На грани падения

793
Екатерина Бескорсая, Павлодар
Местные власти предлагают пока один выход из ситуации: павлодарцам нужно взять у государства взаймы и участвовать в программе модернизации ЖКХ, чтобы платить за замену лифта в рассрочку – в среднем по тысяче тенге в месяц в течение 15 лет. Пока добровольцев не нашлось.

Ситуация с лифтовым хозяйством начала обостряться в конце 1990-х годов: после приватизации жилья никто средства в обслуживание лифтов не вкладывал, и они стали регулярно выходить из строя. Тем более что и срок экс­плуатации многих из них к тому времени закончился.

Повлиять хоть как-то на ситуа­цию пыталось коммунальное предприя­тие «Павлодарлифт». В какой-то период лифты даже начали возвращать в городскую собственность – удалось перевести на баланс больше 500 подъемников. Можно сказать, что жильцам этих домов повезло. Но цифры, конечно, не особо впечатляют: с 2005 по 2009 год модернизировано 84 лифта, в 2012-м – всего 3, в 2013-м – 12. А в городе их почти полторы тысячи.

По словам руководителя отдела жилищной инспекции Павлодара Кизата Жакупова, на 1 апреля 2017 года в областном центре в жилых домах зарегистрировано 1 430 лифтов, и все они без исключения принадлежат жителям, то есть из коммунальной собственности постепенно вывели даже те 500, что там были последние годы. А ТОО «Павлодарлифт» вообще приватизировали. 1 178 подъемников отработали свой нормативный срок, 68 требуют первоочередной замены. Именно с номинальными владельцами таких подъемников, то есть с жителями домов, в которых агрегаты дышат на ладан, власти работают в первую очередь.

– У нас разработан график проведения собраний участников кондоминиумов, где нужно срочно менять лифты, – рассказывает Кизат Жакупов. – На этих мероприятиях присутствуют представители управляющих компаний, то есть КСК, сотрудники отдела жилищной инспекции, отдела ЖКХ, правда, кворума жильцов зачастую нет, поэтому параллельно проводится письменный опрос, чтобы к 25 мая мы знали, кто согласен участвовать в программе модернизации.

На встречи с павлодарцами чиновники приходят подготовленными: у них есть прайсы и ценовые предложения разных фирм, которые могут заменить лифты. Стоит оборудование вместе с доставкой и монтажом в среднем 5 млн тенге. И такая цифра шокирует многих жильцов.

Руководитель одной из семи павлодарских фирм, занимающихся обслуживанием лифтового хозяйства, тоже отмечает этот факт. Михаил Редько рассказывает, что совсем недавно был на собрании жильцов: те понимают, что лифт ремонтировать надо, но платить за это не хотят.

– При этом спрашивают: почему, мол, в соседних подъездах в начале 2000-х лифты заменили за счет бюджета, а они должны раскошеливаться сами? Собственниками подъемника себя никто признавать не хочет, – говорит он.

ТОО «Павлодарлифт сервис», которым руководит Михаил, обслуживает 228 лифтов в Павлодаре, 142 подъемника свой нормативный срок уже отработали, здесь есть даже устройства 1978 года выпуска.

– Их надо утилизировать соглас­но техрегламенту Таможенного союза, – уточняет Михаил. – Мы, конечно, поддерживаем состояние лифтов, проводим техобслуживание дважды в месяц, ежедневно – техосмотры, чтобы обеспечить безопасность. Но старение металла никто не отменил.

Конечно, вопрос безопасности стоит остро. По большому счету переложили его сейчас на частный сектор. Как отметил Кизат Жакупов, в каждой «лифтовой» фирме есть аттестованный специалист, а функции госконтроля переданы от служб ЧС к региональным управлениям энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, правда, все организационные вопросы еще не решены, поэтому технические заключения о безопасности лифтов пока никто не выдает.

Михаил Редько вообще считает, что госструктуры не берут на себя ответственности, хотя все отработавшие нормативный срок лифты необходимо официально останавливать. Конечно, проводятся специальные обследования, которые позволяют продлить срок службы подъемника на год, три, в крайнем случае на 5 лет, но это не кардинальные меры.

Повысить безопасность позволяет и диспетчеризация лифтов. Раньше так и было: находясь в кабине, нажимаешь кнопку и сообщаешь о поломке. Сейчас же тебе в ответ никто и слова не скажет. А ведь услуга эта нужная: лифты в Павлодаре ломаются ежедневно, например, в среднем в месяц в ТОО «Павлодарлифт сервис» поступает 25–27 аварийных вызовов. Причем в эту цифру входят только те случаи, когда лифты стоят больше дня, а это чаще всего выходные, – электромонтеров на работе нет. Те же ситуации, когда кто-то застрял в подъемнике в будни, и в течение часа его освободили, а лифт отремонтировали, в общую статистику не входят.

В штате фирмы примерно 40 лифтеров и 10 электромехаников, и кадровый вопрос не менее актуален: ни один колледж региона не готовит специалистов для обслуживания лифтового хозяйства.

Популярное

Все
День столицы
Национальный день домбры
Токаев: "Астана стала зримым воплощением динамичного прогресса Казахстана и созидательных устремлений нашей нации в будущее"
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане
21 предприниматель оштрафован в этом году в Костанае за превышение торговой надбавки
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования правоохранительной службы, жилищного обеспечения и социальной защиты сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов, органов гражданской защиты и военнослужащих, а также исключения излишней законодательной регламентации в сфере деятельности органов внутренних дел
Экс-министр обороны получил новую должность
День безопасной дороги провели в Казахстане
Распоряжение Главы государства о назначении
Победителей групповой гонки чествовали в ВКО
Расписание соревнований казахстанских спорстменов с 30 июня по 6 июля
Антикор присоединили к КНБ
В Алматы военнослужащие поздравили ветерана войны с вековым юбилеем
16 млрд тенге инвестирует Казахтелеком в цифровую инфраструктуру Акмолинской области
В Казахстане 74% врожденных пороков сердца у плода выявляются до рождения ребенка
Казахстанский спецназ участвует в международных учениях «Анадолу - 2025»
Объемы производства флоат-стекла увеличились в Казахстане
Глава Минцифры встретился с представителями ведущей глобальной компании в сфере цифрового майнинга
Южнокорейский бизнес расширяет присутствие в Казахстане
Айгерим Алтынбек выступила на сцене с Андреа Бочелли
В Мангистау построили 4 современные школы за счет возврата государству активов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Закон Республики Казахстан
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки

Читайте также

Бюрократические барьеры уйдут в прошлое
С Днем рождения, Астана!
В Астане прошел турнир «Экстрабилити-2025»
«Город мечты» глазами детей

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]