
Выступая перед населением в режиме online, министр индустрии и инфраструктурного развития сообщил, что в текущем году отраслевым министерством ведется планомерная работа по расширению автотранспортной инфраструктуры.
Дорожно-строительными работами охвачено 8,4 тыс. км, из них по республиканской сети – 5 тыс. и 3,4 тыс. км по дорогам местного значения. Ведется реконструкция автотрасс, сооружаются новые транспортные развязки.
– К сожалению, при осуществлении дорожных проектов мы столкнулись с определенными трудностями, – вынужден был констатировать министр. – В частности, на проектах Балхаш – Бурылбайтал и Узынагаш – Отар, финансируемых Международным банком реконструкции и развития, по представлению Казахстана за некачественное выполнение работ были расторгнуты 4 контракта с компаниями-подрядчиками «СПИК Аккорд», «АзерИншаат» (2 контракта), «Шанхайконтракшен».
По двум участкам на отрезке автотрассы Балхаш – Бурылбайтал определены новые подрядчики. По остальным участкам проводятся конкурсные процедуры по определению подрядной организации в соответствии с правилами банка. В целом, согласно поручению Главы государства, транспортный коридор Караганда – Балхаш – Алматы планируется полностью завершить в 2023 году.
Кроме того, по словам Бейбута Атамкулова, у министерства есть вопросы к организации работ подрядными компаниями «СиньСинь» и ТОО «СП «КазГерСтрой», занятыми на строительстве автострад Мерке – Бурылбайтал и Калбатау – Майкапшагай, финансируемых за счет займов ЭксИмБанка.
– На реализацию займовых проектов повлияли девальвация и волатильность тенге, которые сказались на росте стоимости дорожно-строительных материалов. Влияние оказывает и постоянное подорожание песка, гравия, битума, металла и дизельного топлива, – пояснил Бейбут Атамкулов.
Министр также счел необходимым принести извинения водителям за временные неудобства, возникшие при реконструкции и строительстве дорог.
– В среднем строительные работы занимают до трех лет, и объездные дороги устраиваются на локальных участках. Для обеспечения их надлежащего содержания министерство поручило Национальной компании «КазАвтоЖол» взять под строгий контроль состояние объездных дорог, – отметил он.
Вместе с тем у министерства есть замечания к качеству выполненных работ и освоению выделенных средств.
– По нашему мнению, в регионах существует ряд проблем, связанных с острой нехваткой квалифицированных кадров, несовершенством процедур госзакупок, отсутствием на некоторых проектах технадзора и аккредитованных лабораторий. Были случаи, когда подрядчиками привлекались частные аккредитованные лаборатории, выдававшие сертификаты на некачественные материалы, – сообщил министр.
По его словам, имеется объективный риск формального отношения представителей государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) к компаниям, так как эта структура находится в составе акиматов.
Бейбут Атамкулов считает вполне обоснованной критику населения в отношении состояния автодорог и качества их ремонта.
– Прозвучала и критика со стороны Главы государства. Нам поручено уделить особое внимание качеству выполняемых работ, – отметил министр. – Одной из мер по улучшению ситуации стало создание в марте 2019 года Национального центра качества дорожных активов. Если в 2020-м охват экспертизой по республиканской сети составил 100%, то по местной – всего 50%.
Нынче планируется провести 6,9 тыс. инспекционных выездов, 18,9 тыс. км диагностики, включая мониторинг гарантийных участков 4,9 тыс. км и 14 тыс. км оценки фактического состояния. С начала текущего года центром уже выявлено 492 нарушения.
– На качество дорог влияет и то, как они содержатся, – подчеркнул спикер. – Для этого, в частности, внедряется принцип платности, который позволит в полной мере покрыть затраты на содержание дорожной сети, снизив тем самым нагрузку на республиканский бюджет.
Министр также прокомментировал случившиеся несколько дней назад инциденты, когда многие водители-дальнобойщики возмутились по поводу внедрения платного проезда на новых участках.
– Для решения данного вопроса представителями министерства, АО «НК «КазАвтоЖол», НПП «Атамекен» и KazLogistics была проведена разъяснительная работа, – пояснил глава МИИР.
Платные дороги – общемировая практика. Система платности во многих странах отражает справедливый принцип «Кто пользуется дорогой – тот платит за ее содержание», так как зачастую в погоне за прибылью именно большегрузный автотранспорт, осуществляющий перевозку инертных материалов, разрушает дорожное полотно.
В целом до 2025 года планируется внедрить платность на 11 тыс. км автомобильных дорог. На первом этапе в 2021-м намечено открыть платное движение на 5,8 тыс. км новых автострад.