
Его знали многие, вернее, очень многие – в Казахстане, где он родился и жил, и далеко за его пределами. Это удел людей, которым выпало счастье заниматься любимым делом – тем, о чем грезишь в розовом детстве.
Хотя именно от детских грез Олега пытался «излечить» еще отец. Известный казахстанский кинодокументалист Вячеслав Белялов упросил знакомых ученых взять юношу в экспедицию Заилийского орнитологического отряда, чтобы тот отведал всех удовольствий кочевой жизни.
Как раз с того самого момента «болезнь» и начала прогрессировать: младший Белялов стал работать ассистентом оператора у своего отца, объехал и обошел Казахстан вдоль и поперек, участвовал в создании более 20 документальных фильмов, в том числе как сценарист, режиссер и оператор, и оставил уникальную коллекцию фотографий к сотне полиграфических проектов.
Широкий размах журавлиных крыльев, пристальный взгляд желтых кошачьих глаз, вздыбленный гребень разноцветных чешуек вспугнутой рептилии… Фотографии Олега Белялова узнаваемы по особому состоянию – они живые: дышащие, светящиеся, цветущие и пахнущие.
Вот потянуло легким ветром с поляны, заставленной стогами свежего сена. А вот из нежно-розовой чаши первоцвета пахнуло едва уловимым весенним ароматом. За мазары старого кладбища тяжело оседает кровавое закатное солнце, а вершины скалистых гор ослепляют белизной ледников.
Ретроспективная выставка Олега Белялова «География души» позволяет посмотреть на мир глазами влюбленного в него человека. Этот мир прекрасен, совершенен и неповторим. Иллюзия жизни, где ни один следующий кадр не может повторить предыдущего.
Впрочем, работы Олега Вячеславовича имеют несомненную научную ценность. Он так и остался большим любителем пернатых, поэтому легко собирался в сложнейшие экспедиции, чтобы в любое время года с фотоаппаратом или кинокамерой наперевес сутками ожидать встречи с представителями редких и интересных птиц. А потом с удовольствием рассказывал о полной драматизма жизни серого пустынного сорокапута или толстоклювого зуйка.
В своих документальных лентах «На родине тюльпанов», «Алтын-Емель. Жемчужина природы Казахстана», «Баянаул», «Семиречье», «Исповедь возле скал» он с упоением показывал редкую красоту родной земли и никогда не забывал напомнить, насколько она хрупка и ранима. «Моя задача, – говорил мастер, – в фильме показать, как я вижу эту природу, и если, не дай Бог, ее все-таки удастся кому-то уничтожить окончательно, хоть в кино останется то, какого уголка природы мы лишились».
Жизнь Олега Белялова оборвалась неожиданно и нелепо, ровно за месяц до 60-летнего юбилея. Он не смог пережить последствий коронавируса – мизерное создание природы отняло жизнь у большого и красивого человека с широко распахнутым сердцем, в котором вмещалось так много искренности и любви. Ну разве не ирония судьбы?
Олег Вячеславович тяжело переживал карантинные времена, его душа рвалась на свободу, а чтобы как-то занять свою деятельную натуру, он начал вести в соцсети иллюстрированный дневник. Из этих страниц должна была получиться книга, но записи внезапно оборвались, как осталась неоконченной и другая его книга – о знаменитом отце.
И все равно того, что оставил после себя тонко чувствующий жизнь фотохудожник Белялов, достаточно, чтобы разжечь в сердцах других искру любви, красоты и сострадания.