрировал преемственность избранного курса, дав обещание повысить статус педагогов и воспитателей, предоставить им дополнительные социальные гарантии, снизить их нагрузку и сократить отчетность.
Исходя из своего требования: «…власть обязана слышать запросы людей, решать проблемы на местах, регулярно отчитываться перед гражданами. Не обещать, а делать!», озвученного 12 июня 2019 года в выступлении на официальной церемонии вступления в должность избранного Президента Республики Казахстан, Касым-Жомарт Токаев сам напрямую подключился к решению принципиальнейших вопросов статуса педагога.
Фактор личного участия в процессе Главы государства консолидировал заинтересованные стороны, настроил всех на конструктивную работу. К тому же у Президента в ходе встреч со специалистами и населением регионов была возможность глубже ознакомиться с общественным мнением по самому полному спектру вопросов.
Знаковым событием для системы образования стала августовская педагогическая конференция, на которой Касым-Жомарт Токаев дал ключевые установки на ближайшую и среднесрочную перспективу развития сферы образования, а также разъяснил педагогам, какие плюсы и преференции сулит им готовящийся закон. Это и сокращение нагрузки учителей, и гарантия защиты чести и достоинства, и материальные стимулы. Важнейшие из них – доплата в двукратном размере за классное руководство и проверку тетрадей; увеличение отпуска для всех педагогов до 56 дней; доплата за степень магистра и другие меры.
Второго сентября в Послании народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» Президент страны на первое место в приоритете «Новый этап социальной модернизации» поставил качество образования.
При этом Глава государства поручил в течение предстоящих 4 лет повысить заработную плату учителей в 2 раза. Столь высокого темпа роста оплаты труда в образовании у нас в XXI веке еще не было, и это замечательное событие для полумиллионного педагогического корпуса Казахстана. Несомненно, такой рост благоприятно скажется как на условиях жизни учителей, так и на их статусе в обществе. Соответственно, с 1 января текущего года заработная плата педагогов уже увеличилась на 25%.
Социальные гарантии для педагогов, работающих в сельской местности, еще шире и привлекательнее. Начиная с того, что у них ставки будут выше, чем у коллег-горожан, на 25%.
Все это вместе взятое вылилось в особое целенаправленное внимание к вопросам законодательного, организационного и ресурсного обеспечения статуса педагога. Итогом большой работы и стало принятие Закона «О статусе педагога» и Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020–2025 годы.
Преодолен важный рубеж для столь социально значимого направления работы государства – впервые статус отечественного педагога вышел на уровень особой законодательной поддержки – отдельным законом.
Интересным совпадением стало и то, что в этот же день, 27 декабря 2019 года, было принято и постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020–2025 годы». Эта госпрограмма становится главным инструментом практической реализации и обеспечения всех мер по модернизации и развитию отечественной системы образования, в том числе и в области повышения статуса педагога.
Наступление по широкому фронту
Новый закон по своей тематике стал гораздо более широкоохватным, комплексным и взаимоувязанным: соответствующие изменения и дополнения внесены в девять законодательных актов Казахстана – один кодекс и восемь законов.
Сам закон теперь охватывает 15 значимых направлений правового регулирования и поддержки: статус педагога, педагогическую этику и Совет по педагогической этике, обеспечение профессиональной деятельности педагога, его права при осуществлении такой деятельности и ограничение доступа к ней, право на материальное обеспечение и поощрение, педагогическую переподготовку, социальные гарантии, наставничество, присвоение (подтверждение) квалификационной категории, обязанности педагога, профессиональная подготовка и повышение квалификации.
Столь широкого спектра направлений, связанных со статусом педагога, в правовой и институциональной практике Казахстана еще не было, и это по-настоящему серьезный шаг вперед в законодательной определенности и защищенности нашего учительского корпуса.
В связи с этим отмечу, что законопроект прошел самое широкое обсуждение в регионах страны. Думаю, не будет преувеличением сказать, что закон «прошел через души учителей».
Отдельно подчеркну, что в законе и государственной программе особое внимание уделено повышению оплаты труда педагогов. Это направление в нынешнем состоянии дел, пожалуй, самое запущенное. В новой программе, в частности, отмечено, что заработная плата в сфере образования остается очень низкой по экономике (102 875 тенге при средней зарплате по стране 163 тыс. тенге), что выступает негативным фактором, сдерживающим приток квалифицированных кадров. А согласно результатам исследования ОЭСР TALIS-2018, 96% казахстанских учителей считают, что увеличение их заработной платы должно стать самой приоритетной задачей при увеличении бюджета образования. Именно здесь сегодня лежит главный ключ к проблеме статуса педагогов.
Новый закон открыл прямую дорогу к эффективному решению этой проблемы – она уже решается, и в государственной программе официально утвержден четкий и масштабный план удвоения зарплаты педагогов в течение ближайших 4 лет.
Также установлены нормы, реально стимулирующие повышение уровня образованности педагогов. В частности, доплата учителям за степень магистра, что призвано повысить общий уровень квалификации учительства, а значит, и качества образования в целом. Предусматривается возможность дифференцированного повышения оплаты труда за счет доплат за квалификационный уровень методистам, педагогам дошкольного, школьного, дополнительного, технического и профессионального образования, а также за наставничество и др.
Установлена и развитая система материальных поощрений учителей. Вплоть до присвоения самым талантливым педагогам высокого звания «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы» («Заслуженный учитель Казахстана»). Такие учителя будут иметь право на получение выплаты в размере 1000-кратного месячного расчетного показателя (сейчас эта сумма равна 2,651 млн тенге).
При этом на материальное обеспечение реализации положений закона выделяется 5,3 трлн тенге на 2020–2024 годы. Столь значимой суммы повышения в данной сфере мы еще не видели. Это свидетельствует о большой политической воле Главы государства, зрелости и готовности государства и общества инвестировать в экономику знаний, которая становится определяющим вектором прогресса.
Особо хочу подчеркнуть освобождение учителей от привлечения к не относящимся к их прямой работе функциям, от совершенно чрезмерной отчетности и целого вала проверок, зачастую мало или совсем не нужных.
Как показывает опыт общения с педагогами, это настоящая «ахиллесова пята» нашей системы управления образованием, на корню подрывающая его эффективность. На это жалуются практически все учителя. В течение многих лет нам никак не удавалось избавиться от такой «напасти», теперь же в этом вопросе появляется серьезная законодательная поддержка. Думаю, местным исполнительным органам будет полезно обратить на это особое внимание.
В новом законодательстве представлена целая система мер, призванная оградить педагогов от всяческих перегибов и вмешательств в их деятельность.
Практика показывает, что порой в школу заходили три-четыре инспекции одновременно. Мало того, что для них требовались отдельные кабинеты, так и режим работы учреждения нарушался. По информации Генеральной прокуратуры, озвученной на парламентских слушаниях, за последние 2 года контрольно-надзорные органы провели в школах почти 10 тыс. проверок, из них 8 тыс., или 80%, оказались внеплановыми.
Новым законом создаются механизмы противодействия такой практике. В частности, предусмотрено и применение административных мер, штрафных санкций. Думается, это поумерит пыл любителей привлечения учителей к мероприятиям, никак не относящимся к их профессии.
Предусматриваются и меры по расширению социального пакета педагога. В значительной степени политику благоприятствования здесь должны поддержать местные органы власти, возможности которых в этом плане возросли.
Такая политика позволит привлечь в систему образования талантливую молодежь, постепенно существенно омолодить эту сферу, всемерно содействовать формированию качественного кадрового резерва.
Возможными дополнительными стимулами могут стать, например, приоритетная выдача сертификатов на жилье, отсрочка от призыва на воинскую службу, возможность устройства ребенка в детский сад в первоочередном порядке и т. д.
Думаю, и другие ресурсы будут изысканы. И наша школа должна выйти на новые рубежи.
Отрадно, что в новой госпрограмме предусмотрен возврат к использованию такого потенциально эффективного механизма консолидации и отстаивания интересов учительского корпуса, как ассоциации учителей-предметников. В свое время (2011–2013 годы) мы успешно апробировали такой механизм. Теперь в свете нового законодательства о статусе педагогов он может обрести новые силы и возможности.
Сейчас же главное – обеспечить все возможности его практической реализации. Большая ответственность здесь ложится на Министерство образования и науки РК, прежде всего в тщательной проработке подзаконных актов и их внедрении. Затем – на местные исполнительные органы в деле массового освоения новых правовых норм во всех организациях образования. После этого главное слово будет за учителями. Им мы должны создать все условия для продуктивной и качественной работы.
К настоящему времени мы добились довольно солидных результатов в образовании. Вошли в ведущую мировую четверку следом за Норвегией, Японией и Германией по такому престижному показателю, как индекс образования. Мы лидируем среди стран СНГ по уровню модернизации образования и его интеграции в мировое образовательное пространство. Кроме того, наши ученики завоевывают много медалей на международных предметных олимпиадах (кстати, теперь педагоги, подготовившие призеров-олимпиадников, будут поощряться материально).
Спасибо за все это нашим талантливым и креативным учителям!
Теперь и государство постаралось на максимум. Образно говоря, и часть долгов вернув, и авансы образовательной системе выдав.
Образование, без преувеличений, выходит на авансцену мировой политики. В прошлом году одной из директивных целей 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН было определено именно продвижение качественного образования.
В своем выступлении на глобальном форуме Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подчеркнул: «Моей главной целью является создание условий для того, чтобы миллионы моих соотечественников извлекли выгоду из широкомасштабных реформ, пользовались плодами инклюзивного общества, динамичной экономики, высококачественного образования и передового здравоохранения».
Теперь такому развитию дан новый импульс, педагоги получают новые права и возможности. И совершенно справедливо, что требования к самим педагогам, их ответственность и вклад в развитие страны будут также повышаться.
Что ж, статус обязывает.