Миры и пространства Сакена Гумарова

2692
Наталия Портнягина

Третьего февраля актеру, режиссеру, поэту и художнику Сакену Гумарову исполнилось бы 85 лет. Он рисовал всю жизнь, несмотря на непонимание и даже неприятие его творчества. Признание и мировая слава пришли лишь за пять лет до смерти.

Ключ к третьему глазу

После выставки, состоявшейся в 2002 году в Праге во время саммита Казахстана и Чехии, его картины были номинированы на премию Сальвадора Дали. Искусствоведы определяют стиль работ художника как авангардизм, нередко называя его и поставангардом. Есть среди них и те, кто считает Гумарова основоположником нового в живописи направления – аттрактивизма.

Небольшой кирпичный дом в старом центре Уральска со всех сторон окружен многоэтажками. Небесно-голубые стены, вокруг в небольшом палисаднике деревья и цветочные клумбы – будто свой, отдельный мирок. В официальных документах нет точной даты постройки, она обозначена приблизительно – до 1917 года. Но здание сохранилось относительно хорошо. Когда-то здесь размещался архив. Последние, самые плодотворные годы жизни Сакена Гумарова прошли в этой мастерской. В июне 1995 года, спустя пять месяцев после смерти художника, здесь открыт дом-музей.

Сакен Нажметдинович Гумаров (1942–1995) родился в Бокейординском районе Западно-Казахстанской области. О малой родине, ее роли в творчестве он говорил так: «Это Восток. Если хотите, забытая, захороненная под песками центральноазиатская цивилизация. У меня это память предпрошлого. Если мы говорим, что прошлое забыто, то это предпрошлое, закодированное в генах. Я стою на этом».

Пески Букеевщины Гумаров называл магнитофонной за­писью прошедших веков, которая через потомков воспроизводится в современности.

«Удивительно и поэтично, но это возможно. Частички кварцевого песка всегда содержат оксиды железа. Железо – основа магнитофонных лент. Расположение в пространстве песчинок будет определяться особеннос­тями магнитного поля Земли в данный момент и объемной структурой поверхности. Поэтому скрытые города и «следы» прошлого аккумулированы в своем магнитном поле, которое может взаимодейст­вовать с другими полями, в том числе и с био­полем человека», – отвечал на это его друг, доктор технических наук, профессор Виктор Киянский в книге-альбоме «Звездные ритмы Сакена Гумарова», увидевшей свет в 2008 году.

Это издание – первое наиболее полное исследование фигуративной живописи мастера, посвятившего себя утверждению памяти о глубоких тюркских корнях казахов.

Сакен рос в творческой среде. Брат отца забрал мальчика к себе практически сразу же после рождения двойняшек Сакена и Алии, так как мама не перенесла тяжелые роды и скончалась через неделю.

– Посвящение матери – картина «Окаменевшая память» из цикла «Тюркские древности», написанная в 1987 году, – показывает экскурсовод дома-музея Гулжанат Толыбаева. – Серый надгробный камень с изображением женщины, вокруг которого яркими красками кипит жизнь.

С детских лет Сакен увлекался живописью, театром, музыкой, танцем. Учился в Московском театральном институте им. А. Луначарского и Ленинградском государственном институте театра, музыки и кино. Работал актером в драмтеатре им. Н. Островского, в 1960–1964 годах был первым режиссером Уральского телевидения.

По воспоминаниям друзей, читал много и целенаправленно. Искал ответы в книгах по истории и философии, психологии и парапсихологии, астрономии, филологии, восточной медицине, искусствоведению. Среди экспонатов музея – книги из огромной семейной библиотеки: произведения Иона Друце, Антона Чехова, Агаты Кристи, Жорж Санд, Джеральда Даррелла...

В числе немногочисленных сохранившихся личных вещей наряду с членскими билетами Союза журналистов и Союза художников СССР, домброй, мольбертом и кистями – старинный Коран. Несвойственны тому, атеис­тическому, времени и пометки в записной книжке, датированные 1962 годом, – заповеди из Библии, которые становятся жизненными установками. Спус­тя 30 лет, подытоживая свои ничуть не изменившиеся приоритеты, он напишет:

Я так ненавижу,

Когда, почесав себе темечко,

Мне кто-то бесстыже

Звонит, предлагая:

«Есть рюмочка».

Как сводник пакостный,

Гундящий сладко:

«Есть девочка».

Ты умник безмозглый,

Поэту журчащий:

«Есть темочка»...

Черно-белые фотографии того времени словно изнутри расцвечены энергетикой светлых эмоций изображенных на них событий: встреч со зрителями, многих из которых до глубины души потрясала самобытность и философия работ художника.

На одной из них – Сакен Гумаров с юной уральской художницей и поэтессой Еленой Токарчук и ее мамой. В 1992 году 16-летняя девушка посвятит ему стихотворение, где несколькими емкими строчками точно создаст портрет художника, отразит его мировоззрение и жизненную миссию:

На розовом шаре есть человек,

Танцующий, как гроза.

Лицо его светло, и первый снег

Смеется ему в глаза.

Без всяких программ возникает­ храм.

Там голос его летит:

«Живите, как дети, иначе вам

До истины не дойти».

Открыл он таинственное окно.

В нем каждый узрит себя,

Таким же, каким был давным-давно,

Каким будет век спустя.

И кутаясь в бежевое пальто,

Все двигаются не спеша.

Ключ к третьему глазу –
смотреть на то,

Что хочет узнать душа!

Сакен понимал, что время признания его творчества не пришло: «Все небо полно семенами цветов, и летят они, и летят, и негде им упасть. Я пробивался все дальше. Еще не настала пора моих листьев. Я только росток зова. Я спринтер этих запахов в темноте, узник, пролезающий сквозь решетку света, разложенного на составные части».

Вдумайтесь в названия циклов его работ: «Головы и фигуры», «Тюркские древности», «Субстанция», «Творение», «Призраки и духи», «Бестиарии», «Гуси», «Астральное», «Мыслеформы». И насладитесь тем, как цвета переходят в почти осязаемую энергию, как из линий и форм рождается музыка и эмоции. Кажется, еще чуть-чуть – и можно будет разгадать зашифрованное послание, тот опыт предпрошлой жизни, который художник, словно проводник, пытается передать нынешнему и будущим поколениям.

Краски, ритмы, рифмы

В краткой биографии, датированной 1990 годом, он писал: «Живописью занимаюсь 30 лет. Рисую с тех пор, как помню себя, работаю только маслом. Не ограничиваю себя жанрами, темами. Также не зацикливаюсь ни на национальном, ни на классовом, ни на социальном, ни на расовом. Ловлю Энергию. Мистическую? Космическую? Свободный художник свободного волеизъявления, свободной темы, стремящийся к полному раскрепощению в своем творчестве. «Я есмь», которому свойственно стремление к бесконечному порождению и стремление созерцать в такой бесконечности. Это кредо.

Странно, но я люблю импрессионистов – это как любовь к детству. Но сказать о чьем-либо влиянии не могу. И еще – Пикассо, Брак, Пауль Клее, Миро. Но больше всего, кажется, люблю то, чего еще не видел, хочу увидеть и полюбить...»

Искусствовед М. Ирхина из Санкт-Петербурга даст такую оценку его творчеству: «Различными могут быть смыслы, увиденные в работах художника, различной может быть степень приобщения к его внутреннему миру. Но проводником света души и мозга художника остается цвет, неразрывно сплавленный с формой и мыслью: цвет и форма, в своих зыбких перетеканиях, хрупкости миража соз­дающие безукоризненно гармоничную, богатую полифонию».

Но это будет спустя десятилетия работы «в стол»... Первые картины Гумарова датируются 1955 годом, признали его только в 1990-м в Украине, где прошла первая выставка. До этого его работы не вписывались в каноны искусства социалистического реализма.

Во время поездки в Западно-Казахстанскую область выставку художника посетил Глава государства, который был поражен глубиной его философского мышления. Внимание к творчест­ву окрылило Сакена Гумарова. В 1993-м его приглашают на международный семинар художников, проходящий в горах недалеко от Алматы. За месяц он создает 20 картин.

Интерес к работам доселе не известного уральского автора был насколько велик, что за пять лет состоялось около 40 выс­тавок. Они для Гумарова были как представления. Живописец скрупулезно выбирал соседство картин, многократно перевешивал, создавая только ему видимые сочетания для наилучшего восприятия.

Выставке в венгерском городе Карцаге, восторженно встреченной зрителями в 1996 году, предшествовал случай. В 1990-м в Алматы Сакен Гумаров познакомился с известным венгерским тюркологом Йожефом Тормой, бывшим тогда послом Венгрии в Казахстане. Восхищенный работами художника, Торма по­обещал выставить его картины в Венгрии, но при жизни Гумарова сделать это не успел. Позже Торма побывал в Уральске, посетил могилу мастера, музей, познакомился с семьей художника.

Следующая выставка состоялась в 2002 году в Праге во время саммита Казахстана и Чехии. Она была посвящена двум известным казахстанским художникам – Жанатаю Шарденову и Сакену Гумарову. После нее картины Гумарова были номинированы на премию Сальвадора Дали.

Художник сокрушался, что не удалось провести выставку, на которой были бы собраны все картины из цикла «Абай». Они разлетелись по коллекциям, выставкам, галереям. Начав цикл еще в молодости, он ежегодно возвращался к теме – как роднику своей философии, наизусть знал многие из «Слов назиданий».

Часто на вопрос о гармонии и красоте цитировал великого казахского мыслителя: «Ты увидел мир, убедился, что все в нем соз­дано целесообразно, и все сущест­вует и подчиняется определенным законам. Но ты оказался не в силах охватить своим разумом безграничность мира…

Так как же он возник? Что стоит у его истоков? Атом или некий разум, такой же беспредельный, как его творение? Можно исключить разум. Но и тогда этот мир, не доступный ни измерению, ни расчету, возникал не стихийно, а как закономерное движение жизни, не сам по себе, а для возможности жизни в нем. И все взаи­мосвязи в мире должны быть подчинены закону прекрасного».

«Белая магия»

Так называлась выставка, прошедшая в Екатеринбурге. Сам художник признавался, что во время написания картины его рукой управляет некий аруах (дух). Друзья вспоминают: «Иногда казалось, что Сакен обладал астральной чувствительностью и знал все наперед».

Среди музейных экспонатов – свидетельство № 132, датированное 26 сентября 1990 года, выданное «тов. Гумарову С. Н.» в том, что он окончил курс по программе «экстрасенсорика и сенсорная диагностика», сдав экзамен на отлично. Есть и другое – об окончании полного курса по программе «Управляемый медиативный аутотренинг» и получении квалификации «экстрасенс-инструктор международной категории».

Дань ли это моде тех лет или острое желание познать себя? Ясно одно: через картины художник показывает нам, что все во Вселенной взаимосвязано невидимыми потоками энергии.

– Неслучайно в числе тех работ, которые посетители считают лечебными, картина «Тысяча солнечных зайчиков», – говорит заведующий домом-музеем С. Гумарова Жанболат Мухангалиев. – Посидите в тишине минут двадцать, посмотрите на нее. Солнечные зайчики – это десятки маленьких фигур детей, зверей, птиц, цветов и центральная фигура доктора. Все это обрамляют лучи солн­ца и космической энергии. И надпись на русском и арабском:
«А милосердный помилован будет». Такие послания зрителям есть на многих работах Гумарова. Картины помогают, нужно просто верить, как мы верим в добро.

Практически каждое полотно «соткано» плотным переплетением миров художника, в которых он находился одновременно, размывая границы фантазии и реальности. Специалисты назвали его картины загадочными проекциями глубоких раздумий или мгновенно ускользающих эмоций.

«Герои картин несут на себе явные следы язычества, будь то древние духи предков или вышедшие из воды чудовища, или новорожденные звезды-младенцы, – считает искусствовед Галина Холодова. – Возникающий второй бестелесный мир, словно зарождающаяся и уходящая жизнь на земле и в космосе, заставляет ощущать грандиозность мировой природы и глобальность замысла художника, творящего из этого хаоса гармоничное духовное пространство. Этими ощущения­ми пронизана и поэзия Сакена Гумарова».

Большинство же зрителей, далеких от высокого искусства, признают, что они прикоснулись к чему-то очень доброму и светлому, пусть в чем-то и непонятному.

Код Гумарова: траектории информации

Для многих треугольник – точки, соединенные линиями, для художника – нечто более глубокое. «Жить могу только в треугольнике, – писал Сакен Гумаров. – У него есть характер… Человечество извечно мыслило треугольниками. Вера. Надежда. Любовь...»

Скорость у Сакена – это тотем, попытка проникнуть за кулисы театра, который именуется жизнь: «Увеличивая ускорение, мы достигаем критической скорости, при которой масса уже превращается в свет, и мы ее побеждаем. И мы превращаемся в свет. Если хотите, можете назвать это смертью. Но это уже ваше дело». Эта тема закодирована в названиях картин: «Минимизация скорости», «Декодизация скорости», «Подключение к скорости», «По ту сторону скорости», «Экуминический свет».

Картины Сакена Гумарова будто соединяют в себе классическую живопись и компьютерную графику. Его друзья и почитатели таланта верят, что найдутся исследователи, которые проанализируют живопись с позиций инженерной психологии и информатики.

Притяжение

Несмотря на то что из нескольких сотен работ, принадлежащих кисти мастера, в доме-музее осталось всего 24 картины, сюда любят приходить уральцы и гости города. Здесь проходят экскурсии, мастер-классы, конкурсы. О творчестве художника сняты документальные фильмы. В вузах, общеобразовательных школах на уроках изобразительного искусства говорят о творчестве Сакена Гумарова.

В мае 2018 года в селе Жалпактал Казталовского района, где прошло детство художника, силами местных спонсоров открыт памятник. Недавно автобусная остановка рядом с домом-музеем переименована в честь художника. Появилась в областном центре и улица Сакена Гумарова.

С 1997 года художественная школа в Уральске носит его имя.

– Школа открыта в 1979 году, в 2019-м стала членом Казахстанской национальной федерации клубов ЮНЕСКО, – рассказывает заместитель директора по учебной работе школы Нургуль Батырова. – Наши воспитанники – постоянные участники рес­публиканских и международных конкурсов. Недавно около тридцати ребят приняли участие в конкурсе, приуроченном предстоящему юбилею нашего прославленного земляка. Работы выполнялись в стиле Гумарова. Лучшие из них будут выставлены вместе с картинами художника на выставке в центре искусств «Атамекен».

В 2008 году тиражом всего 1 000 экземпляров вышла книга-альбом «Звездные ритмы Сакена Гумарова», авторы – В. Киянский и А. Жамалов. В ней представлены 136 картин мастера. Можно сказать, что большую часть работ живописца казахстанцам так и не удалось увидеть.

– В прошлом году от представителей ЮНЕСКО в Алматы мы узнали, что более пятисот картин Сакена Гумарова находится за границей. Мы хотим выйти на владельцев галерей и коллекций, попросить их снять копии картин нашего земляка. Из них надеемся собрать новый альбом, – говорит Жанболат Мухангалиев.

Также подготовлен эскизный проект по реконструкции и расширению дома-музея. Его реализация, как и дальнейшая популяризация творчества Сакена Гумарова, стала бы достойным вкладом в сохранение наследия талантливого отечественного мастера.

Популярное

Все
Будь мудрым и изящным, как... змея
Все будет хорошо!
Помощь скорая без бюрократии
Секс за золото: как живут женщины на нелегальных приисках Амазонки
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
Прокурор Аймаганова высказалась по делу Шерзата
Интерактивные уроки ведут в... театре кукол
В Атырау выявили частную школу без лицензии
«Языковой караван» сплачивает
В Казахстане установили требования к автовокзалам и автостанциям и по пассажирским перевозкам
В Казахмысе сделали заявление по ситуации на предприятиях корпорации
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау
«Казахмыс» объявил о завершении переговоров с бастовавшими работниками
Казахстан начал строить школу в пострадавшем от землетрясения Газиантепе
Минздрав призывает обсудить нововведения в системе ОСМС
Информацию об уходе Черчесова прокомментировали в КФФ
Как за неделю изменились цены на продукты питания в РК
На ТЭЦ Риддера пострадали шесть человек
Казахстан назван одним из трендовых направлений астротуризма в исследовании Euronews
Получить «пенсионные деньги» через посредников предлагают мошенники
В Астане за 5 лет планируется построить 60 государственных детсадов
Сроки запуска ЛРТ озвучил аким Астаны
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Трудов высокая оценка
Прорыв в дорожной сфере
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок
Владимир Путин прилетел в Астану
Казахстан – Россия: стратегическое партнерство, обращенное в будущее
«Мост дружбы»: казахстанская художница рассказала о подаренной Владимиру Путину картине
В Тбилиси спецназ разогнал протестующих водометами
Пять представительниц Казахстана по боксу пробились в финал чемпионата Азии

Читайте также

Помощь скорая без бюрократии
Будь мудрым и изящным, как... змея
Медиация в системе госуправления: новый инструмент эффектив…
Конференция на тему аутоиммунных заболеваний нервной систем…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]