На покой еще рановато 23 июня 2020 г. 11:58 860 Айгуль Турысбекова, Алматы Несмотря на пенсионный возраст, Юрий Петрович не собирается отдыхать, ведь у него масса задумок, которые нужно воплотить в жизнь. Десять лет назад он освоил английский язык и с тех пор преподает на нем свой предмет, а недавно поставил перед собой цель выучить и казахский. Педагог, заставший советскую систему образования (в школе он начал работать в далеком 1985 году), рассказывает, что после окончания КазПИ им. Абая не сразу стал учителем. Вначале работал агрономом, был научным сотрудником и даже строителем. Но однажды решительно вмешалась в его судьбу мама – настояла, чтобы он все-таки стал педагогом. Большая часть трудовой биографии учителя пришлась на период независимости. И конечно, он стал свидетелем многочисленных реформ в образовании. При этом считает: если вначале они были достаточно мягкими, то в последние годы профильное министерство начало все менять очень резко. – Не секрет, что обновленное содержание образования – некий прототип западной системы. В свое время я 2 месяца стажировался в США, проходил практику в старшей школе, где воочию столкнулся с американской моделью. Ее главная особенность – раскрыть потенциал учащихся, нацелив их на жизнь в конкурентоспособном обществе, – говорит мой собеседник. – На Западе проводится жесткое тестирование для перехода в старшую школу. Юрий Петрович убежден: все реформы должны проводиться комплексно. В свое время ему даже довелось выступать на парламентских слушаниях в Мажилисе Парламента, где он участвовал в дискуссии по поводу обновленной программы образования с нынешним министром Асхатом Аймагамбетовым. Учитель считает, что многие решения ведомства, в частности об отмене отчетов за 4-ю четверть, вызвали в педагогической среде позитивный отклик. – В сфере нашего образования поменяли содержание и структуру образовательного процесса, но экстренный переход на дистанционку наглядно показал: система должна перестраиваться, – говорит Юрий Петрович. По его словам, необходимо менять и роль директора школы, который сегодня больше занят хозяйственными вопросами и выступает связующим звеном между учителями и высшим руководством. В современных условиях он призван стать грамотным менеджером и координатором. Его главными приоритетами в числе прочих должны быть внедрение образовательной платформы Zoom и организация качественного образовательного процесса. – Мы с коллегами не раз обсуждали вопросы дистанционного обучения и пришли к выводу, что начальную школу не стоит переводить на такую форму, ведь в начальных классах закладывается фундамент образования, а этот процесс должен основываться на прямом контакте с учителем, – говорит педагог. Юрий Петрович считает, что ученики среднего и старшего звена хорошо осваивали программу в дистанционном формате. Конечно, какая-то часть школьников, мягко говоря, игнорировала учебу, но большинство учеников добросовестно занимались в новых условиях. В будущем можно формировать небольшие группы из 10–15 человек для таких занятий. Другой вопрос, что такие предметы, как химия, физика, биология, предполагающие эксперименты, лабораторные задания, требуют реальных практических навыков, а значит, должны проводиться в классах. Кроме того, Юрий Петрович – сторонник экологического образования с организацией походов и экскурсий, которые, как он считает, воспитывают в детях любовь к родной земле. – До сих пор с улыбкой вспоминаю комический случай в горах, когда пятиклассница увидела корову и, показывая на вымя, с удивлением спросила: «Что это?» Когда я ей все объяснил, она испытала шок. Школьница была уверена: молоко дает не корова – его делает «Фуд мастер», – рассказывает учитель.Затронул Юрий Петрович и новую систему оценивания – так называемые СОР (суммативное оценивание за раздел) и СОЧ (суммативное оценивание за четверть). Многие данные нововведения критикуют, но его волнует другой аспект. Очень часто ученики сдают эти школьные экзамены, будучи больными. В частности, его опрос среди учеников 10–11-х классов показал: почти все из них хоть раз, но приходили на СОР и СОЧ с температурой, поскольку эти экзамены не пересдаются, а текущие оценки практически не учитываются. В этом он и видит минус системы. Ведь главным всегда должно быть здоровье. Юрий Пайисов уже более 10 лет преподает биологию на английском. А потому резонным показался вопрос: как он оценивает идею ввести преподавание некоторых предметов на этом языке в старших классах?..– Я начал преподавать свой предмет на английском языке, будучи учителем биологии лингвистической гимназии. Но к этому шел долго. Вначале в течение 2 лет 5 учителей из нашей школы ездили после уроков в институт и до позднего вечера занимались английским. Из 28 человек в группе экзамен сдали только 12. Позже Юрий Пайисов выиграл грант правительства США и проходил в Соединенных Штатах стажировку, после чего за свой счет ездил на Мальту, в Турцию и Израиль на языковые курсы. Ему пришлось активно учить язык в течение 10 лет, погружаясь в языковую среду. С тех пор он и ведет уроки на английском в 9–11-х классах. – Возможно, со мной многие не согласятся, но я сторонник элитарного образования, так как дети имеют абсолютно разные способности. Поэтому, что касается преподавания на английском в старших классах, скажу: подобная практика полезна только в специализированных школах, где есть подготовленные к таким занятиям ученики. Сам я сейчас учу казахский и надеюсь, что с 1 сентября буду говорить на нем на бытовом уровне. Поговорили мы и о вызовах, с которыми столкнулась система образования в результате пандемии: – Скажу банальную вещь: нет ничего невозможного для человека с интеллектом. И плюс пандемии в том, что она подтолкнула меня и моих коллег к освоению информационных технологий. Что же касается детей, то они к работе по программе Zoom, электронным учебникам, через Skype, мессенджеры готовы на все 100%. Но опять же, насколько это можно назвать полноценным образованием? Однажды я задал своим ученикам такой вопрос: «Ребята, я вам зачем?» А они отвечают: «Вы – мотиватор». По словам ребят, у них возникает много вопросов, ответы на которые не найдешь в Интернете. К тому же глобальная Сеть не может научить ученика логически думать и выражать свои мысли. Я всегда признаюсь детям, что прихожу в школу не работать, а получать удовольствие от общения с ними. Это не громкие слова. С тех пор как стал учителем, я перестал быть бедным. Профессия дает очень много возможностей для развития: окончил курсы по туризму, имею диплом профессионального гида-инструктора, тренера по веревочному курсу и во всем этом нахожу гармонию. Но мое главное достижение и гордость – ученики, нашедшие свое место в жизни. Со следующего учебного года в нашей лингвистической гимназии биология остается только в среднем звене. В 10-11-х классах ее не будет, но у меня есть планы по организации кружков и факультативов. В нынешнем году я вел на английском языке интересный факультатив «Экология Семиречья». Ученики 10-го класса собрали очень много материала, обсуждали интересные темы, сделали великолепный доклад о Шокане Уалиханове, об истории казахских семиреченских родов, снимали ролики. Это достаточно интегрированный курс, поэтому надо думать о будущем, на покой мне еще рановато.
4 сентября 2025 г. 16:42 «День сурка» по-казахски: как прошла закрытая премьера фильма Qaitadan в Астане
6 сентября 2025 г. 14:55 Решение экологических проблем Кызылординской области – на контроле мажилисменов
22 августа 2025 г. 17:19 Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
20 августа 2025 г. 0:00 Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»