Модернизация Казахстана: управляя будущим

2310
Владимир Осипов
Что такое глобализация...

О глобализации много сказано – суть феномена изучается в различных научных трудах, вызывая горячие споры политиков, бизнесменов, культурных и религиозных деятелей. Причем некоторые считают глобализацию современным способом строительства всемирной Вавилонской башни, которая, по преданиям, стала мегапроектом древности, спровоцировавшим появление разделительных линий на карте мира, ввергнув человечество в эпоху войн и конфликтов.

Возникает вопрос: а какова роль глобализации? К чему она ведет? И видим, к сожалению, что именно с нею стали появляться новые цивилизационные разломы. Достаточно напомнить, что современный терроризм – один из ее продуктов.

Новые технологии, Интернет, всеобщий доступ к информации обострили сегодня, как никогда, вопросы социального неравенства, создавая благоприятную почву для распространения радикальных идей. И что характерно, в этот процесс втянуты уже не только депрессивные государства, но и благополучные территории. В частности, если говорить о конфликте в Сирии, то на стороне террористов немало выходцев из Европы. Актуально стоит этот вопрос и для государств постсоветского пространства. Из примерно 20 тыс. иностранных боевиков, воюющих в этой стране, почти 10 тыс. выходцы СНГ: чуть меньше половины из России, около 5 тыс. из стран Центральной Азии.

Тревожный сигнал? Более чем. Мы видим яркий пример глобализации со знаком минус. В нашу жизнь все активнее входят различные средства коммуникации, которые нередко пропагандируют чуждые нам деструктивные идеи. Информационная война, а по-другому уже и не скажешь, имеет столь серьезный масштаб, что только структурами ОДКБ ежегодно блокируются тысячи интернет-ресурсов, пропагандирующих идеи терроризма и экстремизма. Наибольший «урожай» случился в 2015 году, когда в рамках операции «Прокси» было выявлено более 57 тыс. сайтов, которые использовались для вербовки жителей Центральной Азии в так называемый ИГИЛ и другие экстремистские организации.

В целом борьба с терроризмом ведется бескомпромиссная как на реальном, так и на виртуальном фронтах. Но если говорить об этой работе комплексно, нужно понять одно – все это полумеры, если не сделать главного: мало что изменится, пока не будет выработан социальный иммунитет к чуждым идеологиям. Особенно это актуально сегодня, когда со своими амбициями, ожиданиями и жизненными планами на авансцену начинают выходить ровесники независимости.

Теория поколений, разработанная учеными из США Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом, показывает, что каждое новое поколение соответствует трем критериям. Во-первых, сталкивается с одинаковыми ключевыми историческими событиями и социальными веяниями. Во-вторых, разделяет определенные общие убеждения и модели поведения. В-третьих, эти люди ментально близки друг другу, что облегчает поиск соратников.

Поэтому новое поколение – это всегда новые требования к миру, поиск цели и смысла жизни. Иногда этот процесс, что и говорить, идет с юношеским максимализмом, случается, сопряжен с заблуж­дениями. И здесь очень важно направить, подсказать, задать нужный вектор, дать верные ценностные установки. Об этом, собственно, и рассуждает Нурсултан Назарбаев в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Ведь модернизация измеряется не только стремлением к саморазвитию, но и тем, что нам «вкладывают» в голову.

– Когда сегодня говорят о воздействии чуждых идеологических влияний, мы не должны забывать, что за ними стоят определенные ценности, определенные культурные символы других народов. А им может противостоять только собственная национальная символика, – подчеркнул Нурсултан Назарбаев, предложив к реализации ряд важнейших культурно-патриотических проектов, обращенных к прошлому, – «Туған жер» и «Духовные святыни», а также к настоящему и будущему – «Современная казахстанская культура в глобальном мире», «Новое гуманитарное знание: 100 новых учебников на казахском языке» и «100 новых лиц Казахстана».

Хлеба и зрелищ

Как отмечает Президент, модернизация любого общества содержит в себе уникальный национальный код, истоки которого уходят корнями в прошлое. И нам важно его сохранить. Однако противоречивые процессы глобализации и здесь обнаруживают вызовы, которые резко обостряют проблему национальной идентичности.

Многие страны до 60-х годов прошлого века, а некоторые и в веке наступившем, модернизацию проводили через имитацию западной модели развития. Демократизация, рождение новых политических структур в Африке, Латинской Америке, некоторых странах СНГ на заре независимости не приводили к успешным преобразованиям. Государства, активно шедшие по этому пути, без учета национальных особенностей, переняли худшие черты западного общества и живут по принципу «хлеба и зрелищ». Нужно ли говорить, что такая глобализация размывает понятие суверенитета, обостряет для многих стран вопросы национального выживания.

Естественно, возник вопрос: что же делать, чтобы демократизация, информатизация, культурная стандартизация, с одной стороны, не конфликтовали с национальным культурным кодом, традициями, обычаями, с другой? Как сохранить историческую и культурную глубину, но при этом адаптироваться к новой технологической реальности?

Президент отвечает на эти вызовы, адаптируя к нашим реалиям опыт успешных западных стран и растущей невиданными темпами Азии, сохраняя при этом наши традиционные ценности. Это не слепое и бездумное копирование чуждых нам моделей. Это наш казахстанский путь, который уже доказал свою эффективность. Он зарождался в результате синтеза европейского прагматизма и восточной школы технологического развития с учетом национальных интересов нашей страны.

– В чем опасность господствующих сегодня моделей модернизации? – задается вопросом в статье Нурсултан Назарбаев. – В том, что модернизация рассматривается как переход от национальной модели развития к некой единой, универсальной. Но жизнь неизменно доказывает, что это ошибка! На практике разные регионы и страны выработали свои модели.

Так можно ли назвать модернизацию казахстанского общества успешной, а модель развития перспективной? В этом контексте стоит напомнить о словах Маргарет Тэтчер, сказанных в адрес Нурсултана Назарбаева.

– Он ставит перед собой и страной такие цели, на которые отважится не каждый. Для того чтобы достичь эти цели, Назарбаев не подлаживается под политические процессы, а направляет их. Иными словами, он управляет будущим.

К слову, именно способность адекватно оценивать ситуацию и прогнозировать будущее уберегли нашу страну от многих ошибок «транзитного» периода. Нурсултан Назарбаев – один из немногих лидеров понимал, что реформы, которые не соответствуют «поведенческим системам» общества, обречены на провал.

Поэтому модернизация общественного сознания в Казахстане всегда была тесно увязана с институциональными реформами, хотя и не артикулировалась так ярко, как сегодня. Как следствие, эволюция социума произошла разительная и в кратчайшие по историческим меркам сроки.

Оглядываясь назад, порой даже не верится, что ровно 20 лет назад мы еще только стояли на пороге больших перемен. Президент озвучил в то время свою первую долгосрочную Стратегию «Казахстан-2030», которая и совершила во многом перелом в общественном сознании. Она позволила дать населению понимание происходящих в стране процессов, обеспечить консолидацию политических сил, сделать акцент на развитие именно тех областей, развитие которых способно обеспечить мощный экономический эффект.

– Да, сегодня многим из нас очень трудно, – говорил ­Нурсултан Назарбаев в 1997 году. – А когда было легко? Разве было легко нашим дедам и отцам в этом столетии: в гражданскую войну, в периоды голода и мора, в годы массовых репрессий, в Великую Отечественную войну или в послевоенной разрухе? Разве было легко в прошлом и позапрошлом веке? Конечно, это история. Но ведь и сегодня на нашей планете ежегодно голодают и недоедают 800 миллионов человек, многие сотни миллионов людей не имеют крыши над головой. Миллионы гибнут в кровопролитных войнах. Чего же мы охаем и ахаем, затрачивая внутреннюю энергию на пустые баталии и брюзжание?

Философия успеха

Сегодня, однако, перед нами стоят новые задачи, обозначенные в Стратегии «Казах­стан-2050». И Президент понимает: добиться нового качества развития, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, попросту невозможно. Мир меняется, и мы вместе с ним. Процесс глобализации остановить невозможно – это стихия, которая может двигать прогресс, а может превратиться в разрушительный ураган. Новая реальность стирает границы и барьеры. С одной стороны, это позволяет приобщиться к последним технологическим достижениям, а с другой – порождает целый комплекс проблем.

– Новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха. Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. Я же хочу, чтобы она твердо стояла на земле. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены. Это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа, – отметил Глава государства.

Практика показывает, что в условиях глобализации выживают лишь те культуры, которые оказываются способными к адаптации или, говоря языком психологии, рационализации своей национальной идентификации. Яркий пример – японская культура, противопоставившая глобализации более мощный и убедительный национальный проект. Так, в 1950-е годы японские ученые предложили модель коллективной продуктивности, использующую общинные семейные ценности в жизни и производстве. А сегодня это уже третья экономика планеты.

В рамках визита в Японию в прошлом году Нурсултан Назарбаев­ особо отметил этот факт, подчеркнув, что успешному развитию способствует трудолюбие японского народа и его стремление к совершенствованию.

– Японская философия «кайдзен» позволила не только добиться управленческих и технологических высот, но и прочно вошла в копилку общечеловеческих ценностей. Могу отметить, что образ мыслей японского народа близок и созвучен мировоззрению казахов. Мы объединены общностью непростых, порой трагических судеб наших народов. Казахстан и Япония испытали на себе разрушительную мощь оружия массового поражения, – сказал Глава государства.

В Китае национальная модель модернизации также строится на базе собственной культуры. Китайцы – глубокие патриоты, не стремящиеся стать похожими на кого-то. Развитие здесь идет без радикальной смены социокультурных основ.

А еще есть пример Индии, «переварившей «британскую культуру». Это страны, выигравшие не только в «битве идентичностей», но и создавшие собственную модель развития. Они медленно меняли людей через образование, технологии, новые навыки и социальные структуры. Вестернизация там не приняла гипертрофированной формы.

Если говорить об общих чертах модернизации в незападных странах, то их объединяют патриотизм, конкурентоспособность, утилитаризм и коллективная субъектность. Казахстан, к слову, выбрал в чем-то схожий путь. Чтобы обеспечить развитие страны, оставить ее потомкам сильной и процветающей, Президент выделил 6 направлений модернизации сознания как общества в целом, так и каждого казахстанца. Это конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, эволюционное, а не революционное развитие и, наконец, открытость сознания.

Если же говорить о качествах, которые могут лечь в основу национального успеха, – это трудолюбие, стремление к новым знаниям, адаптивность и решительность. Все они свойственны казахскому народу, нравы и ценности которого формировались в условиях перекрестка цивилизаций, Великого шелкового пути, специфики кочевой цивилизации и беспрестанной борьбы за независимость. Традиционное уважение к старшим в свою очередь позволяет нивелировать конфликт поколений, сглаживает проблему отцов и детей.

Однако все-таки нельзя недооценивать идеологическое влияние и пропаганду чуждого нам образа жизни, который может быть определен и как «общество всеобщего потребления».

Президент в связи с этим отмечал, что все ценности мировой цивилизации, в том числе инновационные стимулы прогресса, создаются человеческим трудом, а не виртуальными манипуляциями, и выдвинул концепцию Общества Всеобщего Труда. Это одна из сверхзадач Стратегии «Казахстан-2050», призванная консолидировать созидательный труд и усилия каждого гражданина.

– Сколько бы государство ни прилагало усилий к тому, чтобы повысить уровень благосостояния населения, он не вырастет, если каждый казахстанец не станет трудолюбивым хозяином своей судьбы, не будет ценить и приумножать то, что есть хорошего в стране. По словам одного из самых известных физиков-теоретиков нашего времени Стивена Хокинга, человечество вступает в эру самоопределения собственной эволюции, которая требует непрерывной модернизации, – говорил Глава государства, обращаясь к молодежи в 2012 году, в ходе лекции в Назарбаев Университете.

В целом успешно проведенная модернизация не может не затронуть культурные, а следовательно, идентификационные коды нации. Это эволюционный процесс, призванный закрепить новые качества, способные обеспечить конкурентоспособность страны и расстаться с тем, что мешает развитию.

– Модернизация состоит и в том, что ряд архаических и невписывающихся в глобальный мир привычек и пристрастий нужно оставить в прошлом. Это касается и такой особенности нашего сознания, как региональное разделение единой нации. Знать и гордиться историей своего края – дело нужное и полезное. Вот только забывать о гораздо большем – о принадлежности к единой и великой нации – нельзя, – отметил Глава государства.

Объект или субъект?

Президент Нурсултан ­Назарбаев сегодня делает все, чтобы Казахстан стал не объектом, а субъектом глобализации. Например, толерантность и гостеприимство казахов, возведенные в абсолют и принимающие формы глобального миротворчества, стали брендом, под которым нашу страну знают во всем мире. И эти ценности корнями уходят в прошлое.

Около полутора столетия назад американский инженер Эдвард Нельсон-Фелл, работавший управляющим Лондонской горнодобывающей компанией в Степном крае, оценивая правовое основание казахского гостеприимства, писал: «Это, конечно, чудесный закон, и ему повинуются повсеместно. Гостю аула ни в чем нельзя отказать, неважно, каковы были взаимоотношения между ним и хозяином… Долг гостеприимства властвует над всеми другими чувствами. Большинство законов и обычаев иногда нарушаются, но этот закон никогда».

Известный историк и востоковед Лев Гумилев, говоря о казахах и родственных им народах, отмечал, что дружить с ними просто: нужны лишь искренность в отношениях и уважение к их обычаям. Они не пытаются перестроить структуру партнера, принимая его таким, каков он есть.

«Казахская степь и казахские города были перекрестком диалога великих культур Юга и Востока, Севера и Запада. И так было всегда – от Бабуров до Бейбарса, от Ильтутмыша до Уалиханова», – пишет ­Нурсултан Назарбаев в своей книге «В потоке истории», отмечая способность народа постигать современный мир с его ускоряющейся динамикой.

«Абсолютно неопровержим один факт: культура казахской степи представляет собой сложнейшее и многоуровневое явление с глубочайшей исторической традицией. Особенности казахского сознания – это всегда стремление понять внутренний мир собеседника, вслушаться в ритм его мыслей и чувств, понять внутренние, скрытые основания взглядов собеседника. Это с одной стороны. А с другой – нет слепой веры в безусловную правильность только своей позиции. Легко воспринимается то, что другая сторона может быть столь же равноценной, хотя ее позиция и не вписывается в привычные представления», – эта цитата Президента объясняет в какой-то мере и суть казахстанской политики.

Казахское гостеприимство, таким образом, – элемент культурного кода нации, один из важнейших постулатов философии номадов, в центре которой всегда находился Человек. С философской точки зрения оно нейтрализует устойчивую конфронтацию «свой – чужой».

Другими словами, трансформируя свои национальные ценности под натиском глобализации, мы их не только не утратили, но и получили возможность продвигать на международном уровне наши традиции и обычаи. Именно эти и другие качества помогают нам сегодня противостоять новым вызовам.

Казахстан демонстрирует удивительную способность преодолевать культурные и цивилизационные разломы. И этот опыт становится все более востребованным, поскольку подсказывает единственно верный путь развития – единство в разнообразии. А потому наша страна уже не только объект, но и субъект глобализации, занимающий уникальную нишу в международной системе координат.

Наш народ отличается особенной толерантностью, предельной открытостью, истинным гостеприимством и уважительным отношением к другим цивилизациям. И наверное, поэтому давно уже никто не удивляется, что страна пользуется одинаковым доверием и на Востоке, и на Западе, а традиционные для казахов ценности легко и с удовольствием перенимают другие этносы, проживающие в Казахстане. Тем самым культура нашей страны обогащается, а опыт межнационального согласия становится предметом изучения за рубежом…

Популярное

Все
Ключевой ориентир – человекоцентричность
«Небо открыто для инвестиций»: эксперт в сфере о том, как превратить аэропорты Казахстана в глобальные грузовые хабы
Пространство силы, искусства и характера
Первую красавицу Казахстана выбрали в Алматы
В Талдыкоргане прошел форум «Мейірімді Жетiсу»
125 лет без антракта
Казахский национальный театр драмы им. М. Ауэзова открыл сотый сезон
ИИ расширяет творческий диапазон
Область демонстрирует высокие темпы роста
Золотой столп духовности
Комплексные меры дают результаты
Акцент на качестве и эффективности
В поддержку мирного атома
В интересах страны
Расширенное стратегическое партнерство развивается
«Совесть меня научила бесстрашию...»
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты
Служат два товарища
Невидимый, но важный и достойный труд
Нейроучитель в кармане
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Ушла из жизни казахстанская тележурналистка Диля Ибрагимова
О погоде в Казахстане на 2-4 декабря сообщили синоптики
Вооружённые Силы РК приведут в высшую степень боеготовности в связи с началом нового учебного года
Завершена реконструкция автодороги Кызылорда – Жезказган
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги
214 млрд тенге выделят в ближайшие три года на субсидирование внедрения водосберегающих технологий в АПК
О погоде в Казахстане на ближайшие три дня сообщили синоптики
Различают только по погонам
В Алматинской области найдена галерея петроглифов
Каменные идолы острова Пасхи оказались результатом соперничества независимых общин
В основе успеха – кооперация науки и производства
Международный форум поисковых отрядов стран СНГ прошел в Павлодаре
Атака на КТК наносит ущерб двусторонним отношениям Казахстана и Украины – МИД РК
Отважного школьника наградили за поимку автоугонщика
Актюбинская школьница победила в республиканском конкурсе по профилактике мошенничества
Правила аттестации педагогов будут пересмотрены
Инструмент противодействия манипуляциям и фейкам
Теперь в планах Азиада и Олимпиада
Началось строительство сталелитейного завода
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Из казармы в кампус
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Политика здравого смысла
Все строго по правилам
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Уверенный рост экономики Приаралья

Читайте также

Чем известна легендарная казахстанская крепость Аккесене
Полвека назад начались крупномасштабные раскопки на городищ…
В зале Улуг Улуса в Национальном музее РК собрано множество…
Марат Тажин провел заседание нацкомиссии по реализации "Рух…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]