Более 30 лет «пряничный домик» привлекает горожан и туристов в Семее

14592
Флора Левина
собственный корреспондент по области Абай

На «пряничный домик» съезжаются посмотреть не только отечественные, но и зарубежные туристы

фото автора

Почему-то любая информация о доме-сказке всегда содержала сообщение о том, что впервые о нем написали в конце 80-х годов на страницах популярного в Советском Союзе журнала «Огонек». Однако первооткрывателями творения рук замечательного мастера Александ­ра Глазкова явились журналисты местного государственного телеканала, сюжет которых о распис­ном жилище на окраине Семея сначала показали в программе «Время» на Центральном телевидении, а потом уже и на респуб­ликанском – в информационной программе «Казахстан». Автор этих сюжетов – журналист Лейла Уразбаева. Она рассказала не только о самом доме, но и о человеке, дело которого до самых свтоих последних дней продолжала его верная спутница жизни – Матрена Ивановна Глазкова.

Семипалатинское Прииртышье славится тем, что на сотни километров по берегу Иртыша тянется реликтовый ленточный сосновый бор. Уход за редкой кулундинской сосной – она растет только в Канаде и Казахстане – осуществляет многочисленный коллектив лесного хозяйства. Александр Андреевич Глазков был родом из России, но, волею судьбы оказавшись в Казахстане, почти всю свою жизнь, до ухода на пенсию, проработал в Семипалатинском лесхозе. Мастер, влюбленный в свое дело, ушел на заслуженный отдых начальником сувенирного цеха, созданного им самим.

Как только Александр Андрее­вич получил «добро» на открытие цеха сувенирной продукции, сразу же отправил нескольких молодых художников на учебу в Алма-Ату. Что только ни предпринимал, каких только знакомых ни просил, чтобы достать необходимые красители. Их ему присылали друзья из Свердловс­ка. Необходимое оборудование помогли найти энтузиасту знакомые и незнакомые люди из родственных по профилю предприятий. Завязав дружбу со специалистами нижегородского города Семенова, Александр Анд­реевич помог своим молодым сподвижникам перенять секреты хохломской росписи.

– Мастер искал для своего цеха сотрудников очень тщательно, буквально через сито просеивал. Токарей подбирал из тех, которые были заинтересованы вытачивать сувенирные изделия с творчес­ким подходом. Также искал художников, – рассказывает Лейла Сагнаевна. – Одна из них – Елена Го-Сун-Чин, известная своим мастерством росписи глиняной посуды не только в Казахстане, но и в странах Западной Европы и США, с глубокой благодарнос­тью вспоминает об Александре Андреевиче, сыгравшем важную роль в ее судьбе.

Сильный коллектив увлеченных делом энтузиастов уже скоро заявил о себе: сначала на прилавках магазинов появились сувенирные деревянные ложки и чашки, а потом уже более серьезные произведения народного промыс­ла. По инициативе Александра Андреевича художники в рос­писи изделий стали вплетать национальные казахские узоры, придавая им некую отличительную особенность. Говорят, когда первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Динмухамед Кунаев впервые увидел работы Александра Глазкова, он воскликнул: «Волшебная работа!»

– Но шли годы, и пришло время уходить мастеру-волшебнику на заслуженный отдых. По воспоминаниям Матрены Ивановны Глазковой, первые месяцы Александр Андреевич мучился неимоверно. Свободного времени было много, и девать его некуда. Деятельная, кипучая натура новоявленного пенсионера уже вскоре нашла выход. Он поехал на свою родину – в Пензу, а оттуда привез множество эскизов для поделок из дерева и крепкую задумку: сделать из своего жилища дом-сказку, – рассказывает Лейла Уразбаева.

Из родного лесхоза мастер привез две тележки разных деревяшек. Стал все чаще и надолго запираться в маленькой домашней мастерской. Скрипели какие-то аппараты, звенели пилы, стучал молоточек, «шыркал» рубанок. Сначала Александр Андреевич разукрасил забор, дверные и оконные наличники, фронтоны и ставни, крышу – все это стало необыкновенно ажурным и красивым дополнением к маленькому уютному дворику, засаженному цветами. На домик стали заглядываться прохожие, а мастера уже захватила другая идея.

Всю зиму колдовал Александр Андреевич в своей мас­терской, где ему теперь уже помогала жена Матрена Ивановна: подшлифовывала, разукрашивала. А весной фронтон домика пенсионеров украсили герои любимой сказки «Репка», к которым присоединилась компания из трех стариков с балалайками и гармонью. Эту композицию мас­тер назвал «Радость стариков». Но и на этом мастер не остановился. Он очень любил и почти не пропускал ни одного выпуска передачи «Играй, гармонь», тогда и решил создать композицию под таким названием. Мастер выточил, выстругал сначала более десяти персонажей любимой передачи по памяти. Гармонис­ты, музыканты с балалайками поют и пляшут на фронтоне дома Глазковых. Каждый год Александр Андреевич добавлял новых персонажей – и сейчас в оркестре «Играй, гармонь» играют уже 24 деревянных человечка. Новинки на доме появлялись обычно весной. После композиции с гармонистами и балалаечниками на карнизе появились танцовщицы французского кабаре, из трубы на крыше вылетает ведьма на метле, вход в дом охраняют два медведя, под крышей свил гнездо аист, нашлось место и другим героям из народных сказок.

С каждым годом охотников посмотреть на резную красоту становилось все больше. Со всего бывшего Союза, а потом уже и из многих зарубежных стран к домику по улице 3-я Лодочная, 41 потянулись гости. Приезжали из Польши, Германии и даже из Японии. Года три назад был случай, когда возле сказочного домика остановилась иномарка, из нее вышли два японца. Один из них, хорошо говоривший по-русски, сказал Матрене Ивановне: «Я первый раз увидел ваш дом, когда наша компания строила подвесной мост через Иртыш 14 лет назад. Сфотографировался на память и фото показал на родине своему другу. С тех пор он мне не дает покоя: отвези меня туда. Вот и привез. Приехали специально!»

Еще при жизни Александр Андреевич хотел сделать к дому пристройку, соорудить расписную беседку, в которой мог бы принимать гостей, приехавших посмотреть на творение его рук, расширить свою мастерскую и учить там окружных ребятишек хорошему делу, чтобы зря не болтались по улицам. Но жес­токая болезнь, долго подтачивавшая здоровье, прервала его жизнь 25 лет назад. В последнее время сильно переживал, как уследит Матрена за нелегким наследством, кто помогать ей станет.

– Он словно родными детьми считал все созданные им фигурки, и супруга пообещала, что сбережет все его творения и будет ухаживать до последних дней своих, – рассказывает Лейла Сагнаевна. – Слово свое она сдержала. Ушла из жизни в возрасте 80 с небольшим лет, но до последних дней, отдавая дань памяти любимому супругу, поддерживала красочное убранство их жилища. Каждую весну обновляла, подкрашивала фигурки, ставшие частью их счастливой жизни. Приходилось трудно, но поддерживали соседи, а сейчас за домом ухаживает ее родственник по имени Володя. Все, кто его знают, говорят, что дом в надежных руках.

Десять лет назад общественники Семея предложили внести сказочный дом в реестр охраняемых памятников, но так как он не является памятником архитектуры, то сделать это невозможно.

Популярное

Все
Сносить нельзя оставить
На грани закрытия оказались частные детсады Петропавловска
Кызылординский «Кайсар» будет играть без легионеров
Он жизнь свою Отчизне посвятил
В Алматы ученые обсуждали историко-культурное наследие Золотой Орды
Скоро на экраны выйдет продолжение культового фильма «Менің атым – Қожа»
Фронтовик дал бата гвардейцам
Создать устойчивую экосистему
Как укрощается сталь
Когда отходы превращаются в доходы
Моя профессия – мое будущее
А за весною спешит лето...
От сердца к сердцу
Браконьеры наносят огромный ущерб
Основа стабильного будущего
Любые конфликты можно разрешить за столом переговоров
Танцующие тени степей
Возраст спорту не помеха
Молодежь продвигает экологические инициативы
Без коррупционных рисков
Возврат к историческому времени
Астана переходит в «умный» режим
В Атырау запланирована реконструкция центрального моста
Рассматривается возможность освобождения микро- и малого бизнеса от уплаты НДС
Мангистау составит конкуренцию мировым курортам
В стране раскрывается половина киберпреступлений
Дженерики, замещающие импорт
Два золота завоевала женская команда Казахстана по борьбе на турнире в Минске
Картофель по 1340 тенге хотел купить ясли-сад в Павлодаре
Пешком и без денег путешествует Аскар Серикпаев
Приоритеты климатической повестки
Саудовская Аравия готова принять переговоры о мире в Украине
Взрыв на шахте имени Костенко: 10 человек предстанут перед судом
Зеленский заблокировал сделку Трампа о природных ресурсах
В каком размере получают пособия по уходу за ребенком в Казахстане
Казахстанские спортсмены впервые завоевали два исторических золота на Азиаде
Усилить потенциал страны
Бейбит Жукаев впервые выиграл «Челленджер» в парном разряде
Односменка стала реальностью
Прагматичный подход – основной принцип модернизации
«Проблема из пальца высосана»: вице-министр – о прогреве автомашин более пяти минут
Кызылорда – наша гордость, слава, история
Горжусь тем, что говорю по-казахски
Буренки нынче довольны
В столичных торговых сетях сняли ограничения по реализации картофеля
Институциональное становление Академии наук завершено
Печальное событие произошло в семье Баян Алагузовой
Почти 30 млн тенге похитили чиновники из сферы образования в Туркестанской области
Арабская компания запускает новый проект в Казахстане
Парикмахерские услуги подорожали в Казахстане
Как в гимназии № 27 Алматы воспитывают всесторонне развитых личностей
Общественный туалет с уникальным дизайном построили в Шымкенте
Сбежавшего от полиции водителя привлекли к ответственности по 8 статьям в Таразе
Ученые исследовали происхождение казахских собак породы тобет
Резюмируя поручения Президента
Инфляция в Казахстане: в какой области растут цены
Бизнес в Семее сетует на бесконтрольное повышение тарифов
Сколько пенсионеров в Казахстане и какую пенсию они получают
История Каргалинского клада: в 1939 году республику взбудоражила весть о находке клада с золотом
Северный Казахстан демонстрирует успехи в АПК

Читайте также

Проект «Марафон добрых дел» возобновляется в Казахстане
От сердца к сердцу
На грани закрытия оказались частные детсады Петропавловска
Вредная? Ну и пусть

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]