Любимая и родная, но гостья Статьи 6 марта 2020 г. 9:47 3009 Зарина Нокрабекова С личной охранойВоспитанию девочки казахи уделяли особое внимание. К дочери относились с нежностью, трепетом, берегли и заботились. Как о гостье, которая уйдет к себе, рано или поздно.Близкой подругой для девочки являлась жеңге, то есть сноха, жена брата или дяди. Именно ей поверяла свои секреты, делилась девичьими тайнами заневестившаяся дочь. И именно жеңге сопровождала девушку везде.Помните, в знаменитой песне Ақан сері «Балкадиша» акын пел:Даже если восемьдесят девушеквыйдут на прогулку,среди них только ты,как Венера, светишь, Кадиша...…Не одна, а две снохиПришли за тобой,Разрешаю тебе, иди…Как известно, Балкадиша и Ақан сері встретились на тое по случаю рождения сына у степного богача Мусы. Счастливый отец, устроивший большой той – шілдехана, был большим поклонником творчества Ақан сері и пригласил его на торжество вопреки предрассудкам и слухам. Напомню, это был период, когда акын, потеряв жену и своего скакуна, жил отшельником у озера, а злые языки судачили, что он знается с пери-духами.Прибыв на той, акын чувствует, что люди его избегают, в глазах многих читается страх приблизиться к человеку, имеющему дело с самими пери. Поддержать акына решает юная Балкадиша, оказавшаяся на тое, и садится рядом с ним. И этот шаг юной, чистой душой красавицы дал акыну надежду, стремление жить.Совсем недолго просидели красавица и Ақан сері, вскоре за девушкой подошли снохи-жеңгелер, потому что, согласно степному обычаю, незамужняя девушка могла выезжать из дома лишь в сопровождении невесток – жен братьев. А разрешение уйти певец ей дает как старший по возрасту аға. Уходить, вставать из-за стола без согласия и разрешения старших было верхом неприличия и признаком дурного воспитания.Не плачь, девчонкаКазахи никогда не кричали на дочь и тем более не поднимали руки.Более того, стать причиной слез дочери, сестры означало навлечь на себя гнев высших сил, и кара небесная была неминуема. Казахи верили, что девичьи слезы способны навлечь неудачи на обидевшего ее.До сих пор есть поговорка «Қызды жылатпа» – «Не заставляй плакать дочь» (девочку, девушку).А еще говорят: «Қыздың қабағында құт бар. Қыз қабағы күрең тартса – ел жұтқа жолығады. Күлімдесе – құт қонады» – «В настроении (эмоциональном самочувствии) дочери сокрыта благодать. Если хмурится дочь – народ постигнет джут. Если улыбается – придет благодать (изобилие)».Поэтому заботились и о том, чтобы в хорошем настроении уехала и замужняя дочь, приехавшая погостить. Трепетно и по-особенному относились и к детям дочери, которых называли «жиен».Когда жиен приезжал к нағашы, то есть родителям своей мамы, его баловали, ни в чем не отказывали. Более того, жиен пользовался исключительным правом забирать любую понравившуюся себе вещь, животное. Ругать жиен нельзя, а уж бить тем более. Есть примета, что у того, кто ударит жиен, будут трястись руки. Конечно, тремор может появиться совсем по другой причине, но многие в это верят. В любом случае, посыл приметы хороший – не бить жиен.Дочерей не загружали домашними делами. Справедливо полагая, что на ее век хлопот еще хватит. Приехавшая в гости дочь тоже отдыхала, быт ее никак не касался. Дочь старались баловать, предлагали самые лакомые кусочки, не давали в обиду никому. В случае чего за честь девушки вставали все жигиты рода.Нынче многое изменилось, в том числе и отношение к девочкам, девушкам, женщинам. И очень жаль. Хорошо бы, если все помнили бы другую мудрую пословицу: «Қызды жылатқанның қырсығы қырық есекке жүк болады» – «Невезение, неудачи обидевшего девушку (дочь, сестру) станут грузом для сорока ослов». Подразумевается, что «не фарт» будет столь огромным, что им можно будет нагрузить 40 ослов. Представьте, сколько же это!..Звон серебряных подвесокКак и у многих народов, у казахских девушек существовали свои детали одежды, которые разительно отличались от женской. То есть по оборкам на платье, головному убору, украшениям можно было узнать и о семейном положении, и о количестве детей, и даже о том, какому роду она приходится снохой.Незамужние девушки имели тақия или бөрік, шапочки, отороченные мехом. Платок они не носили. Волосы полностью покрывали лишь замужние женщины, надевая кимешек – специальный головной убор.Обязательным из украшений девушки было шолпы – подвески для волос. Их вплетали в косы, при ходьбе они звенели, таким образом предупреждая окружающих, что идет девушка.Услышав звучание шолпы, джигиты прекращали свои шутки, которые дозволены между парнями, старшие женщины также переводили темы, если говорили о женском. Так дочерей оберегали не только от внешнего возможного насилия, неуважения, но и внутри аула, рода – от скабрезных слов, негативных впечатлений.Приведем в пример отрывок из романа-эпопеи Мухтара Ауэзова «Путь Абая»: «...здесь было еще одно существо, с появлением которого в юрту, казалось, врывалась свежая прелесть весны. Это была дочь Суюндика – Тогжан. Она то и дело входила сюда из Малой юрты, где жила ее мать, младшая жена Суюндика. Шолпы своим звоном предупреждало о ее приходе. Маленькие блестящие серьги в ушах, бобровая шапочка на голове, перстни, унизавшие ее пальцы, – все казалось Абаю изящным и прекрасным. У нее нежное личико, прямой правильный нос, черные глаза. Тонкие брови, острые и длинные, как крылья ласточки, разлетаются к вискам. Когда Тогжан слушает, смеется или смущается, чудесные брови то поднимаются дугой, то успокаиваются в плавном изгибе. Может быть, это – крылья невиданной птицы? Вот они раскрылись для полета, а потом снова сомкнулись… Нет, не птицы, – какого-то легкого духа, парящего в воздухе… Они рвутся ввысь, вдаль – манят за собой… Абай не в силах был оторвать глаз. Он смотрел на девушку восторженно – и молчал, сам не замечая, что думает о ней сравнениями, вычитанными у поэтов».Акыны, жырау и певцы посвящали красавицам песни, слагали стихи и поэмы. Воспевали они не только красоту, но и ум, смелость девушек. В истории немало примеров, когда казахские девушки в силу разных обстоятельств возглавляли войско, вставали на защиту родного народа, разрешали многолетний спор или тяжбы.Это, например, Гаухар – сестра известного батыра Малайсары и супруга Кабанбай-батыра. Отважная женщина сопровождала мужа во всех походах и была известна как великолепный знаток военного дела.Особое место в истории казахского народа занимает сестра Кенесары-хана – Бопай-ханша. Она оказала очень большую поддержку своему брату в его освободительной борьбе. Взяла на себя все вопросы обеспечения провизией, вела идеологическую работу среди населения.Не менее известны и дочь батыра Тама Есета – Ботагоз, легендарная Сапура Матенкызы, за свое бесстрашие и умение появляться неожиданно прозванная девушкой-невидимкой…Казахские девушки росли свободными. Умели обращаться с оружием, были искусными наездницами, при необходимости могли встать в ряды воинов. Но при этом они сохраняли женственность и нежность, соблюдали дистанцию в разговоре со старшими, вели себя учтиво.Легенды из прошлогоКультура, быт и жизнь народа ярко отражаются в фольклоре. До наших дней дошло немало красивых, содержательных легенд и историй о самых разных людях и явлениях. Среди них немало посвященных дочерям, девушкам. Газетной полосы не хватит, чтобы даже просто перечислить их. Назовем некоторые, самые известные.На юге страны есть место, куда круглый год приезжают страждущие со всего Казахстана и из-за рубежа. История мавзолея «Қыз әулие», как и положено, имеет трагическую линию. По легенде здесь похоронены три девушки – Карашан, Сулушаш и Карлыгаш. Во время одной из битв с джунгарами красавицы попали в руки к врагам. Не желая доставаться захватчикам, девушки боролись до последнего и погибли в неравном бою.Сюда приезжают люди с самыми разными целями. Чаще всего это пары, мечтающие о малыше, девушки, которым никак не удается встретить суженого, матери, просящие легкой и удачной судьбы своим дочерям. По рассказам местных жителей и хранительницы мавзолея, многие обретают желаемое, исполняются мечты, меняется маршрут судьбы.Есть «Қыз әулие» и в Аягозском районе Восточно-Казахстанской области. Недалеко от мавзолея бьет родник, вода которого считается целебной. И туда съезжаются люди, ищущие ответы на свои самые разные вопросы.«Қыз әулие» существует и на западе страны, в Кобдинском районе Актюбинской области. Здесь примечателен ствол окаменевшего дерева, который, по словам паломников, светится по ночам, имеет удивительные свойства исцелять от разных хворей.Есть такое сакральное место и на севере страны. Кто из нас не слышал легенду о девушке, бросившейся со скалы Окжетпес? Или легенду, связанную с удивительно рельефной скалой Жумбактас?И как не вспомнить известнейший памятник архитектуры, также связанный с девушкой, – мавзолей Айша-биби в Жамбылской области. Образ юной красавицы вдохновляет до сих пор, и ей посвящают песни, стихи, картины, драматические произведения.Молитвы дочериВ давние времена, когда наши предки жили на жайляу, дочери, выходя замуж, прощались с родным аулом практически навсегда. В гости они приезжали обычно через год, с мужем, с его родными. Их встречали радушно, дарили подарки. Как правило, на этом визиты замужней дочери завершались. И во второй раз она приезжала лишь на склоне лет. И назывался этот обряд «төркіндеу». В течение жизни, конечно же, дочь передавала приветы родным, гостинцы, если жила хорошо, через путников, родственников, которые навещали ее.Когда дочь выходила замуж, казахи поздравляли друг друга словами: «Өрісіңіз кеңейіпті! Құтты болсын!» – «Ваши пастбища стали шире! Поздравляем!» Отдавая дочь замуж, казах приобретал новую родню, расширял границы своего влияния. И это понятно. Обычай женить детей с целью породниться есть у многих народов.Казахи верят, что дом, в котором есть дочери, окружают ангелы. Может, потому что дочь – это отрада для души, это человек, который, находясь даже далеко, всегда молится за благополучие отчего дома и своих родных.
02:23 Закон Республики Казахстан О ратификации Соглашения о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций
8 апреля 2025 г. 15:17 Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
12 апреля 2025 г. 1:28 Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана