​Браво, Eurasian Dance Festival!

790
Флюра Мусина, балетный критик

Все краски мира

Программа фестиваля, организованного Министерством культуры и спорта в рамках программы «Рухани жаңғыру», была много­образной и включала в себя самые разные направления танца – от романтического классического балета до страстного испанского фламенко. Свое искусство представили Национальный балет Словении, Национальный балет Китая, театр «Астана Балет», ГАТОБ им. Абая и знаменитая испанская труппа Castro Romero Flamenco. А открылся Eurasian Dance Festival премьерой: театр «Астана Балет» представил свою версию романтического балета А. Адана «Жизель» в постановке Рикардо Амаранте.

Воскрешение легенды

«Астана Балет» обратился к постановке Жана Коралли и Жюля Перро, более распространенной в западном театре, тогда как на постсоветском пространстве балет идет в редакции Мариуса Петипа. Хореограф-постановщик Рикардо Амаранте внес свое видение спектакля, освободив его от архаичных пантомимных сцен и вставных номеров и в то же время придав реалистичность и оправданность действиям героев. Костюмы и декорации Рене Селазара создали атмосферу подлинности и художественного обобщения.

Так, хореография первого акта полностью подчинена действию, постановщик даже исключает вставное па-де-де, дивертисмент­ный номер в балете и на эту музыку ставит танцевальную сцену праздника сбора урожая с корзинами винограда, с зажигательными танцами крестьян, вплетая в хореографическое действо развитие отношений наивной крестьянской девушки и переодетого графа-соб­лазнителя. Исполнителям главных партий – Жизели (Дилара Шомаева) и графа Альберта (Фархад Буриев) – удалось психологически точно создать образы своих героев, при этом техническая сторона их исполнения оставалась безупречной.

Второй акт переносил нас в потусторонний мир, в мир бессюжетного балета. Но и здесь хорео­граф-постановщик добавляет в спектакль немного человеческой страсти, виллисы не так уж и мерт­вы, они злобны и жаждут мщения. Он последователен в своем видении и убеждает в созданном образе, в немалой степени благодаря слаженности работы кордебалета, синхронности движений, четкости линий и рисунка на сцене.

Испанские мотивы

Нидерландский хореограф Ханс ван Манен известен сдержаннос­тью эмоций, математической точностью рисунка танца и любовью к движению как таковому. Как правило, в его балетах (а их 86-летний хореограф за свою долгую творческую жизнь сочинил более 160) нет сюжета, так как Ханс ван Манен считает, что он мешает сосредоточиться на самом танце.

В известной постановке «Пять танго» на музыку Астора Пьяццоллы исследуется весь спектр взаимоотношений людей. 5 разных танго – 5 историй были рассказаны артистами труппы Национального театра Словении технически точно и вдохновенно. Быть может, некоторым показалось, что в их исполнении не так много страсти, как было заложено в музыке аргентинского композитора, но что же, известная мягкость словенской натуры и сдержанность нидерландского хореографа сделали качество этого знойного танца несколько иным, и это совсем не испортило впечатления от увиденного шедевра неоклассики.

В наш век глобализации именно в танце может свободно проявить­ся национальный дух, поэтому коллектив народного танца – обязательный пункт программы евразийского фестиваля. Каст­ро Ромеро показали программу «Квинтэссенция фламенко» в 10 час­тях, где попытались рассказать, что такое фламенко и его душа – «дуэнде». Это слово также переводится с испанского как «огонь», «магия» или «чувство».

– В театре «Астана Балет» великолепное техническое оснащение и высокопрофессиональный, очень отзывчивый персонал. Подготовка к спектаклю была на высшем уровне! В декорационных мастерских театра нам даже изготовили специальный стол, на котором я буду исполнять свое соло, – отмечал Рикардо Кастро, старший из артистов.

Глядя на завораживающее соло выбивающего на столе дробь седого Рикардо или гибкие руки Росарии и точеный профиль Хосе, даже неловко спрашивать артистов о возрасте. «Артист не должен называть свой возраст. Возраст – это состояние души. Кто-то в 20 скучен и пассивен, а кто-то и в 40 полон энергии», – уверен Хосе Кастро Ромеро.

Симфония танца

За 6 фестивальных дней зрители не только получили яркие впечатления, но и прошли краткий курс истории танца, познакомились с многообразием стилей хореографии, выдающимися авторами и постановками. Особенно интересными были пластические прочтения Шестой симфонии П. Чайковского и Пасторальной симфонии Л. Бетховена.

«Пасторальную симфонию» в постановке патриарха неоклассического балета Милко Шпарембл­ка представил Национальный балет Словении. Бетховен в своем программном произведении прославляет великую силу природы, простые радости жизни. И хорео­граф следует музыке, передает в пластике неоклассики первозданную радость бытия.

Национальный балет Китая обратился к последнему произведению П. Чайковского, завершенному за 2 месяца до смерти композитора.

– Хотя звуки симфонии оли­цетворяют скорбь, в ней нет недос­татка ни в тепле, ни в яркости, – рассказал создатель балета Ин э Дин. – Шестая симфония была выбрана в качестве музыкального сопровождения хореографи­ческого номера «Песня жизни», так как она наглядно передает ощущение жизни и переплетается с философией китайского мыслителя Чжуан-цзы о мимолетности бытия: «Все меняется, как облака меняют свою форму».

Старейший театр страны ГАТОБ им. Абая привез в Астану симфоническое полотно легендарного хореографа ХХ века Юрия Григоровича – «Ромео и Джульетта» на музыку С. Прокофьева.

– Изначальная ценность этого спектакля в гениальной музыке Прокофьева, потом – в гениальной хореографии Григоровича, и в-третьих, в великолепной сценографии Симона Вирсаладзе, – убежден генеральный директор театра Аскар Бурибаев. – Шедевры рождаются, когда к ним прикладывают руку такие гениальные люди.

У зрителей фестиваля была уникальная возможность соприкоснуться с этим произведением.

Были и неожиданные открытия. Например, миниатюра «Жертвоприношение» на музыку тувимского композитора Сайнхо Намчылак в хореографии Фэй Бо. Короткая пластическая притча, рассказанная солистами Национального балета Китая Лю Ци и Оен Хуа Лун, очаровала бездонной глубиной смыслов: о любви и гармонии, свободе, о соб­лазне и призрачности идеалов…

Парад звезд

Заключительный гала-концерт стал местом встречи не только танцовщиков разных школ, стилей и направлений, но и разных стран, дополнив географию фестиваля. Артисты из России, Португалии, Голландии, Германии и Казахстана представили лучшие образцы балетного искусства и современного танца.

Премьеры Штутгардского балета Мария Эйхвальд и Фридеман Фогель – несомненные фавориты вечера – показали дуэт из балета Кеннета Макмиллана «Манон» и современную постановку израильского хореографа Ицика Галили «Мона Лиза», которые очертили почти безграничные возможности танцовщиков, чей послужной список наград и побед в области танца поражает и вызывает уважение.

Современные номера в концерте чередовались с классическими. Шедевры Петипа, такие как па-де-де из балета «Талисман» и «Арлекинада», исполненные с большим вкусом и чувством стиля ведущими солис­тами театра Astana Opera Мадиной Басбаевой и Еркином Рахметуллаевым, вызвали шквал аплодисментов.

Театр «Астана Балет» был представлен в концерте фрагментами из балетов Рикардо Амаранте Love, Fear, Loss и A Fuego Lento. Дуэт Фархад Буриев – Риза Канаткызы оказался невероятно красивым, и заложенный в постановке месседж любви и страсти нашел свое наглядное внешнее воплощение. Солисты Национального балета Португалии Филлипа де Кастро и Карлос Пинильос подготовили 2 композиции хореографа Мауро Бигонцетти – Cantata и Passo Cantinuo, поставленные в технике contemporary, которой танцовщики владеют виртуозно.

Российский дуэт премьера Михайловского театра Ивана Васильева и солистки Большого Анастасии Сташкевич танцевал па-де-де из балета «Пламя Парижа» и авторскую постановку «Амадей» на музыку Моцарта. Премьер балета театра Astana Opera Бахтияр Адамжан и солистка Национального балета Голландии Майя Махатели технически безупречно и вдохновенно исполнили в начале вечера классическое па-де-де Дианы и Актеона из балета «Эсмеральда», а в финале взорвали зал блестящим исполнением дуэта из «Дон Кихота».

Майя Махатели в Казахстане выступает впервые. Безупречная техника балерины, красота линий, большой шаг, высокий прыжок и особый шарм и изящество сделали ее выступление незабываемым. А 32 фуэте в финале «Дон Кихота», усложненные двойными вращения­ми (высший технический шик!), балерина исполнила, не сходя с одной точки, будто приклеенная к планшету сцены волшебным клеем!

II Международный фестиваль балетного искусства завершился, но поклонники прекрасного искусства танца, а их в столице становится с каждым годом все больше, уже задаются вопросом: чем удивит и обрадует следующий Eurasian Dance Festival?

Популярное

Все
Казахстанцы стали победителями турниров в Астане и Самарканде
Шахтеру вручили орден
В годы войны девушки самоотверженно трудились машинистами и кочегарами
Поддержали фронтовиков
Против танка ходил он с карабином и саблей
Подвигу казахстанцев посвящается...
Ветеранам – везде почет
Рахимжан Сансызбаев – лихой разведчик из Кокшетау
Меньше месяца не дожил до Дня Победы Владимир Колесниченко
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
Как перевозят гуманитарные грузы для пострадавших от паводков по платным автотрассам
Семей: что показать туристам?
Сборная Казахстана пробилась в финал Кубка мира по пулевой стрельбе
В Косшы открыли первый государственный спортобъект
Адвокат потерпевшей стороны сравнил Бишимбаева с Чикатило
Разыскиваемого 10 лет иностранца задержали в области Абай
Монография «Скрытые лики террора: история в документах и судьбах» демонстрирует новые подходы в изучении советской истории
Совет по инклюзии Сената: о важности комплексной реабилитации рассказал Маулен Ашимбаев
Архивная рукопись рассказа Мухтара Ауэзова стала настоящим событием
Ребенок получил пулевое ранение в Алматинской области
Tesla Илона Маска подала в суд на Tesla Power
Еще две медали завоевал Казахстан на турнире по дзюдо серии Grand Slam
Грузовые самолеты начали курсировать между Туркестаном и Стамбулом
Служба охраны и защиты лесного фонда появилась в Казахстане
Правила приема в школы изменили в Казахстане
Казахстанцы стали чаще посещать концерты
«Это перерастает в издевательство над моей семьей»: Айтбек Амангельды о раскаянии Байжанова
Адвокат Бишимбаева попросил удалить из зала суда людей с надписями на футболках
Акмолинец Альмукан Сембинов брал Варшаву и Берлин
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Целина: как это было
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Спасти отечественных мукомолов от банкротства призывает сенатор
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Токаев поручил обеспечить мониторинг работ по восстановлению жилья для граждан
Количество сделок с недвижимостью в Казахстане выросло на 8,7%
Казахстан договорился с Китаем и Турцией об обмене ИБР в электронном формате

Читайте также

Вопросы полицейским задает молодежь
Молодой лес вырос за день
Обустройство новых мест отдыха
Зелени в Улытау будет больше

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]