Каждый год при рассмотрении бюджетных документов поднимаются одни и те же вопросы. Не «проедает» ли страна Нацфонд? Как остановить инфляцию и рост цен? Когда начнем производить, а не только добывать? В этом году триггером стал еще один вопрос – рост государственного долга и затрат на его обслуживание.
В целом трехлетний республиканский бюджет – это бюджет восстановления после коронакризиса.
– В последние годы государство значительные средства направляет на преодоление последствий пандемии, поддержку наших граждан и пострадавших предприятий. Ситуация все еще сложная, но в целом можно сказать, что Казахстан преодолевает последствия пандемии. Бюджет следующих трех лет – это уже в большей степени бюджет восстановления и развития. В Послании Главы государства определены четкие задачи по восстановлению экономики в постпандемический период, повышению эффективности промышленности, развитию регионов, решению наиболее острых социальных проблем, волнующих население. Финансирование этих задач нашло отражение в бюджете, – отметил спикер Сената.
Одной из важных задач бюджета является неукоснительное исполнение социальных обязательств государства перед гражданами. В связи с этим наибольший удельный вес в расходах бюджета в трехлетнем периоде составляют расходы социальной сферы. 50,8% от общего объема расходов будут направлены именно на эту сферу в 2022 году. А к 2024 году этот показатель составит уже 59,8%.
– Все социальные обязательства государства будут выполняться в полном объеме. С учетом роста поступлений за 3 года расходы на социальную сферу планируется увеличить почти на треть. В целом на социальную сферу в 2022–2024 годах выделяется 26,7 триллиона тенге. Эти средства позволят решить многие социальные проблемы. Главным образом речь идет об индексации социальных выплат, повышении зарплат учителей, врачей, других категорий бюджетников и о строительстве многих социальных объектов, – подчеркнул Маулен Ашимбаев.
Да, социальная направленность бюджета очевидна. Однако, по мнению сенатора Едиля Мамытбекова, сомнение вызывают источники финансирования социальной сферы.
– Вместе с тем весь этот позитив проекта бюджета несколько скрадывается из-за не совсем понятных нюансов бюджетирования. Так, не совсем ясно, почему целевым назначением расходов, финансируемых за счет гарантированного трансферта из Нацфонда, является выплата солидарных пенсий и государственных базовых выплат из республиканского бюджета. Это противоречит Концепции формирования и использования средств Нацфонда, целевое назначение которых это «обеспечение социального и инфраструктурного развития». То есть трансфертные средства направляются не на развитие, а на проедание, – сказал Едил Мамытбеков.
Также он констатировал факт, что расходы из Нацфонда в первом полугодии превысили поступления в него.
– К тому же Счетным комитетом выявлено неэффективное использование средств на 1 триллион тенге. Другими словами, выделяемые из Нацфонда средства не гарантируются от их неэффективного или нецелевого использования, – отметил сенатор.
Коллегу поддержала сенатор Ольга Перепечина. Объемы гарантированного и целевого трансфертов из Нацфонда на плановый период достаточны для обеспечения сбалансированности республиканского бюджета и его расходов, но при этом активно используется стабилизационная функция Нацфонда, что не позволяет реализовать его сберегательную функцию. В итоге возникает риск стремительного сокращения активов Нацфонда, считает сенатор.
– Во избежание не всегда продуманного использования трансфертов из Нацфонда на сегодня приоритетом должны стать строгая бюджетная дисциплина и жесткие бюджетные правила. В конце 2020 года в Концепцию формирования и использования средств Нацфонда и в Бюджетный кодекс было включено невнятное описание «контрцикличного бюджетного правила», срок введения которого был отложен до 1 января 2024 года. Возникает сомнение, насколько правильно будут работать бюджетные правила без детальных пояснений, понимания целей и задач бюджетных реформ в целом и без решения иных проблем бюджетной системы, – отметила Ольга Перепечина.
Сенатор Даурен Адильбеков поинтересовался, каков вклад несырьевого реального сектора в прогнозируемом росте экономики в 2022 году, а также спросил, как и за счет каких секторов Правительство планирует обеспечить условия для устойчивого развития экономики страны.
На этот вопрос выпало ответить Премьер-министру страны Аскару Мамину. По его мнению, в прошлом году, несмотря на пандемию, кризисные явления в экономике, по основным отраслям реального сектора были высокие темпы роста.
– И эта динамика сохраняется в этом году, – утверждает глава Кабмина. – Мы говорим о том, что реальный сектор стал фактором устойчивости национальной экономики, фактором конкурентоспособности национальной экономики. Я хотел бы засвидетельствовать еще такие цифры – в нынешнем году экспорт обработанных товаров у нас вырос на 25,5%. То есть это говорит о том, что наши товары востребованы на внешних рынках. И в целом экспорт в текущем году у нас вырос на 20%. То есть вся положительная динамика, восстановительная динамика налицо. Темпы восстановления экономики признаются всеми международными финансовыми институтами. В прошлом году ни одно рейтинговое агентство не снизило нам кредитный рейтинг.
Аскар Мамин также оптимистично добавил: никаких оснований сомневаться в вероятности достижения целей, индикаторов роста на следующий год нет.
Как уже было сказано, депутаты обеспокоены ростом государственного долга страны. Сенатор Нурлан Кылышбаев констатировал, что в прогнозируемом периоде наблюдается рост государственного долга и долговых обязательств, направленных на погашение и обслуживание правительственного и негосударственных займов, источником погашения которых являются средства республиканского бюджета.
– Нынешний республиканский бюджет сформирован с учетом приоритизации финансовой потребности в соответствии с целями и целевыми индикаторами и оценки эффективности заявляемых расходов. Вместе с тем, по данным Счетного комитета, с 2008 года отмечается рост расходов республиканского бюджета в 4,4 раза, тогда как налоговые поступления, которые должны быть главным источником пополнения бюджета, за аналогичный период возросли лишь в 3,3 раза, – отметил сенатор, подчеркнув, что такая сложившаяся ситуация будет способствовать росту дефицита бюджета и, соответственно, росту объема финансирования за счет заимствования.
В связи с этим депутат поинтересовался, какие меры принимает Кабмин для сдерживания госдолга.
По словам первого заместителя Премьер-министра Алихана Смаилова, разработан проект концепции управления государственными финансами до 2030 года. Согласно документу Правительство будет сдерживать государственный долг Казахстана на уровне не более 32% от ВВП.
По его словам, увеличение собственных доходов, удерживание расходов и снижение дефицита на относительно умеренном уровне позволит держать госдолг на уровне не более 32% к ВВП, или 32,8 трлн тенге в 2024 году.
– Что касается расходов на обслуживание долга в республиканском бюджете, то в предлагаемом трехлетнем бюджете они составляют от 7 до 10% всех расходов бюджета. В концепции мы ставим лимит на обслуживание долга бюджета – не более 15% расходов, – сказал Алихан Смаилов, пообещав, что вопросы управления госдолгом будут решаться комплексно.
Также вице-премьер предрекает, что собственные доходы бюджета будут расти темпами выше, чем номинальный темп роста ВВП.
– Так, если в этом году у нас собственные доходы республиканского бюджета составляли 7,2 триллиона тенге, то за 2024 год собственный доход составит 10,4 триллиона тенге, то есть рост почти на 50%. Здесь и дальнейшая цифровизация налогового, таможенного администрирования, внедрение национальной системы прослеживаемости товаров, будем вносить изменения в налоговое законодательство, совершенствовать международное налогообложение, трансфертное ценообразование, акцизную политику, – отметил Алихан Смаилов.
По его мнению, эти меры позволят сократить использование средств Нацфонда с нынешних 4,5 трлн тенге до 2,4 трлн тенге в 2024 году.
Между тем, отметил спикер Маулен Ашимбаев, сегодня идет активное заимствование не только на уровне Правительства, но и на уровне регионов.
– Долг местных исполнительных органов вырос в два раза – до 1,7 трилиона тенге и продолжает увеличиваться. Важно не допускать неконтролируемого роста заимствований со стороны местных исполнительных органов, – сказал Маулен Ашимбаев.
Спикер Сената отметил, что требуют контроля и долги, которые гарантированы государством.
Такие долги сегодня оцениваются в размере 1 трлн тенге на данный момент, а с начала года они выросли почти на 125 млрд тенге.
– В заключении Счетного комитета к проекту бюджета приводятся данные, когда привлеченный неправительственный долг тем или иным способом трансформируется в государственный долг. Государство вынуждено за счет госбюджета обслуживать этот долг.
Нужно не упускать из внимания долги местных госорганов и долги, которые гарантируются государством, – подчеркнул Маулен Ашимбаев.
Подняли сенаторы и извечный вопрос обеспечения питьевой водой. Маулен Ашимбаев напомнил, что депутаты Сената регулярно поднимают его на заседаниях.
– Проблема доступа к воде актуальна для более 700 тысяч граждан нашей страны. Цифра немаленькая. Мы видим здесь системные проблемы. В частности, износ систем водоснабжения составляет порядка 50% минимум, – заявил Маулен Ашимбаев.
По его словам, цель, которая была поставлена к 2020 году по обеспечению всех населенных пунктов водой, не достигнута по ряду причин.
По словам спикера Сената, одна из причин – высокая децентрализация в этом вопросе. Разные бюджетные программы охватывают вопросы обеспечения водой. Сейчас принят единый проект «Сильные регионы – драйвер развития страны». В рамках нацпроекта будет обеспечиваться решение вопроса развития сетей, обеспечения доступа к чистой питьевой воде и так далее.
– Очень важно, чтобы была четкая координация этой работы, чтобы мы все вместе вовремя выполнили поставленную Главой государства задачу по обеспечению стопроцентного доступа к воде во всех населенных пунктах в нашей стране, – сказал Маулен Ашимбаев.
Председатель Сената напомнил, что на совещании в Экибастузе по развитию моногородов Президент поднял вопрос по изменению подходов к водопотреблению, к внедрению системы мониторинга водопотребления, внедрению новых технологий.
– Если нужно оперативно внести какие-то изменения и дополнения в наши законы по изменению подходов в сфере водопотребления и обеспечения водой, депутаты заинтересованы эту работу быстро провести и рассмотреть инициативы Правительства. Мы готовы активно работать в этом направлении, – подчеркнул спикер Сената.
В целом рассмотренный бюджет он назвал вызовом Правительству. Средства выделены, и немалые. Правительство обязано наконец решить вопрос с их эффективным использованием.
По результатам рассмотрения законопроектов в Сенате депутаты предложили внести корректировки в республиканский бюджет. В частности, они предложили увеличить расходы на реконструкцию и развитие автодорог, газоснабжение, строительство и ремонт водопроводных сетей и на другие направления. Финансирование этих расходов предложено провести за счет перераспределения средств, которые были предусмотрены в резерве Правительства.
Вместе с тем Закон «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2022–2024 годы» был принят сенаторами без изменений.