– Светлана Кабыкеновна, чем была обусловлена необходимость внедрения в Казахстане новых инструментов, которые стали технически доступными лишь в последние годы?– Стремительное развитие средств коммуникаций открывает принципиально новые возможности для государственных органов по оптимизации процедур оказания услуг казахстанцам. В ответ на технологические вызовы XXI века Глава государства Нурсултан Назарбаев поставил перед Правительством страны задачу обеспечения эффективного диалога между государством и его гражданами посредством современных инструментов в формате «электронного правительства».
Важнейшее направление данной работы – обеспечение доступности государственных услуг на основе современных информационно-коммуникационных технологий. Это дает возможность эффективно решать «старые» проблемы, хорошо знакомые миллионам казахстанцев: долгое ожидание в очередях государственных органов, многократные обращения по одному и тому же вопросу, длительность оформления документов, недостаток информации о процедуре получения услуги.
Уже становится обыденным обеспечение онлайн-доступа потребителей к государственным услугам посредством веб-портала «электронного правительства» www.egov.kz. Сегодня можно с уверенностью констатировать, что упрощение процедур предоставления госуслуг привело к повышению их эффективности, в том числе через такой ключевой инструмент, как единая точка доступа ко всем информационным ресурсам госорганов.
– Любое начинание требует тщательной проработки планов, чтобы избежать ошибок при внедрении принципиально новых методик и телекоммуникационных технологий. Какие направления работы на первоначальном этапе были определены разработчиками в качестве приоритетных?– В рамках трансформации государственных услуг и перевода их на более качественный уровень с использованием телекоммуникационных технологий в республике реализуется план по оптимизации бизнес-процессов, предусматривающий наряду с сокращением количества документов, требуемых от населения, также уменьшение сроков исполнения.
Все помнят, что еще недавно для предоставления государственной услуги граждане должны были предоставлять весьма объемный перечень бумажных документов. Сегодня же межведомственная интеграция информационных систем и баз данных позволяет различным госорганам использовать существующий массив информации для оперативного оказания услуг.
Разумеется, в первую очередь была скорректирована законодательная база для введения новых требований, обеспечения новых инструментов и технических возможностей в рамках реализации Плана по оптимизации государственных услуг. С этой целью принят Закон от 17 марта 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации и автоматизации государственных услуг в социально-трудовой сфере», а также утвержден значительный перечень подзаконных нормативных правовых актов.
– Появятся ли вместе с долгожданной интеграцией информационных сервисов и баз данных различных министерств и ведомств новые виды услуг в области социальной защиты населения?– Перспективное направление деятельности министерства – разработка и внедрение принципиально новых для Казахстана «композитных» государственных услуг. Это предусматривает одновременное получение заявителем нескольких видов услуг, оказываемых различными услугодателями.
Так, с 1 июня текущего года в Казахстане начата реализация в пилотном режиме композитной услуги «Регистрация и постановка на учет безработных граждан и назначение социальной выплаты на случай потери работы». В результате с 1 января будущего года гражданин, потерявший работу, при обращении в уполномоченный орган по вопросам занятости (Центр занятости) с одним документом, удостоверяющим личность, может одновременно встать на учет и зарегистрироваться в качестве безработного, а также оформить документы на назначение в случае потери работы социальной выплаты из Государственного фонда социального страхования (ГФСС).
Таким образом, при одном обращении гражданину будут оказаны две государственные услуги, что устранит необходимость посещения нескольких госорганов.
Планируется введение еще двух новшеств, которые также значительно упростят процедуру получения государственных услуг. Например, внедрение новой «композитной» услуги, которая включает в себя проведение первичной медико-социальной экспертизы с одновременным оформлением документов для предоставления социальных реабилитационных мероприятий, прием документов на назначение государственного социального пособия (ГСП) и специального государственного пособия (СГП) по инвалидности, а также социальной выплаты на случай утраты трудоспособности из ГФСС. В общем, при одном обращении в уполномоченный орган «композитная» услуга предоставит гражданину страны сразу четыре услуги.
Еще одним нововведением в будущем станет предоставление государственной услуги «Назначение социальных выплат при наступлении социальных рисков: по уходу за ребенком до одного года» на веб-портале «электронного правительства». Это позволит на основании лишь одного электронного заявления оформить пособие на рождение ребенка за счет средств республиканского бюджета и социальную выплату в случае потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста одного года.
И все это можно будет осуществить через веб-портал «электронного правительства», не выходя из дома, что немаловажно для любой молодой мамы, занятой уходом за новорожденным. Разумеется, эти виды социальных выплат можно оформить и классическим путем через Государственный центр по выплате пенсий.
– Столь серьезные реформы требуют и законодательной поддержки, поскольку в корне меняют внутренний алгоритм и обработки запросов от населения, и принятия решений государственных органов. Какая работа проведена в этом направлении?– Разумеется, упрощение процедур оказания государственных услуг в социально-трудовой сфере, а также межведомственная интеграция баз данных потребовали адаптации действующего законодательства по социальному обеспечению к новым инструментам и постоянно расширяющимся функциональным возможностям веб-портала «электронного правительства».
Своевременные изменения и дополнения, принятые 17 марта текущего года, закрепили положительную динамику в сфере оказания государственных услуг путем оптимизации бизнес-процессов, интеграции информационных систем и баз данных, а также в последовательном расширении сфер применения электронных документов и электронной цифровой подписи.
Например, раньше заявитель мог обратиться за назначением социальной выплаты по утрате трудоспособности только в Государственный центр по выплате пенсий (ГЦВП). А теперь, в соответствии с прогрессивными нововведениями в законодательстве, гражданин получает возможность подать заявление на социальные выплаты как в ЦОН по месту жительства, так и в структурное подразделение уполномоченного государственного органа при проведении первичной медико-социальной экспертизы.
Можно констатировать, что взятый за основу принцип «одного окна» привел не только к повышению эффективности предоставления государственных услуг, но и продолжает межведомственную интеграцию информационных ресурсов госорганов, обеспечивает доступ к ним из единой точки обращения.
– Значительное упрощение бюрократических процедур не может не вызвать положительную реакцию жителей страны. Какие перспективы вы видите в связи с расширением электронных услуг?– Отмечу один положительный момент, который стал важнейшим аспектом внедрения новых технологий в нашу повседневность. Имею в виду эффективное взаимодействие граждан с государственными органами, повышение степени доверия и качества диалога населения с властью при неукоснительном соблюдении конфиденциальности персональных данных.
Так, с внедрением онлайн-услуг не только улучшилось качество государственных услуг, но и в ряде случаев повысилась оперативность их предоставления, что очень существенно в наше время. Проводимая совместно с другими государственными органами модернизация действующих информационных систем и их последующая интеграция позволят значительно сократить бумажный документооборот, что непременно скажется на ускорении принятия соответствующих решений.
При этом уже достигнутые результаты совместной работы по интеграции ранее локальных информационных систем, в том числе в области предоставления социальных услуг, позволяют с оптимизмом говорить, что выбранный курс стратегически верный. Он позволит не только значительно улучшить качество взаимоотношений между гражданами и государством, но и оптимизировать бизнес-процессы в государственных органах со значительной экономией времени, финансовых средств и прилагаемых усилий. Начатая работа будет продолжена.