Что такое глобализация... О глобализации много сказано – суть феномена изучается в различных научных трудах, вызывая горячие споры политиков, бизнесменов, культурных и религиозных деятелей. Причем некоторые считают глобализацию современным способом строительства всемирной Вавилонской башни, которая, по преданиям, стала мегапроектом древности, спровоцировавшим появление разделительных линий на карте мира, ввергнув человечество в эпоху войн и конфликтов.
Возникает вопрос: а какова роль глобализации? К чему она ведет? И видим, к сожалению, что именно с нею стали появляться новые цивилизационные разломы. Достаточно напомнить, что современный терроризм – один из ее продуктов.
Новые технологии, Интернет, всеобщий доступ к информации обострили сегодня, как никогда, вопросы социального неравенства, создавая благоприятную почву для распространения радикальных идей. И что характерно, в этот процесс втянуты уже не только депрессивные государства, но и благополучные территории. В частности, если говорить о конфликте в Сирии, то на стороне террористов немало выходцев из Европы. Актуально стоит этот вопрос и для государств постсоветского пространства. Из примерно 20 тыс. иностранных боевиков, воюющих в этой стране, почти 10 тыс. выходцы СНГ: чуть меньше половины из России, около 5 тыс. из стран Центральной Азии.
Тревожный сигнал? Более чем. Мы видим яркий пример глобализации со знаком минус. В нашу жизнь все активнее входят различные средства коммуникации, которые нередко пропагандируют чуждые нам деструктивные идеи. Информационная война, а по-другому уже и не скажешь, имеет столь серьезный масштаб, что только структурами ОДКБ ежегодно блокируются тысячи интернет-ресурсов, пропагандирующих идеи терроризма и экстремизма. Наибольший «урожай» случился в 2015 году, когда в рамках операции «Прокси» было выявлено более 57 тыс. сайтов, которые использовались для вербовки жителей Центральной Азии в так называемый ИГИЛ и другие экстремистские организации.
В целом борьба с терроризмом ведется бескомпромиссная как на реальном, так и на виртуальном фронтах. Но если говорить об этой работе комплексно, нужно понять одно – все это полумеры, если не сделать главного: мало что изменится, пока не будет выработан социальный иммунитет к чуждым идеологиям. Особенно это актуально сегодня, когда со своими амбициями, ожиданиями и жизненными планами на авансцену начинают выходить ровесники независимости.
Теория поколений, разработанная учеными из США Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом, показывает, что каждое новое поколение соответствует трем критериям. Во-первых, сталкивается с одинаковыми ключевыми историческими событиями и социальными веяниями. Во-вторых, разделяет определенные общие убеждения и модели поведения. В-третьих, эти люди ментально близки друг другу, что облегчает поиск соратников.
Поэтому новое поколение – это всегда новые требования к миру, поиск цели и смысла жизни. Иногда этот процесс, что и говорить, идет с юношеским максимализмом, случается, сопряжен с заблуждениями. И здесь очень важно направить, подсказать, задать нужный вектор, дать верные ценностные установки. Об этом, собственно, и рассуждает Нурсултан Назарбаев в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Ведь модернизация измеряется не только стремлением к саморазвитию, но и тем, что нам «вкладывают» в голову.
– Когда сегодня говорят о воздействии чуждых идеологических влияний, мы не должны забывать, что за ними стоят определенные ценности, определенные культурные символы других народов. А им может противостоять только собственная национальная символика, – подчеркнул Нурсултан Назарбаев, предложив к реализации ряд важнейших культурно-патриотических проектов, обращенных к прошлому, – «Туған жер» и «Духовные святыни», а также к настоящему и будущему – «Современная казахстанская культура в глобальном мире», «Новое гуманитарное знание: 100 новых учебников на казахском языке» и «100 новых лиц Казахстана».
Хлеба и зрелищ Как отмечает Президент, модернизация любого общества содержит в себе уникальный национальный код, истоки которого уходят корнями в прошлое. И нам важно его сохранить. Однако противоречивые процессы глобализации и здесь обнаруживают вызовы, которые резко обостряют проблему национальной идентичности.
Многие страны до 60-х годов прошлого века, а некоторые и в веке наступившем, модернизацию проводили через имитацию западной модели развития. Демократизация, рождение новых политических структур в Африке, Латинской Америке, некоторых странах СНГ на заре независимости не приводили к успешным преобразованиям. Государства, активно шедшие по этому пути, без учета национальных особенностей, переняли худшие черты западного общества и живут по принципу «хлеба и зрелищ». Нужно ли говорить, что такая глобализация размывает понятие суверенитета, обостряет для многих стран вопросы национального выживания.
Естественно, возник вопрос: что же делать, чтобы демократизация, информатизация, культурная стандартизация, с одной стороны, не конфликтовали с национальным культурным кодом, традициями, обычаями, с другой? Как сохранить историческую и культурную глубину, но при этом адаптироваться к новой технологической реальности?
Президент отвечает на эти вызовы, адаптируя к нашим реалиям опыт успешных западных стран и растущей невиданными темпами Азии, сохраняя при этом наши традиционные ценности. Это не слепое и бездумное копирование чуждых нам моделей. Это наш казахстанский путь, который уже доказал свою эффективность. Он зарождался в результате синтеза европейского прагматизма и восточной школы технологического развития с учетом национальных интересов нашей страны.
– В чем опасность господствующих сегодня моделей модернизации? – задается вопросом в статье Нурсултан Назарбаев. – В том, что модернизация рассматривается как переход от национальной модели развития к некой единой, универсальной. Но жизнь неизменно доказывает, что это ошибка! На практике разные регионы и страны выработали свои модели.
Так можно ли назвать модернизацию казахстанского общества успешной, а модель развития перспективной? В этом контексте стоит напомнить о словах Маргарет Тэтчер, сказанных в адрес Нурсултана Назарбаева.
– Он ставит перед собой и страной такие цели, на которые отважится не каждый. Для того чтобы достичь эти цели, Назарбаев не подлаживается под политические процессы, а направляет их. Иными словами, он управляет будущим.
К слову, именно способность адекватно оценивать ситуацию и прогнозировать будущее уберегли нашу страну от многих ошибок «транзитного» периода. Нурсултан Назарбаев – один из немногих лидеров понимал, что реформы, которые не соответствуют «поведенческим системам» общества, обречены на провал.
Поэтому модернизация общественного сознания в Казахстане всегда была тесно увязана с институциональными реформами, хотя и не артикулировалась так ярко, как сегодня. Как следствие, эволюция социума произошла разительная и в кратчайшие по историческим меркам сроки.
Оглядываясь назад, порой даже не верится, что ровно 20 лет назад мы еще только стояли на пороге больших перемен. Президент озвучил в то время свою первую долгосрочную Стратегию «Казахстан-2030», которая и совершила во многом перелом в общественном сознании. Она позволила дать населению понимание происходящих в стране процессов, обеспечить консолидацию политических сил, сделать акцент на развитие именно тех областей, развитие которых способно обеспечить мощный экономический эффект.
– Да, сегодня многим из нас очень трудно, – говорил Нурсултан Назарбаев в 1997 году. – А когда было легко? Разве было легко нашим дедам и отцам в этом столетии: в гражданскую войну, в периоды голода и мора, в годы массовых репрессий, в Великую Отечественную войну или в послевоенной разрухе? Разве было легко в прошлом и позапрошлом веке? Конечно, это история. Но ведь и сегодня на нашей планете ежегодно голодают и недоедают 800 миллионов человек, многие сотни миллионов людей не имеют крыши над головой. Миллионы гибнут в кровопролитных войнах. Чего же мы охаем и ахаем, затрачивая внутреннюю энергию на пустые баталии и брюзжание?
Философия успеха Сегодня, однако, перед нами стоят новые задачи, обозначенные в Стратегии «Казахстан-2050». И Президент понимает: добиться нового качества развития, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, попросту невозможно. Мир меняется, и мы вместе с ним. Процесс глобализации остановить невозможно – это стихия, которая может двигать прогресс, а может превратиться в разрушительный ураган. Новая реальность стирает границы и барьеры. С одной стороны, это позволяет приобщиться к последним технологическим достижениям, а с другой – порождает целый комплекс проблем.
– Новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха. Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. Я же хочу, чтобы она твердо стояла на земле. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены. Это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа, – отметил Глава государства.
Практика показывает, что в условиях глобализации выживают лишь те культуры, которые оказываются способными к адаптации или, говоря языком психологии, рационализации своей национальной идентификации. Яркий пример – японская культура, противопоставившая глобализации более мощный и убедительный национальный проект. Так, в 1950-е годы японские ученые предложили модель коллективной продуктивности, использующую общинные семейные ценности в жизни и производстве. А сегодня это уже третья экономика планеты.
В рамках визита в Японию в прошлом году Нурсултан Назарбаев особо отметил этот факт, подчеркнув, что успешному развитию способствует трудолюбие японского народа и его стремление к совершенствованию.
– Японская философия «кайдзен» позволила не только добиться управленческих и технологических высот, но и прочно вошла в копилку общечеловеческих ценностей. Могу отметить, что образ мыслей японского народа близок и созвучен мировоззрению казахов. Мы объединены общностью непростых, порой трагических судеб наших народов. Казахстан и Япония испытали на себе разрушительную мощь оружия массового поражения, – сказал Глава государства.
В Китае национальная модель модернизации также строится на базе собственной культуры. Китайцы – глубокие патриоты, не стремящиеся стать похожими на кого-то. Развитие здесь идет без радикальной смены социокультурных основ.
А еще есть пример Индии, «переварившей «британскую культуру». Это страны, выигравшие не только в «битве идентичностей», но и создавшие собственную модель развития. Они медленно меняли людей через образование, технологии, новые навыки и социальные структуры. Вестернизация там не приняла гипертрофированной формы.
Если говорить об общих чертах модернизации в незападных странах, то их объединяют патриотизм, конкурентоспособность, утилитаризм и коллективная субъектность. Казахстан, к слову, выбрал в чем-то схожий путь. Чтобы обеспечить развитие страны, оставить ее потомкам сильной и процветающей, Президент выделил 6 направлений модернизации сознания как общества в целом, так и каждого казахстанца. Это конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, эволюционное, а не революционное развитие и, наконец, открытость сознания.
Если же говорить о качествах, которые могут лечь в основу национального успеха, – это трудолюбие, стремление к новым знаниям, адаптивность и решительность. Все они свойственны казахскому народу, нравы и ценности которого формировались в условиях перекрестка цивилизаций, Великого шелкового пути, специфики кочевой цивилизации и беспрестанной борьбы за независимость. Традиционное уважение к старшим в свою очередь позволяет нивелировать конфликт поколений, сглаживает проблему отцов и детей.
Однако все-таки нельзя недооценивать идеологическое влияние и пропаганду чуждого нам образа жизни, который может быть определен и как «общество всеобщего потребления».
Президент в связи с этим отмечал, что все ценности мировой цивилизации, в том числе инновационные стимулы прогресса, создаются человеческим трудом, а не виртуальными манипуляциями, и выдвинул концепцию Общества Всеобщего Труда. Это одна из сверхзадач Стратегии «Казахстан-2050», призванная консолидировать созидательный труд и усилия каждого гражданина.
– Сколько бы государство ни прилагало усилий к тому, чтобы повысить уровень благосостояния населения, он не вырастет, если каждый казахстанец не станет трудолюбивым хозяином своей судьбы, не будет ценить и приумножать то, что есть хорошего в стране. По словам одного из самых известных физиков-теоретиков нашего времени Стивена Хокинга, человечество вступает в эру самоопределения собственной эволюции, которая требует непрерывной модернизации, – говорил Глава государства, обращаясь к молодежи в 2012 году, в ходе лекции в Назарбаев Университете.
В целом успешно проведенная модернизация не может не затронуть культурные, а следовательно, идентификационные коды нации. Это эволюционный процесс, призванный закрепить новые качества, способные обеспечить конкурентоспособность страны и расстаться с тем, что мешает развитию.
– Модернизация состоит и в том, что ряд архаических и невписывающихся в глобальный мир привычек и пристрастий нужно оставить в прошлом. Это касается и такой особенности нашего сознания, как региональное разделение единой нации. Знать и гордиться историей своего края – дело нужное и полезное. Вот только забывать о гораздо большем – о принадлежности к единой и великой нации – нельзя, – отметил Глава государства.
Объект или субъект? Президент Нурсултан Назарбаев сегодня делает все, чтобы Казахстан стал не объектом, а субъектом глобализации. Например, толерантность и гостеприимство казахов, возведенные в абсолют и принимающие формы глобального миротворчества, стали брендом, под которым нашу страну знают во всем мире. И эти ценности корнями уходят в прошлое.
Около полутора столетия назад американский инженер Эдвард Нельсон-Фелл, работавший управляющим Лондонской горнодобывающей компанией в Степном крае, оценивая правовое основание казахского гостеприимства, писал: «Это, конечно, чудесный закон, и ему повинуются повсеместно. Гостю аула ни в чем нельзя отказать, неважно, каковы были взаимоотношения между ним и хозяином… Долг гостеприимства властвует над всеми другими чувствами. Большинство законов и обычаев иногда нарушаются, но этот закон никогда».
Известный историк и востоковед Лев Гумилев, говоря о казахах и родственных им народах, отмечал, что дружить с ними просто: нужны лишь искренность в отношениях и уважение к их обычаям. Они не пытаются перестроить структуру партнера, принимая его таким, каков он есть.
«Казахская степь и казахские города были перекрестком диалога великих культур Юга и Востока, Севера и Запада. И так было всегда – от Бабуров до Бейбарса, от Ильтутмыша до Уалиханова», – пишет Нурсултан Назарбаев в своей книге «В потоке истории», отмечая способность народа постигать современный мир с его ускоряющейся динамикой.
«Абсолютно неопровержим один факт: культура казахской степи представляет собой сложнейшее и многоуровневое явление с глубочайшей исторической традицией. Особенности казахского сознания – это всегда стремление понять внутренний мир собеседника, вслушаться в ритм его мыслей и чувств, понять внутренние, скрытые основания взглядов собеседника. Это с одной стороны. А с другой – нет слепой веры в безусловную правильность только своей позиции. Легко воспринимается то, что другая сторона может быть столь же равноценной, хотя ее позиция и не вписывается в привычные представления», – эта цитата Президента объясняет в какой-то мере и суть казахстанской политики.
Казахское гостеприимство, таким образом, – элемент культурного кода нации, один из важнейших постулатов философии номадов, в центре которой всегда находился Человек. С философской точки зрения оно нейтрализует устойчивую конфронтацию «свой – чужой».
Другими словами, трансформируя свои национальные ценности под натиском глобализации, мы их не только не утратили, но и получили возможность продвигать на международном уровне наши традиции и обычаи. Именно эти и другие качества помогают нам сегодня противостоять новым вызовам.
Казахстан демонстрирует удивительную способность преодолевать культурные и цивилизационные разломы. И этот опыт становится все более востребованным, поскольку подсказывает единственно верный путь развития – единство в разнообразии. А потому наша страна уже не только объект, но и субъект глобализации, занимающий уникальную нишу в международной системе координат.
Наш народ отличается особенной толерантностью, предельной открытостью, истинным гостеприимством и уважительным отношением к другим цивилизациям. И наверное, поэтому давно уже никто не удивляется, что страна пользуется одинаковым доверием и на Востоке, и на Западе, а традиционные для казахов ценности легко и с удовольствием перенимают другие этносы, проживающие в Казахстане. Тем самым культура нашей страны обогащается, а опыт межнационального согласия становится предметом изучения за рубежом…