
Все просто
В прошлом году система выдачи водительских удостоверений в нашей стране претерпела существенные изменения. Корпорация «Правительство для граждан» через специальные ЦОНы принимает от граждан заявления и выдает готовые «корочки» на право вождения, а обработкой и изготовлением документов занимаются процессинговые центры, созданные на базе регистрационно-экзаменационных отделов (РЭО).
Не исключаю, что на такой шаг государство пошло после того, как была проведена спецоперация в отделе регистрационно-экзаменационной работы административной полиции Южно-Казахстанского областного департамента внутренних дел. По ее итогам 38 человек, среди которых 26 бывших сотрудников ДВД ЮКО, в основном регистрационно-экзаменационного отдела управления административной полиции, привлекли к уголовной ответственности. В совокупности осужденным вменили в вину 144 факта незаконной выдачи водительских прав и 353 случая незаконной регистрации автомашин.
То, что водительские «корочки» могут быть лучшим подарком на день рождения или иной личный праздник, в городе знали давно. Получить права было вполне возможным, даже если именинник никогда не учился в автошколе и не знаком с элементарными Правилами дорожного движения. Поэтому и понадобилось срочно исключить из процесса экзаменации водителей пресловутый человеческий фактор, полностью автоматизировав сдачу теоретического и практического экзаменов в спецЦОНах и сделав его максимально прозрачным.
Кроме того, специализированные ЦОНы оказались удобными с точки зрения экономии времени. К примеру, стало возможным получить водительское удостоверение на право вождения транспортных средств категории A (мотоциклы) и B (легковые автомобили), не посещая автошколу. Свидетельство о прохождении в ней курсов больше не требуется.
Отныне каждый может дома выучить Правила дорожного движения (ПДД), самостоятельно освоить навыки езды и сдать тесты на автодроме, во время которых также не обязательно присутствие дорожных полицейских.
Более того, с 1 июля прошлого года регистрационно-экзаменационные подразделения (РЭП) административной полиции преобразованы в процессинговые центры, в функции которых входит обработка документов, поступающих в автоЦОНы. Чтобы получить водительские права, достаточно в спецЦОНе сдать экзамен, который предполагает 2 этапа – теоретический и практический.
Если в ходе компьютерного тестирования удастся правильно ответить минимум на 32 вопроса из 40, до вожделенного мига получения водительского удостоверения остается только один шаг – экзамен на вождение.
Практический экзамен сдается точно так же в спецЦОНе, на автоматизированном автодроме. В Шымкенте сегодня работают 3 специализированных ЦОНа, но только один из них оборудован автоматическим автодромом, то есть имеет комплекс специальных технических средств и сооружений, предназначенных для приема практического экзамена на получение права управления автотранспортными средствами.
Несколько легковых автомобилей, а также 2 микроавтобуса – IVECO и Sprinter – оборудованы специальными датчиками, позволяющими в автоматическом режиме, без участия экзаменатора производить оценку прохождения испытательных упражнений. При этом салон транспортного средства оборудован системой видеонаблюдения, 4 камеры фиксируют происходящее в онлайн-режиме, обеспечивая непрерывное видеонаблюдение процесса приема практического экзамена с обзором в 360 градусов и передачей видеоинформации на рабочее место диспетчерского пункта для ее дальнейшей архивации.
Данные не просто автоматически передаются в диспетчерский пункт – система оценки в автоматическом режиме рассчитывает результат каждого упражнения и проверки в целом. По окончании практического экзамена кандидат в водители получает его результат в распечатанном виде с указанием допущенных ошибок, а на мониторе непосредственно в салоне автомобиля демонстрируется итоговый результат.
– 50 штрафных баллов, молодец, прошел! – руководитель управления координации фронт-офиса Шымкентского филиала АО «Правительство для граждан» Ерлан Кулпидин поздравляет курсанта, успешно завершившего сдачу практического экзамена.
Лицо Галымжана Утебая озаряет улыбка, хотя по всему видно, что он заметно переволновался. Молодой человек рассказывает, что на пробном экзамене на автодроме он вел автомобиль куда увереннее, о чем свидетельствует и прежний результат – всего 5 штрафных баллов.
– Каждый курсант имеет право пройти пробное тестирование на управление автомобилем, уплатив за эту услугу определенную сумму, размер зависит от категории транспортного средства, – поясняет Ерлан Кулпидин. – С инструктором в салоне, который всегда готов помочь советом. Отсюда и практически идеальный результат на пробном этапе в данном случае. Непосредственно же экзамен на вождение будущий водитель сдает сам, наши сотрудники только предварительно консультируют его, знакомя с методикой работы системы. Конечно, психологический фактор дает о себе знать.
Тем, кто с первого раза не справился с волнением и это отразилось на результате, особо переживать не стоит. Есть возможность прийти снова. И только в случае, если кандидат на получение водительского удостоверения не сумеет трижды сдать экзамен, то в следующий раз он сможет это сделать только через полгода.
По старинке
А вот водители Шымкента, желающие получить водительское удостоверение на право вождения крупногабаритных автомашин, даже спустя полгода после оптимизации государственных услуг по регистрации транспортных средств и выдаче «корочек» находятся в несколько дискриминационном положении. Это происходит из-за того, что существующий в спецЦОНе автоматизированный автодром имеет узкие полосы движения и не соответствует данному классу автомобилей.
В итоге водители вынуждены сдавать практическое вождение по старинке, демонстрируя свои умения перед экзаменационной комиссией. Правила приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений это допускают. Правда, автодром должен иметь соответствующие параметры.
В Шымкенте такой один. Он принадлежит одной из двух автошкол, занимающихся подготовкой водителей пассажирских и грузовых автотранспортных средств с прицепом (категорий D, D1, СЕ, DЕ, С1Е, D1E), хотя в Шымкенте в общей сложности насчитывается около двух десятков автошкол.
– В декабре прошлого года мы заключили меморандум о сотрудничестве с руководством ТОО УПЦ «Отан-Шымкент», – говорит заместитель директора Шымкентского филиала корпорации «Правительство для граждан» Айдос Ашенов. – Теперь 2 раза в неделю, во вторник и в четверг, на автодроме этой автошколы проходит сдача экзамена по практическому вождению на автотранспорте, который также предоставляет автошкола.
Со времен Союза эта автошкола остается единственной на весь Шымкент и Туркестанскую область, где принимают экзамены на вождение крупногабаритного транспорта. Так что сдавать вождение сюда едут из всех районов. Зато даже жителям Шымкента, равно как и всего региона, желающим получить права категории DE и сесть за руль большого автобуса, приходится ехать в Алматы, поскольку в Шымкенте нет такого автодрома.
Отсюда понятны сетования руководителя Ассоциации городских автоперевозчиков Дархана Каюпова, на всех уровнях повторяющего, что в Шымкенте не готовят водителей общественного транспорта, отсюда – острый дефицит кадров для работы на городских маршрутах.
– Весной на авторынке «Аргымак» предполагается строительство еще одного, четвертого по счету, автоЦОНа, – информирует Айдос Ашенов. – Там будет автоматизированный автодром, позволяющий сдавать практическое вождение абсолютно на все категории, включая управление крупногабаритным автотранспортом. Пока же единственная возможность повысить свою квалификацию – пройти проверку на автодроме ТОО УПЦ «Отан-Шымкент».
– КамАЗ с прицепом есть у меня, МАН с фургоном и с прицепом, вот ЗИЛ, на газе работающий, чтобы поменьше расходов было, – знакомит со своим хозяйством директор автошколы ТОО УПЦ «Отан-Шымкент» Батыр Бердиев. – На этих машинах проходят обучение наши курсанты, на них же сдают практическое вождение, как и выпускники других автошкол. Эти машины используются в коммерческих целях, но во вторник и четверг они всегда на автодроме.
Не ставя под сомнение правдивость слов директора автошколы, не могу не сказать о том, что сюда я приезжала дважды. В первый раз, а это был вторник, в полдень на автодроме не было ни души – ни экзаменационной комиссии, ни выпускников автошкол, ни автомобилей, не считая одиноко стоявшего ЗИЛа, родом из прошлого века. Тогда мне объяснили, что я опоздала, экзамен уже завершен, все разошлись и разъехались.
Договорились, что приеду в четверг. Стоит ли говорить, что в этот день на автодроме был совсем иной коленкор: машины, люди, в полном сборе экзаменационная комиссия. Она состоит из 3 человек, включая инспектора процессингового центра, представителя автошколы и сотрудника государственной корпорации. Возглавлял комиссию инспектор процессингового центра майор полиции Жанат Турапбаев.
Чуть в стороне от членов комиссии несколько курсантов оживленно беседуют, готовясь показать навыки практической езды. Первым попытать удачу решается 29-летний Азимбай Аликназаров. Водитель с 7-летним стажем решил сменить место работы и заняться междугородными перевозками пассажиров. Месячная учеба в автошколе позади, осталось только сдать вождение.
– Когда проезжал автодром, остановился на запрещающий знак светофора, стоп-линию не нарушил, включил габаритные огни, поворотники – все нормально, – комментирует движение КамАЗа с прицепом Жанат Турапбаев. – А вот задний ход у водителя не отработан. Все, достаточно, 2 попытки, и обе неудачные.
Снимаем с экзамена!
Расстроенный Азимбай Аликназаров уступает водительское место КамАЗа следующему претенденту. 38-летний Кудратулла Исламбаев решил стать дальнобойщиком, прошел месячный курс обучения в автошколе и предпринимает первую попытку сдать экзамен по вождению.
– Горел желтый свет светофора, запрещающий движение, но он продолжил ехать, – Жанат Турапбаев делает замечания по ходу движения очередного водителя. – На знак «Уступи дорогу» не остановился и сразу повернул направо. А вот задний ход на «отлично» выполнил.
– Десять лет за рулем, и такие грубые нарушения ПДД. Чем вы это можете объяснить? – интересуюсь у инспектора.
– На дороге он так не поедет, просто на автодроме непривычно, – считает Жанат Турапбаев. – В одном квадрате сосредоточены все ПДД, все знаки сконцентрированы, из-за этого и ошибки.
– А так упражнение он хорошо выполнил по практической езде и тронулся с места правильно, – подключается к разговору член экзаменационной комиссии – завуч автошколы ТОО «Жайна кайсар» Мунира Халметова. – На поворотах спокойно двигался, без сбоев. А вот на знак светофора не среагировал. Просто участок узкий и коротковатый, из-за этого, я так думаю. А так все нормально.
– Может, автодром не предназначен для таких маневров?
– Нет, автодром соответствует всем требованиям, – убежден Жанат Турапбаев. – Иначе никто бы здесь не развернулся и любой другой маневр не смог выполнить. Соответствует вполне. Просто чисто психологически не готов водитель.
– А что, собственно, требуется от курсантов?
– Правильный старт, проезд перекрестка со светофором, соблюдение знаков дорожного движения, повороты, задний ход, остановка – этого достаточно, – перечисляет критерии оценки Жанат Турапбаев. – Видите же, какие ошибки допускают? При сдаче практического экзамена надо знать ПДД, соблюдать знаки. Если здесь водитель выдержит экзамен, то на дорогах может спокойно ездить. Все это предусмотрено Правилами дорожного движения, от себя мы ничего не придумываем.
Из 5 курсантов, решившихся сесть за руль в тот день, практический экзамен сдал только один. Остальным придется вернуться на автодром снова, чтобы повторить попытку.
Жанат Турапбаев говорит, что всякий раз отсев на вождении очень большой. И это нормально, ведь на экзаменационную комиссию возлагается огромная ответственность. Если дать «добро» на выдачу водительского удостоверения водителю, который толком не может управлять крупногабаритным автомобилем, это может закончиться плачевно.
В 2018 году в Шымкенте в общей сложности произошло 369 крупных ДТП, в которых погибли 78 (!) человек, ранены 436. В прошлом году картина была не намного лучше. Свой вклад в печальную статистику вносят и водители крупногабаритных транспортных средств. К примеру, с участием автобусов в позапрошлом году совершено 12 ДТП, в которых погибли трое, ранены 20 граждан. В 2019-м соответственно 8 аварий и четверо погибших.
Водители грузовых автомобилей в 2018-м стали участниками 28 ДТП с 9 погибшими и 35 ранеными. 2019 год – 8 аварий, в которых погибли двое и ранены семеро. Без сомнения, в таком количестве дорожных аварий и смертей есть вина и автошкол, которые, судя по экзамену, на котором я побывала, недостаточно хорошо готовят водителей. Так что введение автоматизированной системы сдачи теоретического и практического экзаменов, исключающей человеческий фактор, – важнейшая задача.
– Чисто теоретически могу предположить, что у нас выдают права людям, которые выезжают на дорогу с грузом весом от 30 до 40 тонн, не имея достаточной квалификации, – высказывает свою позицию по данной проблеме предприниматель Болатбек Нижаметдинулы, владеющий одной из самых крупных в стране транспортных компаний по грузоперевозкам. – Не потому ли в Казахстане самая высокая смертность на дорогах?
Если верить статистике, то по Южному Казахстану за 2018 год выданы 7 472, за 2019-й – 5 516 водительских прав категории CE, позволяющих управлять автомобилем-тягачом с полуприцепом, длина которого превышает 16 м. Где все эти тысячи человек проходили практические занятия и проходили ли вообще?
Действительно, по всему выходит, что все те, кто сдавал вождение, приезжали на экзамен именно сюда. Это какие же здесь были очереди, даже представить страшно! Иное дело сейчас. По словам Жаната Турапбаева, 2 раза в неделю на экзамен приходят в среднем 5–6 человек, иногда 10, не больше. Это на экзамен, а ведь еще надо где-то учиться водить! Где они это делают, выяснить так и не удалось, хотя подготовка этого материала заняла почти 2 месяца...
Согласившийся обсудить проблему подготовки водителей, Болатбек Нижаметдинулы считает, что эта сфера по-прежнему остается без должного контроля. Как результат – автошколы есть, а автодромов со специальной инфраструктурой до сих пор нет. А если бы действовали жесткие требования к автодромам и автошколам, к сдаче экзаменов и практических навыков езды, тогда бы люди учились, ответственно подходили к данному вопросу. Это сразу же сказалось бы на дисциплине водителей, уменьшилось бы число аварий.
Предприниматель предлагает сдачу экзаменов на водительское удостоверение организовать по принципу ЕНТ, когда на главный экзамен дети идут без смартфонов и шпаргалок, проходя через металлоискатели. И на вопросы отвечают под присмотром видеокамер.
– Необходимы сертифицированный автоматизированный автодром для грузового и пассажирского транспорта, поголовная фиксация на видео при сдаче экзаменов по практическому вождению, чтобы исключить коррупционные риски, – убежден мой собеседник. – Не обойтись и без ужесточения контроля над автошколами по всей стране, которых следует обязать согласовывать основные программы обучения, а также получать заключения о соответствии требованиям учебно-материальной базы. Пока же, как это ни печально, получение прав у нас напоминает выдачу лицензии на убийство. Отсюда и мировое лидерство республики по числу смертей на дорогах.