Фото © Игорь Бургандинов
Гости Астаны озвучили десятки сообщений о традиционной мировой музыке, а в конце почти каждого рабочего дня слушали выступления народных и профессиональных исполнителей. И хотя тюркская музыка звучала целую неделю, интерес к ней не остыл и в заключительный день форума. В концертной программе нашли отражение разные этапы развития тюркской музыкальной культуры, начиная с выступления якутского олонхосута (исполнителя эпоса Олонхо). Это древнее сочинение поется без инструментального сопровождения, при этом используется стиль горлового пения – уникальный феномен, появившийся на тюркской земле. Сохранился такой вокал в основном у малых народов – алтайцев, тувинцев, хакасов.
Такие же древние, как и эпос якутов, традиции у казахов связаны с кыл-кобызом, родоначальником всех смычковых инструментов, и сыбызгы – продольной флейтой. Домбра – двухструнный, а встречался и трехструнный, инструмент по преимуществу сольный и предназначенный не только для аккомпанемента. С ее помощью состязались в айтысах, исполняли уникальные кюи, чисто инструментальные пьесы крупного жанра, жыры (иначе – дастаны) – эпические сочинения.
Эпос казахов и кыргызов – более поздний, относится к феодальному периоду. Тем не менее и он отражает высочайший уровень развития культуры у тюркских народов. Чего стоит, например, грандиозный "Манас", который вошел в Репрезентативный список ЮНЕСКО.
Конференция завершилась, отзвучали последние мелодии замечательных концертов, осталось обобщить и издать ее материалы, которые, несомненно, обогатят мировую музыкальную науку.