Из мозаики легенд сложится история

2221
Наталия Портнягина, Западно-Казахстанская область

На сегодня в республиканский список сакральных мест Казахстана от Западно-Казахстанской области вошли семь объектов: городище Жайык, областной историко-культурный, архитектурно-этнографический музей-заповедник Хан Ордасы, комплекс Таксай, мавзолей Жумагазы-хазрета, место захоронения Гумара Караша, дом Алаш Орды, мавзолей композитора-кюйши Даулеткерея Шыгайулы.

Сорок исторических и культурных объектов включены в список сакральных мест облас­ти. Как считают в региональном проектном офисе по ЗКО «Рухани жаңғыру», это лишь малая толика интереснейших мест региона.

– Посмотрите на нашу область – это как миниатюра всей страны, – говорит руководить регионального проектного офиса по ЗКО «Рухани жаңғыру» ­Айгуль Туркина. – Будто с нее Елбасы писал «Семь граней Великой степи». Каждый район чем-то да знаменит, имеет свою фишку. Акжаикский – край святых и батыров. В Чингирлауском – богатейшая природа во всем ее многообразии – с песчаными барханами, горами, лесами, сорами, многочисленными солеными и пресными водоемами. Сырымский район стал центром западного крыла освободительного движения Алаш Орды. Степи Казталовки расцветают весной всеми цветами радуги, здесь проводится фестиваль «Тюльпанная весна».

Западно-Казахстанская область – родина кушумской породы лошадей. Более ста лет назад яблоки из садов Приуралья вмес­те с осетрами и черной икрой возили к столу российских императоров. В начале прошлого века уральский анис был удос­тоен малой золотой медали на всемирной выставке в Париже.

– Историю малой родины должен знать каждый, – считает Айгуль Туркина. – Особенно это важно для государственных служащих. Например, в Японии при поступлении на госслужбу кандидат сдает отдельный тест на знание родного края. Госслужащий должен уметь так рассказать о богатом культурном и природном наследии, чтобы рассказ вдохновил местных бизнесменов на развитие туристической инфраструктуры, привлек в экономику иностранных инвесторов.

Краеведению и «Рухани жаң­ғыру» нужно уделять как можно больше времени в образовательных программах, начиная от дошкольных учреждений и заканчивая вузами.

– Мы со своей стороны в очередной раз инициировали эту работу и скоординировали усилия историков, краеведов, местных исполнительных органов, направив их на более глубокое исследование тех мест, которые не включены в список сакральных объектов, но тем не менее достойны внимания, – продолжает специалист. – Нельзя допустить, чтобы они канули в Лету. Взять, к примеру, могилы хазретов или батыров. Нужно записать истории, связанные с нашими славными предками, сделать все возможное для восстановления и сохранения этих памятников для потомков. Недаром многие из них считаются мес­тами силы, особой энергетики.

К сожалению, некоторые из них не сохранились. За другими ухаживают местные жители. К ним приезжают паломники. Данные объекты нужно включить в туристические маршруты. Каждому району под силу подготовить для этого инфраструктуру.

– Не обязательно это должны быть отели европейского класса, – отмечает Айгуль Туркина. – Те, кто приезжают сюда, хотят окунуться в историю и культуру местности. Пусть это будут небольшие гостиницы в этностиле, где туристы смогли бы попробовать блюда национальной кухни, ближе познакомиться с традициями Казахстана. Нужны билборды на трассах, информационные киоски в населенных пунктах, где указывались бы название сакральных мест, направление по карте и краткая информация по QR-коду.

Сегодня эти места посещают гости из других регионов Казахстана, иностранцы. Но поток туристов можно увеличить в разы. Конечно, на перспективу, когда снимут санитарные ограничения. Это серьезный потенциал для развития бизнеса, а значит, и экономики района в целом.

– Но главное, по таким маленьким крупицам мы собираем и восстанавливаем историю родного края, объединяя местные сообщества, – говорит специалист. – Так, в Жангалинском районе создана инициативная группа «Өлкетанушылар», которую возглавляет краевед Тыныштык Утешкалиев. Это неофициальное объединение проводит изучение надгробных камней, как исторических и архивных документов. В планах – организовать небольшой опорный пункт в урочище Акшагыл для этих целей, а также чтобы паломники здесь могли остановиться на ночлег.

Сотрудники регионального проектного офиса вносят свою лепту в дальнейшее исследование сакральных мест области. По словам менеджера структуры Айбека Акмалиева, порой нес­кольких дней командировки в район мало, чтобы посетить все объекты, представляющие интерес для исследования.

– В рамках спецпроекта «Сак­ральная география Казахстана» мы побывали уже в нескольких районах. Совместно с краеведами, сотрудниками музеев объезжаем уникальные места, фотографируем, записываем рассказы местных жителей. Конечно, иногда правда переплетается с вымыслом, по большей части потому, что истории передаются из поколения в поколение в устной форме. Можно представить, сколько важных данных уже потеряно за века, – говорит Айбек Хайронович.

В Акжаикском районе экспедиция побывала на восьми объек­тах. В их числе могила провидца Мауленберли, который жил здесь в XVII–XVIII веках. Его считали святым.

Мауленберли построил мед­ресе, учил детей, лечил людей. Потомки чтят память о нем, ухаживают за могилой.

Чуть дальше расположено захоронение святого Уки-би. Народ уважал и доверял ему решение споров и тяжб. В сельском округе Есенсай похоронен Науша-батыр рода Байбақты из Младшего жуза. Не раз он сдерживал набеги джунгар на родную землю. Батыр захоронен в местечке Тайлан Есенсайского сельского округа.

Жангалинцы считают сак­ральным местом могилу Куана-аулие Шуакбайұлы. Благодаря особым способностям он мог исцелять страждущих, лечить бесплодие женщин. Куан-аулие умер в возрасте 104 лет. Дар целительства перешел к его внучке Танзиле.

Могила святого находится в населенном пункте Жангельды (Торткулак) Красногорского сельского округа. Рядом с некрополем есть строение, где паломники могут переночевать.

Завораживают красота и многообразие природы Таскалы. Недаром прежний аким района искал инвесторов для организации здесь горнолыжного курорта. Мощной струей бьет родник Актау из пластов меловых обнажений Предсыртового уступа, давая начало небольшой реке Паника. Сюда приходят набрать чистейшей воды и отдохнуть от повседневной суеты.

Еще один природный памятник района – гора Большая Ичка (Ешкi-тау) – вторая по высоте точка Западно-Казахстанской области, один из южных острогов Общего Сырта. Ее абсолютная высота – 259 м над уровнем моря.

Это самая высокая точка региона на правобережной части реки Урал. По народной легенде название горы связано с тем, что только здесь дикие козы в особо снежные зимы и весеннюю бескормицу находили себе пропитание.

Предание гласит, что до сих пор на горе обитает дух козы, и одинокий путник может услышать в ночной тишине блеяние. Распространено убеждение, что Ешкi-тау – место особенное. Пройдя через осиновую колку к вершине, обретаешь спокойствие и уверенность, становишься чище душой. Ведь осина у многих народов считается деревом, противостоящим всякой нечис­той силе.

Есть и другие ­топонимические толкования названия горы. «Ичка» в переводе с тюркского буквально означает внутренний или приближенный. Слово используется и в старославянской речи, дословно значит «река». Учитывая близость реки Деркул и особенности географического положения местности, находящейся на стыке Европы и Азии, а значит, на стыке славянской и тюркской культур, с большой вероятностью можно допустить, что слово «Ичка» обозначает местность рядом с рекой.

Интересна гора и тем, что здесь на относительно небольшой площади сохранилось уникальное во многих отношениях сообщест­во из более чем 100 степных, лугово-разнотравных, лесных и петрофильных видов растений, из которых 41 относятся к редким и исчезающим видам, внесенным в Красную книгу.

В 1986-м археолог Б. Т. Райымкулов обнаружил на горе могильник, состоящий из 8 курганов, расположенных последовательно вдоль горного хребта от юго-востока к северо-западу. Последние археологические исследования в 2002–2007 годах подтвердили факт возможного наличия здесь древних захоронений периода неолита (3–8 тыс. лет до нашей эры).

Побывала экспедиция, организованная региональным проектным офисом «Рухани жаңғыру», и на самой высокой точке об­ласти – Шыбынды. В некоторых источниках эту гору называют Мухой. Ее абсолютная высота составляет 279 метров. Все, кому хоть раз довелось ­взобраться на Муху, считают эту гору красивейшим природным памятником Чингирлауского района.

На территории села Акбулак, расположенного на юго-востоке Бурлинского района, на левом берегу одноименной реки находится республиканский ботанико-зоологический заповедник Алгабас. Здесь у подножия горы Айдарлы есть родник с говорящим названием – «Источник долголетия».

Искрящиеся на солнце склоны хребтов с самой высокой точки Актау запечатлели несколько лет назад кинематографисты из Алматы в документальном фильме «Девятый континент мира».

В Жанажолском сельском округе Бурлинского района есть древнее кладбище. На могильных камнях высечены имена семи хазретов на арабском языке: Макарим, Салимгерей, Магалым, Жалеледдин, Ширажеддин, Мадарин, Машарып. Все они из рода табын. До наших дней дошло много интересных легенд о них. Часть рассказов подтверждают документы, хранящиеся в архивах.

Когда-то здесь было поселение Хазірет-шарт, или город хазретов. Далеко в степи была известна мечеть Кудайкул-хазрета. Местные старожилы рассказывают, что когда утром здесь читали молитву, ее было слышно в Жымпиты, за 90 км.

Рядом с мечетью располагались библиотека, медресе, общежитие – по нынешнем меркам, целый образовательный комплекс. Здания были ограждены кирпичной стеной высотой в рост всадника. В те времена хазреты обучали за свой счет 500–600 человек в год. Среди тех, кто получил здесь образование, были святые Дадем-ата, Мусреп, Кудайкул-ата.

В центральном ­историческом архиве Оренбурга есть докумен­ты, рассказывающие о силе ­Макарим-хазрета: «Он был святым человеком. Когда он читал Коран, он мог изменить течение реки». Губернатор Оренбурга Василий Перовский не начинал собрания, если Макарим-хазрет опаздывал по каким-либо причинам. Такое влияние на губернатора священнослужитель получил благодаря тому, что вылечил его дочь.

Есть легенда, что Макарим-хазрет семь раз ходил пешком в Мекку на хадж. Из одного хаджа он принес прядь волос из бороды пророка Мухаммеда, которой лечил людей. Впоследствии эти мощи были захоронены вместе с внучкой хазрета Маржантас.

Поблизости от села Жанаталап до сих пор стоит трость Макарим-хазрета, которую он сам оставил в земле со словами: «Это очень благодатная земля».

Как не считать его пророком, если спустя более сотни лет здесь откроют крупнейшее неф­тегазоконденсатное месторож­дение Карачаганак?

Популярное

Все
В Алматы шахматисты из 18 стран сражаются за титул чемпиона Азии и возможность попасть на Кубок мира ФИДЕ-2023
Лес рубят – щепки горят?
Архив Президента РК готовит многотомный сборник, в котором будут опубликованы документы, касающиеся репрессий 1920–1950 годов
Более 124 миллионов тенге ущерба и 600 пострадавших – таков итог работы проекта MetaGo в Жезказгане
Эффект разорвавшейся бомбы произвел депутатский запрос Ермурата Бапи
Ее биография словно сошла со страниц книги: узница фашистского концлагеря, мама 12 детей, ветеран труда...
Роль истории в жизни общества
Тернистый путь к знаниям
Забронировать VIP-госномер на авто стало легче казахстанцам
На девятом десятке лет освоила компьютерные технологии Шамшагуль Жетебаева
Четверокласснику, получившему сильнейший удар током, ампутировали ногу
В Астане состоялось первое заседание Комиссии по общему алфавиту тюркского мира
Небольшое село Шымыр в Ескельдинском районе печально известно в округе массовым захоронением жертв Ашаршылық 1931–1933 годов
Тема политических репрессий и голода не должна использоваться для решения внутриполитических проблем
Невиновен, но осужден
Новый сезон летнего отдыха стартует с ворохом старых проблем
18 тыс. человек эвакуировали из-за лесного пожара в Канаде
Дети войны – это люди, которым не довелось испытать настоящего детства
Более 10 тысяч требований к бизнесу не соответствуют условиям новой регуляторной политики в РК
Десять человек погибли при падении автобуса в ущелье на севере Индии
Сильные дожди затопили улицы Мадрида
Проектный офис по строительству студенческих общежитий открыли в Астане
Озвучена средняя пенсия в Казахстане
Более 109 млн тенге потрачено на установку девяти детских площадок в Семее, но ни одна из них не отвечает требованиям безопасности
Почти треть пассажиров общественного транспорта в Астане не оплачивает проезд
Осужденная совершила побег в Алматинской области
Почти в 200 тысяч тенге обошлась иностранцу поездка на такси в Алматы
Бережно хранят память о Великой Отечественной войне сотрудники алматинского филиала Государственного военно-исторического музея Вооруженных сил РК, где собрано более десяти тысяч экспонатов
23-летняя алматинка погибла после падения с балкона многоэтажки
Вокруг да около науки
В Усть-Каменогорске команда прогулочного теплохода спасла на Иртыше людей
Дело о спецЦОНах передано в суд
Группу домушников задержали в Алматы
Соседи поймали ребенка, упавшего с 3-го этажа в Астане
Акбию Ракову в этом году исполнилось бы 100 лет со дня рождения. Если бы подвиг воина получил должную оценку, то мы отметили бы юбилей Героя Советского Союза
Почему Токаев ездил на парад в Москву
В Астане состоялся Республиканский турнир по робототехнике, участие в котором приняли 260 детей со всех регионов страны
Ветераны Великой Отечественной войны Абдыгали Каймолдин и Иван Гапич удостоены высшего звания «Халық қаһарманы»
Ревизию парков проведут в Астане
ЧМ-2023 по хоккею. Почему Казахстан разгромно проиграл Латвии
800 долларов выманил за поездку у иностранных туристов таксист в Алматы
Жизнь фронтовика, казправдинца Александра Егорова была словно роман, а его книги – о настоящей жизни

Читайте также

Простор для творчества
Не предавать забвению
История в назидание
На здоровье!

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]