Все местные медицинские работники обеспечены компьютерами в полном объеме, сообщает пресс-служба областного управления здравоохранения. На каждом из 5 260 рабочих мест установлена ЭВМ. Правда, пока еще не все они подключены к Интернету. Но все же показатель весьма высок: в 374 из 398 профильных учреждений районных центров и городов подключение есть. Лишь 22 медицинские организации в наиболее отдаленных населенных пунктах Мойынкумского, Кордайского, Таласского, Байзакского, Жамбылского и Меркенского районов не имеют доступа к Всемирной сети.
– Проблема заключается в технической части, – отметила главный специалист службы общественного здравоохранения областного управления здравоохранения Гульнара Исмаилова. – Больше всего неподключенных медпунктов (12) в Кордайском районе, где преобладает горный рельеф. Для АО «Казахтелеком» провести Интернет там оказалось сложно. В настоящее время рассматриваются другие варианты.
В любом случае в рамках «дорожной карты» цифровизации здравоохранения области до конца года вопрос будет полностью закрыт. Параллельно повсеместно внедряются комплексные медицинские информационные системы Elsi Med и Damu Med, позволяющие использовать документооборот в электронном формате в больницах и поликлиниках, в которых работают 43 лечебные организации региона. В повседневной деятельности их используют почти 9 440 медработников. Что касается населения, то в системе Damu Med, предназначенной для обслуживания поликлиник, зарегистрированы более 60 700 жамбылцев.
– Благодаря тому, что системы доступны на мобильных устройствах, появилась возможность самостоятельно встать в очередь, не выходя из дома, – отметила Гульнара Исмаилова. – Теперь пациенты сами могут выбирать подходящее для них время, когда сходить на прием к тому или иному врачу. Вместе с тем разгрузились работники регистратуры, заметно сократились живые очереди. Сегодня их создают в основном пожилые люди, привыкшие к старой системе, и те, кто не имеет возможности записаться на конкретное время в силу различных обстоятельств. Кроме того, система позволяет больным вызвать врача на дом, в любое время просмотреть результаты анализов и так далее.
Участковым медсестрам теперь не нужно ходить по домам или обзванивать индивидуально каждого из прикрепленных жителей для прохождения планового скрининга или ежегодного профосмотра. Все это будет делаться автоматически через мобильное приложение, что значительно облегчает работу помощников врачей. Медсестры будут заниматься только курированием пациентов. Надо сказать, что пока пациент не пройдет профосмотр, не сможет записаться на прием к специалистам. За последнее время местному населению направлено свыше 154 тыс. мобильных уведомлений, а на прием к врачу через цифровые устройства записались более 752 тыс. человек.
– В случае экстренных вызовов при поликлиниках открыты фильтр-кабинеты, которые обслуживают больных с высокой температурой, повышенным артериальным давлением, симптомами инфекционных заболеваний... Также сформирована служба неотложной помощи, которая, как и в скорой медпомощи, работает круглосуточно и обязана обслужить в течение часа. Ей переданы пациенты четвертой категории. В основном в их числе люди с хроническими заболеваниями, которым не грозит опасность для жизни. Все остальные пациенты приходят по записи, сделанной через мобильное приложение, личный кабинет на сайте Damu Med или электронные терминалы в лечебных организациях. Тем, кому сложно пользоваться цифровыми технологиями, к примеру пожилым людям, можно, как и раньше, записаться на прием через регистратуру, – пояснила Гульнара Исмаилова.
Вместе с тем постепенно уходят в небытие справки, больничные листы, направления на анализы и другие бумажные документы. Все это можно просматривать в электронном формате через мобильное приложение системы Damu Med, которое находится в свободном доступе на Play Market и App Store. Делается упор на то, чтобы к концу текущего года перевести все данные о пациентах в электронный формат. Теперь они не будут теряться, как это нередко бывало прежде при утере амбулаторных карт, ведь вся информация о пациенте записывается в индивидуальном электронном паспорте здоровья. Чтобы просмотреть ее, достаточно ввести ИИН. Эти паспорта внедрены для более 776 тыс. жамбылцев, что составляет около 70% от общего числа пользователей информационной системы «Регистр прикрепленного населения».
К примеру, в городской поликлинике № 1 документооборот в цифровом формате начался с конца прошлого лета. По словам главного врача Боты Узденбаевой, он ведется по 47 выходным формам. Чтобы получить медуслугу, пациент должен предоставить только удостоверение личности. Схема уже отработана, к ней постепенно привыкают и медработники, и пациенты.
Для удобства во всех 20 организациях первичной медико-санитарной помощи открыты посты обучения цифровой грамотности. Благодаря им навыкам использования цифровых новшеств обучены свыше 513 тыс. человек, что составляет порядка 98% от прикрепленного населения.
Что касается пациентов, то многих устраивает нововведение, но вместе с тем некоторых волнует вопрос соблюдения конфиденциальности личной информации в электронных паспортах здоровья. Как заверили в областном управлении здравоохранения, этот вопрос регулируется законодательством РК и все сведения в электронных амбулаторных картах – врачебная тайна. Их разглашение не допускается даже после смерти пациентов.
В целом цифровизация дала возможность объединить всю разрозненную информацию системы здравоохранения в единую сеть. Порталы, по которым прежде работали стационары и поликлиники, в скором времени будут полностью интегрированы между собой. Вместе с тем продолжается активное использование телемедицины.
Кроме того, в последнее время в регионе широко применяется программа iKomek, установленная на станциях скорой медпомощи.
– Если раньше бывало, что при поступлении жалоб по телефону допускались какие-то ошибки, к примеру в написании фамилии или даты рождения больного, – рассказала Гульнара Исмаилова, – теперь это исключено, поскольку все жалобы через ИИН поступают сразу в электронную базу iKomek, а затем их перенаправляют диспетчеры. Программа также позволяет дежурным фельдшерам мгновенно получать на планшет всю информацию о больных, к которым едут. Прежде такого не было. Кроме того, сегодня нет необходимости возвращаться в учреждение для получения следующего вызова, что заметно экономит государственные средства и драгоценное время, которое в неотложной помощи, как известно, на вес золота.