2025 по Фаренгейту Фестивали 19 сентября 2025 г. 5:40 151 Илья Пащенко корреспондент отдела культуры Более трех тысяч человек посетили прошедший в Алматы фестиваль современного творчества Fahrenheit фото предоставлено организаторами Голос поколения Одиннадцать часов непрерывно сменяющих друг друга выступлений отечественных и зарубежных писателей; лекции кинорежиссеров и артистов, открывающих слушателям удивительный мир синергии искусств; сотни книг, что радовали глаз манящей красотой обложек и грели душу разнообразием жанров; десятки исписанных ручек, чернила которых навсегда впечатались в бумагу витиеватыми изгибами автографов; теплые улыбки, заливистый смех и дужеские разговоры по душам – все это фестиваль Fahrenheit 2025. Мероприятие, знакомящее своих гостей с творчеством современных авторов и представляющее их вниманию яркие литературные новинки, впервые прошло в Алматы три года назад. Тогда Fahrenheit был еще скромным детищем команды энтузиастов, которые мечтали сделать его голосом нового поколения казахстанских писателей – чуткого, пытливого, беспокойного, смело бросающего вызов безжизненности готовых формул. Теперь же фестиваль по праву претендует на статус одного из главных событий культурной жизни нашей страны, а увеличивающееся год от года число его посетителей лучше любых слов свидетельствует о том, что современная литература находит самый живой отклик в сердцах все новых и новых читателей. – Очень важно, что нас активно поддерживают крупные издательства и литературные сообщества. Они видят, что Fahrenheit – это не разовая акция, о которой забудут на следующий день, а постоянная инициатива, объединяющая людей с громкими писательскими именами. Конечно, каждый год мы хотим видеть на фестивале зарубежных участников, но не ради пафоса или самоутверждения, а для обмена опытом, чтобы люди понимали, чем казахстанская литература отличается от российской, английская – от испанской и так далее. Открывая читателям новые имена и произведения, Fahrenheit, как мне кажется, формирует содержательное понимание литературы, – рассказал организатор фестиваля писатель Андрей Орлов. Мэтры о метрах Взаимосвязь писательского дела и кинематографии – одна из центральных тем Fahrenheit 2025, поэтому состав хедлайнеров поровну разделился между мастерами пера и длинного метра. На главной сцене фестиваля перед слушателями выступили известный казахстанский режиссер и сценарист, кавалер французского ордена Искусств и литературы Рашид Нугманов, российский писатель-фантаст, главный редактор издательства «Астрель-СПб» Александр Прокопович, актер театра и кино, преподаватель ВГИКа Илья Кожухарь и писательница Гузель Яхина, презентовавшая свое новое произведение – роман-буфф «Эйзен». Несмотря на значительность и пространность темы – «Как книги становятся фильмами», – в выступлении Рашида Нугманова не было ни намека на академическую тяжеловесность. Непринужденная беседа с первых слов привлекла всеобщее внимание, и очень скоро в расположенном напротив главной сцены импровизированном зрительном зале не осталось свободных мест. Мэтр отечественного кино поделился с гостями фестиваля своим видением внутренней драматургии произведения как основы для его последующей экранизации. По словам режиссера, книги, в которых четко прослеживается путь героя к своей цели, имеют больше шансов быть воплощенными на экране, чем те, где размышления о действии заменяют само действие. Александр Прокопович известен читателям как создатель популярной в начале 2000-х дилогии фантастических романов об Алексе Каховском, выделяющейся на фоне иных произведений этого жанра своим искрометным юмором и остротой приключенческого сюжета. Большую популярность обрело подготовленное им пособие «Курс начинающего автора», где в доступной и занимательной форме изложены основные принципы литературного мастерства. Увлеченно, со знанием дела и присущей ему тонкой иронией говорил Александр Прокопович о совершенствовании писательских навыков. Кроме того, он отметил устойчивый интерес к произведениям казахстанских авторов со стороны зарубежных читателей и издательств, приведя в качестве примера роман Айгуль Клиновской «Трое из Жана-Парижа», недавно изданный «Астрель-СПб» и уже пользующийся значительным успехом на мировом книжном рынке. – Для читателя в первую очередь важны люди, их судьбы. Конечно, если человек интересен автору только как житель того или иного города, если этнографическая составляющая перекрывает собой все остальное, то у такой книги вряд ли есть будущее. Если же во главе угла находится личность, а само произведение написано талантливо, то национальный колорит усилит выразительность и привлечет внимание читателей. Давайте вспомним, что роман Дэна Брауна «Код да Винчи» привел к многократному увеличению посещаемости Лувра. Повторите этот успех, напишите такую книгу про Алматы, чтобы читатели со всего мира захотели пройтись по той улице, на которой жили ее главные герои, – обратился к казахстанским писателям Александр Прокопович. Психологическому разбору актерских ролей посвятил свое выступление Илья Кожухарь. Привлекая богатый практический материал, известный артист представил слушателям авторский метод работы над ролью, позволяющий воплотить на экране и сцене театра живых, достоверных героев. Писательница Гузель Яхина в свою очередь подробно рассказала об алматинских страницах биографии великого кинорежиссера Сергея Эйзенштейна, творчеству которого годы пребывания в столице советского Казахстана придали мощный стимул и новое содержание. В этом смысле особым символом непрекращающейся переклички эпох становится открывающее роман «Эйзен» посвящение: «Казахстану – самой гостеприимной стране». Встречи с книгой Главной фотозоной Fahrenheit 2025, без сомнения, стала красочная инсталляция, которую подготовили специалисты сервиса «Яндекс Книги». 30 обложек, выполненных современными художниками для произведений отечественной классики, объединены духом новаторства, чуткостью художественного постижения живой литературной материи и философской глубиной визуальных интерпретаций. Так, например, на обложке к «Словам назидания» монументальность творческого наследия Абая аллегорически воплощена в образе горы, постепенно переходящей в скульптурное изображение великого поэта. По словам представителя сервиса «Яндекс Книги» Асель Сериковой, подобными художественными решениями инсталляция призвана подчеркнуть органическую связь между классической и современной литературой. Ни на минуту не смолкали оживленные разговоры в зоне писателей – добром сердце фестиваля. Надо сказать, что над оформлением своих корнеров авторы потрудились на славу. Теплые огоньки свечей, своим мерцанием контрастирующие с полумраком помещения, нежные лепестки ванили и ярко-наливные мандарины передавали чарующий антураж поэтических сборников Ольги Лукиной под общим названием «Бессонница» – «Мандариновая луна» и «Ванильное полнолуние». Прозаик, поэт и переводчик Михаил Чурсин, известный своими фэнтезийными произведениями в стилистике таинственного Востока, на этот раз предстал перед читателями в совершенно неожиданном амплуа бытописателя. Его новая повесть «Томця» – история одной семьи, по мере развития сюжета разворачивающаяся в панораму судеб поляков-переселенцев, для которых Казахстан стал родным домом. Свою выставочную зону писатель оформил соответствующе: букеты полевых цветов, самовар со связкой баранок, скатерти, отделанные тесьмой, салфетки с вышивкой ришелье и старенькая пишущая машинка передавали домашний уют и атмосферу ушедшей эпохи. Особой задушевностью и близостью к читателю были проникнуты книги талантливой писательницы Галины Ергужиной – автора широко известного цикла «Коротышки», новая, третья, часть которого вышла в свет незадолго до фестиваля. Ярким художественным открытием стал сборник поэтессы и психолога Людмилы Мельниковой «Сияющий рассвет», по сути, заложивший основы уникального для отечественной литературы направления стихотерапии. Романом «Лоскутное одеяло» – семейной сагой о женщинах XX века, чей интимный, чувственный мир сталкивается с жесточайшими испытаниями той поры, – дебютировала писательница Галия Нур. В книге «Много лет вперед» Ксения Земскова и Елена Клепикова творчески переосмыслили феномен «попаданчества» и устроили своим героям неожиданное путешествие во времени, перенеся их из современного мегаполиса в Алма-Ату военных лет. Мария Омар, автор международного бестселлера «Мед и немного полыни», впервые представила казахстанским читателям свое новое произведение – роман «Румия», до этого уже завоевавший признание гостей Московской международной книжной ярмарки. Большой интерес вызвал дебютный сборник рассказов Сауле Кожатаевой «Женский род. Единственное число» – его, по словам представителей торговой сети «Меломан», раскупили сразу же после презентации. Писательница Ирина Бакулина, перу которой принадлежит знаменитый мистико-приключенческий роман «Ночь в библиотеке», порадовала посетителей фестиваля расширенным изданием книги «История Мари», а художник Есенгали Садырбаев привлек внимание не только своими пейзажными картинами, но и исторической дилогией об отрарском купце – впечатляющим художественным полотном времен Шелкового пути. Почему столь велик общественный интерес к фестивалю? Однозначно ответить на этот вопрос вряд ли получится, ведь каждый шел на Fahrenheit за чем-то своим, особенным – автографом на любимой книге, заветной фотографией с культовым режиссером или просто счастливыми минутами дружеского общения. Но одну из множества причин мы все-таки назовем. Фестиваль позволяет переосмыслить сам образ писателя и увидеть в нем не кабинетного затворника, а человека активного, ценящего своих читателей и не мыслящего себя без диалога с ними. И этой радостью взаимного узнавания были окрашены слова, которыми хотелось бы завершить наш рассказ о фестивале: «Fahrenheit закончился, да здравствует Fahrenheit!» #Алматы #фестиваль #современное творчество #Fahrenheit
12 сентября 2025 г. 8:57 Аида Балаева выступила в поддержку сохранения независимости и чистоты культурного пространства
22 августа 2025 г. 17:19 Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
20 августа 2025 г. 0:00 Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»